г. Тюмень |
|
9 августа 2021 г. |
Дело N А75-20395/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 августа 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Киричёк Ю.Н.
судей Дружининой Ю.Ф.
Шабановой Г.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Рязановым И.А., рассмотрел кассационную жалобу Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на постановление от 28.04.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Лотов А.Н., Иванова Н.Е., Шиндлер Н.А.) по делу N А75-20395/2020 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпромнефть-Хантос" (628011, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Ханты-Мансийск, улица Ленина, дом 56, ИНН 8618006063, ОГРН 1058600001118) к Северо-Уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (625000, город Тюмень, улица Республики, дом 55, офис 403, ИНН 7202128616, ОГРН 1047200624789) об оспаривании постановления о назначении административного наказания.
В судебном заседании в онлайн-режиме посредством использования веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" принял участие представитель Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Комушева В.А. по доверенности от 04.02.2021.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Газпромнефть-Хантос" (далее - общество, ООО "Газпромнефть-Хантос") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Северо-Уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - административный орган, управление) об оспаривании постановления от 11.12.2020 N 434-ГН.
Решением от 20.02.2021 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Дроздов А.Н.) в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением от 28.04.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции отменно, заявленное требование удовлетворено.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, административный орган просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, и оставить в силе решение суда первой инстанции.
По мнению подателя кассационной жалобы, судом апелляционной инстанции сделан ошибочный вывод о незаконности оспариваемого постановления административного органа, поскольку разработанным и утвержденным проектом водозабора установлены, в том числе предельные нагрузки на конкретные кусты скважин, а добыча воды в объемах, превышающих установленную для них нагрузку, свидетельствует о наличии события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения (далее - КоАП РФ).
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Газпромнефть-Хантос" просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлении присутствующего в заседании представителя административного органа, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемое постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене, решение суда первой инстанции - оставлению в силе.
Как следует из материалов дела и установлено судами, общество является обладателем права пользования недрами на основании лицензии ХМН 02919 ВЭ с целевым назначением и видами работ - геологическое изучение и добыча подземных вод для технологического использования в пределах Южно-Киняминского лицензионного участка в Сургутском районе.
В ходе проведенной проверки административным органом установлено, что общество в период с 01.01.2020 по 28.03.2020 в пределах Южно-Киняминского лицензионного участка (район куста N 6А) осуществляло пользование недрами (добыча подземных вод) с нарушением требований статьи 4.1.9 условий пользования недрами и требований действующего проектного документа, а именно фактический среднесуточный водоотбор (нагрузка) по скважине N 6 куста N 6А составил 0,582 тыс. м3/сут. и превысил установленную действующим проектным документом нагрузку на 0,232 тыс. м3/сут.
Указанное обстоятельство послужило основанием для составления в отношении ООО "Газпромнефть-Хантос" протокола об административном правонарушении от 03.12.2020 N 542-ГН и вынесения постановления от 11.12.2020 N 434-ГН, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.
Не согласившись с постановлением административного органа, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в деянии общества состава вменяемого административного правонарушения и отсутствия нарушений порядка привлечения его к административной ответственности.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленное требование, суд апелляционной инстанции указал, что превышение проектной нагрузки на отдельный куст скважин (отдельный водозабор) не является нарушением проектного документа при соблюдении разрешенного водоотбора в целом по лицензии (по участкам водозаборов суммарно) и не образует объективную сторону вмененного обществу правонарушения.
Между тем апелляционным судом не учтено следующее.
Частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.
В соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее Закон N 2395-1) лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Согласно пункту 2 части второй статьи 22 Закона N 2395-1 пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых.
В силу части первой статьи 23.2 Закона N 2395-1 разработка месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
В соответствии со статьей 23.2 Закона N 2395-1 постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 N 118 утверждено Положение о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами (далее - Положение N 118).
Пунктом 2 Положения N 118 определено, что подготовка проектной документации заключается в разработке обоснованных технических и технологических решений, обеспечивающих выполнение условий пользования участком недр, рациональное комплексное использование и охрану недр, а также выполнение требований законодательства Российской Федерации о недрах.
Проектная документация, за исключением технических проектов разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр местного значения (далее - документация по участкам недр местного значения), до утверждения пользователем недр подлежит согласованию с комиссией, создаваемой Федеральным агентством по недропользованию или его соответствующим территориальным органом (далее - комиссия). Организационное обеспечение деятельности комиссии возлагается на Федеральное агентство по недропользованию или его соответствующий территориальный орган (пункт 5 Положения N 118).
При этом пунктом 9 Положения N 118 определено, что при пользовании недрами для добычи питьевых и технических подземных вод комиссией осуществляется согласование проектной документации в виде проекта водозабора.
Согласно пункту 14 Положения N 118 требования к структуре и оформлению проектной документации по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами определяются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Требования к структуре и оформлению проектной документации на разработку месторождений подземных вод утверждены приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27.10.2010 N 463 (далее - Требования N 463).
Согласно разделу III Требований N 463 в проекте водозабора при пользовании недрами для добычи питьевых и технических подземных вод подлежат определению: проектная схема водозаборного сооружения, принятая при подсчете запасов подземных вод (пункт 2.5); фактические показатели по добыче подземных вод (пункт 3.6); оценка соответствия фактических показателей добычи подземных вод условиям лицензионного соглашения (пункт 3.7); сведения о переоценке запасов месторождения (участка) (пункт 4).
При этом, как действовавшее в период спорных правоотношений, так действующее в настоящее время законодательство не предусматривает возможность отклонения показателя среднегодового объема добычи подземных вод в сторону увеличения от установленного в проектной документации на разработку месторождения (участка).
Судами установлено, что в целях добычи пресных подземных вод обществом была согласована проектная документация "Дополнение к проекту водозабора при пользовании недрами для добычи пресных подземных вод с целью водоснабжения системы поддержания пластового давления Южно-Киняминского месторождения".
Согласно указанной проектной документации схема водозабора Южно-Киняминского лицензионного участка, состоит из 6 водозаборных кустов.
Таблицей 2 определены действующие нагрузки на скважину: УПСВ - 1,0 тыс. м3/сут., куст 2 - 0,35 тыс. м3/сут., куст 3 - 1,0 тыс. м3/сут., куст 4 - 1,0 тыс. м3/сут., куст 5 - 1,0 тыс. м3/сут., куст 6А - 0,35 тыс. м3/сут., итого - 5,7 тыс. м3/сут.
Таким образом, проект водозабора, разработанный обществом и согласованный уполномоченным органом в целях обеспечения выполнения условий пользования участком недр, рационального комплексного использования и охраны недр, предусматривал максимальную нагрузку в отношении каждого водозаборного куста в отдельности, а не по лицензионному участку в целом.
С учетом изложенного, вопреки выводам суда апелляционной инстанции, объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, в рассматриваемом случае образует не только нарушение максимальной проектной производительности водозабора в целом, но и нарушение максимальной нагрузки, утвержденной проектом водозабора для конкретного куста скважин.
Из материалов дела следует и участвующими в деле лицами не оспаривается, что действующая (проектная) нагрузка на куст скважин N 6А составляет 0,35 тыс. м3/сут., в то время как в период с 01.01.2020 по 28.03.2020 фактический среднесуточный водоотбор (нагрузка) по указанному кусту скважин составил 0,582 тыс. м3/сут.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в деянии общества события вменяемого административного правонарушения.
Поскольку ООО "Газпромнефть-Хантос" не представлены доказательства принятия всех зависящих от него мер для соблюдения законодательства о недрах, наличия объективно препятствующих этому причин, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Нарушений порядка и сроков привлечения общества к административной ответственности, судами не установлено.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности административным органом не нарушены.
Административное наказание назначено обществу в виде штрафа в пределах, установленных санкцией части 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции не имелось правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции и признания недействительным оспариваемого постановления административного органа.
С учетом изложенного обжалуемое постановление апелляционного суда подлежит отмене в соответствии с частью 1 статьи 288 АПК РФ, а решение суда первой инстанции - оставлению в силе в порядке пункта 5 части 1 статьи 287 АПК РФ.
Руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление от 28.04.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-20395/2020 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отменить.
Оставить в силе решение от 20.02.2021 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по указанному делу.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.Н. Киричёк |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Таблицей 2 определены действующие нагрузки на скважину: УПСВ - 1,0 тыс. м3/сут., куст 2 - 0,35 тыс. м3/сут., куст 3 - 1,0 тыс. м3/сут., куст 4 - 1,0 тыс. м3/сут., куст 5 - 1,0 тыс. м3/сут., куст 6А - 0,35 тыс. м3/сут., итого - 5,7 тыс. м3/сут.
Таким образом, проект водозабора, разработанный обществом и согласованный уполномоченным органом в целях обеспечения выполнения условий пользования участком недр, рационального комплексного использования и охраны недр, предусматривал максимальную нагрузку в отношении каждого водозаборного куста в отдельности, а не по лицензионному участку в целом.
С учетом изложенного, вопреки выводам суда апелляционной инстанции, объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, в рассматриваемом случае образует не только нарушение максимальной проектной производительности водозабора в целом, но и нарушение максимальной нагрузки, утвержденной проектом водозабора для конкретного куста скважин.
...
Поскольку ООО "Газпромнефть-Хантос" не представлены доказательства принятия всех зависящих от него мер для соблюдения законодательства о недрах, наличия объективно препятствующих этому причин, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
...
Административное наказание назначено обществу в виде штрафа в пределах, установленных санкцией части 2 статьи 7.3 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 9 августа 2021 г. N Ф04-3927/21 по делу N А75-20395/2020