г. Тюмень |
|
9 июня 2021 г. |
Дело N А45-28627/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июня 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабаловой О.Ф.,
судей Дерхо Д.С.,
Туленковой Л.В.,
при ведении судебного заседания с использованием средств веб-конференции помощником судьи Ивановой А.Г., рассмотрел кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Первомайская" и акционерного общества "Региональные электрические сети" на решение от 04.02.2020 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Емельянова Г.М.) и постановление от 12.02.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Аюшев Д.Н., Сбитнев А.Ю., Сластина Е.С.) по делу N А45-28627/2019 по иску акционерного общества "Региональные электрические сети" (630102, область Новосибирская, город Новосибирск, улица Якушева, дом 16а, ИНН 5406291470, ОГРН 1045402509437) к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Первомайская" (630037, область Новосибирская, город Новосибирск, улица Марии Ульяновой, дом 6а, офис 14, ИНН 5409233155, ОГРН 1095473002965) о взыскании денежных средств.
В судебном заседании путем использования системы веб-конференции информационного ресурса "Картотека арбитражных дел" в онлайн-режиме участвует представитель общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Первомайская" - Шалагина Д.В. по доверенности от 02.06.2020 N 7.
Суд установил:
акционерное общество "Региональные электрические сети" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Первомайская" (далее - компания) о взыскании 35 436 руб. 12 коп. задолженности, составляющей расходы на установку общедомового прибора учета используемой электроэнергии в многоквартирном доме (далее - МКД) по адресу: город Новосибирск, улица Красный факел, дом 9, 8195 руб. 30 коп. процентов за предоставление рассрочки платежей, рассчитанных по состоянию на 20.02.2019, 1 342 руб. 28 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, рассчитанных по состоянию на 20.02.2019, 34 502 руб. задолженности, составляющей расходы на установку общедомового прибора учета используемой электроэнергии в МКД по адресу: город Новосибирск, улица Красный факел, дом 11, 7 975 руб.
57 коп. процентов за предоставление рассрочки платежей, рассчитанных по состоянию на 20.02.2019, 1 306 руб. 30 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, рассчитанных по состоянию на 20.02.2019.
Решением от 04.02.2020 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Емельянова Г.М.) иск удовлетворен в полном объеме.
Постановлением от 12.02.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда, решение арбитражного суда изменено, исковые требования удовлетворены частично, с компании в пользу общества взыскано 51 800 руб. 76 коп. задолженности, 2 648 руб. 58 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, 2 177 руб. 79 коп. расходов по уплате государственной пошлины по иску. В удовлетворении остальной части иска отказано. С общества в пользу компании взыскано 1 159 руб.
62 коп. расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе. После зачета с компании в пользу общества взыскано 51 800 руб.
76 коп. задолженности, 2 648 руб. 58 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, 1 018 руб. 17 коп. расходов по уплате государственной пошлины по иску, всего - 55 467 руб. 51 коп.
С общества в доход федерального бюджета взыскано 877 руб. государственной пошлины по иску.
Общество и компания обратились с кассационными жалобами.
В кассационной жалобе компания просит решение, постановление первой и апелляционной инстанций отменить, в удовлетворении иска отказать, в обоснование чего приводит следующие доводы: основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют, поскольку установка общедомовых приборов учета (далее - ОДПУ) в спорных домах осуществлялась предыдущей управляющей организацией (обществом с ограниченной ответственностью "Сибирский сервисный центр ЖКХ", далее - центр ЖКХ); компания не является правопреемником указанной организации и, следовательно, надлежащим ответчиком; Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и повышении энергетической эффективности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергоснабжении) обязанность по установке приборов учета и несению расходов по их установке возложена на собственников помещений в МКД.
В своей кассационной жалобе общество просит постановление апелляционного суда отменить, оставить в силе решение арбитражного суда первой инстанции. В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает, что судом апелляционной инстанции неверно применены положения статей 200, 201 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), в связи с чем сделан неправильный вывод о пропуске истцом срока исковой давности; суд апелляционной инстанции необоснованно сослался на разъяснения, изложенные в постановлении пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" (далее - Постановление N 43); подписанный с центром ЖКХ акт сверки взаимных расчетов по состоянию на 31.08.2016 прерывает течение срока исковой давности; смена управляющей организации не влечет прекращение обязательств по оплате понесенных обществом расходов; до указанной даты у истца не имелось оснований полагать, что его право на возмещение расходов будет нарушено, поскольку до этой даты его расходы оплачивались.
При открытии судом кассационной инстанции судебного заседания посредством использования системы веб-конференции представитель общества Журихин А.В., ходатайство которого об участии в судебном заседании в онлайн-режиме удовлетворено судом округа, не обеспечил подключение к каналу связи. Представитель компании Шалагина Д.В. осуществила надлежащее подключение к системе веб-конференции.
Установив, что средства связи суда округа воспроизводят видео- и аудиосигнал надлежащим образом, технические неполадки отсутствуют, сторонам обеспечена возможность дистанционного участия в процессе, которая не в полной мере реализована одним из заявителей по причинам, находящимся в сфере его контроля, суд не усмотрел предусмотренных статьей 158 АПК РФ оснований для отложения судебного заседания и пришел к выводу о проведении судебного заседания при текущей явке.
В судебном заседании представитель компании поддержала доводы кассационной жалобы и отзыва на кассационную жалобу истца.
Проверив в порядке статей 274, 284, 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права в пределах доводов, которые изложены заявителем в кассационной жалобе (определение Верховного Суда Российской Федерации от 05.12.2016 N 302-ЭС15-17338), суд округа приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационных жалоб.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в МКД, расположенным по адресу: город Новосибирск, улица Красный факел, дома N 9, 11, произведена установка ОДПУ потребления электрической энергии и их ввод в эксплуатацию, о чем составлены соответствующие акты об установке общедомового (коллективного) прибора учета от 20.02.2014.
В период установки и ввода в эксплуатацию ОДПУ МКД находились в управлении (обслуживании) центра ЖКХ. С 26.05.2015 (сведения официального сайта государственной жилищной инстанции Новосибирской области) по настоящее время управление этими МКД осуществляется компанией, а в отношении центра ЖКХ в связи с завершением конкурсного производства (определение от 12.02.2018 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-15676/2016) регистрирующим органом в ЕГРЮЛ 26.03.2018 внесены запись о прекращении деятельности.
Работы по установке ОДПУ выполнены центром ЖКХ, как привлеченным обществом подрядчиком, на основании заключенного с ним договоров подряда на установку коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии от 23.04.2013N 13129, от 23.04.2013 N 13133.
Оплату работ по установке ОДПУ общество произвело центру ЖКХ (подрядчику) в полном объеме платежными поручениями от 05.06.2013 N 5471, 5472; общая стоимость работ по установке ОДПУ в двух МКД составила 74 975 руб. 56 коп., что подтверждается справками о стоимости выполненных работ (форма КС-3).
Со дня введения в эксплуатацию ОДПУ в МКД предыдущая управляющая организация - центр ЖКХ производила перечисления денежных средств за установку ОДПУ в МКД. Общая сумма, перечисленных денежных средств, составила 5 037 руб. 53 коп.
После передачи управления компании денежные средства в адрес истца не поступали.
В претензии от 23.12.2016 общество, отразив фактически понесенные расходы, потребовало у компании их возместить.
Неисполнение ответчиком требований претензии послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 210, 395 ГК РФ, статьями 36, 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), статьей 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении), Обзором судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2015), утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2015, исходил из доказанности факта установки и ввода в эксплуатацию ОДПУ электрической энергии в спорных МКД, несения истцом расходов на их установку в заявленном размере, наличия правовых оснований для возмещения ответчиком, как управляющей организацией, ответственной за содержание МКД, понесенных истцом расходов. Вопрос о применении срока исковой давности, о котором устно заявлено представителем ответчика в судебном заседании 16.10.2019 судом не разрешался.
Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции о наличии у ответчика, как управляющей организации, обязанности возместить расходы общества на установку ОДПУ в обслуживаемых домах.
Изменяя решение суда первой инстанции, апелляционный суд, руководствуясь статьями 6, 12, 15, 182, 196, 200, 202, 203, 395 ГК РФ, статьей 13 Закона об энергосбережении, статьями 44, 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), частью 5 статьи 4 АПК РФ, пунктами 10, 11, 28, 38(1) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), разъяснениями, изложенными в пунктах 1, 16, 22, 24 Постановления N 43, установив приостановление течение срока исковой давности на срок фактического соблюдения претензионного порядка (на 30 дней), пришел к выводу о том, что срок исковой давности по периодическим платежам, срок которых наступил 10.06.2016 и ранее, пропущен, в связи чем частично удовлетворил исковые требования общества.
Оснований для изменения или отмены апелляционного постановления по доводам кассационных жалоб общества и компании суд округа не усматривает и находит их подлежащими отклонению на основании следующего.
Судами установлено, что собственники помещений в спорном МКД не исполнили обязанность по установке ОДПУ в установленный законом срок, в связи с чем в силу частей 9, 12 статьи 13 Закона об энергоснабжении такая обязанность возникла у ресурсоснабжающей организации.
Согласно пункту 38(1) Правил N 491 в случае, если собственники помещений в МКД до 01.01.2013 не обеспечили оснащение дома ОДПУ используемого коммунального ресурса и при этом в соответствии с частью 12 статьи 13 Закона об энергоснабжении был установлен ОДПУ, собственники помещений обязаны оплатить расходы на установку такого прибора учета на основании счетов и в размере, указанных в абзаце втором данного пункта, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения и (или) в составе установленных для членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества.
В соответствии с абзацем 2 пункта 38(1) Правил N 491 счета на оплату расходов на установку ОДПУ с указанием общего размера расходов на установку такого прибора учета и доли расходов на установку такого прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, выставляются собственникам помещений организацией, осуществившей в соответствии с частью 12 статьи 13 Закона об энергоснабжении установку ОДПУ. Доля расходов на установку ОДПУ, бремя которых несет собственник помещения, определяется исходя из его доли в праве общей собственности на общее имущество.
Из приведенных положений следует, что ресурсоснабжающая (либо сетевая) организация, осуществившая оснащение МКД приборами учета, вправе взыскать напрямую с собственников помещений МКД денежные средства в возмещение своих расходов на установку ОДПУ путем выставления соответствующих счетов, в случае, если данные расходы не были учтены в составе платы за содержание и ремонт общего имущества.
Факт включения расходов на установку ОДПУ в счета по оплате коммунальных ресурсов, выставляемых собственникам ежемесячно в подтверждение того обстоятельства, что эти расходы учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения, из материалов дела не усматривается. Действия общества по установке ОДПУ используемой электрической энергии в спорном МКД являются законными, не противоречат воле собственников.
На стороне собственников помещений в названном МКД возникло обязательство по компенсации расходов истца на установку ОДПУ.
Содержание общего имущества включает в себя помимо прочего обеспечение установки и ввода в эксплуатацию ОДПУ всех коммунальных ресурсов.
Собственники несут бремя расходов на содержание общего имущества путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в МКД соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество.
Согласно части 12 статьи 13 Закона об энергоснабжении граждане - собственники помещений в МКД оплачивают расходы по установке ОДПУ равными долями в течение пяти лет с даты их установки (если ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки).
В силу статей 161, 162 ЖК РФ, пункта 16 Правил N 491 для решения вопросов по пользованию и надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг собственники помещений в этом доме могут выбрать способ управления товариществом собственников жилья, которое отвечает перед ними за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме.
Компания, как управляющая организация, в силу своего статуса имеет исчерпывающую информацию о доле каждого собственника в праве общей собственности на общее имущество и наделена полномочиями по получению платежей от собственников за оказываемые им услуги и расчету с ресурсоснабжающими организациями (пункт 10 статьи 162 ЖК РФ, пункт 20 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, пункты 24, 26 Правил N 491).
Данная правовая позиция сформулирована в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2015), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2015.
Из системного толкования изложенных норм следует, как верно указано апелляционным судом, что компания является надлежащим ответчиком по иску о взыскании расходов ресурсоснабжающей организации на установку ОДПУ.
Взаимосвязанные положения пунктов 1, 2 статьи 15 ГК РФ позволяют лицу, право которого нарушено, требовать возмещения причиненных, то есть уже состоявшихся (зафиксированных) убытков в виде расходов, которые потерпевший произвел или с необходимостью должен будет произвести для восстановления нарушенного права.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, установив, что собственниками помещений в МКД в нарушение требований части 5 статьи 13 Закона об энергоснабжении не принято мер по оснащению ОДПУ, а эта обязанность исполнена обществом как организацией, осуществляющей передачу электрической энергии, сети инженерно-технического обеспечения которой имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования этого МКД (части 9, 13 статьи 13 Закона об энергоснабжении), как следствие, признав общество управомоченным лицом по получению от собственников помещений, расположенных в спорном МКД, компенсации понесенных расходов на его оснащение ОДПУ и возмещение издержек, связанных с принудительным взысканием задолженности, учтя статус ответчика, как исполнителя коммунальных услуг, в управлении которого находится спорный МКД, а также отсутствие в материалах дела доказательств оплаты заявленных истцом расходов путем сбора денежных средств непосредственно с собственников МКД минуя компанию, ненадлежащее исполнениепризнав правильность расчетов применив по заявлению ответчика последствия пропуска срока исковой давности по части периодических платежей (со сроком оплаты 10.06.2016 и ранее), не усмотрев оснований для его прерывания, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения исковых требований.
Установление подобного рода обстоятельств (в части факта и размера затрат на установку ОДПУ) является прерогативой судов первой и апелляционной инстанций, которые в силу присущих им дискреционных полномочий, необходимых для осуществления правосудия и вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, разрешают дело на основе установления и исследования всех его обстоятельств.
При вынесении обжалуемых судебных актов арбитражные суды первой и апелляционной инстанций всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные сторонами по делу доказательства (статья 71 АПК РФ) и дали правовую оценку доводам заявителя, вновь приведенным в кассационной жалобе, иная оценка обстоятельств дела которого не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального и процессуального права.
Суждения компании относительно неправомерности взыскания с нее расходов, ответственность за которые должна нести предыдущая управляющая компания (центр ЖКХ), основаны на неверном толковании заявителем вышеуказанных положений и норм жилищного права.
Именно, управляющая организация, с которыми собственниками помещений в многоквартирном доме заключен договор управления, является надлежащим ответчиком по иску ресурсоснабжающей организации о взыскании расходов на установку общедомового прибора учета (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2015), утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2015).
Компания, как управляющая организация, приступая к управлению МКД, обязана принять исчерпывающие меры для получения от предыдущей управляющей организации в том числе документов относительно задолженности каждого собственника в отношении исполнения обязанности по участию в содержании общего имущества МКД, и отсутствие сведений о произведенных собственниками платежах в адрес предыдущей управляющей организации в погашение задолженности за установку ОДПУ не является основанием для освобождения от оплаты стоимости установки приборов учета.
Кроме того, исходя из положений статей 44, 161, 162 ЖК РФ, статьи 13 Закона об энергосбережении, пунктов 5, 11, 38 Правил N 491 наличие у управляющей организации обязанности по оплате расходов по установке ОДПУ, установленного ресурсоснабжающей организацией в жилом доме, не является нарушением прав компании, поскольку последняя не лишена возможности возместить понесенные расходы за счет собственников помещений
Доводы общества о необоснованности выводов апелляционного суда в части пропуска срока исковой давности подлежат отклонению, в связи со следующим.
Действующая редакция пункта 1 статьи 196 ГК РФ устанавливает общий (применимый ко всем случаям, в отношении которых законом прямо не предусмотрены иные требования) срок исковой давности продолжительностью 3 года, который в силу пункта 1 статьи 200 ГК РФ начинает течение со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Как разъяснено в абзаце втором пункта 1 Постановления N 43, если иное не установлено законом, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо, право которого нарушено, узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Как правильно указал апелляционный суд, в отношении реализации ресурсоснабжающими организациями права на возмещение расходов, связанных с установкой нормой части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении установлено особое условие о рассрочке - путем оплаты равными долями в течение пяти лет с даты их установки (если собственниками не принято решение о возмещении таких расходов единовременно или с меньшим периодом рассрочки) с одновременным начислением процентов в размере, не превышающем ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Учитывая установленную законодательством в сфере энергоснабжения и жилищным законодательством периодичность осуществления расчетов (календарный месяц), которая в данном случае подлежит применению по аналогии закона (пункт 1 статьи 6 ГК РФ), представляется очевидным, что часть 12 статьи 13 Закона об энергосбережении предполагает распределение соответствующих расходов именно на ежемесячные платежи равными долями в течение пяти лет.
Соответственно, федеральным законодателем фактически предусмотрены повременные платежи, относительно которых в соответствии с прямым указанием пункта 24 Постановления N 43 срок давности исчисляется отдельно по каждому просроченному платежу.
Вопреки утверждению истца, содержащемуся в кассационной жалобе, такое толкование закона не противоречит правовой позиции, содержащейся в пункте 2 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2015), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2015, где разъяснена недопустимость полного (то есть досрочного) взыскания с исполнителя коммунальных услуг всей суммы расходов на установку ОДПУ без учета предоставленной собственникам помещений с МКД рассрочки.
Довод о перерыве срока исковой давности в связи с подписанием центром ЖКХ акта сверки от 31.08.2016 был рассмотрен апелляционным судом, получил должную правовую оценку, обоснованно отклонен с учетом положений статей 182, 203 ГК РФ, пункта 22 Постановления N 43 (о том, что распорядительные действия, повлекшие перерыв течения срока исковой давности, могут быть совершены только надлежаще уполномоченным лицом) и представленных в материалы дела сведений о прекращении у центра ЖКХ статуса исполнителя коммунальных услуг в отношении спорного МКД в 2014 году (на основании решения собственников помещений в МКД от 02.02.2014).
В целом приведенные в кассационных жалобах доводы выводы апелляционного суда не опровергают, по сути, направлены на переоценку доказательств установление новых обстоятельств, отличных от установленных апелляционным судом, что не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ, а потому отклоняются судом округа.
Иное толкование подателем жалобы действующего законодательства Российской Федерации и иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении апелляционным судом норм права.
Оснований для отмены постановления, правомерно изменившего решение суда первой инстанции, предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, не установлено.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ).
Выводы апелляционного суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, им не допущено существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела.
В связи с изложенным кассационные жалобы удовлетворению не подлежат.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителей.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление от 12.02.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-28627/2019 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Ф. Шабалова |
Судьи |
Д.С. Дерхо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Учитывая установленную законодательством в сфере энергоснабжения и жилищным законодательством периодичность осуществления расчетов (календарный месяц), которая в данном случае подлежит применению по аналогии закона (пункт 1 статьи 6 ГК РФ), представляется очевидным, что часть 12 статьи 13 Закона об энергосбережении предполагает распределение соответствующих расходов именно на ежемесячные платежи равными долями в течение пяти лет.
...
Довод о перерыве срока исковой давности в связи с подписанием центром ЖКХ акта сверки от 31.08.2016 был рассмотрен апелляционным судом, получил должную правовую оценку, обоснованно отклонен с учетом положений статей 182, 203 ГК РФ, пункта 22 Постановления N 43 (о том, что распорядительные действия, повлекшие перерыв течения срока исковой давности, могут быть совершены только надлежаще уполномоченным лицом) и представленных в материалы дела сведений о прекращении у центра ЖКХ статуса исполнителя коммунальных услуг в отношении спорного МКД в 2014 году (на основании решения собственников помещений в МКД от 02.02.2014)."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 9 июня 2021 г. N Ф04-2483/21 по делу N А45-28627/2019
Хронология рассмотрения дела:
09.06.2021 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2483/2021
12.02.2021 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-3148/20
04.02.2020 Решение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-28627/19
16.10.2019 Определение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-28627/19