г. Тюмень |
|
11 августа 2021 г. |
Дело N А75-18036/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 августа 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Демидовой Е.Ю.
судей Сириной В.В.
Щанкиной А.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, Ямало-Ненецком автономном округе на решение от 20.01.2021 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (судья Яшукова Н.Ю.) и постановление от 09.04.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Воронов Т.А., Грязникова А.С., Сидоренко О.А.) по делу N А75-18036/2020 по иску Управления Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу (625010, Тюменская обл., г. Тюмень, ул. Ленина, д.76, ОГРН 1167232094732, ИНН 7203406753,) к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Ямало-Ненецком автономном округе (625000, Тюменская обл., г. Тюмень, ул. Володарского, д. 10, оф. 210, ОГРН 1097232017574, ИНН 7202198042) об обязании принять в казну Российской Федерации нежилое помещение.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (628012, ХМАО-Югра, г. Ханты-Манскийск, ул. Мира, д.27, ИНН 8601001187, ОГРН 1028600513061), Федеральная служба государственной статистики (107450, г. Москва, ул. Мясницкая, д.39, стр.1, ИНН 7708234640, ОГРН 1047708023483), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (109012, г. Москва, пер. Никольский, 9, ИНН 7710723134, ОГРН 1087746829994).
Суд установил:
Управление Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - Тюменьстат, истец) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного круга - Югры с иском к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имущество в Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, Ямало-Ненецком автономном округе (далее - МТУ Росимущества, ответчик) об обязании изъять в казну Российской Федерации кабинет 4 общей площадью 35,4 кв.м (кадастровый номер: 86:16:0060114:1346), долю в праве на помещения, составляющие места общего пользования площадью 29,22 кв.м, поставленных на кадастровый учет в качестве кабинета 1 общей площадью 71,4 кв.м (кадастровый номер: 86:16:0060114:1349), в помещении, расположенном по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Лангепас, ул. Мира, д. 34, пом. 1, закрепленном на праве оперативного управления за Тюменьстатом, путем издания распорядительного документа.
К участию в деле в качестве третьих лиц не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Управление Росреестра по ХМАО-Югре), Федеральная служба государственной статистики (далее - Росстат), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество).
Решением от 20.01.2021 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 09.04.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда исковые требования удовлетворены. На МТУ Росимущества возложена обязанность изъять в казну Российской Федерации указанное выше имущество путем издания распорядительного документа.
МТУ Росимущества обратилось в суд с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Податель жалобы считает, что изъятие имущества в казну без его закрепления производится исключительно по поручению Росимущества, при этом такого поручения не имеется, кроме того, в федеральном бюджете не заложены средства на содержание указанных объектов для Росимущества.
От лиц, участвующих в деле отзывы на кассационную жалобу не представлены.
Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие их представителей в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьей 286 АПК РФ, законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
При рассмотрении спора судами установлено, что Тюменьстату на праве оперативного управления было передано нежилое помещение общей площадью 157,9 кв.м., расположенное по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Лангепас, ул. Мира, д.34, помещение 1, состоящее из нескольких объектов недвижимости, поставленных на государственный кадастровый учет: кабинет 1 общей площадью 71,4 кв.м. (кадастровый номер 86:16:0060114:1349), кабинет 4 общей площадью 35,4 кв.м. (кадастровый номер 86:16:0060114:1346), кабинет 5, 6 общей площадью 34, 1 кв.м. (кадастровый номер 86:16: 0060114:1347) и кабинет 7 общей площадью 17 кв.м. (кадастровый номер 86:16: 0060114: 1348). Указанное помещение 1 находится в собственности Российской Федерации.
На основании распоряжения МТУ Росимущества от 24.06.2019 кабинеты N N 5,6 и 7 переданы в государственную казну, доля в праве на помещения общего пользования подлежит передаче в государственную казну на основании распоряжения МТУ Росимущества от 26.07.2020.
Нежилое помещение кадастровый номер 86:16:0060114:1346, общей площадью 35,4 кв.м., - кабинет 4 и доля в праве на помещения, представляющие собой места общего пользования общей площадью 29,2 кв.м., расположенные по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Лангепас, ул. Мира, д. 34, помещение 1, кабинет 4, являющиеся собственностью Российской Федерации, на дату обращения с иском находились в оперативном управлении истца.
В связи с осуществлением организационно-штатных мероприятий по передислокации рабочих мест, Тюменьстат обратилось в Росстат с письмом от 05.08.2020 N НМ-74-11/845-ЦА, в котором просило о даче согласия на изъятие из оперативного управления Тюменьстата помещения и оставшейся доли в праве на помещения, являющиеся местами общего пользования.
Изъятие спорного имущества из оперативного управления и передача его с баланса Тюменьстата в казну Российской Федерации согласовано письмом Росстата от 07.08.2020 N СО-16-2/3653-ТО.
Письмом от 04.08.2020 N НМ-74-11/660-ТС Тюменьстат уведомило МТУ Росимущества о планируемом высвобождении спорных помещений с 01.10.2020 с целью подбора нового правообладателя.
Поскольку имущество Тюменьстат не используется, то согласовав его передачу в казну Российской Федерации с Росстатом, письмом от 02.10.2020 N НС-74-11/787-ТС истец обратился к МТУ Росимущества для издания распорядительного акта по изъятию спорного имущества в государственную казну Российской Федерации.
МТУ Росимущество направило в адрес Тюменьстата письмо от 12.10.2020 N 72-ЕБ-06/10775 об установлении потребности в использовании объекта иными органами государственной власти, а также указало, что в случае отсутствия у государственных учреждений потребности в вышеуказанном недвижимом имуществе в Росимущество будет направлен соответствующий запрос.
Поскольку дальнейших действий по изъятию помещений ответчиком совершено не было, полагая, что непринятие спорного имущества в казну Российской Федерации нарушает принцип соблюдения эффективности использования федерального имущества, Тюменьстат обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций при вынесении обжалуемых судебных актов руководствовались статьями 209, 235, 236, 296, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение N 432), и исходили из наличия у истца права отказаться от оперативного управления неиспользуемым имуществом, и обязанности собственника в лице его уполномоченного территориального органа принять это имущество в казну Российской Федерации.
Выводы судов соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, представленным в дело доказательствам и примененным нормам права.
Согласно пункту 1 статьи 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Право оперативного управления имуществом, если иное не предусмотрено ГК РФ, прекращается по основаниям и в порядке для прекращения права собственности (статья 235 ГК РФ), а также в случаях правомерного изъятия имущества у учреждения по решению собственника (пункт 3 статьи 299 ГК РФ).
Пунктом 1 статьи 235 ГК РФ предусмотрено, что право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
При этом по правилам статьи 236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.
Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника (пункт 3 статьи 299 ГК РФ).
На основании приведенных нормативных положений суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о наличии у заявителя права на отказ от имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления.
Указанный вывод судов соответствует сформулированной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 10.07.2018 N 307-ЭС18-2637 правовой позиции о том, что непринятие в казну имущества, неиспользуемого истцом, со ссылкой на отсутствие на то согласия собственника имущества, противоречит полномочиям управления Росимущества в сфере его деятельности.
В соответствии с пунктом 5.22 Положения N 432, Росимущество наделено полномочиями по изъятию в установленном порядке излишнего, неиспользуемого или неиспользуемого не по назначению имущества, закрепленного на оперативном управлении учреждений.
Согласно пункту 4 названного Положения Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
При этом в соответствии с пунктом 4.1.9 Положения о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Ямало-Ненецком автономном округе, утвержденного приказом Росимущества от 19.12.2016 N 466 "О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом" указанное управление Росимущества самостоятельно закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество на праве оперативного управления с целью размещения территориальных органов федеральных органов государственной власти и подведомственных им федеральных государственных учреждений на территории соответствующих субъектов Российской Федерации, а также производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного на праве оперативного управления за территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями, и закрепление данного имущества за иными территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями.
На основании изложенного довод заявителя кассационной жалобы об отсутствии у МТУ Росимущества полномочий на принятие имущества в казну Российской Федерации отклоняется в силу его ошибочности.
Довод заявителя кассационной жалобы на отсутствие бюджетного финансирования на содержание спорных нежилых помещений федеральной собственности, не может быть принят во внимание, поскольку указанное не является основанием для отказа обладателю права оперативного управления в изъятии у него неиспользуемого имущества.
Нарушений при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отмене не подлежат. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 20.01.2021 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, постановление от 09.04.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-18036/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Ю. Демидова |
Судьи |
В.В. Сирина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 4 названного Положения Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
При этом в соответствии с пунктом 4.1.9 Положения о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Ямало-Ненецком автономном округе, утвержденного приказом Росимущества от 19.12.2016 N 466 "О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом" указанное управление Росимущества самостоятельно закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество на праве оперативного управления с целью размещения территориальных органов федеральных органов государственной власти и подведомственных им федеральных государственных учреждений на территории соответствующих субъектов Российской Федерации, а также производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного на праве оперативного управления за территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями, и закрепление данного имущества за иными территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11 августа 2021 г. N Ф04-4041/21 по делу N А75-18036/2020