г. Тюмень |
|
13 июля 2021 г. |
Дело N А75-7819/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 июля 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Киричёк Ю.Н.
судей Дружининой Ю.Ф.
Шабановой Г.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Рязановым И.А., рассмотрел кассационную жалобу Администрации города Сургута на решение от 18.12.2020 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Зубакина О.В.) и постановление от 17.03.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Лотов А.Н., Зюков В.А., Шиндлер Н.А.) по делу N А75-7819/2020 по заявлению заместителя прокурора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (628012, город Ханты-Мансийск, улица Чехова, дом 1А) к Администрации города Сургута (628408, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Сургут, улица Энгельса, дом 8, ИНН 8602020249, ОГРН 1028600603525) о признании незаконным бездействия.
В заседании в онлайн-режиме посредством использования веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" приняла участие представитель Администрации города Сургута Беспалова Ю.Н. по доверенности от 09.08.2019.
Суд установил:
заместитель прокурора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - прокурор) обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Администрации города Сургута (далее - администрация) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего порядок организации и осуществления муниципального контроля за организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, расположенных на территории муниципального образования городской округ город Сургут, предусмотренного части 2 статьи 23 Федерального закона от 10.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (далее - Закон N 271-ФЗ), обязании устранить допущенные нарушения.
Решением от 18.12.2020 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 17.03.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное требование удовлетворено.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, администрация просит отменить принятые судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, и отказать в удовлетворении заявленного требования.
По мнению подателя кассационной жалобы, судами сделан ошибочный вывод о наличии у администрации полномочий по осуществлению спорного муниципального контроля и, как следствие, обязанности разработать муниципальный правовой акт, который его регламентирует.
Прокурор отзыв на кассационную жалобу в порядке, предусмотренном статьей 279 АПК РФ, не представил.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и выступлении присутствующего в заседании представителя администрации, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, прокуратурой города Сургута проведена проверка исполнения администрацией законодательства о защите прав субъектов предпринимательской деятельности, законодательства о торговой деятельности, в ходе которой был установлен факт бездействия, выразившийся в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, предусмотренного части 2 статьи 23 Закона N 271-ФЗ, регламентирующего порядок организации и осуществления муниципального контроля за организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, расположенных на территории муниципального образования городской округ город Сургут.
Полагая, что бездействие администрации является незаконным, прокурор обратился в арбитражный суд с заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о доказанности факта неправомерного бездействия администрации и удовлетворили заявленное требование.
Оставляя обжалуемые судебные акты без изменения, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого дела.
В соответствии со статьей 17.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений, органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
К отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
Пунктом 4 статьи 2 Закона N 294-ФЗ определено, что муниципальный контроль - деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения, а также на организацию и проведение мероприятий по профилактике нарушений указанных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности (вида муниципального контроля) устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.
В соответствии с частью 2 статьи 23 Закона N 271-ФЗ контроль за соблюдением требований, установленных названным Федеральным законом, осуществляется уполномоченными органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их компетенции.
В частности, Закон N 271-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления относит: выдачу разрешения на право организации рынка (часть 1 статьи 5), приостановление действия разрешения на право организации рынка (часть 2 статьи 9), установление часов работы для предприятий розничной торговли, в рамках которого определяется режим работы рынка (часть 2 статьи 14), определение количества торговых мест на универсальном рынке для осуществления деятельности по продаже сельскохозяйственной продукции гражданами - главами крестьянских (фермерских) хозяйств, членами таких хозяйств, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства или занимающимися садоводством, огородничеством, животноводством (часть 2 статьи 15).
Таким образом, судами сделан обоснованный вывод о том, что органы местного самоуправления наделены полномочиями по осуществлению муниципального контроля за указанными правоотношениями.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций, учитывая закрепленные в статье 35 Устава муниципального образования городской округ Сургут Ханты-Мансийского автономного округа - Югры полномочия администрации на осуществление муниципального контроля в соответствии с федеральным законодательством, пришли к выводу о том, что непринятие мер по разработке и утверждению нормативного правового акта, регламентирующего осуществление муниципального контроля за организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, расположенных на территории муниципального образования городской округ город Сургут, не соответствует нормам Закона N 131-ФЗ, Закона N 294-ФЗ, Закона N 271-ФЗ.
При этом судами первой и апелляционной инстанций отмечено, что отсутствие такого правового акта влечет неопределенность требований к организациям и предпринимателям, возможность нарушения порядка осуществления муниципального контроля, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга субъектов предпринимательской деятельности.
С учетом изложенного суды сделали обоснованный вывод о доказанности факта неправомерного бездействия администрации и удовлетворили заявленное прокурором требование, возложив на администрацию в порядке пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ обязанность разработать и утвердить правовой акт, регламентирующий осуществление муниципального контроля, предусмотренного Законом N 271-ФЗ.
Доводы администрации, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
При этом вступление 01.07.2021 в законную силу Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" не свидетельствует о незаконности выводов судов о наличии со стороны администрации незаконного бездействия на момент обращения прокурора в суд с заявлением.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами нижестоящих инстанций норм права.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 18.12.2020 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 17.03.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-7819/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.Н. Киричёк |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций, учитывая закрепленные в статье 35 Устава муниципального образования городской округ Сургут Ханты-Мансийского автономного округа - Югры полномочия администрации на осуществление муниципального контроля в соответствии с федеральным законодательством, пришли к выводу о том, что непринятие мер по разработке и утверждению нормативного правового акта, регламентирующего осуществление муниципального контроля за организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, расположенных на территории муниципального образования городской округ город Сургут, не соответствует нормам Закона N 131-ФЗ, Закона N 294-ФЗ, Закона N 271-ФЗ.
...
Доводы администрации, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
При этом вступление 01.07.2021 в законную силу Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" не свидетельствует о незаконности выводов судов о наличии со стороны администрации незаконного бездействия на момент обращения прокурора в суд с заявлением."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13 июля 2021 г. N Ф04-3439/21 по делу N А75-7819/2020