г. Тюмень |
|
8 июля 2021 г. |
Дело N А67-3116/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июля 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Щанкиной А.В.,
судей Зиновьевой Т.А.,
Севастьяновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи помощником судьи Гайшун И.А., рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Департамента лесного хозяйства по Сибирскому Федеральному округу, Департамента лесного хозяйства Томской области на решение от 22.09.2020 Арбитражного суда Томской области (судья Ломиворотов Л.М.) и постановление от 04.03.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи: Бородулина И.И., Логачев К.Д., Хайкина С.И.) по делу N А67-3116/2019 по заявлению Главы крестьянско-фермерского хозяйства Береснева Владислава Николаевича (634051, Томская обл., Томский р-он, п. Синий Утес, ИНН 701735169340, ОГРНИП 312701707900010) к Департаменту лесного хозяйства Томской области (634041, г. Томск, пр. Кирова, 41, ИНН 7017317947, ОГРН 1127017029347) о признании незаконным решения.
Третьи лица, участвующие в настоящем деле, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Администрация Шегарского района (636130, Шегарский район, с. Мельниково, ул. Калинина, 51, ИНН 7016000834, ОГРН 1027003155673,), Федеральное агентство лесного хозяйства в лице Департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу (630091, г. Новосибирск, ул. Крылова, д. 31, ИНН 5406388224, ОГРН 1075406009073), Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Томской области" (634029, г. Томск, ул. Белинского, 8, ИНН 7705401340, ОГРН: 1027700485757), Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Кемеровской и Томской областях (650064, г. Кемерово, ул. Ноградская, д. 5, ИНН 4205199592, ОГРН 1104205007840).
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Томской области (судья Бутенко Е.И.) в заседании участвовал представитель Главы крестьянско-фермерского хозяйства Береснева Владислава Николаевича - Шульга А.Н. по доверенности от 01.07.2020 (срок действия 3 года), представлен паспорт, копия диплома.
Суд установил:
Глава крестьянско-фермерского хозяйства Береснев Владислав Николаевич (далее - ГКХ Береснев В.Н., заявитель) обратился в Арбитражный суд Томской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Департаменту лесного хозяйства Томской области (далее - Департамент лесного хозяйства) о признании незаконным решения, изложенного в письме от 19.03.2019 N 74-11-1710, об отказе от исполнения возложенной законом обязанности исключить из государственного лесного реестра сведения о частях лесных участков, внесенных в государственный лесной реестр, в части, соответствующей расположению земельных участков:
- адрес: Томская область, р-н Шегарский, восточнее с. Новониколаевка, кадастровый номер 70:16:0300010:312, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; площадь 28 870 000 кв. м;
- адрес: Томская обл., р-н Шегарский, с. Малобрагино, западная окраина села, 4350 м по направлению на юго-восток; кадастровый номер 70:16:0300010:309; категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; площадь 2 071 874 кв. м.
В качестве способа восстановления нарушенного права заявитель просил возложить на Департамент лесного хозяйства обязанность исключить из государственного лесного реестра сведения о частях лесных участков, соответствующих расположению указанных земельных участков.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Администрация Шегарского района, Федеральное агентство лесного хозяйства в лице Департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области", Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Кемеровской и Томской областях (далее - третьи лица).
Решением от 22.09.2020 Арбитражного суда Томской области, оставленным без изменения постановлением от 04.03.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены: решение Департамента лесного хозяйства Томской области, изложенное в письме от 19.03.2019 N 74-11-1710, признано незаконным, Департамент лесного хозяйства Томской области обязан устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ГКХ Береснева В.Н. путем исключения из государственного лесного реестра сведений о частях лесных участков, соответствующих расположению земельных участков: Томская область, р-н Шегарский, восточнее с. Новониколаевка, кадастровый номер 70:16:0300010:312 площадью 28 870 000 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; Томская область, р-н Шегарский, с. Малобрагино, западная окраина села, 4 350 м по направлению на юго-восток, кадастровый номер 70:16:0300010:309 площадью 2 071 874 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения. С Департамента лесного хозяйства Томской области в пользу ГКХ Береснева В.Н. взыскано 300 руб. расходов на оплату государственной пошлины; ГКХ Бересневу В.Н. возвращено из федерального бюджета 300 руб. излишне уплаченной государственной пошлины.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Департамент лесного хозяйства по Сибирскому Федеральному округу, Департамент лесного хозяйства Томской области обратились с кассационными жалобами, в которых просят отменить решение и постановление, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
Департамент лесного хозяйства по Сибирскому Федеральному округу в обоснование кассационной жалобы приводит следующие доводы: поскольку границы земельных участков 70:16:0300010:309 и 70:16:0300010:312 пересекают земли лесного фонда, указанные участки в установленных границах находятся в собственности Администрации незаконно и, как следствие, они предоставлены КФХ Берсеневу В.Н. незаконно, в связи с чем Рослесхозом в рамках дела N А67-13096/2019 подано исковое заявление о признании договоров аренды ничтожными и истребовании участков в части наложения на земли лесного фонда; судами не исследован вопрос о праве собственности Российской Федерации на спорные земельные участки, хотя суды должны были исследовать данный вопрос, в том числе согласно Определению Верховного Суда Российский Федерации от 24.12.2020 N 302-ЭС20-13098; материалами лесоустройства 1995, 2005 и 2016 годов подтверждается отнесение земель к землям лесного фонда и федеральной собственности; исключение сведений из ГЛР будет противоречить требованиям части 6 статьи 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ, поскольку право РФ зарегистрировано на лесной участок Шегарского лесничества; на территории Шегарского лесничества лесоустройство проводилось в 2016 году, материалы лесоустройства введение в действие Приказом Департамента лесного хозяйства Томской области от 16.06.2017 N 36; сведения государственного лесного реестра являются правильными.
Департамент лесного хозяйства Томской области в обоснование кассационной жалобы приводит следующие доводы: обстоятельства частичного совпадения местоположения земельных участков с кадастровыми номерами 70:16:0300010:309, 70:16:0300010:312 с землями лесного фонда является доказанным и не опровергнутым в силу имеющего преюдициальное значение решение по делу N А67-8842/2016; выводы судов об отсутствии пересечений спорных участков с лесным участком сделаны на основании данных о границах земельных участков (десяти), образованных путем раздела из лесного участка Шегарского лесничества с кадастровым номером 70:16:0000000:231, при этом указанный участок :231 как объект недвижимости продолжает существовать в измененных границах и является ранее учтенным, поставленным на кадастровый учет декларативно; обстоятельство наложения границ спорных земельных участков с участком с кадастровым номером 70:16:0000000:231 осталось неисследованным судами; Администрация Шегарского района признавала факт включения в состав спорных участков земель лесного фонда, вместе с тем об исключении сведений из ГЛР заявил не собственник, а арендатор.
В отзыве на кассационные жалобы ГКХ Береснев В.Н. указал на необоснованность доводов жалоб, просил судебные акты оставить без изменения, кассационные жалобы без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ГКХ Береснева В.Н. доводы отзыва поддержал в полном объеме.
Проверив судебные акты в пределах доводов кассационных жалоб в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, лесной участок Шегарского лесничества с кадастровым номером 70:16:0000000:231 поставлен на государственный кадастровый учет 12.04.2004 и включает в себя: Шегарское участковое лесничество, урочище "Шегарское", кварталы 1-69, 71-158, урочище "Каргалинское", кварталы 1-112, урочище "Шегарское сельское", кварталы 1-103, урочище "Гусевское сельское", кварталы 1-140, Иловское участковое лесничество, урочище "Иловское", кварталы 1-541, урочище "Маркеловское сельское", кварталы 1-152.
Земельный участок с кадастровый номером 70:16:0000000:231 категории: земли лесного фонда, с видом разрешенного использования: лесной участок, для размещения объектов лесного фонда, площадью 1 184 072 598 кв.м является ранее учтенным объектом и не имеет установленных в соответствии с действующим законодательством границ.
На указанный земельный участок зарегистрировано право собственности Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 25.11.2008 N 70 АБ 269457, выпиской из государственного лесного реестра от 26.11.2019 и выпиской из ЕГРН.
Согласно выписке из ЕГРН по состоянию на 27.05.2019 из лесного участка с кадастровым номером 70:16:0000000:231 образованы путем раздела следующие земельные участки: 70:16:0000000:302, 303, 304, 305, 306, 356, 357, 70:16:0200014:153, 70:16:0300009:621, 70:16:0300010:721.
Согласно выписке из ЕГРН по состоянию на 26.01.2021 земельный участок с кадастровым номером 70:16:0300010:309 площадью 2 071 874 кв.м категории: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, поставлен на государственный кадастровый учет 02.08.2005 с установленными границами.
На указанный земельный участок зарегистрировано право собственности Муниципального образования "Шегарский район" от 10.01.2013.
Согласно выписке из ЕГРН по состоянию на 26.01.2021 земельный участок с кадастровым номером 70:16:0300010:312 площадью 28 870 000 кв.м категории: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, поставлен на государственный кадастровый учет 22.09.2005 с установленными границами.
На указанный земельный участок зарегистрировано право собственности Муниципального образования "Шегарский район" 10.01.2013.
Как следует из выписок из реестра муниципальной собственности основанием для возникновения права муниципальной собственности указан абзац 2 пункта 10 статьи 3 Федерального Закона "О введении в действие Земельного кодекса РФ" от 25.10.2001 N 137-ФЗ.
На основании договоров аренды земельного участка от 29.03.2013 N 65 и N 66 Береснев В.Н. арендует у муниципального образования Шегарский район земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 70:16:0300010:309 и 70:16:0300010:312 для целей сельскохозяйственного производства.
20.07.2016 Береснев В.Н. обратился в администрацию Шегарского района с заявлениями о предоставлении указанных земельных участков в собственность.
Администрация отказала в продаже земельных участков, сославшись на необходимость уточнения границ земельных участков, поскольку часть их территории относится к землям лесного фонда.
В рамках дела N А67-8842/2016 Береснев В.Н. обратился в Арбитражный суд Томской области с требованием к администрации Шегарского района о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельных участков в собственность.
В ходе рассмотрения дела судом установлено частичное совпадение местоположения земельных участков с кадастровыми номерами 70:16:0300010:309, 70:16:0300010:312 с землями лесного фонда (участок 70:16:0000000:231), а именно:
- земельный участок с кадастровым номером 70:16:0300010:309 частично входит в состав земель лесного фонда, имеет местоположение: Шегарское лесничество, Шегарское участковое лесничество, урочище "Шегарское сельское", квартал 17;
- земельный участок с кадастровым номером 70:16:0300010:312 частично входит в состав земель лесного фонда, имеет местоположение: Шегарское лесничество, Шегарское участковое лесничество, урочище "Шегарское сельское", кварталы 12, 17.
Согласно пояснениям, данным администрацией Шегарского района при рассмотрении дела N А67-8842/2016, границы земельных участков с кадастровыми номерами 70:16:0300010:309 и 70:16:0300010:312 подлежат уточнению в связи с тем, что часть их территории относится к землям лесного фонда.
31.07.2018 Береснев В.Н. обратился в Департамент лесного хозяйства с заявлением об исключении сведений из ГЛР, просил устранить противоречия между сведениями ГЛР и ЕГРН в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 70:16:0300010:309, 70:16:0300010:312.
Департамент лесного хозяйства письмом от 19.03.2019 N 74-11-1710 отказал Бересневу В.Н. в исключении сведений из ГЛР на том основании, что действие статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую" (далее - Федеральный закон N 172-ФЗ) не распространяется на земельные участки с кадастровыми номерами 70:16:0300010:309, 70:16:0300010:312, протоколом заседания от 27.11.2018 N 23 принято решение организовать Департаменту лесного хозяйства по Сибирскому Федеральному округу подготовку документов для судебного процесса об оспаривании возникновения прав на данные земельные участки.
Кроме того, Департамент лесного хозяйства указал на то, что согласно части 6 статьи 14 Федерального закона N 172-ФЗ вышеуказанные положения не распространяются на земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации.
Глава ГКХ, считая отказ Департамента лесного хозяйства в исключении из ГЛР сведений о частях лесных участков не отвечающим требованиям законодательства, нарушающим его законные права и интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего: собственник земельного участка, границы которого установлены в соответствии с земельным законодательством и сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН), в случае наложения границ принадлежащего ему участка на участок лесного фонда, границы и площадь которого не установлены в силу требований кадастрового законодательства (ранее учтенные), вправе предъявлять требования о внесении изменений в Государственный лесной реестр на основании Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ и иных законодательных актов в редакции указанного Закона с учетом того, что данным законодательством установлен приоритет сведений, содержащихся в ЕГРН; из участка лесного фонда с кадастровым номером 70:16:0000000:231 в 2015 году образовано десять земельных участков, которые согласно данным ЕГРН и публичной кадастровой карты не имеют пересечений с границами земельных участков заявителя с кадастровыми номерами 70:16:0300010:309 и 70:16:0300010:312; сведения о местоположении границ земельного участка лесного фонда, пересекающегося с земельными участками заявителя, в ЕГРН не внесены.
Исходя из того, что сведения о лесных участках, пересекающихся с земельными участками с кадастровыми номерами 70:16:0300010:309 и 70:16:0300010:312 в ЕГРН отсутствуют, что свидетельствует о наличии условия, предусмотренного пункт 1 части 6 статьи 4.6 Закона N 201-ФЗ и необоснованности доводов департамента, учитывая отсутствие доказательств наличия действующих договоров аренды лесных участков, установленных противоречий между данными ЕГРН и ГЛР, суды пришли к выводу о наличии условий, предусмотренных частью 6 статьи 4.6 Закона N 201-ФЗ для исключения из ГЛР сведений о частях лесных участков, соответствующих расположению земельных участков заявителя.
Между тем судами не учтено следующее.
В соответствии с требованиями статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли в Российской Федерации должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
Земли в Российской Федерации по целевому назначению разделены на несколько категорий, в том числе на земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, земли лесного фонда.
Согласно статье 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Статья 6 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) предусматривает, что леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.
Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
В силу статьи 3 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 201-ФЗ) и пункта 1 статьи 8 ЛК РФ земли лесного фонда, а также лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии с частью 1 статьи 67 ЛК РФ на территории земель лесного фонда проводится лесоустройство. Лесоустройство включает в себя закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков (часть 1 статьи 68 ЛК РФ).
Государственный лесной реестр в силу пунктов 1 и 2 статьи 91 ЛК РФ представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, лесничествах и лесопарках, лесных участках и об их границах, количественных и качественных характеристиках лесов.
На основании приведенных правовых положений отнесение земельных участков к землям лесного фонда осуществляется на основе разработанной в отношении такого участка лесопроектной документации, которая подтверждает фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства; документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (часть 2 статьи 91 ЛК РФ); в соответствии с требованиями приказа Минприроды России от 11.11.2013 N 496 "Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение" основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр являются материалы лесоустройства.
С учетом изложенного доказательствами, подтверждающими отнесение земельных участков к землям лесного фонда, в том числе и при отсутствии свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, является информация из государственного лесного реестра в виде надлежаще заверенных выписок и таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) от 11.09.2008 N 249 (далее - Приказ) установлено количество и границы лесничеств Томской области.
В пункте 21 приложения к Приказу указано, что Шегарское лесничество состоит из Шегарского и Иловского участковых лесничеств.
Структура Шегарского лесничества в разрезе участковых лесничеств отражена в таблице N 1 раздела 1.1.3 Лесохозяйственного регламента, утвержденного Приказом Департамента лесного хозяйства Томской области от 31.07.2014 N 78.
В силу пункта 1 статьи 11.4 ЗК РФ при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
При разделе земельного участка могут быть образованы один или несколько земельных участков с сохранением земельного участка, раздел которого осуществлен, в измененных границах, в том числе в случае, если такой земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности (пункт 6 статьи 11.4 ЗК РФ).
Предоставленная в дело выписка из ЕГРН на земельный участок Шегарского лесничества с кадастровым номером 70:16:0000000:231 по состоянию на 27.05.2019 год отражает сведения о земельном участке лесного фонда, преобразованного путем раздела с сохранением его в измененных границах в соответствии с требованиями пункта 6 статьи 11.4 ЗК РФ.
Делая вывод о том, что из участка лесного фонда с кадастровым номером 70:16:0000000:231 в 2015 году образовано десять земельных участков, которые согласно данным ЕГРН и публичной кадастровой карты не имеют пересечений с границами земельных участков заявителя с кадастровыми номерами 70:16:0300010:309 и 70:16:0300010:312, суды первой и апелляционной инстанций не учли того обстоятельства, что преобразованный путем раздела с сохранением в измененных границах в соответствии с требованиями пункта 6 статьи 11.4 ЗК РФ участок лесного фонда с кадастровым номером 70:16:0000000:231 в настоящее время продолжает существовать в измененных границах с сохранением права собственности на него в пользу Российской Федерации (федеральная собственность).
Подтверждая факт пересечения спорных земельных участков с кадастровыми номерами 70:16:0300010:309 и 70:16:0300010:312 с участком лесного фонда с кадастровым номером 70:16:0000000:231, Департамент при рассмотрении дела ссылался на то обстоятельство, что согласно выписке из реестра описание местоположения участка с кадастровым номером 70:16:0000000:231 включает местоположения пересечений с земельными участками 70:16:0300010:309 и 70:16:0300010:312 и установлено имеющим преюдициальное значение вступившим в законную силу решением суда по делу N А67-8842/2016.
Кроме того, в подтверждение совпадения местоположения земель лесного фонда с земельными участками с кадастровыми номерами 70:16:0300010:309 и 70:16:0300010:312, в материалы дела Департаментом предоставлены два заключения ФГБУ "Рослесинфорг" о пересечении земельных участков с чертежами пересечений и указанием поворотных точек пересечения границ участка (том 4, лист дела 98-118).
Указанные доказательства не были опровергнуты заявителем какими-либо относимыми и допустимыми доказательствами, судами не исследовались, оценка им по существу не давалась.
В соответствии с частью 6 статьи 4.6 Закона N 201-ФЗ сведения о лесных участках, внесенных в государственный лесной реестр, исключаются из государственного лесного реестра органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в том числе на основании заявления заинтересованного лица, если указанные сведения соответствуют одновременно следующим условиям: 1) сведения об этих лесных участках не внесены в Единый государственный реестр недвижимости; 2) границы этих лесных участков пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков (за исключением случаев пересечения с границами лесного участка, образованного для использования лесов в целях геологического изучения недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью), а также границы лесничеств, лесопарков, за исключением случаев, если такое пересечение допускается федеральным законом; 3) договоры аренды этих лесных участков прекращены или расторгнуты ко дню исключения сведений об этих лесных участках из государственного лесного реестра (в случае, если эти лесные участки были образованы в целях заключения указанных договоров аренды).
С учетом предмета заявленного требования об исключении сведений о спорных земельных участков из ГЛР в части наложений на земли лесного фонда и правовых оснований, доводов сторон, судам в настоящем деле надлежало установить обстоятельства наличия или отсутствия факта наложения спорных земельных участков с кадастровыми номерами 70:16:0300010:309 и 70:16:0300010:312 на сохраненный в измененных границах земельный участок лесного фонда с кадастровым номером 70:16:0000000:231.
Таким образом, сделанные судами выводы относительно отсутствия пересечений спорных участков с образованными из земельного участка с кадастровым номером 70:16:0000000:231 участков и, как следствие, наличии противоречий между данным ГЛР и ЕГРН и условий, предусмотренных пунктом 1 части 6 статьи 4.6 Закона N 201-ФЗ, нельзя признать законными и обоснованными, сделанными на основании совокупной оценки всех предоставленных по делу доказательств в порядке статьи 71 АПК РФ.
Кроме того, суд кассационной инстанции отмечает, что при рассмотрении настоящего спора судами не принято во внимание следующее.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 21.09.2017 N 1795-О указал, что Закон N 280-ФЗ, которым внесены изменения в статью 14 Закона N 172-ФЗ, был принят в целях преодоления противоречивого толкования положений законодательства в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков.
Федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и ЕГРН, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у лиц, которые приобрели их на законном основании, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра.
Из изложенного следует, что положения Закона N 280-ФЗ, устанавливая прежде всего административную процедуру устранения противоречий между сведениями двух публичных реестров (ЕГРН и ГЛР) и условия, при которых отдается приоритет сведениям ЕГРН, направлены на защиту добросовестных приобретателей земельных участков, полагавшихся на сведения ЕГРН (ранее - ЕГРП). При этом при возникновении спора о праве положениями названного Закона не исключается необходимость исследования судами вопросов законности формирования спорных участков и законности возникновения прав на них. Кроме того, необходимо также учитывать положения части 6 статьи 14 Закона N 172-ФЗ, предусматривающей исключения из общего правила о приоритете сведений ЕГРН при определении принадлежности земельного участка к определенной категории земель.
Приведенная правовая позиция изложена в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 N 302-ЭС20-13098.
При рассмотрении настоящего спора суды, установив наличие государственной регистрации права собственности как федеральной на лесной участок с кадастровым номером 70:16:0000000:231, так и муниципальной на спорные земельные участки из категории земель сельскохозяйственного назначения, при наличии доводов Департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу о законности образования муниципальной собственности и нарушении прав Российской Федерации при распоряжении Администрацией земельными участками в части предоставления в аренду заинтересованному лицу, не исследовали и не дали оценки вопросам законности формирования спорных участков с кадастровыми номерами 70:16:0300010:309 и 70:16:0300010:312 и возникновения прав на них у муниципалитета, фактическом использовании участка лесного фонда и спорных участков (с учетом предоставленных в материалы дела актов натурного осмотра), что имеет существенное значение для настоящего дела применительно к вопросу о применении приоритета по нормам о лесной амнистии и вопросу о добросовестности владения земельными участками, законности возникновения права муниципальной собственности.
Поскольку вопросы законности формирования спорных участков и законности возникновения прав на них входят в предмет исследования по настоящему делу, также подлежали исследованию: образование спорных земельных участков с кадастровыми номерами 70:16:0300010:309 и 70:16:0300010:312 и наличие в отношении них государственной регистрации права собственности муниципального образования на основании абзаца второго пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"; передача участков в аренду с 2013 года; принятие мер к установлению обстоятельств нахождения или ненахождения спорных земельных участков на землях лесного фонда.
Принимая во внимание заявленный Рослесхозом в рамках дела N А67-13096/2019 иск о признании договоров аренды ничтожными и истребовании земельных участков с кадастровыми номерами 70:16:0300010:309 и 70:16:0300010:312 в части наложения на земли лесного фонда, с учетом предметов исследования и последовательности установления существенных для дела обстоятельств, судам при повторном рассмотрении дела поставить на обсуждение сторон вопрос о целесообразности первичного рассмотрения по существу дела N А67-13096/2019.
Поскольку вышеизложенные обстоятельства, которые имеют значение для правильного рассмотрения дела, судами не проверены, выводы по существу спора не могут быть признаны обоснованными.
Учитывая, что установление фактических обстоятельств спора является компетенцией судов первой и апелляционной инстанции и не входит в полномочия суда округа, обжалуемые ответчиками решение и постановление подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду надлежит устранить вышеприведенные недостатки, полно и всестороннее исследовать представленные в дело доказательства в обоснование заявленных требований и возражений, на основании собранных по делу доказательств установить фактические обстоятельства дела, принять по спору законный и обоснованный судебный акт, а также разрешить вопрос о распределении судебных расходов по делу, в том числе с учетом состоявшихся апелляционного и кассационного рассмотрения.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 22.09.2020 Арбитражного суда Томской области и постановление от 04.03.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А67-3116/2019 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Томской области.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Щанкина |
Судьи |
Т.А. Зиновьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и ЕГРН, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у лиц, которые приобрели их на законном основании, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра.
Из изложенного следует, что положения Закона N 280-ФЗ, устанавливая прежде всего административную процедуру устранения противоречий между сведениями двух публичных реестров (ЕГРН и ГЛР) и условия, при которых отдается приоритет сведениям ЕГРН, направлены на защиту добросовестных приобретателей земельных участков, полагавшихся на сведения ЕГРН (ранее - ЕГРП). При этом при возникновении спора о праве положениями названного Закона не исключается необходимость исследования судами вопросов законности формирования спорных участков и законности возникновения прав на них. Кроме того, необходимо также учитывать положения части 6 статьи 14 Закона N 172-ФЗ, предусматривающей исключения из общего правила о приоритете сведений ЕГРН при определении принадлежности земельного участка к определенной категории земель.
Приведенная правовая позиция изложена в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 N 302-ЭС20-13098.
...
Поскольку вопросы законности формирования спорных участков и законности возникновения прав на них входят в предмет исследования по настоящему делу, также подлежали исследованию: образование спорных земельных участков с кадастровыми номерами 70:16:0300010:309 и 70:16:0300010:312 и наличие в отношении них государственной регистрации права собственности муниципального образования на основании абзаца второго пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"; передача участков в аренду с 2013 года; принятие мер к установлению обстоятельств нахождения или ненахождения спорных земельных участков на землях лесного фонда."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 8 июля 2021 г. N Ф04-3071/21 по делу N А67-3116/2019
Хронология рассмотрения дела:
08.07.2021 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3071/2021
04.03.2021 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-10406/20
22.09.2020 Решение Арбитражного суда Томской области N А67-3116/19
07.11.2019 Определение Арбитражного суда Томской области N А67-3116/19