г. Тюмень |
|
26 мая 2021 г. |
Дело N А81-6806/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 мая 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Лукьяненко М.Ф.,
судей Аникиной Н.А.,
Ткаченко Э.В.,
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Ящук Нины Петровны на решение от 20.11.2020 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа (судья Воробьева В.С.) и постановление от 25.02.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи: Грязникова А.С., Краецкая Е.Б., Сидоренко О.А.) по делу N А81-6806/2020 по иску общества с ограниченной ответственностью "Инновационные технологии" (629004, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Салехард, ул. Республики, д. 67, оф. 210, ИНН 8602196404, ОГРН 1128602024385) к индивидуальному предпринимателю Ящук Нине Петровне (ИНН 890500024986, ОГРНИП 304890513200055) о взыскании 605 794 руб. 14 коп.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: индивидуальный предприниматель Чумаченко Александр Иванович (ИНН 890505285237, ОГРНИП 307890529500041).
В заседании приняла участие индивидуальный предприниматель Ящук Нина Петровна по паспорту.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Инновационные технологии" (далее - истец, ООО "Инновационные технологии", Общество) обратилось в арбитражный суд с иском к индивидуальному предпринимателю Ящук Нине Петровне (далее - Ящук Н.П., ответчик, предприниматель) о взыскании 566 315 руб. 34 коп. задолженности по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с января 2019 года по январь 2020 года; 39 478 руб. 80 коп. пени за период с 13.01.2020 по 14.08.2020 с начислением пени по день уплаты долга.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен индивидуальный предприниматель Чумаченко Александр Иванович (далее -Чумаченко А.И., третье лицо).
Решением от 20.11.2020 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа, оставленным без изменения постановлением от 25.02.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, предприниматель обратилась с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований либо направить дело на новое рассмотрение.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает на отсутствие доказательств реального оказания услуг; считает, что договор не заключен, проект договора был направлен в январе 2019 года, то есть истец предлагал распространить его действие на весь 2019 год, начиная с 01.01.2019; услуги фактически не оказывались, документы для оплаты услуг составлены в одностороннем порядке; ссылается на то, что ответчик не относится к субъекту, на которого возложена обязанность по заключению договора по оказанию услуг, связанных с вывозом ТКО, поскольку реальными отходами являются офисные, которые вывозились Чумаченко А.И. на основании заключенного с ним договора.
В судебном заседании заявитель поддержала доводы жалобы, заявила ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств, которое судом округа отклонено с учетом полномочий суда кассационной инстанции (статья 286 АПК РФ).
Проверив законность обжалуемых судебных актов на основании статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), исходя из доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые решение и постановление не подлежат отмене или изменению.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО "Инновационные технологии" в соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ямало-Ненецкого автономного округа от 18.04.2018 N 4001-19/111, заключенным с Департаментом тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа, является региональным оператором по обращению с ТКО в пределах зоны деятельности, определенной в соответствии с соглашением с 01.01.2019.
Предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и текст типового договора, адресованное потребителям (физическим и юридическим лицам), размещены ООО "Инновационные технологии" в печатном средстве массовой информации - газете "Красный Север" N 101 (16342), а также на официальном сайте регионального оператора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Указывая на оказание услуг и отсутствие оплаты, ООО "Инновационные технологии" обратилось к предпринимателю с требованием об оплате задолженности (претензия от 28.01.2020).
Ссылаясь на то, что в период с января 2019 года по январь 2020 года истцом оказаны услуги ответчику по вывозу ТКО на сумму 566 315 руб. 34 коп., поскольку оказанные услуги оплачены не были, Общество обратилось в суд с настоящим иском.
В силу пункта 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО определен в Правилах N 1156, в которых утверждена форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
В соответствии с пунктом 4 Правил N 1156 обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Согласно пункту 8(17) Правил N 1156 региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Пунктом 8(18) Правил N 1156 предусмотрено, что до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно пункту 1 статьи 781 ГК РФ, заказчик обязан оплатить оказанные ему услуг в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Как следует из пункта 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ, пункта 8(18) Правил N 1156, до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и Соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 утверждены Правила коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов (далее - Правила N 505), согласно которым коммерческому учету подлежат объем и (или) масса ТКО с использованием средств измерения, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, или расчетного способа в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО (пункт 1).
Пунктом 5 Правил N 505 установлено, что коммерческий учет ТКО осуществляется, в том числе расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления; исходя из массы ТКО, определенной с использованием средств измерения.
Нормативы накопления ТКО для объектов предприятия торговли утверждены Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 24.12.2018 N 1349-П "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов для объектов общественного назначения, расположенных на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (за исключением организаций, финансируемых из окружного и местного бюджетов)" (далее Постановление N 1349-П) и от 13.01.2020 N 6-П "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов для объектов общественного назначения, расположенных на территории Ямало-Ненецкого автономного округа" (далее - Постановление N 6-П).
В соответствии с примечанием к Постановлению N 1349-П и к Постановлению N 6-П нормативы накопления ТКО применяются при отсутствии в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенном с региональным оператором по обращению с ТКО, условия о коммерческом учете ТКО исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные по делу доказательства, исходя из того, что договор на обращение с ТКО между Обществом и предпринимателем не подписан, следовательно, в силу пункта 8 (15) Правил N 1156 договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора; учитывая, что ответчик в исковой период осуществлял деятельность по адресам: Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Ноябрьск, ул. Энтузиастов, дом N 26, квартира 4; Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Ноябрьск, промузел Пелей панель 3 промзона, установив, что истцом в период с января 2019 года по январь 2020 года были оказаны услуги по вывозу ТКО в отношении объектов потребителя на общую сумму 566 315 руб. 34 коп., что отражено в представленных в материалы дела универсальных передаточных документах, однако ответчик оплату оказанных услуг не произвел, принимая во внимание отсутствие доказательств того, что потребитель не пользовался предоставляемой региональным оператором услугой по обращению с ТКО, что услуги оказывались иными лицами, а также что утилизация отходов производилась иным способом, суды пришли к правомерному выводу об оказании истцом услуг и обязанности ответчика их оплатить, в связи с чем правомерно удовлетворили исковые требования.
Учитывая изложенное, доводы жалобы о том, что договор не заключен, проект договора был направлен в январе 2019 года, то есть истец предлагал распространить его действие на весь 2019 год, начиная с 01.01.2019, судом округа отклоняются как необоснованные, поскольку само по себе отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором, что прямо предусмотрено положениями пункта 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ и пункта 5 Правил N 1156.
Проверяя расчет задолженности, установив, что договор на оказание услуг по обращению с ТКО ответчиком не подписан, заявка ИП Ящук Н.П. на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО в установленном Правилами N 1156 порядке в адрес ООО "Инновационные технологии" не поступала, условие о коммерческом учете ТКО исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО, между региональным оператором и предпринимателем не согласовано, суды правомерно исходили из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, так как для применения иного расчета соответствующие сведения отсутствуют, с учетом того, что в соответствии с данными выписки из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении ИП Ящук Н.П. основным видом экономической деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности является торговля розничная мебелью в специализированных магазинах.
Установив нарушение сроков оплаты услуг, руководствуясь статьями 329, 330 ГК РФ, судами правомерно удовлетворено требование о взыскании неустойки в размере 39 478 руб. 80 коп.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии доказательств реального оказания услуг подлежат отклонению, поскольку суды, оценив представленные по делу доказательства, в том числе УПД, пришли к выводу о доказанности факта оказания услуг.
Довод заявителя жалобы о том, что ответчик не относится к субъекту, на которого возложена обязанность по заключению договора по оказанию услуг, связанных с вывозом ТКО, был предметом рассмотрения апелляционного суда и обоснованно отклонен с указанием на то, что образование ТКО является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека (определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.02.2016 N 309-ЭС15-13978), следовательно, по общему правилу функционирование любого субъекта гражданского оборота неизбежно вызывает формирование отходов; Ящук Н.П. на праве собственности принадлежат: нежилое помещение в многоквартирном доме, расположенное по адресу: г. Ноябрьск, ул. Энтузиастов, д. 26, кв. 4, общей площадью 141 кв. м и нежилые помещения в административно-офисном здании, расположенном по адресу: г. Ноябрьск, промузел Пелей, панель 3 (промзона), общей площадью 434,8 кв. м, в исковой период предпринимателем осуществлялась деятельность по указанным адресам: магазин комфортмебель и магазин комфорт.
Отклоняя довод заявителя жалобы о том, что реальными отходами являются офисные, которые вывозились Чумаченко А.И. на основании заключенного с ним договора, суды исходили из того, что третьим лицом осуществляется прием отходов тары, упаковки и упаковочных материалов из полиэтилена загрязненные и др. пластика; отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства, Чумаченко А.И. не осуществляет деятельность по обращению с ТКО.
Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению ввиду их недоказанности, кроме того, они не опровергают выводов судов, а по своей сути направлены на иную оценку имеющихся доказательств и установленных судом фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права, в том числе являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебных актов, арбитражными судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела не допущено. Решение и постановление отмене не подлежат.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы относятся на заявителя в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 20.11.2020 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа и постановление от 25.02.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А81-6806/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.Ф. Лукьяненко |
Судьи |
Н.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод заявителя жалобы о том, что ответчик не относится к субъекту, на которого возложена обязанность по заключению договора по оказанию услуг, связанных с вывозом ТКО, был предметом рассмотрения апелляционного суда и обоснованно отклонен с указанием на то, что образование ТКО является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека (определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.02.2016 N 309-ЭС15-13978), следовательно, по общему правилу функционирование любого субъекта гражданского оборота неизбежно вызывает формирование отходов; Ящук Н.П. на праве собственности принадлежат: нежилое помещение в многоквартирном доме, расположенное по адресу: г. Ноябрьск, ул. Энтузиастов, д. 26, кв. 4, общей площадью 141 кв. м и нежилые помещения в административно-офисном здании, расположенном по адресу: г. Ноябрьск, промузел Пелей, панель 3 (промзона), общей площадью 434,8 кв. м, в исковой период предпринимателем осуществлялась деятельность по указанным адресам: магазин комфортмебель и магазин комфорт."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26 мая 2021 г. N Ф04-2130/21 по делу N А81-6806/2020