г. Тюмень |
|
30 июля 2021 г. |
Дело N А27-19872/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 июля 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Киричёк Ю.Н.
судей Дружининой Ю.Ф.
Шабановой Г.А.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи (аудиозаписи) помощником судьи Рязановым И.А., рассмотрел кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания на Ворошилова" на решение от 08.02.2021 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Кормилина Ю.Ю.) и постановление от 20.04.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Павлюк Т.В., Бородулина И.И., Логачев К.Д.) по делу N А27-19872/2020 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания на Ворошилова" (650056, город Кемерово, улица Ворошилова, дом 1, корпус А, ИНН 4205260230, ОГРН 1134205004009) к прокуратуре Кемеровской области - Кузбасса (650992, город Кемерово, улица Красная, дом 24, ИНН 4207012433, ОГРН 1024200685178) в лице прокуратуры Ленинского района города Кемерово о признании недействительным представления от 03.09.2020 N7-2-2020.
Иные лица, участвующие в деле: Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Кемерово (650000, город Кемерово, Кузнецкий проспект, дом 11, ИНН 4205002373, ОГРН 1044205091380), Региональная энергетическая комиссия Кузбасса (650000, город Кемерово, улица Николая Островского, дом 32, ОГРН 1144205012808, ИНН 4207044509), общество с ограниченной ответственностью "Чистый город Кемерово" (650036, город Кемерово, улица Мирная, дом 9, офис 110, ОГРН 1144205004987, ИНН 4205284801).
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Кемеровской области (судья Логинова А.Е.) в заседании участвовали представители:
от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания на Ворошилова" - Кирьяков А.С. по доверенности от 16.03.2021;
от прокуратуры Кемеровской области - Кузбасса - Сысоева О.В. по доверенности от 22.07.2021.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания на Ворошилова" (далее - общество, ООО "УК на Воршилова") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к прокуратуре Кемеровской области - Кузбасса в лице прокуратуры Ленинского района города Кемерово (далее - прокуратура) о признании незаконным представления от 03.09.2020 N 7-2-2020.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Кемерово (далее - налоговый орган), Региональная энергетическая комиссия Кузбасса (далее - РЭК Кузбасса), общество с ограниченной ответственностью "Чистый город Кемерово" (далее - региональный оператор, ООО "Чистый город Кемерово").
Решением от 08.02.2021 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 20.04.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, несоответствие их выводов обстоятельствам дела, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
По мнению подателя кассационной жалобы, судами сделан ошибочный вывод о наличии у прокуратуры правовых оснований для вынесения оспариваемого представления, поскольку включение обществом в стоимость услуги по обращении с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) суммы налога на добавленную стоимость (далее - НДС) не противоречит действующему законодательству.
В отзыве на кассационную жалобу прокуратура просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Инспекция в отзыве на кассационную жалобу поддерживает доводы и требования, изложенные в кассационной жалобе.
Иные лица, участвующие в деле, отзывы на кассационную жалобу в соответствии со статьей 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представили.
Проверив в порядке статей 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзывах на нее и выступлениях присутствующих в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в связи с поступившей информацией органа регионального государственного жилищного надзора о нарушениях управляющими компаниями города Кемерово требований законодательства при начислении НДС за услуги по обращению с ТКО прокуратурой проведена проверка, в ходе которой выявлено нарушение обществом жилищного законодательства, выразившееся в превышении тарифа за услуги по обращению с ТКО путем включения суммы НДС в стоимость данной услуги для потребителей - собственников жилых помещений.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения прокуратурой представления от 03.09.2020 N 7-2-2020 "Об устранении нарушений жилищного законодательства, законодательства о государственном регулировании тарифов".
Не согласившись с данным представлением, ООО "УК на Ворошилова" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии у прокуратуры правовых оснований для вынесения оспариваемого представления, а также об отсутствии нарушения прав и законных интересов общества.
Оставляя принятые по делу судебные акты без изменения, суд кассационной инстанции исходит из доводов кассационной жалобы, и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
В соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон N 2202-1) прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов (статья 1).
Реализуя эти полномочия, прокурор вправе проверять исполнение законов органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также вносить представления об устранении выявленных нарушений закона (статья 22 Закона N 2202-1).
Согласно пункту 1 статьи 24 Закона N 2202-1 представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе плату за обращение с ТКО.
Частью 2 статьи 157 ЖК РФ определено, что размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Государственное регулирование тарифов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 N 484 "О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами".
Пунктом 2 статьи 24.8 Закона N 89-ФЗ определено, что регулируемые виды деятельности в области обращения с ТКО осуществляются по ценам, которые определены соглашением сторон, но не должны превышать предельные тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с ТКО, установленные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области регулирования тарифов.
Согласно подпункту 36 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации услуг по обращению с ТКО, оказываемых региональными операторами по обращению с ТКО.
В соответствии с подпунктом 29 пункта 3 статьи 149 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации реализация коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций, организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, региональных операторов по обращению с ТКО.
При этом частью 3 статьи 2 Федерального закона от 26.07.2019 N 211-ФЗ "О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй НК РФ" разъяснено, что положения подпункта 36 пункта 2 и подпункта 29 пункта 3 статьи 149 НК РФ применяются в отношении операций по реализации услуг по обращению с ТКО, оказываемых региональными операторами по обращению с ТКО, по предельным единым тарифам, вводимым в действие с 01.01.2020.
Пунктом 5 статьи 149 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик, осуществляющий операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренные пунктом 3 данной статьи, вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения, представив соответствующее заявление в налоговый орган по месту учета в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование.
При этом реализация права общества на отказ от освобождения от налогообложения операций в соответствии с подпунктом 29 пункта 3, пунктом 5 статьи 149 НК РФ не может влечь негативных последствий для иных лиц.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что постановлением РЭК Кузбасса от 20.12.2019 691
Об утверждении единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО
Чистый Город Кемерово
утверждены единые тарифы на услуги регионального оператора по обращению с ТКО, в том числе для населения - с 01.01.2020 по 30.06.2020 в размере 332,43 руб./ м
(НДС не облагается), с 01.07.2020 по 31.12.2020 в размере 332,46 руб./м
(НДС не облагается), которые являются предельными; между ООО
УК на Воршилова
и ООО
Чистый город Кемерово
, являющимся региональным оператором по обращению с ТКО, заключен договор от 01.07.2019
100151 на оказание услуг по обращению с ТКО, оплата услуг по которому с 2020 года производится без учета НДС; гражданам, проживающим в многоквартирных домах, находящихся под управлением ООО
УК на Воршилова
, в 2020 году стоимость услуги по обращению с ТКО предъявляется по предельному тарифу, с дополнительным начислением на нее НДС.
С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о наличии у прокуратуры правовых оснований для вынесения оспариваемого представления и отказали в удовлетворении заявленного требования.
Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана соответствующая оценка.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 08.02.2021 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 20.04.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-19872/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.Н. Киричёк |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с подпунктом 29 пункта 3 статьи 149 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации реализация коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций, организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, региональных операторов по обращению с ТКО.
При этом частью 3 статьи 2 Федерального закона от 26.07.2019 N 211-ФЗ "О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй НК РФ" разъяснено, что положения подпункта 36 пункта 2 и подпункта 29 пункта 3 статьи 149 НК РФ применяются в отношении операций по реализации услуг по обращению с ТКО, оказываемых региональными операторами по обращению с ТКО, по предельным единым тарифам, вводимым в действие с 01.01.2020.
Пунктом 5 статьи 149 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик, осуществляющий операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренные пунктом 3 данной статьи, вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения, представив соответствующее заявление в налоговый орган по месту учета в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование.
При этом реализация права общества на отказ от освобождения от налогообложения операций в соответствии с подпунктом 29 пункта 3, пунктом 5 статьи 149 НК РФ не может влечь негативных последствий для иных лиц."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30 июля 2021 г. N Ф04-4005/21 по делу N А27-19872/2020