г. Тюмень |
|
4 июня 2021 г. |
Дело N А45-31733/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 июня 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Дружининой Ю.Ф.
судей Шохиревой С.Т.
Шабановой Г.А.
при ведении протокола судебного онлайн-заседания с использованием средств веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" помощником судьи Ермаковой Ю.С., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Альфа-Банк" на решение от 27.01.2021 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Пахомова Ю.А.) и постановление от 26.03.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Павлюк Т.В., Бородулина И.И., Кривошеина С.В.) по делу N А45-31733/2020 по заявлению акционерного общества "Альфа-Банк" (107078, город Москва, улица Каланчевская, дом 27, ОГРН 1027700067328, ИНН 7728168971) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области (630091, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Державина, дом 28, ОГРН 1045402545836, ИНН 5406299278) о признании незаконным определения от 02.11.2020 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Другое лицо, участвующие в деле, - директор Ассоциации арбитражных управляющий "Сибирский центр экспертов антикризисного управления" (630091, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Писарева, дом 4, ОГРН 1035402470036, ИНН 5406245522 ) - Комашинская Елена Андреевна
Путем использования системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания) в заседании принял участие представитель акционерного общества "Альфа-Банк" Шлыкова Дарья Анатольевна по доверенности от 15.03.2021 N 4/595Д.
Суд установил:
акционерное общество "Альфа-Банк" (далее - заявитель, общество, АО "Альфа-Банк") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании незаконным определения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области (далее - административный орган, управление) от 02.11.2020 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Комашинская Елена Андреевна - директор Ассоциации арбитражных управляющий "Сибирский центр экспертов антикризисного управления" (далее - Комашинская Е.А.).
Решением от 27.01.2021 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 26.03.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить указанные судебные акты и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
По мнению подателя кассационной жалобы, судами сделан неправильный вывод об отсутствии в заявлении общества достаточных данных, указывающих на наличие в действиях Комашинской Е.А. событий правонарушений, предусмотренных частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и частью 2 статьи 14.52 КоАП РФ; суд апелляционной инстанции неправомерно дал оценку наличию/отсутствию в действиях должностного лица состава административного правонарушения, поскольку данные обстоятельства должны были быть исследованы в ходе административного расследования.
Административный орган и Комашинская Е.А. отзывы на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представили.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и выступлении присутствующего в заседании представителя общества, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения
Как следует из материалов дела, в управление 28.10.2020 поступило заявление АО "Альфа-Банк" о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ и частью 2 статьи 14.52 КоАП РФ, директора Ассоциации арбитражных управляющих "Сибирский центр экспертов антикризисного управления" Комашинской Е. А.
В заявлении общество указало, что член Ассоциации арбитражных управляющих "Сибирский центр экспертов антикризисного управления" Кузнецов Трофим Игоревич неоднократно привлекался к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ, однако информация об этом на официальном сайте саморегулируемой организации арбитражных управляющих, возглавляемой Комашинской Е.А., в сети Интернет не размещена.
Определением от 02.11.2020 управление отказало в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Комашинской Е.А. в связи с отсутствием достаточных данных, указывающих на наличие событий административных правонарушений, предусмотренных частью 3 статьи 14.13 и частью 2 статьи 14.52 КоАП РФ.
Не согласившись с указанным определением, общество обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования суды исходили из отсутствия у саморегулируемой организации арбитражных управляющих обязанности раскрывать на своем официальном сайте сведения о привлечении членов этой саморегулируемой организации к административной ответственности путем отражения ее в реестре членов саморегулируемой организации.
Согласно части 3 статьи 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 статьи 28.1 КоАП РФ и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Связывая возможность возбуждения дела об административном правонарушении с наличием достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, КоАП РФ исключает возможность начала производства по делу об административном правонарушении, в частности, в случае отсутствия события и состава административного правонарушения (часть 1 статьи 24.5 КоАП РФ). Соответственно, принятие решения о возбуждении дела об административном правонарушении или об отказе в его возбуждении, требует проверки указанных в заявлении об административном правонарушении сведений и не предполагает, что такое решение принимается по факту поступления заявления (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 2315-О).
Таким образом, решение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении может быть вынесено лишь в том случае, если при рассмотрении материалов, заявлений, сообщений и иных обращений, содержащих сведения о нарушении законов, будет достоверно установлено отсутствие события или состава административного правонарушения либо иные обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении. Если же наличие таких обстоятельств не является очевидным и вызывает сомнения, уполномоченный орган обязан проверить их в ходе производства по делу об административном правонарушении.
Частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение арбитражным управляющим, реестродержателем, организатором торгов, оператором электронной площадки либо руководителем временной администрации кредитной или иной финансовой организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния.
Согласно части 2 статьи 14.52 КоАП РФ неразмещение саморегулируемой организацией, членство в которой в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательным, информации о составе и стоимости имущества компенсационного фонда саморегулируемой организации, если обязанность по формированию компенсационного фонда в качестве способа обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг) и иными лицами предусмотрена федеральными законами, а также сведений, содержащихся в реестре членов саморегулируемой организации, на официальном сайте саморегулируемой организации в сети Интернет в соответствии с требованиями, установленными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Абзацем 11 пункта 2 статьи 22 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) установлено, что саморегулируемая организация арбитражных управляющих обязана осуществлять с соблюдением требований названного закона, Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (далее - Закон о саморегулируемых организациях) и в соответствии с перечнем обязательных сведений, включаемых саморегулируемой организацией в реестр арбитражных управляющих, и порядком ведения саморегулируемой организацией такого реестра, утвержденным в форме федерального стандарта, включение в реестр членов саморегулируемой организации арбитражных управляющих обязательных сведений и ведение такого реестра.
Как предусмотрено нормой пункта 1 статьи 22.1 Закона о банкротстве саморегулируемая организация арбитражных управляющих наряду с информацией, предусмотренной Законом о саморегулируемых организациях, обязана разместить с соблюдением требований федеральных законов, предъявляемых к защите информации (в том числе персональных данных), на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет:
- учредительные документы саморегулируемой организации;
- правила прохождения стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего;
- порядок проведения процедуры выбора кандидатуры арбитражного управляющего, включая критерии выбора, для целей, указанных в абзаце втором пункта 1 и пункте 6 статьи 45 Закона о банкротстве;
- порядок определения компетентности, добросовестности и независимости арбитражного управляющего, включая критерии определения, в зависимости от особенностей дела о банкротстве конкретного должника и процедуры, применяемой в деле о его банкротстве, для целей, указанных в абзаце втором пункта 5 статьи 45 Закона о банкротстве;
- информацию о ходе и результатах экспертизы проектов федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, в проведении которой саморегулируемая организация принимала участие;
- информацию о несоответствии саморегулируемой организации требованиям пункта 2 статьи 21 Закона о банкротстве, в том числе о дате возникновения несоответствия саморегулируемой организации требованиям пункта 2 статьи 21 Закона о банкротстве, о мерах, планируемых и (или) принимаемых саморегулируемой организацией для устранения такого несоответствия;
- информацию о лицах, аккредитованных саморегулируемой организацией в соответствии с Закона о банкротстве и внутренними документами саморегулируемой организации.
В силу пункта 1 части 2 статьи 7 Закона о саморегулируемых организациях саморегулируемая организация обязана размещать на официальном сайте сведения, содержащиеся в реестре членов саморегулируемой организации, в том числе сведения о лицах, прекративших свое членство в саморегулируемой организации, в соответствии с требованиями, установленными статьей 7.1 упомянутого закона.
Согласно частям 1 и 3 статьи 7.1 Закона о саморегулируемых организациях реестр членов саморегулируемой организации представляет собой информационный ресурс, соответствующий требованиям указанного закона и содержащий систематизированную информацию о членах саморегулируемой организации, а также сведения о лицах, прекративших членство в саморегулируемой организации.
Реестр членов саморегулируемой организации содержит следующие сведения:
1) регистрационный номер члена саморегулируемой организации, дата его регистрации в реестре;
2) сведения, позволяющие идентифицировать члена саморегулируемой организации:
а) фамилия, имя, отчество, место жительства, дата и место рождения, паспортные данные, номера контактных телефонов, почтовый адрес, идентификационный номер налогоплательщика (для физического лица);
б) фамилия, имя, отчество, место жительства, дата и место рождения, паспортные данные, номера контактных телефонов, идентификационный номер налогоплательщика, дата государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, место фактического осуществления деятельности (для индивидуального предпринимателя);
в) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, дата государственной регистрации юридического лица, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица, место нахождения юридического лица, номера контактных телефонов, идентификационный номер налогоплательщика, фамилия, имя, отчество лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа юридического лица, и (или) руководителя коллегиального исполнительного органа юридического лица;
3) сведения о соответствии члена саморегулируемой организации условиям членства в саморегулируемой организации, предусмотренным законодательством Российской Федерации и (или) внутренними документами саморегулируемой организации;
4) сведения об обеспечении имущественной ответственности члена саморегулируемой организации перед потребителями произведенных им товаров (работ, услуг) и иными лицами, в том числе сведения о страховщике (включая сведения о месте его нахождения, об имеющейся лицензии и информацию, предназначенную для установления контакта) и о размере страховой суммы по договору страхования ответственности члена саморегулируемой организации, если требование, предусматривающее наличие такого договора страхования ответственности, является условием членства в саморегулируемой организации, о размере взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации в случае, если формирование компенсационного фонда применяется в качестве способа обеспечения ответственности членов саморегулируемой организации перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг);
5) сведения о результатах проведенных саморегулируемой организацией проверок члена саморегулируемой организации и фактах применения к нему дисциплинарных и иных взысканий (в случае, если такие проверки проводились и (или) такие взыскания налагались);
6) иные предусмотренные саморегулируемой организацией сведения.
В соответствии с частью 5 статьи 7.1 Закона о саморегулируемых организациях раскрытию на официальном сайте подлежат сведения, указанные в части 3 названной статьи, за исключением сведений о месте жительства, паспортных данных (для физического лица, в том числе для индивидуального предпринимателя) и иных сведений, если доступ к ним ограничен федеральными законами.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суды не усмотрели в действиях (бездействии) Комашинской Е.А. признаков административных правонарушений, ответственность за которые установлена частью 3 статьи 14.13, частью 2 статьи 14.52 КоАП РФ.
При этом вопреки доводам общества судом апелляционной инстанции оценка наличию/отсутствию в действиях (бездействии) Комашинской Е.А. состава административного правонарушения не давалась, Седьмым арбитражным апелляционным судом сделан вывод об отсутствии в заявлении общества достаточных данных, указывающих на наличие в действиях Комашинской Е.А. события административного правонарушения.
С учетом изложенного суды правомерно отказали в удовлетворении заявленного обществом требования.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, судом округа не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 27.01.2021 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 26.03.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-31733/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации..
Председательствующий |
Ю.Ф. Дружинина |
Судьи |
С.Т. Шохирева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно частям 1 и 3 статьи 7.1 Закона о саморегулируемых организациях реестр членов саморегулируемой организации представляет собой информационный ресурс, соответствующий требованиям указанного закона и содержащий систематизированную информацию о членах саморегулируемой организации, а также сведения о лицах, прекративших членство в саморегулируемой организации.
...
В соответствии с частью 5 статьи 7.1 Закона о саморегулируемых организациях раскрытию на официальном сайте подлежат сведения, указанные в части 3 названной статьи, за исключением сведений о месте жительства, паспортных данных (для физического лица, в том числе для индивидуального предпринимателя) и иных сведений, если доступ к ним ограничен федеральными законами.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суды не усмотрели в действиях (бездействии) Комашинской Е.А. признаков административных правонарушений, ответственность за которые установлена частью 3 статьи 14.13, частью 2 статьи 14.52 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 4 июня 2021 г. N Ф04-2987/21 по делу N А45-31733/2020