г. Тюмень |
|
15 июня 2021 г. |
Дело N А27-9914/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июня 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Демидовой Е.Ю.
судей Зиновьевой Т.А.
Сириной В.В.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием системы веб-конференции помощником судьи Третьяковой К.Е. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Прокопьевский угольный разрез" на решение от 06.11.2020 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Иващенко А.П.) и постановление от 09.02.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кривошеина С.В., Павлюк Т.В., Хайкина С.Н.) по заявлению акционерного общества "Прокопьевский угольный разрез" (ИНН 4223712778, ОГРН 1104223001090, 653016, Кемеровская область - Кузбасс, город Прокопьевск, ул. Участковая, 2) к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республикам Хакасия и Тыва и Кемеровской области, республика Хакасия (ИНН 1901111942, ОГРН 1131901000956, 655017, Республика Хакасия и Тыва, город Абакан, ул. Кирова, 100) о признании недействительным предписания от 11.02.2020 N 39-в-ЗН.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Комитет по управлению муниципальной собственностью Прокопьевского муниципального района, город Прокопьевск, Администрация Прокопьевского муниципального округа в лице отдела архитектуры и строительства Администрации Прокопьевского муниципального округа, Кемеровская область-Кузбасс, город Прокопьевск.
Путем использования системы веб-конференции в онлайн-заседании участвовали представители: от акционерного общества "Прокопьевский угольный разрез" - Лычак Ю.В. по доверенности от 05.11.2020;
от Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республикам Хакасия и Тыва и Кемеровской области - Литовкина Ю.С. по доверенности от 20.01.2021.
Суд установил:
акционерное общество "Прокопьевский угольный разрез" (далее - АО "ПУР", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным предписания от 11.02.2020 N 39-в-ЗН Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по республикам Хакасия и Тыва и Кемеровской области (далее - Управление, заинтересованное лицо).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: Комитет по управлению муниципальной собственностью Прокопьевского муниципального района (далее - комитет), Администрация Прокопьевского муниципального округа в лице отдела архитектуры и строительства Администрации Прокопьевского муниципального округа (далее - администрация).
Решением от 06.11.2020 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 09.02.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, общество обратилось с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, неполное установление обстоятельств, имеющих значение для дела и несоответствие выводов, изложенных в решении и постановлении, обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемые судебные акты и принять новый судебный акт об удовлетворении заявления общества, или направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Кемеровской области, одновременно ходатайствуя о приобщении к материалам дела ответа Прокуратуры Прокопьевского района от 12.01.2021 N 362Ж-2021 и схемы из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) земельного участка 42:10:0304006:225.
Податель жалобы считает, что по состоянию на 01.12.2019 земельный участок по предписанию N 766-в-ЗН от 10.09.2018 площадью 14593 кв.м. на кадастровом учете не состоял, сведения о его категории в ЕГРН отсутствовали; в материалах дела имеются достаточные доказательства о нахождении спорного участка именно в границах населенного пункта и в силу части 1 статьи 77, пункта 1 части 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) данный участок не может относиться к землям сельскохозяйственного назначения; предписание является неисполнимым; заключение кадастровых инженеров не может быть принято в качестве доказательства определения категории земель; проверка проведена с нарушением срока, установленного пунктом 142 Административного регламента Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по осуществлению государственного земельного надзора на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", утвержденного приказом Россельхознадзора от 08.07.2019.N 662 (далее - Административный регламент); лицом ответственным за состояние земельного участка является администрация; незаконное предписание может привести к уничтожению (рекультивации) автомобильной дороги.
В отзыве на кассационную жалобу Управление, соглашаясь с выводами судов первой и апелляционной инстанций, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
От третьих лиц отзывы на кассационную жалобу не представлены.
В судебном заседании стороны поддержали позиции, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Представитель АО "ПУР", также поддержал ходатайство о приобщении дополнительных доказательств.
Суд округа отмечает, что пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции установлены положениями статьи 286 АПК РФ. В соответствии с частью 3 статьи 286 АПК РФ при рассмотрении дела арбитражный суд кассационной инстанции проверяет, соответствуют ли выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Арбитражный суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по оценке и исследованию фактических обстоятельств дела, выявленных в ходе его рассмотрения по существу, а также по исследованию ранее не представлявшихся доказательств. В связи с этим представленные обществом дополнительные доказательства не могут быть приняты и оценены судом округа.
Как разъяснено в абзацах втором и третьем пункта 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде кассационной инстанции", новые и (или) дополнительные доказательства, имеющие отношение к установлению обстоятельств по делу, судом кассационной инстанции не принимаются. Если лицо, участвующее в деле, представило в суд кассационной инстанции дополнительные доказательства, не представленные им в суд первой, апелляционной инстанции, в том числе вместе с отзывом на кассационную жалобу, то такие доказательства судом кассационной инстанции к материалам дела не приобщаются и при необходимости возвращаются.
На основании изложенного суд округа возвращает обществу приложенные к кассационной жалобе дополнительные доказательства, но поскольку были поданы по системе "Мой арбитр", возвращенные документы обществу не направляются.
Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей третьих лиц в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке, предусмотренном статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами при рассмотрении спора, в сентябре 2018 года по результатам проведенной внеплановой выездной проверки Управлением установлено, что АО "ПУР" допущено нарушение земельного законодательства Российской Федерации, выразившееся в невыполнении установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, расположенных в кадастровом квартале 42:10:0304006 по адресу: Кемеровская область, Прокопьевский муниципальный район, в границах МО "Сафоновское сельское поселение", а именно АО "ПУР" в результате осуществления работ по добыче природного камня спецтехникой и строительством дороги, земли сельскохозяйственного назначения выведены из сельскохозяйственного оборота и не могут использоваться для производства сельскохозяйственной продукции без проведения мероприятий по восстановлению земель. Допущено загрязнение, истощение, деградация, порча земель сельскохозяйственного назначения и иное негативное воздействие. Площадь нарушенных земель карьером по добыче природного камня составляет 11 484 кв. м; площадь нарушенных земель строительством дороги составляет 3 109 кв.м.
При проверке установлено, что категория нарушенных земель - земли сельскохозяйственного назначения.
В порядке осуществления государственного земельного контроля на основании статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), части 5 статьи 71 ЗК РФ, Управлением выдано предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства РФ от 10.09.2018 N 776-в-ЗН со сроком исполнения до 01.06.2019.
Постановлением заместителя начальника государственного земельного надзора от 24.09.2018 N РСН 42-288/2018-ЗН АО "ПУР" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ); постановление вступило в законную силу; обществом оплачен штраф.
Решением заместителя руководителя Управления от 13.06.2019 N 8/1341 по ходатайству АО "ПУР" срок исполнения предписания от 10.09.2018 N 776-в-ЗН продлен до 01.12.2019.
По результатам проведенной внеплановой проверки по надзору за исполнением ранее выданного предписания от 10.09.2018 N 776-в-ЗН установлено, что юридическим лицом АО "ПУР" в установленный срок до 01.12.2019 предписание не выполнено.
Управлением выдано новое предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства РФ N 39-в-ЗН от 11.02.2020, установлен срок устранения до 10.02.2021, указан способ устранения нарушения: провести в соответствии с положениями статей 13, 42, 78, 79 ЗК РФ, Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ), Постановления правительства РФ от 10.07.2018 N 800 "О проведении рекультивации и консервации земель" мероприятия по ликвидации (возмещению) вреда, причинённого почвам как объекту охраны окружающей среды, рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (производство сельскохозяйственной продукции), расположенных по адресу: Кемеровская область, Прокопьевский муниципальный район, в границах МО "Сафоновское сельское поселение" в кадастровом квартале 42:10:0304006 на площади 14 593кв.м, а именно:
1.1 Земли сельскохозяйственного назначения, ранее нарушенные АО "ПУР" размещением карьера по добыче природного камня спецтехникой, подлежащие восстановлению, рекультивации согласно предписанию об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства N 776-в-ЗН от 10.09.2018, расположенные на части земельного участка сельскохозяйственного назначения (разрешенное использование - сельскохозяйственное использование) с кадастровым номером 42:10:0304006:98 площадью 11417,0 кв. м. по адресу: Российская Федерация, Кемеровская область - Кузбасс, Прокопьевский муниципальный округ в границах кадастрового квартала 42:10:0304006;
1.2 Земли сельскохозяйственного назначения в кадастровом квартале 42:10:0304006 площадью 67,0 кв. м, расположенные по адресу: Кемеровская область, Прокопьевский муниципальный район, МО "Сафоновское сельское поселение", право собственности на которые не разграничено, нарушенные размещением карьера по добыче природного камня спецтехникой, в границах нарушенных земель согласно каталогу координат (указаны в тексте предписания);
2.1. Земли сельскохозяйственного назначения, ранее нарушенные АО "ПУР" дорогой, отсыпанной природным камнем, ведущей в п. Красная Поляна, подлежащие восстановлению, рекультивации согласно предписанию об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства N 776-в-ЗН от 10.09.2018, расположенные на части земельного участка сельскохозяйственного назначения (разрешенное использование - сельскохозяйственное использование) с кадастровым номером 42:10:0304006:98 площадью 903,0 кв. м, по адресу: Российская Федерация, Кемеровская область - Кузбасс, Прокопьевский муниципальный округ в границах кадастрового квартала 42:10:0304006;
2.2. Земли сельскохозяйственного назначения в кадастровом квартале 42:10:0304006 по адресу: Кемеровская область, Прокопьевский муниципальный район, в границах МО "Сафоновское сельское поселение", право собственности, на которые не разграничено, площадью 2 206 кв. м. нарушенные размещением автодороги, отсыпанной природным камнем, в границах нарушенных земель согласно каталогу координат (указаны в тексте предписания).
Не согласившись с предписанием N 39-в-ЗН от 11.02.2020, полагая его незаконным, нарушающим его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его недействительным.
Суды первой и апелляционной инстанций при вынесении обжалуемых судебных актов, руководствовались статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), положениями статей 7, 12, 13, 42, 76, 78, 79 ЗК РФ, статьями 65, 71, 198, 200, 201 АПК РФ, положениями статей 7, 14, 17 Закона N 294-ФЗ, статями 3, 4, 13, 78 Закона N 7-ФЗ, пунктами 30, 31 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 N 800 (далее - Правила рекультивации N 800), пунктами 142, 144 Административного регламента, и исходили из наличия у Управления правовых оснований для вынесения оспариваемого предписания и отсутствия совокупности условий, предусмотренных статьей 198 АПК РФ.
Выводы судов отвечают установленным по делу фактическим обстоятельствам, представленным в дело доказательствам и примененным нормам права.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ, части 4 статьи 200, частям 2, 3 статьи 201 АПК РФ, пункту 6 Постановления Пленумов ВС и ВАС РФ N 6/8 для признания судом решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Отсутствие, а также недоказанность хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявления без удовлетворения.
При этом в силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ орган, должностное лицо должны доказать соответствие их решения, действия (бездействия) закону; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за его оспариванием.
Предписание представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретной организации, который выносится в случае установления нарушений законодательства в целях их устранения.
Порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля установлен Законом N 294-ФЗ.
Пункт 1 части 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ предусматривает, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ установлено, что одним из принципов земельного законодательства является приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде.
Целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель (статья 12 ЗК РФ).
Согласно части 1 статьи 13 ЗК РФ охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: 1) воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; 2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; 3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации (часть 2).
В силу части 5 статьи 13 ЗК РФ лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
Согласно статье 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе, земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные указанным Кодексом, федеральными законами.
Факт осуществления заявителем работ по добыче природного камня спецтехникой и строительства дороги, ухудшающих качественное состояние земель сельхозназначения, расположенных в кадастровом квартале 42:10:0304006, установлен судами и следует из предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства РФ от 10.09.2018 N 776-в-ЗН, постановления заместителя начальника государственного земельного надзора от 24.09.2018 N РСН 42-288/2018-ЗН о привлечении АО "ПУР" к административной ответственности по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ, как и факт неисполнения обществом предписания от 10.09.2018 N 776-в-ЗН.
В силу пункта 144 Административного регламента, в случае установления факта неисполнения предписания об устранения нарушения земельного законодательства должностное лицо, уполномоченное на проведение проверки, в установленном порядке выдает правонарушителю новое предписание об устранении нарушения земельного законодательства.
Судами установлено, что в соответствии с приказом Управления о проведении внеплановой, выездной проверки от 28.01.2020 N 39-в и в порядке пункта 8 части 5 статьи 71 ЗК РФ к проведению проверки привлечен эксперт Кудрявцев А.А.; порядок привлечения эксперта к проведению проверочных мероприятий соблюден.
Экспертом Кудрявцевым А.А. с применением аппаратуры геодезической спутниковой PrinCe X900 госреестр N 57828-14, заводской номер 960173, свидетельство о поверке N 363507 от 14.01.2020, в соответствии с "Ведомостью координат земельных участков Кемеровская область, Прокопьевский муниципальный район, в границах МО "Сафоновское сельское поселение", приложение к заключению кадастрового инженера ООО "Инвест" Семченко Я.А., осуществлены работы по выносу координат угловых поворотных точек нарушенных земель, указанных в заключении кадастрового инженера Я.А. Семченко.
Полевые работы и установление на местности границ ранее нарушенных земель показало, что рекультивация и восстановительные работы ранее нарушенных земель не производились
В кадастровом квартале 42:10:0304006 установлено:
- наличие насыпи дороги (отсыпанная природным камнем), ведущей в п. Красная Поляна Прокопьевского муниципального района, общей площадью 3109 кв. м, в том числе: 903 кв. м размещается на земельном участке с кадастровым номером 42:10:0304006:98 (земли сельскохозяйственного назначения, общей площадью 14593 кв. м) и 2206 кв. м на землях сельскохозяйственного назначения на территории Прокопьевского муниципального района, право собственности на которые не разграничено;
- наличие карьера по добыче природного камня спецтехникой, общей площадью 11484 кв. м, в том числе: 11417 кв. м размещается на земельном участке с кадастровым номером 42:10:0304006:98 (земли сельскохозяйственного назначения, общей площадью 14593 кв. м) и 67 кв. м на землях сельскохозяйственного назначения на территории Прокопьевского муниципального района, право собственности на которые не разграничено.
При этом, судами установлено, что отнесение нарушенных земель к категории земель сельскохозяйственного назначения подтверждается выпиской из единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН), заключением эксперта от 06.02.2020, заключением кадастрового инженера Я.А. Семченко.
Аргументы заявителя о том, что данная выписка из ЕГРН указывает на категорию земель по состоянию на 20.01.2020, а земли кадастрового квартала 42:10:0304006 входят в границы населенного пункта поселок Красная поляна, не приняты судами в связи с тем, что согласно сведений из ЕГРН (публичной кадастровой карты), а также письма Комитета по управлению муниципальной собственностью Прокопьевского муниципального района местоположение границ населенного пункта п. Красная Поляна Прокопьевского муниципального района не установлены.
Исследовав и оценив по правилам, предусмотренным статьей 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, в том числе сведения ЕГРН, материалы внеплановых проверок с фототаблицами, установив, что на момент проверки 2020 года в вынесенном контуре ранее нарушенных земель, располагается непосредственно карьерная выемка; несмотря на наличие снежного покрова, отчетливо просматриваются крутые борта карьерной выемки, состоящие из скальных пород, расположенные перпендикулярно руслу р. Кармак и отсыпанная природным камнем автодорога, ведущая в п. Красная Поляна Прокопьевского муниципального района, борта карьера не выположены; на свободных от снега участках бортов карьера плодородный слой почвы отсутствует; вдоль автодороги, расположенной с юга на уровне дна карьерной выемки и с востока от карьерной выемки из-под снега, видны насыпи природного камня и выходы коренных пород; установлено наличие дорожного покрытия в виде природного камня, в отсутствие предоставления обществом документов подтверждающих рекультивацию нарушенных земель (пункты 30, 31 Правил рекультивации N 800), и, как следствие исполнения ране выданного предписания N от 10.09.2018 N 776-в-ЗН, не установив нарушений Закона N 294-ФЗ в ходе проведения внеплановой проверки 2020 года в отношении заявителя, учитывая положения пункта 144 Административного регламента, суды пришли к правильному выводу о законности предписания от 11.02.2020 N 39-в-ЗН.
Доводы о неисполнимости оспариваемого предписания были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и обоснованно отклонены, поскольку предписание содержит конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить обществу; срок устранения нарушения (до 10.02.2021) в предписании установлен в соответствии с пунктом 138 Административного регламента, в котором определено, что срок устранения нарушения земельного законодательства в предписании устанавливается должностным лицом с учетом площади, вида и характера выявленного правонарушения, времени, необходимого для устранения нарушения земельного законодательства, но не более 12 месяцев, а пунктом 140 предусмотрено, что в случае невозможности устранения нарушения в установленный срок лицо, которому выдано предписание об устранении выявленных нарушений законодательства, не позднее указанного в предписании срока устранения нарушения вправе направить должностному лицу, выдавшему данное предписание, ходатайство о продлении указанного в предписании срока устранения нарушения земельного законодательства (что уже было ранее сделано заявителем, по предписанию N от 10.09.2018 N 776-в-ЗН).
Вместе с тем, доказательств того, что общество обращалось к заинтересованному лицу за разъяснением порядка или способа исполнения ввиду его неясности, материалы дела не содержат.
Доводы жалобы о незаконности предписания в связи с тем, что проверка проведена с нарушением срока, установленного пунктом 142 Административного регламента, согласно которому в течение тридцати рабочих дней с даты истечения срока устранения нарушения земельного законодательства, установленного предписанием, организуется проведение внеплановой проверки с целью установления факта устранения указанного нарушения, подлежит отклонению, поскольку незначительное нарушение срока начала организации проведения внеплановой проверки не является грубым нарушением процедуры проведения проверки, закрытый перечень которых установлен частью 2 статьи 20 Закона N 294-ФЗ, и не влечет незаконность результатов проверки.
Позиция общества о том, что лицом ответственным за состояние земельного участка является администрация, основана на неверном толковании норм закона, так из смысла части 5 статьи 13, статьи 42 ЗК РФ следует, что не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий должны не только собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, но и лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя).
При таких обстоятельствах, установив отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий для признания незаконным оспариваемого предписания Управления от 11.02.2020 N 39-в-ЗН, суды правомерно отказали АО "ПУР" в удовлетворении заявленных требований.
Отклоняя иные доводы кассационной жалобы, суд округа считает необходимым отметить, что они фактически сводятся к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных судами первой и апелляционной инстанций, не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, а лишь указывают на несогласие с оценкой суда доказательств.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, с учетом всех доводов и возражений сторон, а окончательные выводы соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные статьей 288 АПК РФ основания для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов на основании доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены судебных актов в любом случае, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отмене не подлежат. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 АПК РФ и, в связи с оставлением кассационной жалобы без удовлетворения, относятся на её подателя.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 06.11.2020 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 09.02.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-9914/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Ю. Демидова |
Судьи |
Т.А. Зиновьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы жалобы о незаконности предписания в связи с тем, что проверка проведена с нарушением срока, установленного пунктом 142 Административного регламента, согласно которому в течение тридцати рабочих дней с даты истечения срока устранения нарушения земельного законодательства, установленного предписанием, организуется проведение внеплановой проверки с целью установления факта устранения указанного нарушения, подлежит отклонению, поскольку незначительное нарушение срока начала организации проведения внеплановой проверки не является грубым нарушением процедуры проведения проверки, закрытый перечень которых установлен частью 2 статьи 20 Закона N 294-ФЗ, и не влечет незаконность результатов проверки.
Позиция общества о том, что лицом ответственным за состояние земельного участка является администрация, основана на неверном толковании норм закона, так из смысла части 5 статьи 13, статьи 42 ЗК РФ следует, что не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий должны не только собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, но и лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя)."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15 июня 2021 г. N Ф04-2639/21 по делу N А27-9914/2020