г. Тюмень |
|
28 июля 2021 г. |
Дело N А03-18189/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 июля 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Киричёк Ю.Н.
судей Дружининой Ю.Ф.
Шабановой Г.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Рязановым И.А., рассмотрел кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Олир-Авто" на решение от 15.02.2021 Арбитражного суда Алтайского края (судья Куличкова Л.Г.) и постановление от 19.04.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Павлюк Т.В., Бородулина И.И., Логачев К.Д.) по делу N А03-18189/2020 по заявлению Южно-Сибирского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (656064, Алтайский край, город Барнаул, Павловский тракт, дом 209А, ОГРН 1172225027886, ИНН 2222860152) к обществу с ограниченной ответственностью "Олир-Авто" (656064, Алтайский край, город Барнаул, улица Автотранспортная, дом 45, ИНН 2221234709, ОГРН 11722250233310) о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В заседании в онлайн-режиме посредством использования веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Олир-Авто" Юшков Р.С. по доверенности от 14.01.2021.
Суд установил:
Южно-Сибирское межрегиональное управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - административный орган, управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Олир-Авто" (далее - общество, ООО "Олир-Авто") к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 15.02.2021 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 19.04.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное требование удовлетворено, ООО "Олир-Авто" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм права и несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела, и отказать в удовлетворении заявленного требования.
По мнению подателя кассационной жалобы, вменяемое обществу правонарушение подлежало квалификации по части 4 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), а не по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ; в материалах дела отсутствуют надлежащие доказательства, подтверждающие нарушение требований к режиму труда и отдыха водителей.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлении присутствующего в судебном заседании представителя общества, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в ходе осуществления государственного надзора в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, проведенного на основании приказа о проведении планового (рейдового) задания от 28.10.2020 N 426, административным органом установлено, что обществом (лицензия АК-22-001126 от 29.06.2019, срок действия - бессрочно) при осуществлении перевозок пассажиров по маршруту N 80 "город Барнаул улица Солнечная поляна - Краевая клиническая больница" допущено нарушение требований, установленных подпунктом "к" пункта 7 Положения о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2019 N 195 (далее - Положение N 195), пунктами 7, 15, 24 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20.08.2004 N 15 (далее - Положение N 15), выразившееся в нарушении режима труда и отдыха водителей.
Данное обстоятельство послужило основанием для составления управлением в отношении ООО "Олир-Авто" протокола об административном правонарушении от 14.12.2020 N 6465 и обращения в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в деянии ООО "Олир-Авто" состава вменяемого ему административного правонарушения; при этом суд счел возможным применить положения части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, назначив наказание в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Оставляя обжалуемые судебные акты без изменения, суд кассационной инстанции исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого дела.
Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В соответствии с частью 11 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности.
Порядок лицензирования деятельности по перевозке пассажиров и иных лиц автобусами в период спорных правоотношений был установлен Положением N 195.
Согласно пункту 38 Положения N 195 к грубым нарушениям лицензионных требований при осуществлении лицензируемой деятельности относится нарушение одного из лицензионных требований, предусмотренных подпунктами "а", "д", "з" - "к" и "н" пункта 7 указанного Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Закона N 99-ФЗ.
В силу подпункта "к" пункта 7 Положения N 195 лицензиат обязан соблюдать установленные Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии со статьей 329 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей.
На основании статьи 329 ТК РФ разработано Положение N 15, действовавшее в период спорных правоотношений.
Пунктом 15 Положения N 15 установлено, что рабочее время водителя состоит из следующих периодов: время управления автомобилем; время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах; подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках - для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены; время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию (предрейсового) и после возвращения с линии (послерейсового), а также время следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно; время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей; время простоев не по вине водителя; время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи; время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем; время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух и более водителей; время в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 7 Положения N 15 нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю.
Для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем - 7 часов.
В соответствии с пунктом 24 Положения N 15 водителям предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, как правило, в середине рабочей смены.
При установленной графиком сменности продолжительности ежедневной работы (смены) более 8 часов водителю могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут.
Пунктом 25 Положения N 15 определено, что продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).
При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, в том числе данные автоматизированной системы диспетчерского управления пассажирскими перевозками (далее - АСУ "Навигация"), суды установили факт нарушения обществом при осуществлении перевозки пассажиров и иных лиц автобусами требований законодательства, регулирующих режим рабочего времени и времени отдыха водителей.
При этом вопреки позиции общества судами правомерно учтены данные АСУ "Навигация", представленные по запросу управления муниципальным унитарным предприятием "Центртранс", осуществляющим диспетчерское управление городскими пассажирскими перевозками на территории городского округа - города Барнаула посредством спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС или ГЛОHACC/GPS (пункт 4 постановления Администрации города Барнаула от 11.09.2014 N 1984).
В целом доводы общества об отсутствии состава вменяемого ему административного правонарушения направлены на переоценку фактических обстоятельств, установленных судами на основании представленных в материалы доказательств, что недопустимо при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции исходя из положений главы 35 АПК РФ.
Поскольку обществом не представлены доказательства, подтверждающие принятие всех зависящих от него мер, направленных на соблюдение лицензионных требований, суды пришли к выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Доводы ООО "Олир-Авто" о необходимости квалификации допущенного правонарушения по части 4 статьи 14.1.2 КоАП РФ отклоняются судом округа в силу следующего.
Норма части 4 статьи 14.1.2 КоАП РФ, устанавливающая административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией, является специальной нормой по отношению к общей, содержащейся в части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Согласно примечаниям к статьям 14.1 и 14.1.2 КоАП РФ понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Составы правонарушений, указанные в части 4 статьи 14.1 КоАП РФ и части 4 статьи 14.1.2 КоАП РФ, предусматривают ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением правовых норм, предъявляемых к лицензиатам, при этом санкция части 4 статьи 14.1.2 устанавливает для юридических лиц административный штраф в размере 200 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток, то есть значительно более строгое наказание нежели санкция части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Принимая во внимание, что протокол об административном правонарушении от 14.12.2020 N 6465 составлен должностным лицом органа, уполномоченным составлять протоколы об административном правонарушении, общество привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей, исходя из принципа недопустимости ухудшения положения лица, привлеченного к административной ответственности, суд округа не усматривает оснований для отмены судебных актов.
Иной правовой подход в рассматриваемом случае противоречил бы принципу неотвратимости наказания и не способствовал соблюдению требований законодательства в области перевозок пассажиров.
При таких обстоятельствах у суда округа отсутствуют основания считать, что привлечение ООО "Олир-Авто" к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ с назначением ему административного наказания незаконно.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, не нарушен.
Существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении в отношении ООО "Олир-Авто" не установлено.
Суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 15.02.2021 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 19.04.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-18189/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.Н. Киричёк |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Принимая во внимание, что протокол об административном правонарушении от 14.12.2020 N 6465 составлен должностным лицом органа, уполномоченным составлять протоколы об административном правонарушении, общество привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей, исходя из принципа недопустимости ухудшения положения лица, привлеченного к административной ответственности, суд округа не усматривает оснований для отмены судебных актов.
Иной правовой подход в рассматриваемом случае противоречил бы принципу неотвратимости наказания и не способствовал соблюдению требований законодательства в области перевозок пассажиров.
При таких обстоятельствах у суда округа отсутствуют основания считать, что привлечение ООО "Олир-Авто" к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ с назначением ему административного наказания незаконно.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, не нарушен."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28 июля 2021 г. N Ф04-3813/21 по делу N А03-18189/2020