г. Тюмень |
|
27 мая 2021 г. |
Дело N А46-7536/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 мая 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Зиновьевой Т.А.,
судей Демидовой Е.Ю.,
Севастьяновой М.А. -
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи помощником судьи Бабиковой Ю.Л. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу департамента имущественных отношений Администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 06.10.2020 (судья Чернышев В.И.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2021 (судьи Воронов Т.А., Краецкая Е.Б., Сидоренко О.А.) по делу N А46-7536/2020 по иску товарищества собственников недвижимости садоводческого некоммерческого товарищества "Аэрофлот" (644016, г. Омск, ст. Карбышево, д. 2, ИНН 5507076479, ОГРН 1055513042749) к департаменту имущественных отношений администрации города Омска (644024, г. Омск, ул. Краснофлотская, д. 8, ОГРН 1025500748613, ИНН 5508001003), Администрации города Омска (644099, г. Омск, ул. Гагарина, д. 34, ОГРН 1025500757259, ИНН 5503047244), администрации Кировского административного округа города Омска (644082, г. Омск, ул. Профинтерна, д. 15, ОГРН 1025501396360, ИНН 5507010862) об обязании совершить действия.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: департамент городского хозяйства Администрации города Омска, прокуратура Омской области, открытое акционерное общество "Российские железные дороги", открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала "Трансэнерго", публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири", филиал публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири - Омскэнерго".
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Омской области (судья Баландин В.А.) в судебном заседании приняли участие представители: товарищества собственников недвижимости садоводческого некоммерческого товарищества "Аэрофлот" Миненко С.К. по доверенности от 16.01.2021, департамента имущественных отношений администрации города Омска - Калинин Н.Д. по доверенности от 12.01.2021; от прокуратуры Омской области - Марченко Т.В. по удостоверению, доверенности от 06.07.2020; согласно протоколу судебного заседания арбитражного суда, осуществляющего организацию видеоконференц-связи.
суд установил:
товарищество собственников недвижимости садоводческого некоммерческого товарищества "Аэрофлот" (далее - СНТ "Аэрофлот", товарищество, истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к Администрации города Омска, администрации Кировского административного округа города Омска, департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (далее - департамент, ответчик), в котором просило:
- обязать администрацию Кировского административного округа в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу провести инвентаризацию (обследование) объектов электросетевого хозяйства на предмет определения технических характеристик, балансового разграничения, границ ответственности (схемы) линейных объектов - объектов электросетевого хозяйства, расположенных на территории СНТ "Аэрофлот", провести процедуру по сбору доказательств, подтверждающих бесхозяйность объектов электросетевого хозяйства, расположенных на территории СНТ "Аэрофлот", и направить в департамент городского хозяйства Администрации города Омска обращение об организации технического обслуживания и содержания бесхозяйных инженерных коммуникаций и сооружений, расположенных на территории СНТ "Аэрофлот", на период до признания права муниципальной собственности на них;
- обязать департамент в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу совершить действия, направленные на постановку на учет объектов электросетевого хозяйства, расположенных на территории СНТ "Аэрофлот", как бесхозяйных и оформлению в муниципальную собственность.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) СНТ "Аэрофлот" заявлен отказ от исковых требований к Администрации города Омска и администрации Кировского административного округа города Омска, который принят судом первой инстанции, производство по делу в соответствующей части прекращено, на что указано в решении суда.
Требование об обязании департамента провести работу по признанию права собственности на указанные в иске объекты поддержано истцом.
Решением Арбитражного суда Омской области от 06.10.2020, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2021, исковые требования удовлетворены, на департамент возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу, в соответствии с распоряжением Администрации города Омска "Об организации технического обслуживания бесхозяйных сетей электроснабжения на территории города Омска" от 04.06.2020 N 107-р, провести работу по признанию права собственности муниципального образования город Омск следующих объектов электроснабжения:
- город Омск, вблизи аллеи 15, СНТ "Аэрофлот" (КТП-400-10/0,4 кВ с оборудованием);
- город Омск, аллея 15, СНТ "Аэрофлот" (ВЛ-10 кВ по аллее 12 до КТП-400-10/0,4 кВ);
- город Омск, аллея 15, СНТ "Аэрофлот" (ВЛ-0,4 кВ по аллее 10 до КТП-400-10/0,4 кВ);
- город Омск, аллея 15, СНТ "Аэрофлот" (ВЛ-0,4 кВ по аллее 1, включая аллеи 2 - 9,15 - 19 на территории СНТ "Аэрофлот");
- город Омск, аллея 15, СНТ "Аэрофлот" (ВЛ-0,4 кВ от КТП-400-10/0.4 кВ по аллее 10 до аллеи 12 на территории СНТ "Аэрофлот").
Также с департамента в пользу товарищества взыскано 6 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, департамент обратился в суд с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование кассационной жалобы департамент указывает на отсутствие нарушения прав товарищества бездействием департамента, поскольку имущество, используемое для потребления электроэнергии и расположенное в границах ведения гражданами садоводства или огородничества, является имуществом общего пользования; полагает, что принятие членами товарищества решения об отказе от сетей может свидетельствовать о том, что ранее имущество не было бесхозяйным; отмечает, что поскольку объекты электросетевого хозяйства находятся в аварийном состоянии, принять такие объекты в собственность города Омска на основании договора безвозмездной передачи невозможно на основании статьи 20 решения Омского городского Совета от 13.06.2007 N 20 "Об управлении муниципальной собственностью города Омска" (далее - Решение от 13.06.2007 N 20).
В заседании суда кассационной инстанции представитель департамента поддержал кассационную жалобу.
Представитель прокуратуры поддержал доводы, заявленные в отзыве.
Представитель СНТ "Аэрофлот" просил в удовлетворении требований кассационной жалобы отказать.
Учитывая надлежащее извещение сторон о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба, согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), рассмотрена в отсутствие третьих лиц.
Изучив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив в порядке, предусмотренном статьей 286 АПК РФ, законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, прокуратурой Кировского административного округа города Омска в октябре - ноябре 2019 года по обращению Бадера Л.Н. проведена проверка исполнения жилищно-коммунального законодательства и законодательства о муниципальной собственности.
Установлено, что технологическое подключение электрических сетей СНТ "Аэрофлот" осуществлено к электрическим сетям Входинской дистанции электроснабжения ОАО "РЖД".
Согласно акту балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности между Входинской дистанцией электроснабжения и потребителями СНТ "Аэрофлот" обслуживание электрических сетей от опоры 14/1 (точка присоединения электрических сетей СНТ "Аэрофлот" к электрическим сетям Входинской дистанции электроснабжения) и внутри товарищества возложено на товарищество, до опоры 14/1 несет ответственность Входинской дистанцией электроснабжения.
В ходе рассмотрения обращения Бадера Л.Н. по вопросу признания бесхозяйными электрических сетей СНТ "Аэрофлот" и постановки их на учет прокуратурой округа выявлены факты непринятия мер администрацией округа по сбору доказательств, подтверждающих, что объекты электросетевого хозяйства не имеют собственника, или их собственник неизвестен, ненаправления обращения о постановке на учет бесхозяйного объекта в соответствии с распоряжением Администрации города Омска от 17.01.2011 N 4-р в департамент.
В этой связи прокуратурой округа 25.11.2019 в администрацию Кировского административного округа города Омска было внесено представление.
По результатам рассмотрения представления администрацией округа совместно с представителями АО "Омскэлектро" произведено обследование сетей электроснабжения СНТ "Аэрофлот" в целях определения технических характеристик сетей, по результатам которого с целью сбора доказательств, подтверждающих бесхозяйность сетей электроснабжения, администрацией округа направлены запросы в соответствующие организации.
Согласно сведениям администрации Кировского административного округа города Омска 30.03.2020 администрация Кировского административного округа города Омска направила обращение о постановке на учет бесхозяйного объекта электрических сетей СНТ "Аэрофлот" с документами, подтверждающими, что объекты электросетевого хозяйства СНТ "Аэрофлот" не имеют собственника или их собственник неизвестен, в соответствии с распоряжением администрации города Омска от 17.01.2011 N 4-р, в департамент для постановки на учет объектов электрического хозяйства в качестве бесхозяйных.
Распоряжением "Об организации технического обслуживания бесхозяйных сетей электроснабжения на территории города Омска" от 04.06.2020 N 107-р Администрация города Омска возложила на департамент обязанность провести работу по признанию права собственности муниципального образования город Омск на бесхозяйное имущество, указанное в распоряжении:
- город Омск, вблизи аллеи 15, СНТ "Аэрофлот" (КТП-400-10/0,4 кВ с оборудованием);
- город Омск, аллея 15, СНТ "Аэрофлот" (ВЛ-10 кВ по аллее 12 до КТП-400-10/0,4 кВ);
- город Омск, аллея 15, СНТ "Аэрофлот" (ВЛ-0,4 кВ по аллее 10 до КТП-400-10/0,4 кВ);
- город Омск, аллея 15, СНТ "Аэрофлот" (ВЛ-0,4 кВ по аллее 1, включая аллеи 2 - 9,15 - 19 на территории СНТ "Аэрофлот");
- город Омск, аллея 15, СНТ "Аэрофлот" (ВЛ-0,4 кВ от КТП-400-10/0.4 кВ по аллее 10 до аллеи 12 на территории СНТ "Аэрофлот").
Однако на дату обращения заявителя в суд департамент указанную работу не провел, что послужило основанием заявителю для обращения с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), положениями Порядка принятия на учёт бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ от 10.12.2015 N 931, положениями распоряжения Администрации города Омска от 17.01.2011 N 4-р "О взаимодействии структурных подразделений Администрации города Омска по вопросу выявления и оформления бесхозяйных недвижимых вещей", Положением о департаменте имущественных отношений администрации города Омска, утвержденным решением Омского городского Совета от 26.10.2011 N 452, исходили из отсутствия собственника у спорных объектов электросетевого хозяйства.
Выводы судов соответствует установленным по делу фактическим обстоятельствам, представленным доказательствам и примененным нормам права.
В соответствии со статьей 225 ГК РФ бесхозяйной вещью является вещь, не имеющая собственника, или собственник которой неизвестен, либо, если иное не предусмотрено законом, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Согласно распоряжению Администрации города Омска от 17.01.2011 N 4-р "О взаимодействии структурных подразделений Администрации города Омска по вопросу выявления и оформления бесхозяйных недвижимых вещей" администрация округа при выявлении бесхозяйных недвижимых вещей на соответствующей территории обязана:
- принимать меры по сбору доказательств, подтверждающих, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался;
- в отношении инженерных коммуникаций и сооружений согласовывать в письменном виде с эксплуатирующими организациями необходимость признания на них права муниципальной собственности города Омска для решения вопросов местного значения;
- присваивать почтовые адреса зданиям и инженерным сооружениям в случае отсутствия адресов;
- направлять в департамент имущественных отношений Администрации города Омска обращения о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей, содержащие информацию об ориентировочных границах пролегания инженерных коммуникаций и их протяженности или почтовом адресе и ориентировочной площади зданий, нежилых помещений и инженерных сооружений, с приложением необходимых документов;
- направлять в департамент городского хозяйства Администрации города Омска обращения об организации технического обслуживания и содержания бесхозяйных инженерных коммуникаций и сооружений на период до признания права муниципальной собственности на них.
Согласно пункту 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10.12.2015 N 931, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления органа местного самоуправления городского округа о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей.
В силу пункта 2 распоряжения Администрации города Омска от 17.01.2011 N 4-р "О взаимодействии структурных подразделений Администрации города Омска по вопросу выявления и оформления бесхозяйных недвижимых вещей" (далее - Распоряжение N 4-р) департамент имущественных отношений Администрации города Омска при выявлении бесхозяйных недвижимых вещей на соответствующей территории обязан:
- обеспечивать оформление уполномоченными организациями топографических материалов или исполнительных съемок, технических и кадастровых паспортов на бесхозяйные недвижимые вещи;
- направлять в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области заявления о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей с предусмотренным законодательством Российской Федерации пакетом документов;
- по истечении одного года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет обращаться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь при условии необходимости ее использования для решения вопросов местного значения.
В силу подпункта 16 пункта 18 Положения о департаменте имущественных отношений Администрации города Омска, утвержденного решением Омского городского Совета от 26.10.2011 N 452, департамент имущественных отношений осуществляет постановку на учет бесхозяйного недвижимого имущества, расположенного на территории города Омска (за исключением объектов жилищного фонда), мероприятия по признанию права муниципальной собственности города Омска на бесхозяйные объекты недвижимого имущества (за исключением объектов жилищного фонда).
Судами установлено, что технологического подключения к сетям АО "Омскэлектро" спорные электрические сети не имеют. Технологическое подключение электрических сетей СНТ "Аэрофлот" осуществлено к электрическим сетям Входинской дистанции электроснабжения ОАО "РЖД", до опоры 14/1 сети находятся на балансе ОАО "РЖД".
Объекты электросетевого хозяйства от опоры 14/1 собственника не имеют, от принятия этих сетей на баланс ОАО "РЖД" отказалось, в связи с чем 30.03.2020 администрация Кировского административного округа города Омска осуществила сбор необходимых документов-доказательств и направило обращение о постановке бесхозяйного объекта на учет.
Ссылаясь на запрет принятия в муниципальную собственность имущества, находящегося в ненадлежащем техническом состоянии, департамент уклоняется от выполнения предписанных федеральным законодательством и правовыми актами органов местного самоуправления мероприятий, направленных на постановку на учет бесхозяйного имущества.
Однако Решение от 13.06.2007 N 20, на которое ссылается ответчик в кассационной жалобе, регулирует случаи принятия жилых и нежилых помещений, строений, объектов коммунального назначения и земельных участков в муниципальную казну города Омска по инициативе юридических лиц и граждан, в собственности которых находится данное имущество либо которые вправе распоряжаться им на законных основаниях (статьи 16 и 16-1 Решения), то есть случаи безвозмездного принятия имущества, имеющего собственника.
Нормы права, на которые ссылается заинтересованное лицо - статьи 16 и 16-1 Решения, правоотношения, регулирующие порядок принятия в муниципальную собственность бесхозяйного имущества, не регулируют.
Напротив, распоряжением Администрации города Омска от 04.06.2020 N 107-р на департамент возложена прямая обязанность по проведению работ по признанию права собственности муниципального образования город Омск на спорное бесхозяйное имущество.
Доводов об отмене названного распоряжения либо о его неприменении судом подателем жалобы не приведено.
С учетом изложенного, поскольку имущество является бесхозяйным, а также при наличии действующего распоряжения Администрации города Омска, ссылки ответчика на состояние имущества применительно к статье 20 Решения от 13.06.2007 N 20, обоснованно отклонены судом апелляционной инстанции.
Также несостоятелен довод подателя жалобы об отсутствии нарушения прав товарищества бездействием департамента.
Судами первой и апелляционной инстанции установлено, что с момента начала процедуры признания имущества бесхозяйным данные объекты электросетевого хозяйства не обслуживаются, однако вследствие их нахождения на территории садового товарищества заявитель вынужден их обслуживать и нести риски, связанные с нахождением источника повышенной опасности в непосредственной близости от мест пребывания граждан.
При таких обстоятельствах судами на законном основании удовлетворены требования заявителя в полном объеме.
В целом доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции, выводов судов не опровергают, о неправильном применении норм права не свидетельствуют, по существу, сводятся к несогласию с оценкой судов относительно установленных ими обстоятельств и исследованных доказательств, оснований для которой у суда кассационной инстанции не имеется и в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, судом округа не установлено.
При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 06.10.2020 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2021 по делу N А46-7536/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.А. Зиновьева |
Судьи |
Е.Ю. Демидова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), положениями Порядка принятия на учёт бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ от 10.12.2015 N 931, положениями распоряжения Администрации города Омска от 17.01.2011 N 4-р "О взаимодействии структурных подразделений Администрации города Омска по вопросу выявления и оформления бесхозяйных недвижимых вещей", Положением о департаменте имущественных отношений администрации города Омска, утвержденным решением Омского городского Совета от 26.10.2011 N 452, исходили из отсутствия собственника у спорных объектов электросетевого хозяйства.
...
В соответствии со статьей 225 ГК РФ бесхозяйной вещью является вещь, не имеющая собственника, или собственник которой неизвестен, либо, если иное не предусмотрено законом, от права собственности на которую собственник отказался.
...
Согласно пункту 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10.12.2015 N 931, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления органа местного самоуправления городского округа о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27 мая 2021 г. N Ф04-1818/21 по делу N А46-7536/2020