Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 июля 2021 г. N Ф04-3590/21 настоящее постановление оставлено без изменения
город Омск |
|
04 мая 2021 г. |
Дело N А46-18810/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 мая 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Ивановой Н.Е., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Омаровой Б.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3528/2021) Управления делами Администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 26.02.2021 по делу N А46-18810/2020 (судья Чулков Ю.П.), принятое по иску Управления делами Администрации города Омска (ИНН 5503028481, ОГРН 1025500737492, адрес: 644099, Омская область, город Омск, улица Гагарина, 34) к индивидуальному предпринимателю Балюку Дмитрию Евгеньевичу (ИНН 550367789272, ОГРНИП 319554300095542) о взыскании средств гранта, предоставленных в форме субсидии, в сумме 391 300 руб.,
при участии в судебном заседании представителей:
от Управления делами Администрации города Омска - Тарелкина К.В., представитель по доверенности от 11.02.2021 N Исх-АГ/03-545, сроком действия один год; Сокол К.С. представитель по доверенности от 17.08.2020 N Исх-АП/03-3725, сроком действия один год;
от индивидуального предпринимателя Балюка Дмитрия Евгеньевича - Пашкова И.И., представитель по доверенности от 01.02.2021 N 55 АА 2543175.
УСТАНОВИЛ:
Управление делами Администрации города Омска (далее - истец, Управление) обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Балюка Дмитрия Евгеньевича (далее - ответчик, ИП Балюк Д.Е., предприниматель) средств гранта, предоставленных в форме субсидии, в размере 391 300 руб.
Решением Арбитражного суда Омской области от 26.02.2021 по делу N А46-18810/2020 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование жалобы истец указывает на то, что ответчик не предоставил отчетную документацию в установленный подпунктом 5 пункта 5 соглашения срок, представленное ИП Балюк Д.Е. коммерческое предложение и выписка по счету в интернет-магазине "Aliexpress" исполнено на китайском языке, из которых не представлялось возможным определить целевое назначение приобретенного товара. По мнению подателя жалобы, ИП Балюк Д.Е. не представил истцу полный комплект документов, подтверждающих затраты, указанные в перечне затрат. Представленный в ходе судебного разбирательства отчет не является подтверждающим затраты документом, так как не был представлен истцу, указанные в нем объемы средств не совпадают с утвержденными приложением N 1 перечнем затрат, осуществляемых в рамках реализации проекта.
От ответчика поступил отзыв на жалобу с доказательствами направления указанного отзыва лицам, участвующим в деле.
В судебном заседании представители истца поддержали доводы и требования, изложенные в апелляционной жалобе, просили решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ответчика с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев апелляционную жалобу, отзыв, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Между ИП Балюком Д.Е. (получатель) и Управлением (главный распорядитель) 25.12.2019 заключено соглашение N Дог-АГ-43/59-19 о предоставлении из бюджета города Омска грантов в форме субсидий в соответствии с пунктом 7 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) на реализацию проекта "KIDDIE ENGLISH. Инновационная школа английского языка для детей" (далее - Соглашение) в размере 391 300 руб. (далее - грант).
Соглашение заключено в соответствии с Порядком предоставления грантов в форме субсидий из бюджета города Омска субъектам малого предпринимательства в целях стимулирования физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, к осуществлению самостоятельной предпринимательской деятельности и повышения предпринимательской активности действующих субъектов малого бизнеса, утвержденным постановлением Администрации города Омска от 23.06.2016 N 778-п (далее - Порядок).
Согласно приложению N 1 "Перечень затрат, осуществляемых в рамках реализации получателем проекта "KIDDIE ENGLISH. Инновационная школа английского языка для детей" к Соглашению объем средств, необходимых для достижения цели предоставления гранта в форме субсидии, заявлен на следующие позиции:
- государственная пошлина за регистрацию ИП в размере 800 руб.;
- учебные материалы (интерактивное программное обеспечение): Комплект Big Fun level 3 (student's book, teacher's book, teachers etext, class audio CD, DVD, Workbook. ActiveTeach, picture cards, posters)+CD для интерактивной доски в размере 16 000 руб.;
- учебные материалы (интерактивное программное обеспечение): Комплекты Big English (starter, level 1, level 2, level 3, level 4, level 5, level 6)+CD для интерактивной доски (7 ед.) в размере 112 000 руб.;
- учебные материалы (интерактивное программное обеспечение): Комплект обучающих материалов Focus (level 1, level 2, level 3, level 4, level 5)+CD для интерактивной доски (5 ед.) в размере 58 500 руб.;
- интерактивная доска (2 ед.) в размере 70 000 руб.;
- магнитно-маркерная доска (2 ед.) в размере 4 000 руб.;
- проектор (2 ед.) в размере 20 000 руб.;
- стул детский (12 ед.) в размере 18 000 руб.;
- стол детский (3 ед.) в размере 7 500 руб.;
- складной стол со стулом (10 ед.) в размере 25 000 руб.;
- парта (10 ед.) в размере 15 000 руб.;
- стул (10 ед.) в размере 15 000 руб.;
- Wi-Fi роутер в размере 1 500 руб.;
- ламинатор в размере 3 000 руб.;
- онлайн касса в размере 25 000 руб.
Общий объем средств, необходимых для достижения цели предоставления гранта составил 391 300 руб.
Управлением во исполнение Соглашения платежным поручением от 26.12.2019 N 3216 предпринимателю перечислены средства гранта в размере 391 300 руб.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 7 Соглашения в случае невыполнения получателем обязанности по представлению документов, подтверждающих полное и целевое использование средств грантовой поддержки в установленные Соглашением сроки, главный распорядитель бюджетных средств обязуется направлять получателю в течение 10 дней требование о возврате гранта в бюджет города Омска в размере и в сроки, определенные в указанном требовании.
Подпунктом 7 пункта 9 Соглашения предусмотрена обязанность получателя в случае получения от главного распорядителя бюджетных средств требования о возврате гранта возвращать в бюджет города Омска грант в размере и в сроки, определенные в указанном требовании.
24.04.2020 между ИП Балюком Д.Е. и Управлением заключено дополнительное соглашение N Дог-АГ-43/59-19/1, которым внесено изменение в подпункт 5 пункта 9 Соглашения, устанавливающее, что ИП Балюк Д.Е. обязуется предоставлять Управлению отчет об осуществлении расходов, источником финансового обеспечения которых является грант, не позднее 01.08.2020 по форме, установленной в приложении N 2 к Соглашению.
ИП Балюку Д.Е. Управлением направлено уведомление от 27.07.2020 о необходимости предоставления документов, подтверждающих произведенных расходов на реализацию проекта "KIDDIE ENGLISH. Инновационная школа английского языка для детей" в сумме 391 300 руб.
Кроме того, ответчик был предупрежден о том, что в соответствии с подпунктом 4 пункта 7 Соглашения в случае предоставления недостоверных сведений или несоблюдении сроков реализации проекта будет направлено требование о возврате гранта в бюджет города Омска.
ИП Балюком Д.Е. 19.08.2020 предоставлены в Управление счета на оплату, а именно:
- товарная накладная N 7904 от 17.03.2020 между ИП Балюков Д.Е. и ИП Джура А.В.. а также платежное поручение N 3 от 03.03.2020, подтверждающее оплату комплектов обучающих материалов на сумму 252 447 руб., из них оплачено средствами гранта учебных материалов (интерактивное программное обеспечение): комплект Big Fun level 3 (pupil's book + CDRom, teacher's book, workbook + audio CD) на 17 272 рубля; комплекты Big English (starter, level 1, level 2, level 3, level 4, level 5, level 6)+CD для интерактивной доски в размере 60 863 руб.;
- комплект обучающих материалов Focus (level 1, level 2, level 3, level 4, level 5)+CD для интерактивной доски в размере 63 598 руб.;
- счет на оплату N 018717 от 18.06.2020 между ООО "Компсервис" и ИП Балюком Д.Е., а также платежное поручение от 23.06.2020, подтверждающее оплату технического оборудования на сумму 132 508 руб., из них оплачено средствами гранта интерактивная доска 2 шт. на сумму 66 583 руб. 33 коп., магнитно-маркерная доска 2 шт. на сумму 4 095 руб., проектор на сумму 35 833 руб. 33 коп.;
- товарный чек N 29317/1395 от 29.07.2020 на покупку маршрутизатора TP-Link на сумму 2 927 руб.;
- кассовый чек на покупку струйного МФУ от 11.03.2020 на сумму 15 990 руб.;
- кассовый чек на покупку технического оборудования от 27.07.2020 на сумму 47 100 руб. из них оплачено средствами гранта смарт-терминал на сумму 33 600 руб.
Также ИП Балюком Д.Е. было представлено коммерческое предложение интернет-магазина "Aliexpress" на китайском языке, выписка по карте АО "Райффайзенбанк" за период с 01.05.2020 по 14.08.2020 с онлайн-транзакциями в адрес интернет-магазина "Aliexpress" на сумму 529,84 доллара, а также на общую сумму 129 155 руб. 76 коп.
Управление, посчитав, что предпринимателем не представлены документы, обосновывающие произведенные расходы, на основании подпункта 7 пункта 9 Соглашения направлено предпринимателю требование от 20.08.2020 о возврате средств гранта в бюджет города Омска в течение 10 дня получения требования.
Поскольку в установленный Соглашением срок средства гранта предпринимателем не были возвращены в бюджет города Омска, Управление обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском о взыскании с ИП Балюка Д.Е. средств гранта, предоставленного в форме субсидии, в сумме 391 300 руб.
26.02.2021 Арбитражный суд Омской области принял решение, обжалованное истцом в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает основания для его отмены или изменения.
На основании части 1 статьи 1 БК РФ отношения, возникающие в процессе осуществления бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 28 БК РФ).
В статье 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.
Согласно пункту 1 статьи 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 БК РФ предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
Согласно статье 6 БК РФ под межбюджетным трансфертом понимаются средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
Под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения (пункт 1 статьи 139 БК РФ).
Цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Из материалов настоящего дела следует, что в постановлением Администрации города Омска от 23.06.2016 N 778-п установлен порядок предоставления грантов в форме субсидий из бюджета города Омска (далее - гранты) субъектам малого предпринимательства в целях стимулирования физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, к осуществлению самостоятельной предпринимательской деятельности и повышения предпринимательской активности действующих субъектов малого бизнеса (Порядок).
Пунктом 4 Порядка предусмотрено, что Главным распорядителем средств бюджета города Омска, до которого в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации как получателю бюджетных средств доведены в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств на предоставление грантов на соответствующий финансовый год и плановый период, является управление делами Администрации города Омска.
Гранты предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете города Омска на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке управлению делами Администрации города Омска.
Гранты предоставляются юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, отнесенным Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого предпринимательства, впервые зарегистрированным и действующим менее 1 года на территории города Омска на момент подачи заявки, физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, учредителями (участниками) юридического лица, относящимся к целевым группам, определенным настоящим Порядком, зарегистрированным на территории города Омска, впервые принявшим решение о создании собственного дела в городе Омске, являющимся победителями отбора в целях предоставления грантов в форме субсидий субъектам малого предпринимательства (пункт 5).
Пунктом 10 Порядка предусмотрено, что для целей настоящего Порядка к субъектам социального предпринимательства для последующего предоставления грантовой поддержки в рамках настоящего Порядка следует относить субъекты малого предпринимательства, соответствующие одному или нескольким из следующих условий:
1) субъект малого предпринимательства обеспечивает занятость следующих категорий граждан при условии, что по итогам предыдущего календарного года среднесписочная численность лиц, относящихся к любой из таких категорий (одной или нескольким таким категориям), среди работников субъекта малого предпринимательства составляет не менее 50 процентов (но не менее двух лиц, относящихся к таким категориям), а доля расходов на оплату труда лиц, относящихся к любой из таких категорий (одной или нескольким таким категориям), в расходах на оплату труда составляет не менее 25 процентов:
- инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья;
- одинокие и (или) многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, в том числе детей-инвалидов;
- пенсионеры и граждане предпенсионного возраста (в течение пяти лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно);
- выпускники детских домов в возрасте до двадцати трех лет;
- лица, освобожденные из мест лишения свободы и имеющие неснятую или непогашенную судимость;
- беженцы и вынужденные переселенцы;
- малоимущие граждане;
- лица без определенного места жительства и занятий;
- граждане, не указанные в абзацах третьем - десятом настоящего пункта, признанные нуждающимися в социальном обслуживании;
2) субъект малого предпринимательства (за исключением субъекта малого предпринимательства, указанного в подпункте 1 настоящего пункта) обеспечивает реализацию производимых гражданами из числа категорий, указанных в подпункте 1 настоящего пункта, товаров (работ, услуг). При этом доля доходов от осуществления такой деятельности по итогам предыдущего календарного года должна составлять не менее 50 процентов в общем объеме доходов субъекта малого предпринимательства, а доля полученной субъектом малого предпринимательства чистой прибыли за предшествующий календарный год, направленная на осуществление такой деятельности в текущем календарном году, должна составлять не менее 50 процентов от размера указанной прибыли (в случае наличия чистой прибыли за предшествующий календарный год);
3) субъект малого предпринимательства осуществляет деятельность по производству товаров (работ, услуг), предназначенных для граждан из числа категорий, указанных в подпункте 1 настоящего пункта, в целях создания для них условий, позволяющих преодолеть или компенсировать ограничения их жизнедеятельности, а также возможностей участвовать наравне с другими гражданами в жизни общества при условии, что доля доходов от осуществления такой деятельности (видов такой деятельности) по итогам предыдущего календарного года составляет не менее 50 процентов в общем объеме доходов субъекта малого предпринимательства, а доля полученной субъектом малого предпринимательства чистой прибыли за предшествующий календарный год, направленная на осуществление такой деятельности (видов такой деятельности) в текущем календарном году, составляет не менее 50 процентов от размера указанной прибыли (в случае наличия чистой прибыли за предшествующий календарный год), в соответствии со следующими направлениями деятельности социальных предприятий:
- деятельность по оказанию социально-бытовых услуг, направленных на поддержание жизнедеятельности в быту;
- деятельность по оказанию социально-медицинских услуг, направленных на поддержание и сохранение здоровья путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения для выявления отклонений в состоянии здоровья;
- деятельность по оказанию социально-психологических услуг, предусматривающих оказание помощи в коррекции психологического состояния для адаптации в социальной среде;
- деятельность по оказанию социально-педагогических услуг, направленных на профилактику отклонений в поведении;
- деятельность по оказанию социально-трудовых услуг, направленных на оказание помощи в трудоустройстве и в решении иных проблем, связанных с трудовой адаптацией;
- деятельность по оказанию услуг, предусматривающих повышение коммуникативного потенциала, реабилитацию и социальную адаптацию, услуг по социальному сопровождению;
- производство и (или) реализация медицинской техники, протезно-ортопедических изделий, программного обеспечения, а также технических средств, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации (абилитации) инвалидов;
- деятельность по организации отдыха и оздоровления инвалидов и пенсионеров;
- деятельность по оказанию услуг в сфере дополнительного образования;
- деятельность по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной, транспортной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации;
4) субъект малого предпринимательства осуществляет деятельность, направленную на достижение общественно полезных целей и способствующую решению социальных проблем общества, при условии, что доля доходов от осуществления такой деятельности (видов такой деятельности) по итогам предыдущего календарного года составляет не менее 50 процентов в общем объеме доходов субъекта малого предпринимательства, а доля полученной субъектом малого предпринимательства чистой прибыли за предшествующий календарный год, направленная на осуществление такой деятельности (видов такой деятельности) в текущем календарном году, составляет не менее 50 процентов от размера указанной прибыли (в случае наличия чистой прибыли за предшествующий календарный год), из числа следующих видов деятельности:
- деятельность по оказанию психолого-педагогических и иных услуг, направленных на укрепление семьи, обеспечение семейного воспитания детей и поддержку материнства и детства;
- деятельность по организации отдыха и оздоровления детей;
- деятельность по оказанию услуг в сфере дошкольного образования и общего образования, дополнительного образования детей;
- деятельность по оказанию психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации;
- деятельность по обучению работников и добровольцев (волонтеров) социально ориентированных некоммерческих организаций, направленному на повышение качества предоставления услуг такими организациями;
- культурно-просветительская деятельность (в том числе деятельность частных музеев, театров, библиотек, архивов, школ-студий, творческих мастерских, ботанических и зоологических садов, домов культуры, домов народного творчества);
- деятельность по оказанию услуг, направленных на развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защиту самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации;
- выпуск периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень видов периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, облагаемых при их реализации налогом на добавленную стоимость по ставке 10 процентов.
Пунктом 44 Порядка предусмотрено, что гранты предоставляются победителям отбора при соблюдении следующих условий:
1) регистрация победителем отбора индивидуального предпринимателя или юридического лица (за исключением победителей - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей);
2) прохождение победителем отбора (индивидуальным предпринимателем, учредителем (участником) юридического лица, физическим лицом) краткосрочного обучения по программе организации собственного дела (прохождение краткосрочного обучения по программе организации собственного дела не требуется для индивидуальных предпринимателей, учредителей (участников) юридических лиц, физических лиц, имеющих диплом о высшем юридическом и (или) экономическом образовании (профильной переподготовке));
3) согласие грантополучателя и лиц, являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителями) по договорам (соглашениям), заключенным в целях исполнения обязательств по соглашениям о предоставлении грантовой поддержки на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с участием таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах), на осуществление управлением делами Администрации города Омска, Контрольно-счетной палатой города Омска и департаментом финансов и контроля Администрации города Омска проверок соблюдения ими условий, целей и порядка предоставления гранта, срока освоения выделенных средств грантовой поддержки, установленного пунктом 20 настоящего Порядка;
4) отсутствие просроченной задолженности по возврату в бюджет города Омска субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными муниципальными правовыми актами, и иная просроченная задолженность перед бюджетом города Омска;
5) отсутствие просроченной (неурегулированной) задолженности по денежным обязательствам перед муниципальным образованием городской округ город Омск Омской области.
Предоставление грантов осуществляется путем заключения между победителем отбора и управлением делами Администрации города Омска соглашения о предоставлении из бюджета города Омска грантов в форме субсидий (пункт 46).
Разделом IV Порядка предусмотрены требования к отчетности.
Так, в силу пункта 51 Порядка грантополучатель обязан предоставить в управление делами Администрации города Омска на утверждение отчет об осуществлении расходов, источником финансового обеспечения которых является грант, отчет о достижении результатов предоставления гранта по форме, установленной соглашением о предоставлении из бюджета города Омска грантов в форме субсидий, в срок не позднее 25 числа месяца, следующего за последним месяцем реализации проекта в соответствии с календарным планом реализации проекта.
Управление делами Администрации города Омска вправе устанавливать в соглашении о предоставлении из бюджета города Омска грантов в форме субсидий сроки и формы предоставления грантополучателем дополнительной отчетности (пункт 53).
Управление делами Администрации города Омска, департамент финансов и контроля Администрации города Омска, Контрольно-счетная палата города Омска в обязательном порядке проводят проверки соблюдения грантополучателями условий, целей и порядка предоставления грантов, в том числе управление делами Администрации города Омска - плановые выездные проверки.
В случае нарушения условий предоставления грантов, установленных при предоставлении грантов, условий, включаемых в соглашение о предоставлении из бюджета города Омска грантов в форме субсидий, предусмотренных подпунктами 1 - 9 пункта 47 настоящего Порядка, выявленных по фактам проверок, проведенных управлением делами Администрации города Омска, департаментом финансов и контроля Администрации города Омска, Контрольно-счетной палатой города Омска, управление делами Администрации города Омска в 10-дневный срок со дня обнаружения указанных нарушений направляет грантополучателю уведомление о возврате гранта (пункт 54).
При наличии в текущем финансовом году остатков гранта, не использованных грантополучателем в отчетном финансовом году (за исключением грантов, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств грантополучателя, источником финансового обеспечения которых являются указанные гранты) на цели, предусмотренные настоящим Порядком, в соответствии со сметой расходования денежных средств и календарным планом использования средств, управление делами Администрации города Омска в течение 5 дней со дня обнаружения указанных оснований направляет грантополучателю уведомление о возврате остатков гранта.
Грант или остатки гранта подлежат возврату в бюджет города Омска в течение 10 дней со дня получения уведомления о возврате гранта, уведомления о возврате остатков гранта.
В случае нарушения грантополучателем срока возврата гранта, остатков гранта, установленного пунктом 56 настоящего Порядка, грант, остатки гранта возвращаются в бюджет города Омска в порядке, установленном действующим законодательством.
Как указывалось ранее, между ИП Балюком Д.Е. (получатель) и Управлением (гласный распорядитель) 25.12.2019 было заключено соглашение N Дог-АГ-43/59-19 о предоставлении из бюджета города Омска грантов в форме субсидий на сумму 391 300 руб.
24.04.2020 между ИП Балюком Д.Е. и Управлением заключено дополнительное соглашение N Дог-АГ-43/59-19/1, которым внесено изменение в подпункт 5 пункта 9 Соглашения, устанавливающее, что ИП Балюк Д.Е. обязуется предоставлять Управлению отчет об осуществлении расходов, источником финансового обеспечения которых является грант, не позднее 01.08.2020 по форме, установленной в приложении N 2 к Соглашению.
ИП Балюку Д.Е. Управлением направлено уведомление от 27.07.2020 о необходимости предоставления документов, подтверждающих произведенных расходов на реализацию проекта "KIDDIE ENGLISH. Инновационная школа английского языка для детей" в сумме 391 300 руб.
Из материалов дела следует, ИП Балюком Д.Е. 19.08.2020 предоставлены в Управление счета на оплату, а именно:
- товарная накладная N 7904 от 17.03.2020 между ИП Балюков Д.Е. и ИП Джура А.В.. а также платежное поручение N 3 от 03.03.2020, подтверждающее оплату комплектов обучающих материалов на сумму 252 447 руб., из них оплачено средствами гранта учебных материалов (интерактивное программное обеспечение): комплект Big Fun level 3 (pupil's book + CDRom, teacher's book, workbook + audio CD) на 17 272 рубля; комплекты Big English (starter, level 1, level 2, level 3, level 4, level 5, level 6)+CD для интерактивной доски в размере 60 863 руб.;
- комплект обучающих материалов Focus (level 1, level 2, level 3, level 4, level 5)+CD для интерактивной доски в размере 63 598 руб.;
- счет на оплату N 018717 от 18.06.2020 между ООО "Компсервис" и ИП Балюком Д.Е., а также платежное поручение от 23.06.2020, подтверждающее оплату технического оборудования на сумму 132 508 руб., из них оплачено средствами гранта интерактивная доска 2 шт. на сумму 66 583 руб. 33 коп., магнитно-маркерная доска 2 шт. на сумму 4 095 руб., проектор на сумму 35 833 руб. 33 коп.;
- товарный чек N 29317/1395 от 29.07.2020 на покупку маршрутизатора TP-Link на сумму 2 927 руб.;
- кассовый чек на покупку струйного МФУ от 11.03.2020 на сумму 15 990 руб.;
- кассовый чек на покупку технического оборудования от 27.07.2020 на сумму 47 100 руб. из них оплачено средствами гранта смарт-терминал на сумму 33 600 руб.
Также ИП Балюком Д.Е. было представлено коммерческое предложение интернет-магазина "Aliexpress" на китайском языке, выписка по карте АО "Райффайзенбанк" за период с 01.05.2020 по 14.08.2020 с онлайн-транзакциями в адрес интернет-магазина "Aliexpress" на сумму 529,84 доллара, а также на общую сумму 129 155 руб. 76 коп.
Из позиции истца следует, что Управление полагает, что ответчик не предоставил отчетную документацию в установленный срок (не позднее 01.08.2020), а представленное ИП Балюк Д.Е. коммерческое предложение и выписка по счету в интернет-магазине "Aliexpress" было исполнено на китайском языке, из которых не представлялось возможным определить целевое назначение приобретенного товара.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований истца, указав на то, что необходимые отчетные документы были сданы работнику Управления Леонтьеву В.В. через мессенджер "WhatsApp", что подтверждается представленными суду скриншотами переписки по номеру, затем 06.08.2020 и 14.08.2020 документы были переданы лично Леонтьеву В.В.
В апелляционной жалобе Управление, оспаривая выводы суда, ссылается на то, что из приложенной переписки нельзя установить какие именно документы были предоставлены предпринимателем.
Суд апелляционной инстанции отклоняет указанный довод, исходя из того, что Управление не оспаривает обстоятельства того, что 19.08.2020 ответчиком был представлен комплект документов в подтверждение несения затрат, несогласие истца выражено только с представлением документов по покупкам товаров из интернет-магазина "Aliexpress", так как коммерческое предложение указанного магазина исполнено на китайском языке.
Однако, в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции предприниматель представил электронную переписку с продавцом из интернет-магазина "Aliexpress", из которой следует, что ИП Балюков Д.Е. с 24.07.2020 принимал меры по получения надлежащих документов, затем представил их перевод, выполненный Торгово-промышленной компанией с ограниченной ответственностью "Айжуйпу".
ИП Балюков Д.Е. не оспаривает факта предоставление отчетности с нарушением сроков, однако, ссылается на то, что задержка была обусловлена сложной эпидемиологической обстановкой, затрудняющей получение необходимых документов.
Доводы подателя жалобы о том, что представленный в ходе судебного разбирательства отчет не является подтверждающим затраты документом, так как не был представлен истцу, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку несвоевременное представление ответчиком отчетности не свидетельствует о ее недостоверности, а в соответствии с позицией, сформулированной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 31.10.2017 N 307-ЭС17-11609 по делу N А56-4672/2016, от 28.06.2018 N 303-ЭС18-8234 по делу N А73-13126/2017, само по себе несвоевременное исполнение получателем субсидии обязанностей по договору при недоказанности нецелевого использования денег не может быть безусловным основанием для возврата субсидии.
Доводы подателя жалобы о том, что указанные в отчете объемы средств не совпадают с утвержденными приложением N 1 перечнем затрат, осуществляемых в рамках реализации проекта, являются необоснованными, поскольку судом апелляционной инстанции установлено, что траты на коммерческое предложение интернет-магазина "Aliexpress" соотносятся с тратами, указанными в выписке по карте АО "Райффайзенбанк" за период с 01.05.2020 по 14.08.2020, предусмотрены приложением N 1 к соглашению.
Кроме того, суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что истец заявляет замечания по затратам, понесенным в результате покупок из интернет-магазина "Aliexpress" (траты составили 129 155 руб. 76 коп.), критика в отношении иной документации не представлена, однако, истец просит вернуть средства гранта в полном объеме.
Судебная коллегия полагает, что в удовлетворении требований истца правомерно отказано судом первой инстанции, поскольку ответчиком доказано исполнение получателем субсидии обязанностей по договору, хоть и с нарушением установленного срока, при этом истцом не представлено доказательств нецелевого использования денег.
Доводов, основанных на доказательственной базе, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, влияли бы на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 АПК РФ не распределяются в связи с освобождением подателя жалобы от уплаты таковой.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Управления делами Администрации города Омска оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 26.02.2021 по делу N А46-18810/2020 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.