г. Тюмень |
|
11 августа 2021 г. |
Дело N А27-25117/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 августа 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Дружининой Ю.Ф.
судей Киричёк Ю.Н.
Черноусовой О.Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищник" на решение от 05.02.2021 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Власов В.В.) и постановление от 30.04.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Хайкина С.Н., Бородулина И.И., Павлюк Т.В.) по делу N А27-25117/2020 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищник" (650056, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, улица Волгоградская, 45, А, ОГРН 1114205000733, ИНН 4205214593) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (650000, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, улица Ноградская, 5, 312, ОГРН 1034205025799, ИНН 4207012419) о признании недействительным решения от 06.11.2020.
Другие лица, участвующие в деле: Государственная жилищная инспекция Кузбасса (650991, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, проспект Советский, 60, 229, ОГРН 1024200719828, ИНН 4207052789), общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Спектр услуг" (650033, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, улица Аллейная, 9, 127, ОГРН 1144205030969, ИНН 4205300605), общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "МКД" (650003, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, проспект Комсомольский, 53, 217, ОГРН 1174205029900, ИНН 4205363210), общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Теплый Дом" (650065, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, Ленинградский проспект, 15А, 87, ОГРН 1174205025378, ИНН 4205361196).
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Жилищник" (далее - общество, ООО "УК Жилищник") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (далее - управление, антимонопольный орган) о признании недействительным решения от 06.11.2020 N 11/9464 об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Государственная жилищная инспекция Кузбасса (далее - инспекция), общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Спектр услуг" (далее - ООО "УК Спектр услуг"), общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "МКД" (далее - ООО УК "МКД"), общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Теплый Дом" (далее - ООО УК "Теплый Дом").
Решением от 05.02.2021 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 30.04.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять по делу новый судебный акт.
По мнению подателя кассационной жалобы, управлением при принятии решения об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства не дана оценка изложенным в жалобах фактам, свидетельствующим о создании инспекцией дискриминационных условий для него; не проведена проверка соблюдения инспекцией требований жилищного законодательства при принятии решений об исключении многоквартирных домов (далее - МКД) из реестра лицензий общества.
Лица, участвующие в деле, отзывы на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представили.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 13.08.2020 ООО "УК Жилищник" обратилось в антимонопольный орган с заявлениями о наличии в действиях инспекции признаков нарушения антимонопольного законодательства, выразившихся во внесении 01.08.2020 изменений в реестр лицензий Кемеровской области - Кузбасса с исключением из перечня домов, управление которыми осуществляет ООО УК "Жилищник", сведений о МКД, находящихся по адресам: город Кемерово, проспект Ленина, дом 137б, город Кемерово, проспект Октябрьский, дом 73а, город Кемерово, проспект Комсомольский, дом 49а.
06.11.2020 управлением вынесено решение об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием в действиях инспекции признаков нарушения Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Не согласившись с вынесенным решением, ООО "УК Жилищник" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о соответствии оспариваемого решения антимонопольного органа действующему законодательству и отсутствии нарушения прав и законных интересов общества.
Суд округа, оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.
Согласно части 1 статьи 39 Закона о конкуренции антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.
В силу части 2 статьи 39 Закона о конкуренции основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства является, в том числе заявление юридического или физического лица, указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Порядок рассмотрения заявления, материалов и возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства закреплен в статье 44 Закона о конкуренции.
Так, из пункта 2 части 5 статьи 44 Закона о конкуренции следует, что при рассмотрении заявления или материалов антимонопольный орган определяет, относится ли рассмотрение заявления или материалов к его компетенции, а также устанавливает наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства и определяет нормы, которые подлежат применению.
В соответствии с частью 8 статьи 44 Закона о конкуренции по результатам рассмотрения заявления или материалов антимонопольный орган принимает одно из следующих решений: о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства; об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием признаков его нарушения; о выдаче предупреждения в соответствии со статьей 39.1 названного Федерального закона.
В случае, если признаки нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют, антимонопольный орган принимает решение об отказе в возбуждении дела (пункт 2 части 9 статьи 44 Закона о конкуренции).
Решение об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган направляет заявителю в срок, установленный частью 3 названной статьи, с указанием мотивов принятия этого решения (часть 10).
Деятельность Федеральной антимонопольной службы и ее территориальных органов по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства также регламентируется положениями приказа ФАС России от 25.05.2012 N 339 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации" (далее - Административный регламент N 339).
В пункте 3.43 Административного регламента N 339 перечислены случаи, в которых антимонопольный орган принимает решение об отказе в возбуждении дела, в том числе отказ в возбуждении дела возможен в случае отсутствия признаков нарушения антимонопольного законодательства.
Согласно пункту 3.44 Административного регламента N 339 решение об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган направляет заявителю в срок, установленный пунктами 2.16 и 2.20 названного Регламента, с указанием мотивов принятия этого решения.
Таким образом, исходя из названных положений Закона о конкуренции и Административного регламента N 339 отказ в возбуждении дела может последовать только в связи с отсутствием признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях хозяйствующего субъекта или органа власти, что должно быть подробно мотивировано соответствующим органом. На этой стадии производства устанавливаются только признаки нарушения антимонопольного законодательства и не устанавливаются конкретные факты нарушения антимонопольного законодательства, как и конкретный нарушитель. Достоверно наличие либо отсутствие нарушения антимонопольного законодательства уполномоченным на контроль органом устанавливается впоследствии, непосредственно в ходе рассмотрения дела, по итогам которого антимонопольным органом принимается соответствующее решение.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами и создание дискриминационных условий.
Как следует из материалов дела и установлено судами, обращения общества, поступившие в адрес управления, содержали информацию о допущенных (по мнению общества) инспекцией нарушениях при ведении реестра лицензий по управлению МКД.
Согласно части 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) лицензиат в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения договора управления многоквартирным жилым домом обязан разместить эти сведения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (dom.gosuslugi.ru), а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Орган государственного жилищного надзора после получения указанных сведений от лицензиата вносит изменения в реестр лицензий в соответствии с Порядком и сроками внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденными приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок N 938/пр).
Пунктом 5 Порядка N 938/пр предусмотрено, что в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих установленных данным Положением условий.
В соответствии с пунктами 6, 7 Порядка N 938/пр по итогам проверки заявления и документов, представленных лицензиатом, инспекцией оформляется заключение и принимается одно из решений: о внесении изменений в реестр, об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления, о приостановлении рассмотрения заявления.
Согласно пункту 8 Порядка решение о внесении изменений в реестр принимается органом государственного жилищного надзора в случае соответствия заявления и документов условиям, указанным в пункте 5 данного Порядка.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что инспекция является лицензирующим органом, осуществляющим ведение реестра лицензий субъекта Российской Федерации; принятие решений о включении/исключении МКД из реестра лицензий субъекта Российской Федерации относится к полномочиям инспекции; решения инспекции в отношении МКД, находящихся по адресам: город Кемерово, проспект Ленина, дом 137б, город Кемерово, проспект Октябрьский, дом 73а, город Кемерово, проспект Комсомольский, дом 49а, были приняты на основании заявлений о внесении изменений в реестр лицензий по управлению МКД; при принятии указанных решений инспекция руководствовалась требованиями Порядка N 938/пр; антимонопольным органом проведена проверка всех фактов и доводов, изложенных в заявлениях общества, в том числе порядка принятия решений о исключении сведений об МКД из реестра лицензий общества и отказе их повторного включения в указанный реестр; признаков нарушения антимонопольного законодательства управлением при рассмотрении обращения не выявлено.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о наличии у управления оснований для отказа в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства, отсутствии нарушений прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской деятельности, и правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Вопреки позиции общества сам по себе факт возможного нарушения инспекцией требований жилищного законодательства не может служить достаточным доказательством, подтверждающим нарушение требований части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, и может быть положен в основу вывода о наличии нарушений указанного Закона только в совокупности с иными обстоятельствами, которых в настоящем случае управлением и судами не установлено.
Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана соответствующая оценка. Переоценка установленных судами нижестоящих инстанций фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств в силу положений статьи 286 АПК РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ не установлено.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная государственная пошлина подлежит возврату в случае уплаты государственной пошлины в большем размере.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 05.02.2021 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 30.04.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-25117/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью УК "Жилищник" 1 500 рублей государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 28.06.2021 N 3352.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.Ф. Дружинина |
Судьи |
Ю.Н. Киричёк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что инспекция является лицензирующим органом, осуществляющим ведение реестра лицензий субъекта Российской Федерации; принятие решений о включении/исключении МКД из реестра лицензий субъекта Российской Федерации относится к полномочиям инспекции; решения инспекции в отношении МКД, находящихся по адресам: город Кемерово, проспект Ленина, дом 137б, город Кемерово, проспект Октябрьский, дом 73а, город Кемерово, проспект Комсомольский, дом 49а, были приняты на основании заявлений о внесении изменений в реестр лицензий по управлению МКД; при принятии указанных решений инспекция руководствовалась требованиями Порядка N 938/пр; антимонопольным органом проведена проверка всех фактов и доводов, изложенных в заявлениях общества, в том числе порядка принятия решений о исключении сведений об МКД из реестра лицензий общества и отказе их повторного включения в указанный реестр; признаков нарушения антимонопольного законодательства управлением при рассмотрении обращения не выявлено.
...
Вопреки позиции общества сам по себе факт возможного нарушения инспекцией требований жилищного законодательства не может служить достаточным доказательством, подтверждающим нарушение требований части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, и может быть положен в основу вывода о наличии нарушений указанного Закона только в совокупности с иными обстоятельствами, которых в настоящем случае управлением и судами не установлено."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11 августа 2021 г. N Ф04-4703/21 по делу N А27-25117/2020