г. Тюмень |
|
8 июня 2021 г. |
Дело N А75-10061/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июня 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шохиревой С.Т.
судей Дружининой Ю.Ф.
Черноусовой О.Ю.
при ведении протокола помощником судьи Серковой Л.А.,
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи кассационную жалобу арбитражного управляющего Тимофеевой Елены Богдановны на решение от 30.10.2020 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Чешкова О.Г.) и постановление от 09.02.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Иванова Н.Е., Лотов А.Н., Рыжиков О.Ю.) по делу N А75-10061/2020 по заявлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (628012, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Ханты-Мансийск, улица Мира, дом 27, ОГРН 1028600513061, ИНН 8601001187) к арбитражному управляющему Тимофеевой Елене Богдановне о привлечении к административной ответственности.
Другие лица, участвующие в деле: Фахретдинова Таскира Закуавовна.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Касумова С.Г.) в заседании принял участие представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре - Рошко К.С. по доверенности 23.11.2020.
Суд установил:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлениями о привлечении арбитражного управляющего Тимофеевой Елены Богдановны (далее - арбитражный управляющий, Тимофеева Е.Б.) к административной ответственности по части 3.1 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) на основании протоколов об административном правонарушении от 30.06.2020 N 00298620, от 06.08.2020 N 00398620.
Возбужденные на основании указанных заявлений дела N А75-10061/2020, N А75-12091/2020 в порядке, предусмотренном статьей 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), объединены в одно производство для их совместного рассмотрения, делу присвоен N А75-10061/2020.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Фахретдинова Таскира Закуавовна, в отношении которой до рассмотрения дела по существу арбитражным управляющим представлено свидетельство о смерти.
Решением от 30.10.2020 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 09.02.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда, Тимофеева Е.Б. привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ, в виде дисквалификации сроком на шесть месяцев.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, арбитражный управляющий просит указанные судебные акты отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований управления.
Податель жалобы считает ошибочным вывод судов о нарушении им положений Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) при проведении процедуры банкротстве в отношении открытого акционерного общества "Югра-консалтинг" (далее - ОАО "Югра-консалтинг"), общества с ограниченной ответственностью "СибНефтеПромСтрой" (далее - ООО "СНПС"); вывод судов об уменьшении конкурсной массы является необоснованным; судами не учтено, что арбитражным управляющим принимались меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества в конкурсную массу; объективной возможности выявить наличие у ОАО "Югра-консалтинг" права требования передачи квартиры ранее не имелось; допущенные нарушения имеют формальный характер и не влекут наступление негативных последствий, а также ущерба финансовым или иным интересам кредиторов должников; в рассматриваемом случае имелись основания для применения статьи 2.9 КоАП РФ.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
При открытии судом кассационной инстанции судебного заседания в онлайн-режиме посредством использования системы веб-конференции арбитражным управляющим не обеспечено подключение к каналу связи.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие арбитражного управляющего в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 284 АПК РФ.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлении присутствовавшего в заседании представителя управления, суд округа не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, решением от 01.03.2017 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по делу N А75-7642/2016 ОАО "Югра-консалтинг" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим должника утвержден Завьялов В.А.
Определением суда от 12.082019 (резолютивная часть оглашена 05.08.2019) конкурсным управляющим должника утверждена Тимофеева Е.Б.
При проверке обращения Фахретдиновой Т.З. должностное лицо управления, обнаружив достаточные данные, указывающие на наличие в деянии арбитражного управляющего Тимофеевой Е.Б. события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ, вынесло определение от 04.06.2020 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
Административным органом установлено, что арбитражным управляющим в период исполнения обязанностей конкурсного управляющего ОАО "Югра-консалтинг" допущены нарушения положений пункта 1 статьи 20.3, пунктов 1, 3 статьи 20.6, пункта 4 статьи 61.1, пункта 1 статьи 61.22, абзаца пятого пункта 2 статьи 129 Закона о банкротстве, выразившиеся в начислении завышенного размера фиксированной суммы вознаграждения (эпизод 1); неопубликовании в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве (далее - ЕФРСБ) сведений о подаче в арбитражный суд заявлений о признании соглашений недействительными и о вынесении судебных актов по результатам рассмотрения заявлений (эпизод 2); несвоевременном опубликовании в ЕФРСБ сообщения о подаче заявлений о привлечении к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц (эпизод 3); непринятии мер, направленных на поиск, выявление и включении в конкурсную массу права требования квартиры на основании договора от 25.12.2015 участия в долевом строительстве (эпизод 4), а также установлено, что арбитражный управляющий ранее уже привлекался к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
По результатам административного расследования управлением составлен протокол об административном правонарушении от 30.06.2020 N 00298620 и подано заявление в суд о привлечении Тимофеевой Е.Б. к административной ответственности, предусмотренной частью 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ
Кроме того, решением от 18.09.2017 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по делу N А75-8233/2016 ООО "СНПС" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим должника утвержден Фонарев А.В.
Определением суда от 31.05.2018 Фонарев А.В. отстранен от исполнения обязанностей конкурсного управляющего, конкурсным управляющим ООО "СНПС" утверждена Тимофеева Е.Б.
Административным органом установлено, что арбитражным управляющим в период исполнения обязанностей конкурсного управляющего ООО "СНПС" допущены нарушения положений пунктов 2, 4 статьи 20.3, пунктов 1, 3, 10 статьи 20.6, Закона о банкротстве, выразившиеся в выплате себе 09.07.2018, 05.09.2018, 10.10.2018 фиксированного вознаграждения конкурсного управляющего в суммах, превышающих установленные Законом о банкротстве размеры на указанные даты (эпизод 1); указании в отчете конкурсного управляющего ООО "СНПС" о своей деятельности, а также отчете о движении денежных средств должника по состоянию на 29.01.2020 недостоверных и неполных сведений, в том числе по движению (использованию) денежных средств должника (эпизод 2), что подтверждается вступившим в законную силу определением от 25.02.2020 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по делу N А75-8233/2016.
Также установлено, что Тимофеева Е.Б. в нарушение положений статей 124, 143, 147, 149 Закона о банкротстве к судебному заседанию, назначенному на 22.01.2020, не представила в арбитражный суд в сброшюрованном виде отчеты конкурсного управляющего о своей деятельности, об использовании денежных средств должника, о результатах проведения конкурсного производства за весь период ведения процедуры банкротства; надлежащим образом заверенные документы, подтверждающие сведения, указанные в отчете конкурсного управляющего и отчете о движении денежных средств ООО "СНПС" в ходе конкурсного производства (эпизод 3), что подтверждается определением от 29.01.2020 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по делу N А75-8233/2016.
Усмотрев в действиях арбитражного управляющего признаки административного деяния, квалифицируемого по части 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ, административный орган составил протокол об административном правонарушении от 06.08.2020 N 00398620 и обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении Тимофеевой Е.Б. к административной ответственности.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные управлением требования, признав доказанным наличие в деяниях Тимофеевой Е.Б. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ, квалифицировав при этом в качестве малозначительных деяния по второму и третьему эпизодам, указанным в протоколе от 30.06.2020 N 00298620.
Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
Частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния.
Согласно части 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 названной статьи, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет дисквалификацию арбитражного управляющего на срок от 6 месяцев до 3 лет.
При проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества (пункт 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве).
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 20.6 Закона о банкротстве арбитражный управляющий имеет право на вознаграждение в деле о банкротстве, которое состоит из фиксированной суммы и суммы процентов.
В соответствии с пунктом 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.2013 N 97 "О некоторых вопросах, связанных с вознаграждением арбитражного управляющего при банкротстве" установленный пунктом 3 статьи 20.6 Закона о банкротстве размер фиксированной суммы вознаграждения выплачивается за каждый месяц, в котором лицо осуществляло полномочия арбитражного управляющего; если полномочия арбитражного управляющего возникли или прекратились не в первый или последний день месяца соответственно, то за неполные месяцы наличия у него полномочий фиксированная сумма вознаграждения выплачивается пропорционально количеству календарных дней в каждом таком месяце.
Исходя из положений пунктов 1, 4.1 статьи 28, пункта 4 статьи 61.1 Закона о банкротстве конкурсный управляющий обязан включить в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (далее - ЕФРСБ) сведения о подаче в арбитражный суд заявления о признании сделки недействительной по основаниям, указанным в Законе о банкротстве, о вынесении судебного акта по результатам рассмотрения такого заявления не позднее трех рабочих дней с даты, когда арбитражному управляющему стало известно о подаче заявления или вынесении судебного акта.
В силу пункта 1 статьи 61.22 Закона о банкротстве сведения о подаче заявления о привлечении контролирующих должника лиц к ответственности, о судебных актах, вынесенных по результатам рассмотрения по существу такого заявления, и судебном акте о его пересмотре подлежат включению в ЕФРСБ.
В сообщениях, подлежащих включению в ЕФРСБ, должны быть указаны наименование (фамилия, имя и в случае, если имеется, отчество) лица, в отношении которого подано заявление, а также идентифицирующие такое лицо данные (индивидуальный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер - для юридических лиц, страховой номер индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования (для физических лиц) (пункт 2 статьи 61.22 Закона о банкротстве).
В соответствии с пунктом 3.1 Порядка формирования и ведения Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц и Единого федерального реестра сведений о банкротстве, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 05.04.2013 N 178 (далее - Порядок N 178) сведения подлежат внесению (включению) в информационный ресурс в течение трех рабочих дней с даты, когда пользователь узнал о возникновении соответствующего факта. В случае если федеральным законом или иным нормативным правовым актом предусмотрено внесение (включение) в информационный ресурс сведений, подлежащих также опубликованию, но срок внесения (включения) сведений в информационный ресурс не установлен, соответствующие сведения вносятся (включаются) в информационный ресурс не позднее трех рабочих дней с даты возникновения обязанности по их опубликованию.
В силу пункта 2 статьи 129 Закона о банкротстве конкурсный управляющий обязан принимать меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц.
В соответствии с пунктом 1.2 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49 (далее - Методические указания), для целей настоящих Методических указаний под имуществом организации понимаются основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы, денежные средства и прочие финансовые активы, а под финансовыми обязательствами - кредиторская задолженность, кредиты банков, займы и резервы.
Статьей 143 Закона о банкротстве установлено, что конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов (комитету кредиторов) отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию не реже чем один раз в три месяца, если собранием кредиторов не установлено иное.
Конкурсный управляющий обязан по требованию арбитражного суда предоставлять арбитражному суду все сведения, касающиеся конкурсного производства, в том числе отчет о своей деятельности.
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций установили, что указанное в отчете конкурсного управляющего ОАО "Югра-консалтинг" от 28.10.2019 вознаграждение Тимофеевой Е.Б. в размере 229 335 руб. не соответствует требованиям пункта 3 статьи 20.6 Закона о банкротстве, поскольку на дату составления отчета она имела право на вознаграждение в размере 83 225,7 руб.; арбитражным управляющим не опубликованы в ЕФРСБ сведения о подаче заявлений о признании недействительными соглашений от 29.12.2016 о прекращении взаимных обязательств зачетом встречных однородных требований, заключенных должником с Силиным Н.И. и Расуловой У.М., о вынесении судебных актов по результатам рассмотрения заявлений, при этом Тимофеева Е.Б. располагала сведениями о подаче кредитором таких заявлений; арбитражным управляющим 11.06.2020 в ЕФРСБ опубликовано сообщение о подаче заявлений о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности, однако срок для опубликования таких сообщений истек 06.03.2020, 07.03.2020, 12.03.2020, 13.02.2020; арбитражным управляющим не принято надлежащих мер, направленных на поиск, выявление и включение в конкурсную массу должника права требования четырехкомнатной квартиры на основании договора от 25.12.2015 N 3/Д.4.7./С/2015 участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома, при этом судами отмечено, что должник является застройщиком, при банкротстве которого применен параграф 7 главы 9 Закона о банкротстве, следовательно, Тимофеева Е.Б., действуя добросовестно и разумно могла предположить наличие у должника правоотношений, связанных с участием в долевом строительстве; представленной в материалы дела выпиской из Единого государственного реестра недвижимости подтверждается возможность выявления арбитражным управляющим имущества должника.
Также судами установлено, что в период исполнения обязанностей конкурсного управляющего ООО "СНПС" Тимофеева Е.Б. 09.07.2018, 05.09.2018, 10.10.2018 произвела выплаты фиксированного вознаграждения конкурсного управляющего в суммах, превышающих установленные Законом о банкротстве размеры на указанные даты; указала в отчете о деятельности конкурсного управляющего и отчете о движении денежных средств должника недостоверные и неполные сведения (о размере перечисленных денежных средств привлеченной организации обществу с ограниченной ответственностью "Урал-Финанс-Аудит").
Отклоняя доводы арбитражного управляющего об обратном, суды обоснованно указали, что данные обстоятельства установлены вступившим в законную силу определением от 25.02.2020 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по делу N А75-8233/2016.
Обстоятельства неисполнения арбитражным управляющим требований арбитражного суда в рамках дела о банкротстве о представлении в сброшюрованном виде отчетов конкурсного управляющего о своей деятельности, об использовании денежных средств должника, о результатах проведения конкурсного производства за весь период ведения процедуры банкротства, а также надлежащим образом заверенных документов, подтверждающих сведения, указанные в отчете конкурсного управляющего и отчете о движении денежных средств ООО "СНПС" в ходе конкурсного производства подтверждаются определением от 29.01.2020 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по делу N А75-8233/2016.
В рассматриваемом случае арбитражный управляющий, обладая специальной профессиональной подготовкой и опытом работы, осознавал противоправность своего поведения и должен был предвидеть возможность наступления вредных последствий в результате неисполнения (ненадлежащего выполнения) возложенных на него законодательством о банкротстве обязанностей, однако без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на предотвращение таких последствий.
С учетом изложенного и принимая во внимание, что Тимофеева Е.Б. ранее привлекалась к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений (решение от 25.03.2019 Арбитражного суда Челябинской области по делу N А76-36844/2018 (вступило в законную силу 08.04.2019), суды пришли к верному выводу о наличии в её деяниях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ.
Существенных нарушений управлением требований КоАП РФ в ходе производства по делу об административном правонарушении не выявлено; срок давности и положения статей 25.1, 28.2 КоАП РФ, направленные на защиту прав лиц, привлекаемых к ответственности, соблюдены.
Административное наказание назначено в соответствии с требованиями статей 3.1, 4.1 КоАП РФ в виде дисквалификации на минимальный срок, предусмотренный санкцией части 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ.
Оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ в части первого и четвертого эпизодов по протоколу от 30.06.2020 N 00298620 и трех эпизодов по протоколу от 06.08.2020 N 00398620 суды не усмотрели.
В силу абзаца 4 пункта 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и, как следствие, о возможности (невозможности) квалификации правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах суд округа считает правомерным привлечение Тимофеевой Е.Б. к административной ответственности по части 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ.
Доводы Тимофеевой Е.Б. изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судах обеих инстанций и мотивированно отклонены.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка им обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении арбитражными судами норм права.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ судом округа не установлено.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 30.10.2020 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 09.02.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-10061/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Т. Шохирева |
Судьи |
Ю.Ф Дружиниа |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ в части первого и четвертого эпизодов по протоколу от 30.06.2020 N 00298620 и трех эпизодов по протоколу от 06.08.2020 N 00398620 суды не усмотрели.
В силу абзаца 4 пункта 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и, как следствие, о возможности (невозможности) квалификации правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах суд округа считает правомерным привлечение Тимофеевой Е.Б. к административной ответственности по части 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 8 июня 2021 г. N Ф04-1678/21 по делу N А75-10061/2020