г. Тюмень |
|
8 июля 2021 г. |
Дело N А27-16043/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июля 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Тихомирова В.В.
судей Демидовой Е.Ю.
Севастьяновой М.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Гончарова Петра Владимировича на решение от 23.12.2020 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Верховых Е.В.) и постановление от 22.03.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Киреева О.Ю., Афанасьева Е.В., Стасюк Т.Е.) по делу N А27-16043/2020 по иску индивидуального предпринимателя Гончарова Петра Владимировича (ОГРНИП 304421312700020, ИНН 424400189143) к департаменту лесного комплекса Кузбасса (650036, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, улица Мирная, дом 5, ОГРН 1074205000924, ИНН 4205121451) о взыскании денежных средств.
Другие лица, участвующие в деле: министерство финансов Кузбасса, Федеральное агентство лесного хозяйства.
Суд установил:
индивидуальный предприниматель Гончаров Петр Владимирович (далее - ИП Гончаров П.В., истец) обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к департаменту лесного комплекса Кузбасса (далее - департамент, ответчик) о взыскании расходов на проведение лесоустройства на арендованном участке в размере 464 240 руб., уплаченных штрафных санкций в размере 52 864,77 руб.
Решением от 23.12.2020 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 22.03.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе ИП Гончаров П.В. просит отменить обжалуемые решение и постановление, принять новый судебный акт. Считает, что суд необоснованно и в нарушение положений пункта 2 статьи 67, статьи 70, части 3 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), пунктов 5, 150 Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Рослесхоза от 12.12.11 N 516, пришел к выводу об отсутствии у департамента обязанности в проведении и оплате лесоустроительных работ на арендованном участке в спорный период; договором аренды не предусмотрена обязанность арендатора проводить лесоустройство за счет собственных средств; департаментом не представлены в материалы дела доказательства, свидетельствующие о том, что им были приняты необходимые действия по организации работ по лесоустройству; судом также необоснованно было отказано в удовлетворении требований о взыскании неустойки.
Департамент представил письменный отзыв, в котором выразил возражения по доводам жалобы и мнение о законности вынесенных судебных актов.
Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба, согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривается в их отсутствие.
Проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, кассационная инстанция не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела следует, что 19.08.2013 на основании протокола о результатах аукциона от 06.08.2013 между департаментом (арендодатель) и ИП Гончаровым П.В. (арендатор) заключен договор аренды лесного участка N 151/13-д, по условиям которого арендодатель обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок из состава земель лесного фонда, находящийся в собственности Российской Федерации.
Согласно пункту 2 договора лесной участок площадью 4053,0 га имеет местоположение: Кемеровская область, Чебулинский район, Чебулинское лесничество, Чумайское участковое лесничество, Кастминское урочище кв. N N 1-9, 54-57, 63-66, 70, 76-80, Бирюлинское участковое лесничество, урочище Чумайское, кв.61-63, 65,66,68, с номером учетной записи в государственном лесном реестре 31-2013-05/32:237:15:0031.
В соответствии с пунктом 12.6 договора арендатор обязан предоставлять арендодателю информацию, полученную при проведении лесоустроительных работ на лесном участке.
В силу пункта 12.3 договора аренды арендатор обязан в установленном порядке разработать и предоставить арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы в течение 60 календарных дней с момента государственной регистрации договора.
В связи с договором аренды предпринимателем был составлен проект освоения лесов, который прошел государственную экспертизу и получил положительное заключение, утвержденное приказом департамента лесного комплекса Кемеровской области N 01-06/1224 от 25.07.2014.
Лесохозяйственный регламент Чебулинского лесничества Кемеровской
области утвержден Приказом Департамента лесного комплекса Кемеровской
области от 15.01.2009 N 22 "Об утверждении лесохозяйственных регламентов". В регламенте указано, что он разработан на основании материалов лесоустройства 2004 года бывшего Чебулинского лесхоза и материалов лесоустройства 2002 года Чебулинского сельского лесхоза-филиала ФГУ "Кемеровосельлес". Срок окончания действия лесохозяйственного регламента Чебулинского лесничества 14.01.2019.
В результате проведения лесоустройства существенно изменились количественные и качественные характеристики лесного участка, размер арендной платы уменьшился.
Решением от 27.09.2019 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-19560/2019 были внесены изменения в договор аренды лесного участка N 151/13-д от 19.08.2013.
Истец, сославшись на истечение срока действия материалов лесоустройства и разработку нового лесохозяйственного регламента, указал на необходимость проведения работ по лесоустройству, так как материалы лесоустройства не отражали действительные, реально существующие запасы лесных ресурсов, подлежащих вырубке, их ассортимент и сортность.
В целях проведения лесоустройства 03.05.2018 был заключен договор N 16- 18/ЛУ с ООО НПО "Экологическая безопасность" о выполнении работ по таксации лесов, разработке проекта освоения лесов с целью заготовки древесины на арендуемом участке. Данные работы выполнены и оплачены истцом в полном объеме (платежные поручения N 128066 от 05.07.2018, N 69886 от 29.12.2018, N 12810 от 09.01.2020, чек об оплате от 24.06.2019).
Полагая, что обязанность по проведению лесоустройства возложена законом на департамент, которая им не была исполнена, последний должен возместить истцу убытки, причиненные ненадлежащим исполнением обязательства.
Суды, отказывая в удовлетворении иска, руководствуясь статьями 15, 393, 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 67, 68, 70, 81 ЛК РФ, Лесоустроительной инструкцией, утвержденной Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 12.12.2011 N 516 "Об утверждении Лесоустроительной инструкции", действовавшей до 04.05.2018 (далее - Лесоустроительная инструкция), разъяснениями, изложенными в пункте 12 Постановления от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", в пунктах 5, 69, 73-78, 81 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для возложения на департамент обязанности по возмещению рассматриваемых расходов.
Обозначенные выводы являются правомерными.
В соответствии со статьями 15 и 393 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, требующее возмещения причиненных ему убытков, должно
доказать факт нарушения ответчиком обязательств, наличие причинно-следственной связи между допущенным нарушением и возникшими у истца
убытками, а также размер убытков.
В соответствии с пунктом 2 статьи 67 ЛК РФ правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 5 Лесоустроительной инструкции предусмотрено, что таксация лесов, проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов могут обеспечиваться на основании договоров, заключенных в соответствии с гражданским и лесным законодательством гражданами и юридическими лицами, использующими леса, - в отношении лесных участков, предоставленных им в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное срочное пользование.
Из пункта 59 указанной Лесоустроительной инструкции следует, что границы объектов работ по таксации лесов определяются заказчиком. Минимальным объектом работ по таксации лесов являются: а) при выполнении работ по государственным контрактам на основании государственных и муниципальных заказов - лесничество, лесопарк (в отдельных случаях участковое лесничество, проектируемый для предоставления лесной участок); б) при выполнении работ по договорам, заключенным в соответствии с гражданским и лесным законодательством физическими и юридическими лицами, использующими леса, - лесной участок.
Судебные инстанции правильно исходили из того, что соответствующие нормы права устанавливают источники финансирования выполнения работ и оказания услуг по лесоустройству в зависимости от их вида; такими источниками могут быть соответственно федеральный бюджет в виде субвенций, бюджеты субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, внебюджетные источники финансирования, а также отдельные лесопользователи на лесных участках, переданных им в аренду или постоянное (бессрочное) пользование.
Кроме того, было учтено содержание пункта 150 Лесоустроительной инструкции, согласно которому проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляется для лесотаксационных выделов, как правило, одновременно с таксацией лесов или по результатам таксации лесов со сроком ее давности не более 10 лет на основе оценки комплекса воздействующих факторов и анализа эффективности выполнения мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов; при сроках давности таксации лесов более 10 лет проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляется только одновременно с проведением повторной таксации лесов.
Из материалов дела следует, что утверждение 15.01.2009 Лесохозяйственного регламента Чебулинского лесничества Кемеровской области, разработанного на основании материалов лесоустройства 2002-2004 годов бывшего Чебулинского лесхоза, Чебулинского сельского лесхоза-филиала ФГУ "Кемеровосельлес", произведено без нарушений указанного пункта Лесоустроительной инструкции (не более 10 лет).
Из положений Лесного кодекса и приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 N 69 также усматривается, что лесной участок используется арендатором с момента предоставления его арендатору для возможности освоения, под которым следует понимать весь комплекс мероприятий, проводимых арендатором.
Условиями договора аренды лесного участка от 19.08.2013 N 151/13-д предусмотрены обязанности арендатора по разработке проекта освоения лесов арендатором (п. 12.3), по предоставлению арендодателю информации, полученной при проведении лесоустроительных работ на лесном участке (12.6).
Установив соответствующие обстоятельства, суды правомерно признали, что истец не доказал противоправность действий (бездействия) ответчика, а равно наличие причинно-следственной связи между возможными убытками и действиями (бездействием) ответчика.
Относительно взыскания с департамента уплаченных штрафных санкций было правомерно отмечено, что в нарушение статьи 65 АПК РФ истцом не представлены доказательства, достоверно подтверждающие, что в спорный период арендатор не мог использовать лесной участок для целей, предусмотренных договором, по независящим от него причинам. Учтено также, что отсутствие проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной экспертизы, не освобождает арендатора от обязанности по своевременному внесению арендных платежей.
Доводы жалобы противоречат материалам дела, основаны на ошибочном толковании норм права и договорных условий.
Основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 23.12.2020 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 22.03.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-16043/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.В. Тихомиров |
Судьи |
Е.Ю. Демидова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.