г. Тюмень |
|
8 июля 2021 г. |
Дело N А45-17754/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июля 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Демидовой Е.Ю.
судей Севастьяновой М.А.
Тихомирова В.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Новосибирской области на решение от 11.02.2021 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Булахова Е.И.) и постановление от 12.04.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Афанасьева Е.В., Смерчинская, Я.А., Стасюк Т.Е.) по делу N А45-17754/2020 по иску Министерства природных ресурсов и экологии Новосибирской области (633162, Новосибирская область, Колыванский р-он, р.п. Колывань, ул. Ленина, д. 79, каб. 23, ИНН 5406558540, ОГРН 1105406000798) к обществу с ограниченной ответственностью "Медико-реабилитационный центр" (630099, г. Новосибирск, ул. Депутатская, д. 46, оф. 1113, ИНН 5406154924, ОГРН 1035402465669) о взыскании 121 447,78 руб. по встречному иску общества с ограниченной ответственностью "Медико-реабилитационный центр" об обязании Министерство природных ресурсов и экологии Новосибирской области внести изменения в договор аренды лесного участка N 90/08 от 26.12.2008.
Суд установил:
Министерство природных ресурсов и экологии Новосибирской области (далее - министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Медико-реабилитационный центр" (далее - общество, ответчик) о взыскании 121 447,78 руб., составляющих долг и пени по договору аренды лесного участка от 26.12.2008 N 90/08 за период с 4 квартала 2019 года по 2 квартал 2020 год.
Исковые требования мотивированы ненадлежащим исполнением обществом обязательства по внесению платы по договору аренды лесного участка от 26.12.2008 N 90/08.
Обществом заявлен встречный иск, уточненный в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), об обязании министерства внести изменения в договор аренды лесного участка от 26.12.2008 N 90/08 в части изменения величины годовой арендной платы и повышающего коэффициента, слова "79693,6" заменить на "37987", а также слова "1,4" заменить на "1,03"; обязании министерства внести изменения в договор аренды участка лесного фонда от 15.05.2006 N06/01-06 в части изменения площади предоставленного лесного участка с 3,8 га на 24620 кв. м и изменения величины годовой арендной платы с учетом площади арендованного лесного участка; обязании министерства сделать перерасчет арендной платы по договору аренды лесного участка от 26.12.2008 N 90/08 начиная с 4 квартала 2019 года.
Встречные исковые требования мотивированы установлением повышающего коэффициента 1,4 при расчете арендной платы по договору от 26.12.2008 N 90/08, а также вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-26409/2016, которым суд обязал Департамент лесного хозяйства Новосибирской области внести изменения в договор аренды лесного участка N 90/08 от 26.12.2008 в части изменения площади предоставленного лесного участка с 3,8 га на 24620 кв. м.
Решением от 11.02.2021 Арбитражного суда Новосибирской области (с учетом определения от 05.04.2021 об исправлении описок, опечаток, арифметических ошибок), оставленным без изменения постановлением от 12.04.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда, первоначальный иск удовлетворен частично; с общества в доход федерального бюджета взыскана задолженность по арендной плате в сумме 55 235,57 руб.; в доход бюджета Новосибирской области взыскано 1 656,44 руб.; в доход бюджета Новосибирской области взысканы пени за несвоевременное внесение арендной платы за период с 16.01.2020 по 24.07.2020 в сумме 998,52 руб.
В удовлетворении остальной части первоначального иска отказано, в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина пропорционально удовлетворенным требованиям. Встречный иск удовлетворен в части; министерство обязано внести изменения в договор аренды лесного участка от 26.12.2008 N 90/08 в части изменения повышающего коэффициента с 1,4 на 1,03; министерство обязано внести изменения в договор аренды лесного участка от 26.12.2008 N 90/08 в части изменения величины годовой арендной платы с 79 693,6 рублей в год на 37 987 рублей в год;
в удовлетворении остальной части встречного иска отказано; с министерства в пользу общества взысканы судебные расходы на уплату государственной пошлины в сумме 6 000 руб.
Министерство обратилось с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов, изложенных в решении и постановлении, обстоятельствам дела, просит обжалуемые судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований министерства в полном объеме.
Податель жалобы считает, что при переоформлении договора аренды лесного участка, стороны пришли к обоюдному соглашению об установлении повышающего коэффициента 1,4; подписав договор аренды лесных участков, общество выразило свое согласие со всеми закрепленными в нем условиями и, следовательно, приняло на себя обязательства по их исполнению; удовлетворяя требования общества, суд первой инстанции без законных на то оснований изменил (уменьшил) размер арендной платы за 1 га, что повлекло за собой уменьшение итогового размера арендной платы, установленного по итогам проведенных лесных конкурсов; требование общества о перерасчете арендной платы по договору аренды лесного участка от 26.12.2008 N 90/08 начиная с 4 квартала 2019 года является неправомерным, поскольку данное обязательства не установлено решением от 09.10.2017 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-26409/2016; в указанном решении отсутствует обязательство по изменению размера арендной платы; дополнительное соглашение к договору об изменении площади лесного участка, во исполнение указанного судебного акта, подписано сторонами 09.12.2019 и зарегистрировано 14.01.2020.
Общество отзыв на кассационную жалобу не представило.
Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие их представителей в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 284 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке, предусмотренном статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
При рассмотрении спора судами установлено, что на основании решения о переоформлении договор аренды участка лесного фонда на договор аренды лесного участка от 26.12.2008 N 806 и в порядке приведения в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации (далее - ЛК РФ) существующего арендного правоотношения по договору аренды участка лесного фонда Российской Федерации от 15.05.2006 N 06/01-06 между обществом (арендатор) и Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды (арендодатель) заключен договор аренды лесного участка от 26.12.2008 N 90/08, на основании которого арендатор пользуется лесным участком площадью 3,8 га в Новосибирском лесохозяйственном участке, Новосибирского лесничества Новосибирского района Новосибирской области (квартал 63 выделы 2, 11, 12, 13) с целевым назначением - рекреационная деятельность.
Пунктом 2.1 договора арендная плата на 2008 год определена равной 79 693, 60 руб. в год.
Арендная плата вносится арендатором ежеквартально, в срок не позднее пяти банковских дней после окончания текущего квартала по счетам, выдаваемым арендодателем или его уполномоченным представителем (пункт 2.4 договора).
Пунктом 2.6 договора определено, размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 ЛК РФ.
Пунктом 4.2 договора предусмотрено начисление пени за нарушение срока внесения арендной платы в размере 1/300 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Указывая, что обязательство по внесению арендной платы за период с четвертого квартала 2019 года по второй квартал 2020 года обществом не исполнено, министерство обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
В свою очередь, полагая, что в договоре неправомерно определен размер арендной платы в связи с применением повышающего коэффициента в размере 1,4, арендная плата подлежит уменьшению в связи с изменением арендуемой площади лесного участка, общество просило в удовлетворении исковых требований в части отказать, заявило встречный иск.
Суды первой и апелляционной инстанций при вынесении обжалуемых судебных актов руководствовались положениями статей 8, 330, 424, 606, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 71, 72, 73, 74, 94 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), статьей 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 201-ФЗ), пунктом 10 Порядка приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 N 258 (далее - Порядок N 258), правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 12.01.2015 N 301-ЭС14-448, Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 29.05.2014 N 1021-О, и исходили из неправомерности изменения арендодателем размера арендной платы при приведении арендных отношений в соответствие с ЛК РФ, а также из факта несоответствия площади лесного участка, учтенной министерством при расчете задолженности площади, указанной в дополнительном соглашении от 09.12.2019, заключенном во исполнение решения Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-26409/2016.
Выводы судов отвечают установленным по делу фактическим обстоятельствам, представленным в дело доказательствам и примененным нормам права.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 ЛК РФ имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также ЗК РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
На основании статьи 71 ЛК РФ лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду. К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ и ЗК РФ, если иное не установлено данным кодексом.
Таким образом, при рассмотрении споров, вытекающих из договоров аренды лесных участков нормы лесного законодательства, являются специальными по отношению к положениям об аренде, предусмотренных ГК РФ и ЗК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 74 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи.
Частью 1 статьи 4 Закона N 201-ФЗ было установлено, договоры аренды участков лесного фонда должны быть приведены в соответствие с ЛК РФ до 01.01.2009.
Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с ЛК РФ устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 6 статьи 4 Закона N 201-ФЗ).
Данный порядок был утвержден приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 N 258, действовавшим до 15.03.2012.
Пунктом 10 Порядка N 258 установлено, что при приведении договоров аренды участков лесного фонда в соответствие с ЛК РФ не допускается изменение в одностороннем порядке ранее установленных объемов лесопользования, а также размера арендной платы.
По смыслу статьи 74 ЛК РФ (в редакции действующей в период переоформления договоров) приоритет имеет заключение договоров аренды лесных участков на торгах, условия которых не подлежали изменению.
Учитывая невозможность прекращения лесопользования по договорам, заключенным на длительный срок, процедура переоформления договора аренды участка лесного фонда в договор аренды лесного участка была направлена на приведение договора, заключенного по правилам Лесного кодекса 1997, в соответствие с новым Лесным кодексом.
При этом законодатель сохранил условия договоров в части арендаторов, объемов лесопользования, а также размера арендной платы, сформировавшиеся на торгах, и обязал привести в соответствие с новым законом иные условия договоров.
Как установлено судами договор аренды лесного участка от 26.12.2008 N 90/08 подписан сторонами, в связи с приведением в соответствие с ЛК РФ договора аренды участка лесного фонда от 15.05.2006; договор аренды участка лесного фонда от 15.05.2006 был заключен на торгах; при расчете размера арендной платы, с учетом предложения участника конкурса - общества, был применен коэффициент в размере 1,03 (3%, в размере шага аукциона).
Учитывая вышеизложенные нормы права, при переоформлении договора в связи с вступлением в силу ЛК РФ условие о названном коэффициенте должно быть воспроизведено в договоре аренды от 26.12.2008 N 90/08, поскольку оно определено на торгах в результате предложения, сделанного обществом.
Между тем, в ходе переоформления арендных отношений в расчет арендной платы (приложение N 4 к договору) был включен коэффициент в размере 1,4 (40%).
При таких обстоятельствах, учитывая, что включение в расчет арендной платы коэффициента в размере 1,4 осуществлено в нарушение норм части 2 статьи 74 ЛК РФ, пункта 10 Порядка N 258, является верным вывод судов о необоснованности включения министерством данного коэффициента в расчет задолженности по арендной плате, а также о наличии оснований для удовлетворения встречного иска в соответствующей части.
Принимая во внимание наличие прямого запрета на изменение условий договора аренды лесного участка, заключенного по результатам аукциона, мнение министерства о том, что подписав договор аренды лесных участков, общество обязано исполнять его условия, в том числе, вносить арендную плату с учетом коэффициента 1,4, обоснованно признано апелляционном судом основанным на неверном толковании норм материального права.
Вместе с тем, судами установлено, что расчет задолженности по арендной плате выполнен министерством исходя из площади лесного участка 3,8 га, однако вступившем в законную силу решением от 09.10.2017 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-26409/2016 Департамент Лесного хозяйства Новосибирской области был обязан внести изменения в договор аренды лесного участка от 26.12.2008 N 90/08 в части изменения площади предоставленного лесного участка с 3,8 га на 24 620 кв. м.
Вышеуказанным решением Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-26409/2016 было установлено, что площадь переданного в аренду лесного участка фактически, с учетом данных кадастра недвижимости, составляет 24 620 кв. м.; при заключении договора аренды была существенно завышена площадь лесного участка, который фактически с учетом границ смежных земельных участков мог быть использован обществом.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что обязанность по внесению платы обусловлена фактом пользования имуществом, суды также пришли к правильному выводу о необоснованности расчета задолженности по арендной плате исходя из площади участка 3,8 га.
Аргументы министерства о неправомерности требования общества о перерасчете арендной платы по договору аренды лесного участка от 26.12.2008 N 90/08, начиная с 4 квартала 2019 года, в связи с подписанием сторонами дополнительного соглашения 09.12.2019, был предметом оценки суда апелляционной инстанции и принимая во внимание взаимный характер обязательств сторон арендного правоотношения, обоснованно признаны несостоятельными.
Исследовав и оценив по правилам, предусмотренным статьей 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, учитывая вышеизложенные обстоятельства суды пришли к правильному выводу о наличии оснований для взыскания задолженности по арендной плате за период с 4 квартала 2019 года по 2 квартал 2020 года в размере 56 892, 01 руб., из которых 1 656, 44 руб. в бюджет субъекта, 55 235, 57 руб. в федеральный бюджет; неустойки за период с 16.01.2020 по 24.07.2020 в размере 998, 52 руб.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, выводов судов не опровергают, подлежат отклонению, поскольку по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств, установленных судами на основании произведенной ими оценки имеющихся в деле доказательств, по причине несогласия заявителя жалобы с результатами указанной оценки судов, что не входит в круг полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, перечисленных в статьях 286, 287 АПК РФ.
Суд кассационной инстанции, проверяющий, в соответствии со статьей 286 АПК РФ только законность обжалованных судебных актов, то есть соответствие выводов судов о примененной норме права установленным судами обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, не вправе переоценивать выводы судов первой и апелляционной инстанций об установленных ими фактических обстоятельствах дела.
Несогласие заявителя жалобы с выводами судов не свидетельствует о нарушении норм материального и процессуального права.
Поскольку нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов в силу части 4 статьи 288 АПК РФ, не установлено, основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 11.02.2021 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 12.04.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-17754/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Ю. Демидова |
Судьи |
М.А. Севастьянова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.