г. Тюмень |
|
15 июля 2021 г. |
Дело N А02-582/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июля 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Полосина А.Л.,
судей Аникиной Н.А.,
Курындиной А.Н.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Турочакское дорожное ремонтно-строительное управление" на решение от 11.12.2020 Арбитражного суда Республики Алтай (судья Амургушев С.В.) и постановление от 15.03.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи: Кайгородова М.Ю., Ярцев Д.Г., Марченко Н.В.) по делу N А02-582/2020 по иску общества с ограниченной ответственностью "Турочакское дорожное ремонтно-строительное управление" (649140, Республика Алтай, Турочакский район, с. Турочак, ул. Тельмана, д. 45, ОГРН 1150411002048, ИНН 0411172937) к казенному учреждению Республики Алтай "Республиканское управление автомобильных дорог общего пользования "Горно-Алтайавтодор" (649002, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, просп. Коммунистический, 182, ОГРН 1020400736883, ИНН 0400000069)о взыскании задолженности за выполненные работы по государственному контракту N ф.2018.232883 от 30.05.2018 в сумме 3 629 117 руб.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Турочакское дорожное ремонтно-строительное управление" (далее - общество, ООО "Турочакское ДРСУ", истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Алтай с исковым заявлением к казенному учреждению Республики Алтай "Республиканское управление автомобильных дорог общего пользования "Горно-Алтайавтодор" (далее - учреждение, КУ РА РУАД "Горно-Алтайавтодор", ответчик) о взыскании 3 629 117 руб. задолженности по оплате выполненных работ за 2019 год по государственному контракту N ф.2018.232883 от 30.05.2018.
Решением от 11.12.2020 Арбитражного суда Республики Алтай, оставленным без изменения постановлением от 15.03.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении иска отказано.
Общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на то, что суды неправильно применили нормы материального права; истец обеспечил допустимый уровень содержания объекта в соответствии с приказом Минтранса Российской Федерации от 08.06.2012 N 163 "Об утверждении Порядка проведения оценки уровня содержания автомобильных дорог общего пользования федерального значения" (далее - приказ N 163); недостатки работ, выявленные заказчиком, являлись устранимыми и несущественными; подрядчиком недостатки были устранены в сроки, установленные приказом N 163; судом не дана оценка журналам производства работ, в которых сделаны записи об устранении недостатков в выполненных работах, а также промежуточным ведомостям; ответчик факт выполнения спорных работ не отрицает; заказчиком нарушен порядок оценки выявленных дефектов содержания автомобильных дорог; кроме того, заявитель полагает, что выполнение подрядчиком предусмотренных контрактом работ с устранимыми недостатками (дефектами) не освобождает заказчика от обязанности оплатить выполненные работы; изменение цены контракта в одностороннем порядке не допускается.
В отзыве на кассационную жалобу учреждение просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Учитывая надлежащее извещение участвующих в деле лиц о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие, в порядке части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции на основании статей 284, 286 АПК РФ.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 30.05.2018 между обществом (подрядчик) и учреждением (заказчик) заключен государственный контракт N ф.2018.232883 (далее - контракт), по условиям которого заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению работ по содержанию автомобильных дорог Турочакского района (далее - объект), в соответствии с требованиями, указанными в Приложение N 3 к контракту, по созданию условий для бесперебойного и безопасного функционирования объекта, обеспечению сохранности имущественного комплекса объекта, а заказчик принимает на себя обязательства оплатить вышеуказанные работы, оказанные с надлежащим качеством, в соответствии с условиями раздела 3 контракта.
В соответствии с пунктом 1.3 контракта качество выполненных работ подрядчиком по содержанию объекта оценивается комплексным показателем "Уровень содержания автомобильной дороги", отражающим фактический уровень содержания объекта, значения которого в течение срока действия контракта должны быть не ниже допустимого уровня, в соответствии с пунктом 5.1.2 контракта.
Согласно пункту 3.1 контракта, приложению N 14/1 к контракту, утвержденному дополнительным соглашением от 28.06.2019 N 1 к контракту, объем предоставляемых лимитов за счет средств бюджета Республики Алтай в 2019 году составляет 72 174 792 руб.
Цена контракта является твердой и не может изменяться в ходе исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, согласно статье 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и условий контракта. При изменении цены контракта стороны подписывают дополнительное соглашение (пункт 3.5 контракта).
Пунктом 5.1.2 контракта установлено, что подрядчик обеспечивает допустимый уровень содержания объекта в соответствии с приказом N 163, для обеспечения круглогодичного проезда автомобильных транспортных средств по объекту, создания условий для бесперебойного и безопасного дорожного движения.
В соответствии с пунктом 6.1 контракта приемка выполненных работ по объекту производится ежемесячно начиная с 20 по 30 (28.02) число отчетного месяца с участием представителя подрядчика и заказчика и оформляется акт проверки уровня содержания автомобильной дороги в соответствии с приказом N 163 на основании Постановления Правительства Республики Алтай от 19.02.2013 года N 32 "Об утверждении Порядка содержания и ремонта, автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения" (далее - постановление N 32).
Пунктом 6.2 контракта предусмотрено, что подрядчик предоставляет заказчику с 20 по 30 (28.02) число отчетного месяца, следующие документы: акт о приемке выполненных работ КС-2; справку о стоимости выполненных работ и затрат КС-3 с приложением счетов-фактур (счета); акт оценки уровня содержания автомобильных дорог; итоговую ведомость оценки уровня содержания автомобильных дорог; промежуточную ведомость оценки уровня содержания автомобильных дорог в соответствии с приказом N 163 на основании Постановления N 32. В случае отсутствия дефектов содержания по отдельным автодорогам/мостам промежуточные и итоговые ведомости на них не составляются.
За период с 01.01.2019 по 31.12.2019 сумма актов КС-2 составила 66 874 938 руб., что ниже сумм, предусмотренных контрактом за каждый этап (месяц) и за 2019 год в целом на 5 299 854 руб.
Истец, полагая, что заказчиком в одностороннем порядке, без подписания дополнительных соглашений по уменьшению цены контракта, неправомерно произведено изменение стоимости выполненных работ, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из доказанности факта несвоевременного и некачественного выполнения работ, предусмотренных контрактом.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно положениям статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд. По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
По договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену (пункт 1 статьи 740 ГК РФ).
Подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ. При отсутствии иных указаний в договоре строительного подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации и в смете (пункт 1 статьи 743 ГК РФ).
Пунктом 1 статьи 746 ГК РФ предусмотрено, что оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда.
При отсутствии соответствующих указаний в законе или договоре оплата работ производится в соответствии со статьей 711 ГК РФ.
Если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно (пункт 1 статьи 711 ГК РФ).
Сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами. При отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом и акт подписывается другой стороной. Односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными (пункт 4 статьи 753 ГК РФ).
Основанием для возникновения обязательства заказчика по оплате выполненных работ является сдача результата работ заказчику (пункт 8 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2000 N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда").
При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 Закона N 44-ФЗ.
Законодательную основу регулирования отношений, возникающих в связи с использованием автомобильных дорог, образует Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ), целью которого является в том числе определение основ функционирования автомобильных дорог, их использования, осуществления дорожной деятельности в интересах пользователей автомобильными дорогами, собственников автомобильных дорог, государства и муниципальных образований (часть 1 статьи 1, пункт 1 статьи 2).
Закон N 257-ФЗ нормативно разграничивает работы по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги от ее ремонта (пункты 11, 12 статьи 3, статьи 17, 18).
Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения (пункт 12 статьи 3, часть 1 статьи 17 Закона N 257-ФЗ).
Уровень содержания автомобильной дороги определяется сопоставлением фактического уровня всех оцениваемых показателей содержания автомобильной дороги на каждом ее участке с заданными в соответствии с условиями контракта на содержание автомобильных дорог.
Несоблюдение требуемого качества выполнения работ и уровня содержания автомобильной дороги влечет за собой изменение оплаты работ по содержанию автомобильной дороги (пункт 11 приказа N 163).
Согласно пункту 4 приказа N 163 оценка уровня содержания автомобильных дорог проводится с целью определения уровня содержания автомобильных дорог, на основании которого в соответствии с условиями контракта на содержание автомобильных дорог, заключенного между заказчиком и исполнителем, принимается решение о величине оплаты выполненных работ, применении или неприменении к исполнителю мер ответственности за несоблюдение условий контракта в части выполнения таких видов работ.
Оценив и исследовав представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ в их совокупности и взаимосвязи, в том числе условия контракта, акты по форме КС-2, акты оценки уровня содержания автомобильных дорог, промежуточные и итоговые ведомости оценки уровня содержания автомобильных дорог объекта, подписанные сторонами без замечаний, установив, что заказчик уменьшил стоимость работ по контракту по причине наличия на момент приемки работ дефектов содержания автомобильных дорог объекта, исходя из того, что снижение оплаты было произведено с учетом значимости выявленных дефектов содержания дорог в соответствии с приложением N 1 приказа N 163, суды признали действия заказчика по оплате фактически выполненных работ надлежащего качества законными и обоснованными, в связи с чем правомерно отказали в удовлетворении заявленных исковых требований.
Доводы общества о том, что фактические объемы, не выполненные на момент подписания КС-2, были выполнены позднее, но во временных пределах следующих отчетных периодов, в связи с чем изменение оплаты заказчиком в одностороннем является неправомерным, были предметом оценки судов перовой и апелляционной инстанций и мотивированно отклонены.
Суды исходили из того, что из содержания условий контракта (пункты 1.3, 1.6, 5.1.2) и приказа N 163 следует обязанность подрядчика обеспечить допустимый уровень содержания объекта каждый день ежегодно в течение срока действия контракта, подрядчик ежемесячно обязан подтвердить выполнение работ в полном объеме и надлежащего качества в соответствии с условиями контракта.
Как правильно отмечено судами, уменьшение оплаты работ по контракту заказчиком в связи с наличием на момент приемки работ дефектов содержания автомобильной дороги подрядчиком не свидетельствует об изменении цены контракта.
При этом выполнение подрядчиком объемов работ позднее отчетного месяца (в следующем месяце) не может свидетельствовать о надлежащем выполнении работ в отчетном месяце, поскольку противоречит предмету контракта - выполнению работ по содержанию автомобильной дороги по созданию условий для бесперебойного и безопасного функционирования объекта, обеспечению сохранности имущественного комплекса объекта, обеспечению допустимого уровня содержания объекта, для обеспечения круглогодичного проезда автомобильных транспортных средств по объекту.
Суды правомерно исходили из отсутствия оснований полагать, что цена контракта была изменена ответчиком в одностороннем порядке, поскольку при приемке были выявлены дефекты работ.
Оснований для иных выводов у суда округа не имеется.
В обжалуемых решении и постановлении суды в полной мере исполнили процессуальные требования, изложенные в статьях 170, 271 АПК РФ, указав мотивы, по которым суды отвергли те или иные доказательства.
В целом доводы, изложенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку установленных судами обстоятельств спора и представленных доказательств, что в силу пределов рассмотрения кассационной инстанции не входит в ее полномочия.
Положения статей 286 - 288 АПК РФ предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела. Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, что недопустимо.
С учетом изложенного кассационная инстанция считает, что при принятии обжалуемых судебных актов судами с достаточной полнотой установлены все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, поскольку материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и с оценкой судом доказательств не является основанием для отмены принятых по делу судебных актов в суде кассационной инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием к отмене обжалуемого решения и постановления, судом кассационной инстанции не установлено.
На основании вышеизложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы относятся на заявителя в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Учитывая изложенное, руководствуясь 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 11.12.2020 Арбитражного суда Республики Алтай и постановление от 15.03.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А02-582/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Л. Полосин |
Судьи |
Н.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Несоблюдение требуемого качества выполнения работ и уровня содержания автомобильной дороги влечет за собой изменение оплаты работ по содержанию автомобильной дороги (пункт 11 приказа N 163).
Согласно пункту 4 приказа N 163 оценка уровня содержания автомобильных дорог проводится с целью определения уровня содержания автомобильных дорог, на основании которого в соответствии с условиями контракта на содержание автомобильных дорог, заключенного между заказчиком и исполнителем, принимается решение о величине оплаты выполненных работ, применении или неприменении к исполнителю мер ответственности за несоблюдение условий контракта в части выполнения таких видов работ.
...
Суды исходили из того, что из содержания условий контракта (пункты 1.3, 1.6, 5.1.2) и приказа N 163 следует обязанность подрядчика обеспечить допустимый уровень содержания объекта каждый день ежегодно в течение срока действия контракта, подрядчик ежемесячно обязан подтвердить выполнение работ в полном объеме и надлежащего качества в соответствии с условиями контракта."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15 июля 2021 г. N Ф04-3508/21 по делу N А02-582/2020
Хронология рассмотрения дела:
15.07.2021 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3508/2021
15.03.2021 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-858/2021
15.03.2021 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-858/2021
11.12.2020 Решение Арбитражного суда Республики Алтай N А02-582/20