г. Тюмень |
|
6 августа 2021 г. |
Дело N А03-10280/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 августа 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Зиновьевой Т.А.,
судей Севастьяновой М.А.,
Сириной В.В. -
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Барнаульская генерация" на решение Арбитражного суда Алтайского края от 16.11.2020 (судья Зверева В.А.), постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2021 (судьи Киреева О.Ю., Стасюк Т.Е., Фертиков М.А.) по делу N А03-10280/2020 по иску комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Барнаула (656043, город Барнаул, улица Короленко, дом 65, ОГРН 1062221001160, ИНН 2221114698), к акционерному обществу "Барнаульская генерация" (656037, город Барнаул, улица Бриллиантовая, дом 2, ОГРН 1122224002339, ИНН 2224152780) о взыскании задолженности.
Суд установил:
комитет по земельным ресурсам и землеустройству г. Барнаула (далее - комитет, истец) обратился в Арбитражный суд Алтайского края к акционерному обществу "Барнаульская генерация" (далее - ответчик, АО "Барнаульская генерация") с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о взыскании задолженности в размере 890 руб. 63 коп. за период с 01.04.2020 по 30.09.2020, пени в размере 27 руб. 33 коп. за период с 01.10.2019 по 02.11.2020.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 16.11.2020, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2021, исковые требования удовлетворены, с ответчика в пользу истца взыскан основной долг в размере 863 руб. 30 коп., пени в размере 27 руб. 33 коп.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, АО "Барнаульская генерация" обратилось в суд с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает на то, что ежегодная индексация кадастровой стоимости земельного участка на размер уровня инфляции за спорный период не предусмотрена Порядком определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в границах муниципального образования город Барнаул Алтайского края, государственная собственность на которые не разграничена, условий и сроков ее внесения, утвержденным постановлением администрации Алтайского края N 231 от 16.06.2015 (далее - Порядок N 231); полагает, что вывод судов относительно подписания договора без разногласий основан на неполном выяснении обстоятельств подписания договора; считает, что со стороны арендодателя, воспользовавшегося затруднительным положением арендатора, допущены злоупотребления при определении размера арендной платы; также указывает на то, что судами при применении коэффициента не принята во внимание дата постановки земельного участка на кадастровый учет и дата утверждения его кадастровой стоимости.
В отзыве на кассационную жалобу истец просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, материалы дела, выслушав представителя ответчика, проверив в порядке, предусмотренном статьей 286 АПК РФ, законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между управлением имущественных отношений Алтайского края (арендодатель) и АО "Барнаульская теплосетевая компания" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 5624-з от 02.09.2019 (далее - договор), согласно которому арендодатель сдает, а арендатор принимает в аренду земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, расположенный по адресу: г. Барнаул, п. Борзовая заимка, севернее земельного участка по улице Стрелецкой, 8в, с кадастровым номером 22:61:030257:26, площадью 1806 кв.м. Целью использования участка является строительство тепловой сети от тракта Лесного, 75 до проезда Южного, 41 в городе Барнауле (пункт 1.3 договора).
Согласно пункту 2.1 договор заключается сроком на 49 лет с момента вступления договора в силу. Договор зарегистрирован в установленном законом порядке 17.09.2019 согласно выписке из ЕГРН N 22/001/056/2020-м- 3095 от 03.07.2020. Пунктами 3.3-3.4 договора определено, что арендная плата исчисляется с даты его подписания, вносится ежеквартально не позднее 1 числа текущего месяца, следующего за отчетным периодом.
Расчет арендной платы производится на основании:
- Порядка N 231;
- постановления администрации Алтайского края от 23.11.2015 N 472 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Алтайского края";
- приказа Минэкономразвития России от 23.04.2013 N 217 "Об утверждении ставки арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод" (далее - Приказ N 217).
В соответствии с Порядком N 231 размер годовой арендной платы рассчитывается по формуле: АП = КС * S * С * Ки, где:
АП - сумма годовой арендной платы, руб.;
КС - удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка, в соответствии с действующими результатами государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением администрации Алтайского края (указывается в кадастровом паспорте земельного участка либо в выписке из государственного кадастра недвижимости), руб./кв.м = 1055805,66/1806 = 584,61 руб./кв.м.
S - площадь земельного участка, кв.м = 1806 кв.м.
С - ставка арендной платы в отношении земельных участков, предназначенных для размещения объектов газоснабжения, нефтепроводов, газопроводов = 0,7%.
Ки - коэффициент, учитывающий изменение уровня инфляции по годам, где уровень инфляции за 2017 год - 4 % (1,04), за 2018 год - 4 % (1,04), за 2019 год - 4,3 % (1,043).
Размер годовой арендной платы установлен в размере 8 337 руб. 45 коп., 2 084 руб. 36 коп. в квартал.
Согласно представленному истцом расчету ответчик вносил арендную плату в размере 1 903 руб. 09 коп. за квартал.
Как следует из пункта 3.7 договора, размер арендной платы может изменяться в одностороннем порядке на основании нормативно - правовых актов, не требует составления дополнительного соглашения.
В случае неуплаты арендных платежей в установленный срок арендатор уплачивает неустойку за каждый день просрочки в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации от суммы задолженности.
Ссылаясь на то, что обязательства по внесению арендной платы исполнялись ответчиком ненадлежащим образом, задолженность по арендной плате за период с 01.04.2020 по 30.09.2020 по договору аренды составила 890 руб. 63 коп., пени за период с 01.10.2019 по 02.11.2020 - в размере 27 руб. 33 коп, истец в адрес ответчика направил претензию N ПИ4475/01-17/3 от 29.04.2020 с требованием о погашении задолженности по договору и пени, которая оставлена ответчиком без удовлетворения.
Изложенные обстоятельства явились основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суды руководствовались положениями статей 8, 307, 309, 310, 606, 608, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", положениями Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в ЕГРН о ранее учтенных объектах недвижимости или внесения в ЕГРН соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации России от 24.09.2018 N 514, Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 (далее - Правила N 582), постановления администрации Алтайского края от 23.11.2015 N 472, исходили из факта наличия задолженности ответчика перед истцом в заявленном размере.
Суд кассационной инстанции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют нормам действующего законодательства и фактическим обстоятельствам дела.
В силу пункта 3 статьи 65 ЗК РФ порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Согласно пункту 2 Правил N 582 размер арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и расположенных на территории Российской Федерации, в расчете на год определяется федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими в отношении таких земельных участков полномочия собственника (далее - федеральные органы исполнительной власти), если иное не установлено федеральными законами, одним из следующих способов: а) на основании кадастровой стоимости земельных участков;
б) по результатам торгов, проводимых в форме аукциона; в) в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации; г) на основании рыночной стоимости земельных участков, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Согласно пункту 5 Правил N 582 арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации, в отношении земельных участков, которые предоставлены без проведения торгов для размещения, в частности, трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере теплоснабжения.
Министерством экономического развития Российской Федерации во исполнение данного пункта издан Приказ N 217, которым утверждена ставка арендной платы в размере 0,7% кадастровой стоимости соответствующего земельного участка в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
В определениях Верховного Суда Российской Федерации от 05.10.2015 N 303-ЭС15-5991, от 26.01.2016 N 304-ЭС15-13351, от 15.10.2015 N 306-ЭС15-6607, от 22.12.2015 N 308-ЭС15-10116 и других, в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015), утвержденном 26.06.2015 Президиумом Верховного Суда Российской Федерации (вопрос N 7), сформулированы следующие правовые позиции: Правила в редакции постановления N 582, которыми определены ставки за федеральные земли, не применяются при определении арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, земли, право государственной собственности на которые не разграничено; вместе с тем, если ставки утверждены непосредственно Федеральным законом, они являются обязательными при определении размера арендной платы для всех публичных собственников.
Положения статьи 39.7 ЗК РФ отдельным образом определили перечень случаев, когда для публичных земельных участков, не относящихся к федеральной собственности, размер арендной платы ограничен путем установления верхнего предела, аналогичного соответствующему размеру, установленному для указанного вида собственности (пункт 4 статьи 39.7 ЗК РФ), либо посредством привязки этого размера к земельному налогу за конкретный участок (пункт 5 статьи 39.7 ЗК РФ).
Из содержания упомянутых ограничений следует, что они возможны только при наличии: определенных объектов, размещенных на земельных участках (подпункт 2 статьи 49 ЗК РФ); работ, связанных с пользованием недрами; конкретных особенностей арендаторов и предмета арендных отношений.
Такая же правовая позиция содержится в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018), утвержденном 28.03.2018 Президиумом Верховного Суда Российской Федерации (вопрос N 18), согласно которой действие Правил (в том числе и пункт 8, предусматривающий изменение арендной платы на размер уровня инфляции) распространяется на отношения, связанные с использованием земель, находящихся в собственности муниципальных образований.
Порядок расчета арендной платы за пользование спорным земельным участком произведен на основании Порядка N 231, постановления администрации Алтайского края от 23.11.2015 N 472 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Алтайского края", а также Приказа N 217.
Согласно положениям Порядка N 231 (пункт 2.3) размер арендной платы устанавливается равным размеру арендной платы, рассчитанной для соответствующих земельных участков, находящихся в федеральной собственности, за земельные участки, предназначенные для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
В отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, Приказом N 217 установлена ставка арендной платы в размере 0,7 процентов от кадастровой стоимости.
Учитывая, что в соответствии с постановлением администрации Алтайского края от 23.11.2015 N 472 среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости группы видов разрешенного использования в кадастровом квартале 22:61:030257 составляет 584,61 руб./кв.м, суды обоснованно установили, что кадастровая стоимость земельного участка площадью 1806 кв.м составляет 1 055 805 руб. 66 коп.
Довод кассационной жалобы о недопустимости применения коэффициента инфляции к расчету арендной платы в рамках настоящего спора судом кассационной инстанции отклоняется.
В соответствии с пунктом 8 Правил N 582 арендная плата ежегодно, но не ранее, чем через год после заключения договора аренды земельного участка, изменяется в одностороннем порядке арендодателем на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Настаивая в кассационной жалобе на том, что к расчету арендной платы не подлежит применению индекс инфляции на том основании, что положения Порядка N 231 не предусматривают индексацию арендной платы, податель жалобы не учитывает того, что в вопросе N 18 Обзора судебной практики N 1 (2018), утвержденного 28.03.2018, Президиум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил, что поскольку пунктом 4 статьи 39.7 ЗК РФ, вступившей в действие с 1 марта 2015 г., установлены случаи, при наличии которых размер арендной платы за некоторые виды публичных земель не может превышать размер арендной платы, установленный в отношении федеральных земель, данная норма Кодекса подлежит применению с указанной даты при определении арендной платы за все публичные земли независимо от того, какие правила установлены нормативными правовыми актами субъектов или муниципальных образований.
Следовательно, отнесение ответчика к категории землепользователей, размер арендной платы которого в силу статуса размещенных на данном земельном участке объектов теплосетевого хозяйства регулируется специальными нормами, установленными федеральным законодательством (Приказ N 217), влечет распространение на арендатора и иных норм и правил, регулирующих размер арендной платы для федеральных земель, в частности пункт 8 Правил об индексации арендной платы.
В противном случае, если размер арендной платы для данной категории землепользователей будет меньше размера арендной платы, установленной для федеральных земель, будут нарушены установленные Постановлением Правительства РФ N 582 принцип предсказуемости расчета размера арендной платы и принцип запрета необоснованных предпочтений.
Как обоснованно отмечено судами, применение в расчете арендной платы за земельный участок коэффициента инфляции по своей экономической природе направлено на приведение суммы арендной платы прошлого периода к сопоставимой и экономически обоснованной сумме платы за участок в текущем финансовом году.
Коэффициент инфляции отражает изменение во времени стоимости товаров, работ и услуг и призван приводить размер арендной платы в соответствие с текущим уровнем инфляции и системой цен (апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 30.05.2018 N 81-АПГ18-4).
Учитывая долгосрочный характер арендных отношений, тот факт, что арендная плата за земли публичной собственности является ценой регулируемой, то есть определяемой в установленном порядке соответствующим уполномоченным исполнительным органом, принимая во внимание понятие и значение такой экономической категории как уровень (индекс) инфляции и установленную договором аренды обязанность по его оплате, суд округа приходит к выводу о правильном применении судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и обоснованности выводов о правомерности расчета арендной платы за арендованный обществом земельный участок.
Утверждение подателя жалобы о том, что отсутствие индексации не нарушит права публично-правового образования на получение экономически обоснованных платежей за землю в силу того, что утвержденная кадастровая стоимость земельных участков содержит опережающее повышение стоимости земельного участка, не подтверждено ни соответствующими расчетами, ни материалами дела.
При этом судами с учетом позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 30.05.2018 N 81-АПГ18-4, обоснованно учтено, что в год изменения кадастровой стоимости земельного участка в расчете арендных платежей правомерно исключено применение коэффициентов инфляции.
Применение коэффициента инфляции с 2017 года обусловлено тем, что пересмотр кадастровой стоимости в Алтайском крае был осуществлен в 2015 году и для определения кадастровой стоимости земельного участка при постановке его на кадастровый учет 14.08.2019 были использованы средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель, утвержденные постановлением администрации Алтайского края от 23.11.2015 N 472 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Алтайского края", применяемых с 01.01.2016. Следовательно, с 2017 года используется поправочный коэффициент в размере уровня инфляции.
Оснований для иных выводов у суда кассационной инстанции не имеется. Доказательств, опровергающих указанные выводы, ответчик в материалы дела не предоставил.
Доводы кассационной жалобы о том, что ответчик подписал договор на заведомо невыгодных условиях, что не учтено судами при вынесении судебных актов, также не нашли подтверждения в материалах дела.
Принцип свободы договора предполагает добросовестность действий сторон, разумность и справедливость его условий, включая их соответствие действительному экономическому смыслу заключаемого соглашения. Гражданское законодательство Российской Федерации предусматривает, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора (статья 421 ГК РФ), и предполагает равенство, автономию воли и имущественную самостоятельность сторон договора. Применимо к рассматриваемому правовому спору стороны, заключая договор, действовали в рамках предоставленного им объема правомочий в целях достижения законного экономически обоснованного соглашения. Доказательств того, что одна из сторон находилась в заведомо неблагоприятных условиях, а другая сторона знала или должна была знать об этом, из материалов дела не усматривается. Также не установлены основания для квалификации действий истца по заключению договора аренды в качестве совершенных со злоупотреблением правом.
В целом доводы кассационной жалобы, аналогичные доводам апелляционной жалобы, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных статьей 286 АПК РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, судом округа не установлено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отмене не подлежат. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 16.11.2020, постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2021 по делу N А03-10280/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.А. Зиновьева |
Судьи |
М.А. Севастьянова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.