г. Тюмень |
|
21 июля 2021 г. |
Дело N А45-32245/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 июля 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Киричёк Ю.Н.
судей Дружининой Ю.Ф.
Шохиревой С.Т.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств (аудиозаписи) видеоконференц-связи помощником судьи Рязановым И.А., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Квадис" на решение от 08.02.2021 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Нахимович Е.А.) и постановление от 08.04.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Бородулина И.И., Кривошеина С.В., Павлюк Т.В.) по делу N А45-32245/2020 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Квадис" (630049, город Новосибирск, улица Галущака, дом 2А, офис 89, ИНН 5406589185, ОГРН 1155476081530) к Государственной жилищной инспекции Новосибирской области (630011, город Новосибирск, проспект Красный, дом 18, ИНН 5406308363, ОГРН 1055406102223) о признании недействительным приказа от 12.11.2020 N5468/10.
Иные лица, участвующие в деле: общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилищная сервисная компания" (630022, город Новосибирск, улица Петухова, дом 156, ИНН 5404522996, ОГРН 1145476129831), Казанцева Вера Петровна, Дмитриев Александр Николаевич.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Новосибирской области (судья Голубева Ю.Н.) в заседании участвовал представитель общества с ограниченной ответственностью "Квадис" Соловьёв О.Г. по доверенности от 20.02.2021.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Квадис" (далее - общество, ООО "Квадис") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Новосибирской области (далее - инспекция, административный орган) о признании недействительным приказа от 12.11.2020 N 5468/10.
К участию в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилищная сервисная компания" (далее - ООО УК "ЖСК", третье лицо), Казанцева Вера Петровна, Дмитриев Александр Николаевич.
Решением от 08.02.2021 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 08.04.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять по делу новый судебный акт.
По мнению подателя кассационной жалобы, судами сделан ошибочный вывод о наличии у административного органа правовых оснований для принятия оспариваемого приказа, поскольку последним волеизъявлением собственников помещений в спорном многоквартирном доме (далее - МКД) был выбор общества в качестве управляющей организации; у инспекции отсутствуют полномочия для установления факта подделки подписей в протоколе общего собрания собственников от 09.11.2020 N 2; поступившее коллективное обращение и информация, полученная при телефонном опросе, не могли быть использованы при вынесении оспариваемого приказа.
Лица, участвующие в деле, отзывы на кассационную жалобу в порядке, предусмотренном статьей 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), не представили.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и выступлении присутствующего в судебном заседании представителя общества, суд округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО УК "ЖСК" обратилось в административный орган с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий Новосибирской области, в части включения сведений о МКД N 11 по улице Виктора Уса города Новосибирска в связи с заключением договора управления на основании решений собственников помещений, оформленных протоколом общего собрания от 28.09.2020 N 2.
К указанному заявлению третьим лицом были приложены: протокол общего собрания собственников помещений МКД от 28.09.2020 N 2 (в повестку включены, в том числе вопросы: о расторжении договора управления с ООО "Квадис" и об избрании способа управления - управление управляющей организацией ООО УК "ЖСК"; об утверждении и заключении договора управления с ООО УК "ЖСК"; в голосовании участвовало 59,56% от общего числа голосов); договор управления многоквартирным домом, условия которого утверждены общим собрание собственников помещений; информация об исполнении предусмотренной частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) обязанности по размещению договора в Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
Уполномоченным собранием лицом (Казанцевой Верой Петровной) в адрес ООО "Квадис" направлено уведомление о принятом решении о расторжении договора управления МКД и необходимости передачи технической документации уполномоченному лицу.
Поскольку на момент рассмотрения заявления третьего лица от общества не поступило уведомление об исключении спорного МКД из реестра лицензий Новосибирской области, административный орган в соответствии с подпунктом "а" пункта 10 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок N 938/пр), приостановил рассмотрение заявления для запроса материалов и информации у лицензиатов.
10.11.2020 ООО "Квадис" в соответствии с частью 1.1 статьи 46 ЖК РФ, а также в ответ на запрос инспекции представлен протокол общего собрания собственников помещений спорного МКД от 09.11.2020 N 2 (в повестку включены вопросы, в том числе об избрании с 01.11.2020 способа управления МКД - управление управляющей организацией ООО "Квадис", об утверждении условий договора и заключении договора управления с ООО "Квадис" с 01.11.2020; в голосовании участвовало 55,87% от общего числа голосов).
11.11.2020 в административный орган поступило коллективное заявление собственников помещений данного МКД о том, что они не принимали участие во внеочередном общем собрании собственников помещений, на котором было принято решение о выборе управляющей организации ООО "Квадис".
Инспекцией в целях проверки данного заявления был произведен телефонный опрос перечисленных в нем граждан, в ходе которого они подтвердили, что в общем собрании собственников участия не принимали, решения (бюллетени) голосования не подписывали, подтвердили свою подпись в коллективном обращении и просили исключить из итогового голосования принадлежащие им площади.
На основании полученной информации был произведен пересчет кворума общего собрания собственников помещений МКД, которым принято решение, оформленное протоколом от 09.11.2020 N 2. Кворум составил 41,2 % голосов от общего числа собственников.
В связи с указанными обстоятельствами административный орган пришел к выводу о невозможности подтверждения возникновения у общества права управления спорным МКД и вынес приказ от 12.11.2020 N 5468/10 об исключении из реестра Новосибирской области сведений о МКД, расположенном по адресу: город Новосибирск, улица Виктора Уса, дом 11, как о доме, деятельность по управлению которым осуществляет ООО "Квадис"; о включении в реестр Новосибирской области сведений о данном МКД как о доме, деятельность по управлению которым осуществляет ООО УК "ЖСК".
Возражая против указанного приказа, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам о наличии у административного органа правовых оснований для принятия оспариваемого приказа и его соответствии требованиям действующего законодательства.
Выводы судов являются правомерными, обоснованными и соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Согласно части 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в МКД обязаны выбрать один из способов управления МКД: 1) непосредственное управление собственниками помещений в МКД, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
Способ управления МКД выбирается на общем собрании собственников помещений в МКД и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в МКД (часть 3 статьи 161 ЖК РФ).
В силу положений части 1 статьи 192, пункта 1 части 1, части 2 статьи 195 ЖК РФ при управлении МКД управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД, сведения об адресе МКД, деятельность по управлению которым осуществляет лицензиат, содержатся в реестре лицензий субъекта Российской Федерации.
Исходя из положений частей 2 и 3 статьи 198 ЖК РФ орган государственного жилищного надзора после получения сведений об изменении перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Согласно пунктам 2 - 4 Порядка N 938/пр изменения в реестр вносятся по решению органа государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации в течение десяти рабочих дней с даты поступления соответствующих сведений.
Как следует из материалов дела, 08.10.2020 в инспекцию поступило заявление третьего лица о внесении изменений в реестр в части включения спорного МКД в список домов, в отношении которых лицензиат осуществляет деятельность по управлению.
Подпунктами "б", "в", "г", "е" пункта 5 Порядка N 938/пр предусмотрено, что в ходе рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного проверяет: достоверность сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 Порядка N 938/пр; отсутствие противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям; выполнение заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 ЖК РФ, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя; отсутствие признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 ЖК РФ.
В силу пункта 7 Порядка N 938/пр по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений: а) о внесении изменений в реестр; б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления;
в) о приостановлении рассмотрения заявления.
Согласно пункту 10 Порядка N 938/пр основанием для принятия решения о приостановлении рассмотрения заявления являются:
а) несоответствие заявления и документов условиям, установленным подпунктами "б", "в" пункта 5 Порядка N 938/пр;
б) поступление в орган государственного жилищного надзора в течение срока, указанного в пункте 4 Порядка N 938/пр, заявления от другого лицензиата, содержащего сведения в отношении того же многоквартирного дома;
в) поступление в орган государственного жилищного надзора заявления о внесении изменений в реестр в связи с заключением договора управления многоквартирным домом или изменением способа управления многоквартирным домом при отсутствии заявления о прекращении, расторжении договора управления данным многоквартирным домом от иного заявителя.
Согласно пункту 15 Порядка N 938/пр при приостановлении рассмотрения заявления по основаниям, указанным в пункте 10 Порядка N 938/пр, орган государственного жилищного надзора:
а) в случае наличия в реестре сведений об управлении многоквартирного дома, указанного в заявлении, другим лицензиатом, запрашивает необходимые материалы и информацию у обоих лицензиатов;
б) в случае поступления в орган государственного жилищного надзора в течение срока, указанного в пункте 4 Порядка N 938/пр, заявления от другого заявителя, содержащего сведения в отношении того же многоквартирного дома, запрашивает необходимые материалы и информацию у обоих заявителей;
в) в случае поступления в орган государственного жилищного надзора заявления о внесении изменений в реестр в связи с заключением договора управления многоквартирным домом или изменением способа управления многоквартирным домом при отсутствии заявления о прекращении, расторжении договора управления данным многоквартирным домом от иного заявителя, проводит проверку полученного заявления и документов, указанных в пункте 3 Порядка N 938/пр.
По результатам рассмотрения материалов, указанных в пункте 15 Порядка N 938/пр, орган государственного жилищного надзора принимает в отношении каждого заявителя соответствующее решение из предусмотренных подпунктами "а" и "б" пункта 7 названного Порядка (пункт 17 Порядка N 938/пр).
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что совокупностью документов, полученных административным органом в рамках проверки заявления ООО УК "ЖСК", подтверждается выполнение третьим лицом условий, предусмотренных пунктом 5 Порядка N 938/пр, в то время как обществом не обосновано возникновение у него права на управление спорным МКД на основании решение собственников, оформленного протоколом от 09.11.2020 (протокол от 09.11.2020 не отвечает требованиям подпункта "е" пункта 5 Порядка N 938/пр; ООО "Квадис" не представлено доказательств уведомления ООО УК "ЖСК" о расторжении заключенного с ним договора управления).
При этом довод подателя кассационной жалобы о недопустимости использования информации, изложенной в коллективном заявлении и полученной при телефонном опросе, отклоняется судом округа как основанный на неверном толковании действующего законодательства, поскольку действующее законодательство не содержит каких-либо ограничений в отношении источников получения информации, необходимой для проверки поданного заявления о внесении изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.
С учетом изложенного судами сделан обоснованный вывод о наличии у инспекции правовых оснований для вынесения оспариваемого приказа и отказано в удовлетворении заявленного требования.
В целом доводы подателя кассационной жалобы выводы судов не опровергают, по существу направлены на иную оценку обстоятельств, установленных нижестоящими судами на основании представленных в дело доказательств, что недопустимо при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции исходя из положений главы 35 АПК РФ.
Иная оценка подателем кассационной жалобы обстоятельств рассматриваемого спора не свидетельствует о неправильном применении судами норм права.
Суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационных жалоб.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 08.02.2021 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 08.04.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-32245/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.Н. Киричёк |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По результатам рассмотрения материалов, указанных в пункте 15 Порядка N 938/пр, орган государственного жилищного надзора принимает в отношении каждого заявителя соответствующее решение из предусмотренных подпунктами "а" и "б" пункта 7 названного Порядка (пункт 17 Порядка N 938/пр).
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что совокупностью документов, полученных административным органом в рамках проверки заявления ООО УК "ЖСК", подтверждается выполнение третьим лицом условий, предусмотренных пунктом 5 Порядка N 938/пр, в то время как обществом не обосновано возникновение у него права на управление спорным МКД на основании решение собственников, оформленного протоколом от 09.11.2020 (протокол от 09.11.2020 не отвечает требованиям подпункта "е" пункта 5 Порядка N 938/пр; ООО "Квадис" не представлено доказательств уведомления ООО УК "ЖСК" о расторжении заключенного с ним договора управления)."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21 июля 2021 г. N Ф04-3310/21 по делу N А45-32245/2020