г. Тюмень |
|
3 июня 2021 г. |
Дело N А75-13956/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 июня 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кокшарова А.А.
судей Буровой А.А.
Чапаевой Г.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации городского поселения Излучинск на решение от 17.12.2020 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Голубева Е.А.) и постановление от 22.03.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Лотов А.Н., Рыжиков О.Ю., Шиндлер Н.А.) по делу N А75-13956/2020 по исковому заявлению акционерного общества "Нижневартовская ГРЭС" (628634, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Нижневартовский район, пгт. Излучинск, мкрн. Нижневартовская ГРЭС, Промзона, ОГРН 1078603011321, ИНН 8620018330) к администрации городского поселения Излучинск (628634, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Нижневартовский район, пгт. Излучинск, ул. Энергетиков, 6, ОГРН 1068603001202, ИНН 8620016710) о взыскании субсидий и процентов за пользование чужими денежными средствами.
Суд установил:
акционерное общество "Нижневартовская ГРЭС" (далее - Общество, АО "Нижневартовская ГРЭС") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с исковым заявлением к администрации городского поселения Излучинск (далее - Администрация) о взыскании субсидий за 2017 год, за 1 и 2 полугодия 2018 года в размере 30 453 170 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 1 125 141,23 руб., а также процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 04.09.2020 по дату фактического перечисления субсидий за 2017 год, за 1 и 2 полугодия 2018 года.
Решением от 17.12.2020 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, оставленным без изменения постановлением от 22.03.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда, требования Общества удовлетворены.
Администрация, не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратилась с кассационной жалобой, так как считает, что они приняты с нарушением норм материального и процессуального права, при несоответствии выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда.
В отзыве на кассационную жалобу АО "Нижневартовская ГРЭС" просит оставить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. С доводами кассационной жалобы не согласно в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Проверив законность судебных актов в порядке статей 284, 286 АПК РФ, изучив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, кассационная инстанция не находит оснований для отмены судебных актов.
Из материалов дела следует, что в Арбитражном суде Ханты-Мансийского автономного округа - Югры рассматривались дела N А75-3273/2019 и N А75-10366/2019 по исковым заявлениям АО "Нижневартовская ГРЭС" к администрации городского поселения Излучинск.
Решениями суда от 14.05.2019 по делу N А75-3273/2019 и от 23.07.2019 по делу N А75-10366/2019 признано незаконным бездействие Администрации, выразившееся в неподписании соглашений с Обществом о компенсации некомпенсируемых финансовых убытков в связи с эксплуатацией котельной жилого поселка пгт. Излучинск в 1 полугодии 2018 года, в 2017 году и во 2 полугодии 2018 года. Указанными решениями суд обязал Администрацию в течение 30 календарных дней со дня вступления в законную силу решений суда заключить с АО "Нижневартовская ГРЭС" соглашения о предоставлении субсидии в утвержденной судом редакции.
Постановлениями от 11.10.2019 и от 25.09.2019 Восьмого арбитражного апелляционного суда, постановлениями от 21.01.2020 и от 22.01.2020 Арбитражного суда Западно-Сибирского округа, указанные выше судебные акты суда первой инстанции оставлены без изменения.
В соответствии с утвержденными судом соглашениями предоставление субсидии осуществляется путем перечисления средств получателю субсидии (АО "Нижневартовская ГРЭС") в течение 60 календарных дней со дня заключения соглашения (пункты 1.4 соглашений).
Пунктами 2.1 соглашений предусмотрено, что субсидия предоставляется на финансовое обеспечение (возмещение) затрат за 2017 год, 1 полугодие 2018 года, 2 полугодие 2018 года, возникших в связи с эксплуатацией источника тепловой энергии, вследствие отказа в выводе источника тепловой энергии из эксплуатации.
Согласно пункту 3.1 утвержденных судами соглашений администрация в целях возмещения некомпенсируемых финансовых убытков, связанных с эксплуатацией источника тепловой энергии:
- за 2017 год, предоставляет получателю субсидии на безвозмездной и безвозвратной основе из бюджета городского поселения Излучинск в сумме 9 733 770 руб.;
- за 1 полугодие 2018 года, предоставляет получателю субсидии на безвозмездной и безвозвратной основе из бюджета городского поселения Излучинск в сумме 11 020 160 руб.;
- за 2 полугодие 2018 года предоставляет получателю субсидии на безвозмездной и безвозвратной основе из бюджета городского поселения Излучинск в сумме 9 699 240 руб.
В соответствии с пунктами 4.1 соглашений предоставление субсидии осуществляется по платежным реквизитам получателя субсидии путем перечисления средств в течение 60-ти календарных дней со дня заключения каждого из соглашений.
Пунктом 7.1 соглашений предусмотрено, что за неисполнение, ненадлежащее или несвоевременное исполнение обязательств по соглашению стороны несут ответственность, предусмотренную действующим законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 10.2 соглашений стороны предусматривают обязательный досудебный претензионный порядок разрешения споров; срок рассмотрения претензии 10 дней с момента ее получения.
Судебный акт по делу N А75-3273/2019 вступил в законную силу 11.10.2019; судебный акт по делу N А75-10366/2019 - 25.09.2019. С учетом вступления в законную силу вышеупомянутых решений суда датой заключения соглашения о компенсации некомпенсируемых финансовых убытков в связи с эксплуатацией котельной жилого поселка пгт. Излучинск за 2 полугодие 2018 года является 11.11.2019, датой заключения соглашения о компенсации некомпенсируемых финансовых убытков в связи с эксплуатацией котельной жилого поселка пгт. Излучинск за 2017 год и 1 полугодие 2018 года является 25.10.2019.
С учетом установленного соглашениями 60-дневного срока для выплаты субсидий с даты заключения соглашений, предоставление субсидии за 2 полугодие 2018 года должно было быть осуществлено Администрацией не позднее 10.01.2020, за 2017 год и 1 полугодие 2018 года - не позднее 24.12.2019.
Письмами от 17.02.2020 N 16/592 и N 16/593 Общество направило в адрес Администрации соглашения о предоставлении субсидий за 2017 год, 1 и 2 полугодие 2018 года для подписания со стороны Администрации. Письмами от 17.03.2020 N 1148 и N 1149 Администрация возвратила Обществу неподписанные соглашения.
В связи с неисполнением Администрацией условий соглашений о выплате субсидий Общество направило в адрес Администрации претензии от 18.08.2020 N 16/ЮР9076, N 16/ЮР9077 и N 16/ЮР9078, в которых просило произвести перечисление субсидий в добровольном порядке. Претензии получены Администрацией 19.08.2020.
В ответ на претензии Администрация письмами от 28.08.2020 N 3468, N 3469 и N 3470 сообщила Обществу, что бюджетом поселения расходы на возмещение некомпенсируемых финансовых убытков не предусмотрены.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций правильно руководствуясь положениями статьи 65, части 1 статьи 180 АПК РФ, статей 307, 309, 310, 395, 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статей 38, 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), статей 6, 21 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), пунктов 16, 19 Правил вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2012 N 889 (далее - Правила N 889), с учетом пункта 42 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора", пунктов 37, 48 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", Решения Совета депутатов городского ппоселения Излучинск от 05.07.2016 N 169, которым внесены изменения в решение от 21.10.2013 N 12 "О передаче осуществления части полномочий", а также с учетом вступивших в законную силу решений Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры по делам N А75-3273/2019 и N А75-10366/2019, во взаимосвязи с представленными в материалы дела доказательствами, учитывая возражения и доводы обеих сторон, пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований Общества о взыскании субсидий в спорной сумме, а также процентов за пользование чужими денежными средствами за соответствующий период.
Суд кассационной инстанции, поддерживая выводы судов, исходит из положений норм материального права, указанных в судебных актах, и обстоятельств, установленных по делу.
На основании пункта 19 Правил N 889 Общество вправе претендовать на компенсацию возникших в связи с эксплуатацией котельной жилого поселка убытков в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что факт несения АО "Нижневартовская ГРЭС" некомпенсируемых убытков за 2017 год в размере 9 733 770 руб., за 1 полугодие 2018 года в размере 11 020 160 руб., за 2 полугодие 2018 года в размере 9 699 240 руб. подтвержден документальными доказательствами, имеющимися в материалах дела;
размер убытков согласован с Региональной службой по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и сторонами не оспорен.
Из материалов дела следует, что Общество заблаговременно уведомило соответствующий орган о выводе котельной жилого поселка из эксплуатации, об отсутствии согласия органа местного самоуправления относительно вывода котельной жилого поселка из эксплуатации, о наличии у Общества некомпенсируемых финансовых убытков, а также о размере таких убытков.
Исходя из чего суды сделали верный вывод о том, что у Администрации поселения, как органа, на который возложено решение вопроса о теплоснабжении населения на территории муниципального образования, отсутствовали законные основания для отказа в заключении соглашения и компенсации таких убытков.
При этом судами также учтено, что указанные обстоятельства установлены вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры по делам N А75-3273/2019 и N А75-10366/2019, которыми признаны незаконными бездействия Администрации, выраженные в неподписании с Обществом соглашений о компенсации некомпенсируемых финансовых убытков за указанные выше периоды и, суд обязал Администрацию заключить с Обществом соглашения о предоставлении субсидии в течение 30 календарных дней со дня вступления в законную силу указанных решений суда.
Установив указанные обстоятельства, суды обоснованно отклонили довод Администрации об отсутствии заключенных соглашений о предоставлении субсидии Обществу.
При рассмотрении спора, суды двух инстанций, правильно руководствуясь положениями статьи 445 ГК РФ, части 1 статьи 180 АПК РФ, с учетом представленных доказательств направления Обществом в адрес Администрации соглашений о предоставлении субсидии за 2017 год и 1 и 2 полугодие 2018 года, указали, что даты заключения соглашений о компенсации некомпенсируемых финансовых убытков Общества установлены (за 1 полугодие 2018 года - 11.11.2019, с учетом пункта 4.1 соглашения 1, представление субсидии должно было быть осуществлено не позднее 10.01.2020; за 2017 год и 2 полугодие 2018 года - 25.10.2019, с учетом пункта 4.1 соглашения, представление субсидии должно было быть осуществлено не позднее 24.12.2019) и пришли к правомерному выводу о том, что данные соглашения считаются заключенными вне зависимости от того, подписаны ли они со стороны Администрации, в силу прямого указания закона.
В силу изложенного суд округа отклоняет довод Администрации о том, что соглашения о предоставлении субсидии из бюджета городского поселения Излучинск на финансовое обеспечение (возмещение) убытков за 1 полугодие 2018 года, за 2017 год, за 2 полугодие 2018 года администрацией поселения с АО "Нижневартовская ГРЭС" не заключались, поскольку он не соответствует фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству Российской Федерации.
Довод кассационной жалобы о том, что решением Совета депутатов поселения от 19.12.2019 N 93 "О бюджете городского поселения Излучинск на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов" расходы на компенсацию некомпенсируемых финансовых убытков не предусмотрены также подлежит отклонению, поскольку, как верно указал суд апелляционной инстанции, отсутствие предусмотренных в бюджете поселения денежных средств не может быть расценено как законное основание для отказа от исполнения соглашений о компенсации некомпенсируемых финансовых убытков Общества и исполнения вступивших в законную силу судебных актов.
Судами двух инстанций установлено, что Обществом в адрес Администрации направлялось письмо от 04.04.2016 N 03/1192 с просьбой учесть сумму компенсации на содержание и эксплуатацию котельной жилого поселка при планировании ассигнований бюджета района на плановый период 2017 год; в адрес Главы городского поселения Излучинск Общество направляло письмо от 07.06.2017 N 03/1859 с просьбой учесть сумму компенсации при планировании ассигнований бюджета городского поселения Излучинск путем внесения изменений в бюджет городского поселения Излучинск на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов.
То есть Администрация заблаговременно обладала информацией, в соответствии с которой могла и должна была предусмотреть в бюджете поселения денежные средства на компенсацию некомпенсируемых финансовых убытков Общества в связи с эксплуатацией котельной жилого поселка.
Кроме того, судами отмечено, что Администрация обладала информацией о необходимости предусмотреть в бюджете поселения будущие расходы на компенсацию некомпенсируемых финансовых убытков в связи с эксплуатацией котельной жилого поселка исходя из ежегодной актуализации схемы теплоснабжения. Постановлениями Администрации в схему теплоснабжения неоднократно вносились изменения в части сроков эксплуатации котельной жилого поселка.
Установив все обстоятельства по делу, правильно применив нормы действующего законодательства, суды двух инстанций законно и обоснованно удовлетворили требования Общества о взыскании с Администрации спорных сумм субсидий.
Принимая решение об удовлетворении требования Общества о взыскании с Администрации процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 04.09.2020 по дату фактического перечисления субсидий за 2017 год, за 1 и 2 полугодия 2018 года, начисленные на сумму основного долга за каждый день просрочки, суды двух инстанций правильно руководствовались положениями бюджетного и гражданского законодательства, с учетом того, что АО "Нижневартовская ГРЭС" представлен расчет процентов, который проверен и признан судами правильным.
Доводы, приведенные Администрацией в кассационной жалобе, повторяют ее позицию по делу, не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций, по существу направлены на переоценку доказательств и установленных обстоятельств по делу, что не входит в полномочия арбитражного суда кассационной инстанции в силу положений главы 35 АПК РФ, в связи с чем подлежат отклонению.
Ссылки Администрации на неправильное применение судами норм материального и процессуального права подлежат отклонению, поскольку не нашли своего подтверждения в ходе кассационного производства.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа считает, что при принятии обжалуемых судебных актов надлежащим образом исследованы имеющиеся в деле доказательства, выводы судов двух инстанций подтверждены материалами дела и основаны на установленных по делу фактических обстоятельствах, получивших надлежащую правовую оценку судов в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебных актов, не допущено.
При данных обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 17.12.2020 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 22.03.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-13956/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.А. Кокшаров |
Судьи |
А.А. Бурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций правильно руководствуясь положениями статьи 65, части 1 статьи 180 АПК РФ, статей 307, 309, 310, 395, 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статей 38, 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), статей 6, 21 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), пунктов 16, 19 Правил вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2012 N 889 (далее - Правила N 889), с учетом пункта 42 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора", пунктов 37, 48 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", Решения Совета депутатов городского ппоселения Излучинск от 05.07.2016 N 169, которым внесены изменения в решение от 21.10.2013 N 12 "О передаче осуществления части полномочий", а также с учетом вступивших в законную силу решений Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры по делам N А75-3273/2019 и N А75-10366/2019, во взаимосвязи с представленными в материалы дела доказательствами, учитывая возражения и доводы обеих сторон, пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований Общества о взыскании субсидий в спорной сумме, а также процентов за пользование чужими денежными средствами за соответствующий период.
...
На основании пункта 19 Правил N 889 Общество вправе претендовать на компенсацию возникших в связи с эксплуатацией котельной жилого поселка убытков в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 3 июня 2021 г. N Ф04-2875/21 по делу N А75-13956/2020
Хронология рассмотрения дела:
06.12.2021 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-12236/2021
03.06.2021 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2875/2021
22.03.2021 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-645/2021
17.12.2020 Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-13956/20