г. Тюмень |
|
28 мая 2021 г. |
Дело N А45-24039/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 мая 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Киричёк Ю.Н.
судей Дружининой Ю.Ф.
Шохиревой С.Т.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Рязановым И.А., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СИТЭК" на решение от 01.12.2020 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Наумова Т.А.) и постановление от 16.03.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Хайкина С.Н., Бородулина И.И., Кривошеина С.В.) по делу N А45-24039/2020 по заявлению Западно-Сибирской транспортной прокуратуры (630003, город Новосибирск, улица Саратовская, дом 13, ИНН 5405347680, ОГРН 1075405016257) к Обскому Управлению государственного речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (630099, город Новосибирск, улица Щетинкина, дом 49, этаж 7, офис 700, ИНН 5407003540, ОГРН 1055407057661) о признании незаконным приказа от 19.07.2019 N 6/лиц.
Иные лица, участвующие в деле: общество с ограниченной ответственностью "СИТЭК" (117342, город Москва, улица Бутлерова, дом 17, этаж 4, комната 67, ИНН 5505222251, ОГРН 1145543036760), общество с ограниченной ответственностью "Эволти-Ресурс" (115035, город Москва, улица Садовническая, дом 71, строение 1, ИНН 9705072635, ОГРН 1167746723649).
В заседании приняли участие:
до перерыва путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Новосибирской области (судья Мартынова М.И.) представитель Западно-Сибирской транспортной прокуратуры Васильева Е.Н. на основании служебного удостоверения;
после перерыва представитель Западно-Сибирской транспортной прокуратуры Козырева М.В. на основании служебного удостоверения и поручения от 25.05.2021;
в онлайн посредством использования веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" представители:
от общества с ограниченной ответственностью "СИТЭК" - Герасимова Я.В. по доверенности от 23.01.2019;
от общества с ограниченной ответственностью "Эволти-Ресурс" - Майкова С.Ю. по доверенности от 01.10.2020.
Суд установил:
в Арбитражный суд Новосибирской области после отмены апелляционным определением от 21.08.2020 Томского областного суда решения от 25.12.2019 Парабельского районного суда Томской области поступило уточненное в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявление Западно-Сибирской транспортной прокуратуры (далее - прокуратура) к Управлению государственного речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - управление, лицензирующий орган) о признании незаконным приказа от 19.07.2020 N 6/лиц, обязании лицензирующего органа прекратить право общества с ограниченной ответственностью "СИТЭК" (далее - общество, ООО "СИТЭК") на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем речном транспорте на земельном участке береговой полосы, расположенном по адресу: Томская область, Парабельский район, Новосельцевское сельское поселение, протока Кольджа, 1,3 км ниже устья реки Чигас посредством аннулирования лицензии от 19.07.2019 серии МР-4 N 003433.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "СИТЭК", общество с ограниченной ответственностью "Эволти-Ресурс" (далее - ООО "Эволти-Ресурс").
Решением от 01.12.2020 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 16.03.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное требование удовлетворено, приказ управления от 19.07.2019 N 6/лиц признан недействительным, на лицензирующий орган возложена обязанность устранить нарушения требований действующего законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности и принять меры, направленные на прекращение права ООО "СИТЭК" на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте на земельном участке береговой полосы, расположенном по адресу: Томская область, Парабельский район, Новосельцевское сельское поселение, протока Кольджа, 1,3 км ниже устья реки Чигас на основании лицензии от 19.07.2019 серии МР-4 N 003433.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
По мнению подателя кассационной жалобы, судами сделаны ошибочные выводы о несоответствии общества лицензионным требованиям и наличии в рассматриваемом случае правовых оснований для признания незаконным приказа управления от 19.07.2020 N 6/лиц.
В отзыве на кассационную жалобу прокуратура просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Иные участвующие в деле лица отзывы на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представили.
Представитель ООО "Эволти-Ресурс" в судебном заседании просила оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, 14.06.2019 ООО "СИТЭК" обратилось в лицензирующий орган с заявлением о выдаче лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем речном транспорте.
Приказом управления от 19.07.2019N 6/лиц обществу была выдана лицензия серии МР-4 N 003433 на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте на земельном участке береговой полосы, расположенном по адресу: Томская область, Парабельский район, Новосельцевское сельское поселение, протока Кольджа, 1,3 км ниже устья реки Чигас.
На основании поступившего 25.07.2019 в прокуратуру обращения ООО "Эволти-Ресурс" по вопросу необоснованной выдачи ООО "СИТЭК" лицензии на право осуществления погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем речном транспорте прокуратурой в период с 07.08.2019 по 16.08.2019 проведена проверка соблюдения управлением требований законодательства о лицензировании, в ходе которой установлена неправомерная выдача обществу лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам (природный газ) на внутреннем водном транспорте.
Указанное обстоятельство послужило основанием для вынесения в отношении лицензирующего органа представления от 16.08.2019 N 23-13/72-2019 об устранении выявленных нарушений закона.
Поскольку выявленные нарушения управлением устранены не были, прокуратура обратилась в суд с заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование, суды первой и апелляционной инстанций признали обоснованными требования прокуратуры, поскольку лицензия от 19.07.2019 серии МР-4 N 003433 выдана управлением обществу с нарушениями требований действующего законодательства.
Суд округа, оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
В соответствии с подпунктом 28 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах подлежит лицензированию.
Частую 1 статьи 13 Закона N 99-ФЗ установлено, что для получения лицензии соискатель лицензии представляет по установленной форме в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 13 Закона N 99-ФЗ к заявлению о предоставлении лицензии прилагаются копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом лицензирующий орган не вправе требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных частью 3 настоящей статьи (часть 4 статьи 13).
Порядок лицензирования погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте в период спорных правоотношений регулировался Положением о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2012 N 193 (далее - Положение N 193).
Пунктом 3 Положения N 193 предусмотрено, что погрузочно-разгрузочная деятельность включает, в том числе работы по перегрузке опасных грузов на внутреннем водном транспорте с одного транспортного средства на другое транспортное средство (одним из которых является судно) непосредственно и (или) через склад, бункеровочную базу.
Лицензирование погрузочно-разгрузочных операций с опасными грузами предполагает две технологических схемы: "судно - судно", "берег (автомобиль, нефтебаза, накопитель и т.п.) - судно".
Согласно разъяснениям, изложенным в письме Федеральной служба по надзору в сфере транспорта от 02.03.2017 N СС-35/8-25 (далее - Письмо N СС-35/8-25), подтверждение права осуществления погрузочно-разгрузочной операции с опасными грузами на внутреннем водном транспорте по выбранной лицензиатом технологической схеме удостоверяется приложением к лицензии, в котором указывается соответствующий производственный объект (объекты), с использованием которого лицензиатом производится погрузка-разгрузка опасного груза непосредственно на судно (плавучий объект).
Как следует из материалов дела и не оспаривается участвующими в деле лицами, общество планировало осуществлять лицензируемый вид деятельности по схеме "берег-судно".
Применительно к указанной схеме пунктом 4 Положения N 193 в качестве лицензионных требований, предъявляемых к соискателю лицензии (лицензиату), являются: наличие у соискателя лицензии (лицензиата) в собственности или на ином законном основании для осуществления погрузочно-разгрузочной деятельности производственных объектов, соответствующих требованиям технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 N 623 (далее - Технический регламент) (подпункт "а"); наличие у соискателя лицензии (лицензиата), эксплуатирующего береговые объекты, плавучие нефтехранилища, нефтенакопители, плана действий по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (при осуществлении работ, связанных с погрузкой (разгрузкой) нефти и нефтепродуктов) (подпункт "б"); наличие плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте (подпункт "в"); наличие у соискателя лицензии (лицензиата) должностного лица, ответственного за осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности, имеющего свидетельство о соответствующей подготовке и стаж работы в этой области не менее 3 лет из последних 5 лет работы (подпункт "д").
Пунктом 7 Положения N 193 установлено, что для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление и документы (копии документов), указанные в части 1 и пунктах 2 и 4 части 3 статьи 13 Закона N 99-ФЗ, а также перечень производственных объектов (гидротехнических сооружений, причала (причалов), крытых и открытых грузовых складов, нефтебаз, бункеровочных баз, подъемно-транспортного оборудования, плавучих кранов, судов-бункеровщиков и иных плавучих объектов), которые будут использоваться для осуществления погрузочно-разгрузочной деятельности (подпункт "г").
При этом Письмом N СС-35/8-25 прямо предусмотрено, что в случае применения технологической схемы "автомобиль - судно" в приложении к лицензии указывается эксплуатируемый на законном основании в этих целях производственный объект - причал, соответствующий требованиям технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, с которого осуществляется погрузка-разгрузка непосредственно на судно (плавучий объект).
Требование о наличии причала также обусловлено установленным пунктом 200 Правил плавания судов по внутренним водным путям, утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 19.01.2018 N 19, запретом использовать для швартовки не предназначенные для этого устройства и запретом осуществлять в границах водоохранных зон движение и стоянку транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие, предусмотренным статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что общество, обращаясь с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте в нарушение требований действующего законодательства не предоставило: информацию о наличии у него производственных объектом, в том числе причалов и портовых причальных сооружений, соответствующих требованиям Технического регламента; план мероприятий по локализации последствий аварий на опасном производственном объекте; сведения о наличии у соискателя лицензии должностного лица, ответственного за осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности, имеющего свидетельство о соответствующей подготовке и стаж работы в этой области не менее трех лет из последних пяти лет работы.
Более того, указанный ООО "СИТЭК" в качестве места осуществления лицензируемого вида деятельности земельный участок, переданный обществу в субаренду на основании договора от 20.05.2019 N 20/05-2019, на момент издания оспариваемого приказа относился к землям сельскохозяйственного назначения.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Статья 42 ЗК РФ содержит императивное требование, согласно которому собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Порядок использования земель сельскохозяйственного назначения определен главой XIV ЗК РФ и не предусматривает возможность осуществления погрузочно-разгрузочных операций с опасными грузами на внутреннем водном транспорте.
Доводы ООО "СИТЭК" о том, что для осуществления спорного вида лицензируемой деятельности не требуется наличия объектов береговой инфраструктуры, планов мероприятий по локализации аварий на опасном производственном объекте, отклоняются судом округа как основанные на неверном толковании действующего законодательства. При этом признается несостоятельной позиция общества об отсутствии у управления правовых оснований для получения информации в отношении земельного участка поскольку помимо соответствия лицензионным требованиям лицензиат при осуществлении лицензируемой деятельности так же обязан соблюдать иные требования действующего законодательства.
С учетом изложенного суды пришли к обоснованному выводу о том, что лицензия от 19.07.2019 серии МР-4 N 003433 выдана обществу с нарушениями требований действующего законодательства и удовлетворили заявленное прокуратурой требование.
Ссылка подателя кассационной жалобы на судебный акт, вынесенный в рамках дела N А45-27731/2020 Арбитражного суда Новосибирской области, была предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и обоснованно отклонена, поскольку данное дело было рассмотрено при иных обстоятельствах спора.
В целом доводы, изложенные в кассационной жалобе, выводы судов первой и апелляционной инстанций не опровергают и по существу направлены на переоценку установленных ими фактических обстоятельств дела, что в силу положений главы 35 АПК РФ в суде кассационной инстанции не допускается.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судами норм права.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 01.12.2020 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 16.03.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-24039/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.Н. Киричёк |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.