г. Тюмень |
|
25 июня 2021 г. |
Дело N А03-13093/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 июня 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шохиревой С.Т.
судей Черноусовой О.Ю.
Шабановой Г.А.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Бийскэнерго" на решение от 20.01.2021 Арбитражного суда Алтайского края (судья Трибуналова О.В.) и постановление от 26.03.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Павлюк Т.В., Бородулина И.И., Кривошеина С.В.) по делу N А03-13093/2020 по заявлению акционерного общества "Бийскэнерго" (659302, Алтайский край, город Бийск, улица Михаила Кутузова, дом 116, ОГРН 1112204000150, ИНН 2204052762) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю (656056, Алтайский край, город Барнаул, улица Пролетарская, дом 65, ОГРН 1022201518547, ИНН 2221022528) об оспаривании постановления от 03.09.2020 по делу об административном правонарушении.
Другие лица, участвующие в деле: Пономарева Вера Анатольевна (город Бийск).
В заседании принял участие представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю - Бобина Т.П. по доверенности от 11.01.2021.
Суд установил:
акционерное общество "Бийскэнерго" (далее - АО "Бийскэнерго", общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю (далее - антимонопольный орган, управление) от 03.09.2020 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Пономарева Вера Анатольевна (далее - Пономарева В.А.).
Решением от 20.01.2021 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 26.03.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе и возражениях на отзыв управления, поданных в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит указанные судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт, которым признать вменяемое правонарушение малозначительным и освободить АО "Бийскэнерго" от административной ответственности, ограничившись устным замечанием на основании статьи 2.9 КоАП РФ, либо снизить размер административного штрафа.
По мнению подателя жалобы, суды пришли к ошибочному выводу о том, что Правила подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, включая правила недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2018 N 787 (далее - Правила N 787) предусматривают два порядка выдачи технических условий; вывод антимонопольного органа, поддержанный судами, о том, что при выдаче технических условий обществом одновременно нарушены положения пунктов 10, 15, 28, 35 Правил N 787, регулирующих выдачу разных документов, является незаконным; судами необоснованно не применены положения статей 2.9 и 4.1 КоАП РФ; срок давности привлечения общества к административной ответственности, который составляет два месяца, истек.
В отзыве на кассационную жалобу антимонопольный орган и Пономарева В.А. просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными.
Проверив в порядке статей 284, 286, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзывах на нее, возражениях на отзыв и выступлении присутствующего в судебном заседании представителя управления, суд округа не нашел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, при проверке содержащейся в заявлении Пономаревой В.А. информации антимонопольным органом в действиях общества выявлены нарушения пунктов 10, 15, 28, 35 Правил N 787.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления антимонопольным органом в отношении общества протокола об административном правонарушении от 22.07.2020 N 022/04/9.21-576/2020 и вынесения постановления от 03.09.2020 о привлечении его к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, АО "Бийскэнерго" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды исходили из наличия в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения и об отсутствии нарушений порядка привлечения его к административной ответственности.
Оставляя обжалуемые судебные акты без изменения, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче тепловой энергии отнесены к естественно-монопольному виду деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 4.2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) антимонопольное регулирование и контроль в сфере теплоснабжения осуществляется антимонопольным органом в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
В силу пунктов 1, 2 статьи 14 Закона N 190-ФЗ подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей тепловой энергии, в том числе застройщиков, к системе теплоснабжения осуществляется в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных указанным Законом и правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации на основании договора на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, который является публичным для теплоснабжающей организации, теплосетевой организации.
Правила N 787 определяют порядок подключения (технологического присоединения) теплопотребляющих установок, тепловых сетей и источников тепловой энергии к системам теплоснабжения, а также порядок обеспечения недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения (пункт 1).
Согласно пунктам 8, 11 Правил N 787, правообладатели земельных участков, а также органы государственной власти или органы местного самоуправления в случаях, предусмотренных статьей 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, вправе обратиться в теплоснабжающую организацию, определенную в соответствии с пунктом 4 Правил N 787, с запросом о предоставлении технических условий и при представлении заявителем сведений и документов, указанных в пункте 9 настоящих Правил, теплоснабжающие организации в течение 14 дней со дня получения запроса о предоставлении технических условий обязаны предоставить технические условия либо мотивированный отказ в выдаче указанных технических условий при отсутствии технической возможности подключения к системе теплоснабжения.
Пункт 10 правил N 787 предусматривает перечень сведений, которые должны содержать технические условия: а) максимальная нагрузка в возможных точках подключения; б) срок подключения подключаемого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения, определяемый, в том числе в зависимости от сроков реализации инвестиционных программ;
в) срок действия технических условий.
В случае если заявитель определил необходимую ему подключаемую нагрузку, он обращается в теплоснабжающую или теплосетевую организацию с заявлением о заключении договора о подключении, при этом указанное заявление может быть подано без предварительного получения заявителем технических условий подключения (пункт 14 Правил N 787).
Согласно пункту 15 Правил N 787 подключение к системам теплоснабжения осуществляется в следующем порядке: а) направление исполнителю заявки о подключении к системе теплоснабжения;
б) заключение договора о подключении; в) выполнение мероприятий по подключению, предусмотренных условиями подключения и договором о подключении; г) составление акта о готовности внутриплощадочных и внутридомовых сетей и оборудования подключаемого объекта к подаче тепловой энергии и теплоносителя; д) составление акта о подключении.
Для заключения договора о подключении заявитель направляет на бумажном носителе или в электронной форме в адрес исполнителя заявку на подключение к системе теплоснабжения, которая содержит сведения и документы, предусмотренные пунктами 25 и 26 Правил N 787 (пункт 25 Правил N 787).
В случае несоблюдения заявителем требований, предусмотренных пунктами 25 и 26 Правил N 787, исполнитель в течение 3 рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю уведомление о необходимости в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления представить недостающие сведения и документы, а в случае представления документов в полном объеме направляет заявителю подписанный проект договора о подключении в 2 экземплярах в течение 20 рабочих дней со дня получения заявки (пункт 28 Правил N 787).
Пунктом 35 Правил N 787 предусмотрено, что условия подключения выдаются исполнителем вместе с проектом договора о подключении, являются его неотъемлемой частью и содержат перечисленные в указанном пункте сведения
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суды установили, что 11.10.2019 обществом по заявлению Пономаревой В.А. от 03.10.2019 выданы технические условия N 75 на подключение здания спортивной школы по адресу: город Бийск, улица Советская, 185, в 135 метрах восточнее здания N 189, которыми определены, в том числе точки подключения (пункт 2), параметры теплоносителя в точке подключения (пункт 3), температурный график тепловой сети в отопительный период (пункт 4), разрешенный максимум теплопотребления (пункт 6), обязанность при проектировании системы теплоснабжения на индивидуальном тепловом пункте абонента предусмотреть установку защитных устройств для защиты оборудования на случае аварийного повышения параметров теплоносителя (пункт 10), однако пунктом 10 Правил N 787 не предусмотрено включение в технические условия таких сведений; технические условия N 75, направленные заявителю, содержат сведения предусмотренные пунктом 35 Правил N 787 для условий подключения, при этом проект договора о подключении, совместно с такими условиями, Пономаревой В.А. направлен не был.
Доводы общества о том, что выдача технических условий Пономаревой В.А. не требовалась в соответствии с пунктом 14 Правил N 787, поскольку заявителю была известна необходимая ему подключаемая нагрузка на основании выданных 27.09.2013 условий на подключение к системе теплоснабжения здания спортивной школы, рассмотрен судами и обоснованно отклонен.
Так, судами установлено, что 27.09.2013 Пономаревой В.А. акционерным обществом "БийскЭнергоТеплоТранзит" выданы условия на подключение (технические условия) к системе теплоснабжения здания спортивной школы по ул. Советской, 185, в 135 метрах восточнее здания N 189; пунктом 14 технических условий установлено, что они являются недействительными при невыполнении хотя бы одного из пунктов и отметки об их выполнении; пунктом 15 срок действия технических условий установлен до 27.09.2015 и указано, что в случае, если по истечении указанного срока технические условия на присоединение к тепловым сетям не выполнены в полном объеме, то данный документ аннулируется и необходимо получение новых технических условий; указанные технические условия не были выполнены Пономаревой В.А. Иного обществом при рассмотрении дела не доказано.
Позиция общества о том, что технические условия в порядке, предусмотренном пунктами 9, 10 Правил N 787, не подлежали выдаче заявителю, а проект договора на подключение мог быть направлен только после подачи заявки на подключение (пункт 25 Правил N 787), которая от заявителя не поступила, не согласуется с его действиями по выдаче технических условий, содержащих сведения условий подключения.
Приняв позицию общества о том, что технические условия были выданы не в соответствии с пунктами 9, 10 Правил N 787, суды правомерно поддержали антимонопольный орган в том, что заявление Пономаревой В.А. общество рассмотрело как заявку на подключение, не направив при этом заявителю проект договора на подключение.
Поскольку обществом не представлены доказательства, подтверждающие наличие каких-либо препятствий для выполнения предписанных Правилами N 787 действий, суды пришли к правильному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Нарушений требований КоАП РФ в ходе производства по делу об административном правонарушении не выявлено; оспариваемое постановление вынесено управлением с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено обществу в виде минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения суды пришли к выводу об отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о возможности признания правонарушения малозначительным на основании статьи 2.9 КоАП РФ.
Исследовав материалы дела, суды не установили оснований для применения положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ.
Переоценка выводов арбитражных судов первой и (или) апелляционной инстанций о снижении санкции связана с установлением обстоятельств и оценкой доказательств по делу и не входит в компетенцию суда кассационной инстанции исходя из предусмотренных статьей 286 АПК РФ пределов его компетенции.
Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают правильности применения судами двух инстанций норм права, а выражают лишь несогласие с изложенными в судебных актах выводами.
Учитывая данные обстоятельства, суды пришли к правомерному выводу, об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 20.01.2021 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 26.03.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-13093/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Т. Шохирева |
Судьи |
О.Ю. Черноусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку обществом не представлены доказательства, подтверждающие наличие каких-либо препятствий для выполнения предписанных Правилами N 787 действий, суды пришли к правильному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Нарушений требований КоАП РФ в ходе производства по делу об административном правонарушении не выявлено; оспариваемое постановление вынесено управлением с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено обществу в виде минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения суды пришли к выводу об отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о возможности признания правонарушения малозначительным на основании статьи 2.9 КоАП РФ.
Исследовав материалы дела, суды не установили оснований для применения положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 июня 2021 г. N Ф04-3431/21 по делу N А03-13093/2020