г. Тюмень |
|
16 июля 2021 г. |
Дело N А46-18810/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 июля 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Буровой А.А.
судей Малышевой И.А.
Чапаевой Г.В.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств (аудиозаписи) видеоконференц-связи помощником судьи Нигматулиной А.Ю. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления делами Администрации города Омска на решение от 26.02.2021 Арбитражного суда Омской области (судья Чулков Ю.П.) и постановление от 04.05.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Шиндлер Н.А., Иванова Н.Е., Лотов А.Н.) по делу N А46-18810/2020 по иску Управления делами Администрации города Омска (644099, Омская область, город Омск, улица Гагарина, 34, ИНН 5503028481, ОГРН 1025500737492) к индивидуальному предпринимателю Балюку Дмитрию Евгеньевичу (ОГРНИП 319554300095542) о взыскании средств гранта, предоставленных в форме субсидии, в сумме 391 300 руб.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Омской области (судья Луговик С.В. до перерыва; судья Бацман Н.В. после перерыва) в заседании участвовали представители:
от Управления делами Администрации города Омска - Тарелкина К.В. по доверенности от 11.02.2021, Сокол К.С. по доверенности от 18.08.2020 (после перерыва);
от индивидуального предпринимателя Балюка Дмитрия Евгеньевича - Пашкова И.И. по доверенности от 01.02.2021.
Суд установил:
Управление делами Администрации города Омска (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Балюка Дмитрия Евгеньевича (далее - предприниматель) средств гранта, предоставленных в форме субсидии, в размере 391 300 руб.
Решением от 26.02.2021 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 04.05.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт.
Предприниматель возражает против доводов Управления согласно отзыву.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены принятых по делу решения и постановления судов.
Как следует из материалов дела, 25.12.2019 между Управлением и предпринимателем заключено соглашение N Дог-АГ-43/59-19 о предоставлении из бюджета города Омска грантов в форме субсидий на реализацию проекта "KIDDIE ENGLISH. Инновационная школа английского языка для детей" (далее - Соглашение) в размере 391 300 руб.
Согласно приложению N 1 "Перечень затрат, осуществляемых в рамках реализации получателем проекта "KIDDIE ENGLISH. Инновационная школа английского языка для детей" к Соглашению объем средств, необходимых для достижения цели предоставления гранта в форме субсидии, заявлен на следующие позиции:
- государственная пошлина за регистрацию ИП в размере 800 руб.;
- учебные материалы (интерактивное программное обеспечение): Комплект Big Fun level 3 (student's book, teacher's book, teachers etext, class audio CD, DVD, Workbook. ActiveTeach, picture cards, posters)+CD для интерактивной доски в размере 16 000 руб.;
- учебные материалы (интерактивное программное обеспечение): Комплекты Big English (starter, level 1, level 2, level 3, level 4, level 5, level 6)+CD для интерактивной доски (7 ед.) в размере 112 000 руб.;
- учебные материалы (интерактивное программное обеспечение): Комплект обучающих материалов Focus (level 1, level 2, level 3, level 4, level 5)+CD для интерактивной доски (5 ед.) в размере 58 500 руб.;
- интерактивная доска (2 ед.) в размере 70 000 руб.; магнитно-маркерная доска (2 ед.) в размере 4 000 руб.; проектор (2 ед.) в размере 20 000 руб.;
- стул детский (12 ед.) в размере 18 000 руб.; стол детский (3 ед.) в размере 7 500 руб.; складной стол со стулом (10 ед.) в размере 25 000 руб.; парта (10 ед.) в размере 15 000 руб.; стул (10 ед.) в размере 15 000 руб.;
- Wi-Fi роутер в размере 1 500 руб.; ламинатор в размере 3 000 руб.; онлайн касса в размере 25 000 руб.
Во исполнение Соглашения Управлением в адрес предпринимателя перечислен грант в размере 391 300 руб. по платежному поручению от 26.12.2019 N 3216.
24.04.2020 между предпринимателем и Управлением заключено дополнительное соглашение N Дог-АГ-43/59-19/1, в соответствии с которым предприниматель обязуется предоставить Управлению отчет об осуществлении расходов, источником финансового обеспечения которых является грант, не позднее 01.08.2020 по форме, установленной в приложении N 2 к Соглашению.
Управлением в адрес предпринимателя направлено уведомление от 27.07.2020 о необходимости предоставления документов, подтверждающих несение расходов на реализацию проекта "KIDDIE ENGLISH. Инновационная школа английского языка для детей" в сумме 391 300 руб.
Кроме того, предприниматель был предупрежден о том, что в соответствии с подпунктом 4 пункта 7 Соглашения в случае предоставления недостоверных сведений или несоблюдении сроков реализации проекта будет направлено требование о возврате гранта в бюджет города Омска.
19.08.2020 в подтверждение несения расходов на реализацию проекта предпринимателем в Управление предоставлены следующие документы:
- товарная накладная N 7904 от 17.03.2020, подписанная предпринимателем и ИП Джура А.В., а также платежные поручения от 03.03.2020 N 3, подтверждающее оплату комплектов обучающих материалов на сумму 252 447 руб., из них оплачены средствами гранта учебных материалов (интерактивное программное обеспечение): комплект Big Fun level 3 (pupil's book + CDRom, teacher's book, workbook + audio CD) на 17 272 руб.; комплекты Big English (starter, level 1, level 2, level 3, level 4, level 5, level 6)+CD для интерактивной доски в размере 60 863 руб.; комплект обучающих материалов Focus (level 1, level 2, level 3, level 4, level 5)+CD для интерактивной доски в размере 63 598 руб.;
- счет на оплату N 018717 от 18.06.2020, выставленный ООО "Компсервис" в адрес предпринимателя, а также платежное поручение от 23.06.2020, подтверждающее оплату технического оборудования на сумму 132 508 руб., из них оплачены средствами гранта интерактивная доска 2 шт. на сумму 66 583,33 руб., магнитно-маркерная доска 2 шт. на сумму 4 095 руб., проектор на сумму 35 833,33 руб.;
- товарный чек от 29.07.2020 N 29317/1395 на покупку маршрутизатора TP-Link на сумму 2 927 руб.;
- кассовый чек на покупку струйного МФУ от 11.03.2020 на сумму 15 990 руб.;
- кассовый чек на покупку технического оборудования от 27.07.2020 на сумму 47 100 руб., из них оплачено средствами гранта смарт-терминал на сумму 33 600 руб.
Также предпринимателем было представлено коммерческое предложение интернет-магазина "Aliexpress" на китайском языке, выписка по карте АО "Райффайзенбанк" за период с 01.05.2020 по 14.08.2020 с онлайн-транзакциями в адрес интернет-магазина "Aliexpress" на сумму 529,84 доллара, а также на общую сумму 129 155,76 руб.
Полагая, что представленные документы не свидетельствуют об обоснованности произведенных расходов, Управление направило в адрес предпринимателя требование от 20.08.2020 о возврате средств гранта в бюджет города Омска в течение 10 дней со дня получения требования.
Поскольку требование о возврате средств гранта в полном объеме предпринимателем не было выполнено в добровольном порядке, Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленного иска, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 1, 6, 28, 38, 78, 139, 158, 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришли к выводам о соблюдении предпринимателем условий предоставления гранта; использовании им денежных средств гранта в соответствии с целями его предоставления.
Суд кассационной инстанции, поддерживая выводы судов первой и апелляционной инстанций, исходит из положений норм материального права, указанных в судебных актах, и обстоятельств, установленных по делу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в частности, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (пункт 3 статьи 78 БК РФ).
Таким образом, указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.
Постановлением Администрации города Омска от 23.06.2016 N 778-п установлен порядок предоставления грантов в форме субсидий из бюджета города Омска субъектам малого предпринимательства в целях стимулирования физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, к осуществлению самостоятельной предпринимательской деятельности и повышения предпринимательской активности действующих субъектов малого бизнеса (далее - Порядок).
Согласно пункту 44 Порядка (действовавшего в спорный период) условиями предоставления гранта являются, в том числе согласие грантополучателя и лиц, являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителями) по договорам (соглашениям), заключенным в целях исполнения обязательств по соглашениям о предоставлении грантовой поддержки на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с участием таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах), на осуществление управлением делами Администрации города Омска, Контрольно-счетной палатой города Омска и департаментом финансов и контроля Администрации города Омска проверок соблюдения ими условий, целей и порядка предоставления гранта, срока освоения выделенных средств грантовой поддержки, установленного пунктом 20 Порядка; отсутствие просроченной задолженности по возврату в бюджет города Омска субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными муниципальными правовыми актами, и иной просроченной задолженности перед бюджетом города Омска.
Предоставление грантов осуществляется путем заключения между победителем отбора и управлением делами Администрации города Омска соглашения о предоставлении из бюджета города Омска грантов в форме субсидий (пункт 48).
В силу пункта 50 Порядка грантополучатель обязан предоставить в управление делами Администрации города Омска на утверждение отчет об осуществлении расходов, источником финансового обеспечения которых является грант, по форме и в срок, установленные соглашением о предоставлении из бюджета города Омска грантов в форме субсидий.
В соответствии с пунктом 52 Порядка в случае нарушения условий предоставления грантов, установленных при предоставлении грантов, условий, включаемых в соглашение о предоставлении из бюджета города Омска грантов в форме субсидий, предусмотренных подпунктами 1 - 6 пункта 48 Порядка, выявленных по фактам проверок, проведенных управлением делами Администрации города Омска, департаментом финансов и контроля Администрации города Омска, Контрольно-счетной палатой города Омска, управление делами Администрации города Омска в 10-дневный срок со дня обнаружения указанных нарушений направляет грантополучателю уведомление о возврате гранта.
При наличии в текущем финансовом году остатков гранта, не использованных грантополучателем в отчетном финансовом году (за исключением грантов, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств грантополучателя, источником финансового обеспечения которых являются указанные гранты) на цели, предусмотренные настоящим Порядком, в соответствии со сметой расходования денежных средств и календарным планом использования средств, управление делами Администрации города Омска в течение 5 дней со дня обнаружения указанных оснований направляет грантополучателю уведомление о возврате остатков гранта.
Грант или остатки гранта подлежат возврату в бюджет города Омска в течение 10 дней со дня получения уведомления о возврате гранта, уведомления о возврате остатков гранта.
Предоставление гранта в рамках настоящего дела производилось на основании Соглашения.
Судами установлено, что по условиям Соглашения Управление представляет предпринимателю грант в форме субсидии на безвозмездной и безвозвратной основе в целях стимулирования физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, к осуществлению самостоятельной предпринимательской деятельности и повышения предпринимательской активности действующих субъектов малого бизнеса в рамках реализации проекта "KIDDIE ENGLISH. Инновационная школа английского языка для детей".
В силу пункт 9 Соглашения получатель обязуется, в том числе представлять главному распорядителю бюджетных средств документы, предусмотренные Соглашением; направлять грант на финансовое обеспечение затрат, определенных в разделе 1 настоящего Соглашения, и использовать грант по целевому назначению; представлять отчет об осуществлении расходов, источником финансового обеспечения которых является грант.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 7 Соглашения в случае невыполнения получателем обязанности по представлению документов, подтверждающих полное и целевое использование средств грантовой поддержки в установленные Соглашением сроки главный распорядитель бюджетных средств обязуется направлять получателю в течение 10 дней требование о возврате гранта в бюджет города Омска в размере и в сроки, определенные в указанном требовании.
Подпунктом 7 пункта 9 Соглашения предусмотрена обязанность получателя в случае получения от главного распорядителя бюджетных средств требования о возврате гранта возвращать в бюджет города Омска грант в размере и в сроки, определенные в указанном требовании.
Как следует из материалов дела, в подтверждение использования гранта в рамках реализации проекта "KIDDIE ENGLISH. Инновационная школа английского языка для детей" предпринимателем представлены товарная накладная, платежные поручения, счет на оплату, товарный чек, кассовые чеки, коммерческое предложение интернет-магазина "Aliexpress" на китайском языке, выписка по карте АО "Райффайзенбанк" за период с 01.05.2020 по 14.08.2020 с онлайн-транзакциями в адрес интернет-магазина "Aliexpress".
Из представленных предпринимателем первичных документов усматривается, что предоставленные в виде гранта денежные средства израсходованы им по согласованному с Управлением назначению, в том числе на приобретение учебного материала и технического оборудования.
Доказательств, свидетельствующих об использовании полученных целевых денежных средств на какие-либо нужды, которые отличаются от целей, предусмотренных Соглашением, Управлением не представлено.
Исследовав и оценив, в порядке, предусмотренном в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в дело доказательства, суды первой и апелляционной инстанций, установив, что предпринимателем исполнены обязательства, возложенные на него Соглашением, в том числе в части предоставления Управлению документов, подтверждающих обоснованность расходов, источником финансового обеспечения которых является грант, учитывая, что Управлением доказательств нецелевого использования средств гранта не представлено, пришли к верному выводу о том, что основания для возврата Управлению средств гранта отсутствуют.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на полном, всестороннем и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, установленным по делу обстоятельствам не противоречат.
Несогласие Управления с выраженной судами первой и апелляционной инстанций оценкой представленным доказательствам и сформулированными на ее основе выводами по фактическим обстоятельствам дела не может являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Доводы Управления о необоснованности затрат, понесенных в результате покупок из интернет-магазина "Aliexpress", были предметом рассмотрения судов и им дана надлежащая оценка.
Как установлено судами, траты на коммерческое предложение интернет-магазина "Aliexpress", соотносятся с тратами, указанными в выписке по карте АО "Райффайзенбанк" за период с 01.05.2020 по 14.08.2020, а также предусмотрены приложением N 1 к Соглашению. Доказательств обратного Управлением не представлено.
Доводы Управления о несоблюдении предпринимателем условий предоставления гранта в части представления отчетности подлежат отклонению, поскольку противоречат имеющимся в материалах дела доказательствам.
Как установлено судами, необходимые отчетные документы были сданы работнику Управления Леонтьеву В.В. через мессенджер WhatsApp, что подтверждается представленными суду скриншотами переписки по номеру, а затем 06.08.2020 и 14.08.2020 документы были переданы лично Леонтьеву В.В.
Само по себе несвоевременное предоставление отчета об использовании денежных средств, полученных в качестве гранта, на что ссылается в жалобе Управление, не может служить основанием для возвращения выделенных денежных средств, поскольку нецелевого использования указанных средств не допущено.
Ссылка Управления на допущенное нарушение срока использования средств гранта на приобретение товара (ламинатора) отклоняется судом кассационной инстанции как основание к отмене принятых по делу судебных актов, поскольку указанное нарушение не свидетельствует о нецелевом расходовании гранта.
С учетом правовой природы договорного обязательства о гранте ответственность в виде возврата гранта подлежит применению в случае, если нарушение, допущенное при получении гранта, фактически привело или может привести к неисполнению, ненадлежащему исполнению обязательства и/или к нарушению права. В противном случае, при отсутствии действительно нарушенного права, при нарушениях формального характера грантополучатель будет поставлен в неравные условия с грантодателем, а уже достигнутый общественно полезный результат предоставления гранта будет нивелирован.
В рассматриваемом случае существенных нарушений условий предоставления гранта, в том числе нецелевого расходования денежных средств предпринимателем не допущено; полученные в качестве гранта денежные средства им освоены в полном объеме, в соответствии с целями, на которые грант выдавался.
В целом доводы, приведенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку представленных в дело доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых решения и постановления, судом кассационной инстанции не установлено. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 26.02.2021 Арбитражного суда Омской области и постановление от 04.05.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-18810/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.А. Бурова |
Судьи |
И.А. Малышева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в частности, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (пункт 3 статьи 78 БК РФ)."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 июля 2021 г. N Ф04-3590/21 по делу N А46-18810/2020
Хронология рассмотрения дела:
30.08.2021 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-8091/2021
16.07.2021 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3590/2021
04.05.2021 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-3528/2021
26.02.2021 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-18810/20