г. Тюмень |
|
11 августа 2021 г. |
Дело N А03-15045/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 августа 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Дружининой Ю.Ф.
судей Киричёк Ю.Н.
Шабановой Г.А.
при ведении протокола судебного онлайн-заседания с использованием средств веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" помощником судьи Ермаковой Ю.С. рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю и Комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула на решение от 26.01.2021 Арбитражного суда Алтайского края (судья Трибуналова О.В.) и постановление от 28.04.2021 Седьмого апелляционного суда (судьи Логачев К.Д., Павлюк Т.В., Хайкина С.Н.) по делу N А03-15045/2020 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АТП "АГАС-Транс" (656906, Алтайский край, город Барнаул, рабочий поселок Южный, улица Белинского, 20, ОГРН 1092225003353, ИНН 2225102894) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю (656056, Алтайский край, город Барнаул, улица Пролетарская, дом 65, ОГРН 1022201518547, ИНН 2221022528) о признании незаконным решения от 22.07.2020.
Другое лицо, участвующее в деле, - Комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула (656043, Алтайский край, город Барнаул, улица Короленко, 58, ОГРН 1112225008103, ИНН 2225122570).
В онлайн-режиме посредством использования системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания) в судебном заседании приняли участие представители Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю - Остапенко О.О. по доверенности от 31.12.2020; Дедов В.Г. по доверенности от 21.05.2021.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "АТП "АГАС-Транс" (далее - общество, ООО "АТП "АГАС-Транс") обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю (далее - управление, антимонопольный орган) о признании незаконным решения от 22.07.2020 по делу N 022/10/18.1-563/2020.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула (далее - комитет).
Решением от 26.01.2021 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 28.04.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное требование удовлетворено.
В кассационных жалобах, поданных в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, управление и комитет, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просят указанные решение и постановление отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
По мнению комитета, к проводимой процедуре торгов положения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) не применимы; обществом не представлены доказательства нарушения его прав и законных интересов оспариваемым решением.
Управление в кассационной жалобе указывает, что органы местного самоуправления вправе самостоятельно определять процедуру вскрытия конвертов, соответствующий порядок в полном объеме урегулирован Положением о проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок города Барнаула по нерегулируемым тарифам, утвержденным постановлением Администрации города Барнаула от 11.08.2016 N 1633 (далее - Положение N 1633); судами не учтено, что обращаясь в антимонопольный орган, общество просило выдать комитету предписание об ознакомлении общества с заявками других претендентов, а не об установлении процедуры вскрытия конвертов в конкурсной документации.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационных жалобах, выступлениях присутствующих в судебном заседании представителей управления, суд округа считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене.
Как следует из материалов дела и установлено судами, приказом комитета от 16.06.2020 N 40 объявлено о проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок города Барнаула NN 33, 77, 121 по нерегулируемым тарифам на основании Постановления N 1633, сообщение о проведении конкурса опубликовано на официальном интернет-сайте.
Вскрытие конвертов с заявками было назначено на 17.07.2020 по адресу: город Барнаул, улица Короленко, 58, кабинет 12.
Обществом в адрес комитета направлен запрос о разъяснении конкурсной документации в части порядка проведения процедуры вскрытия заявок.
Письмом от 29.06.2020 комитет сообщил, что организатором конкурса не предусмотрено ни ведение аудиозаписи, ни ознакомление претендентов с содержанием заявок других участников конкурса.
13.07.2020 и 16.07.2020 общество в качестве претендента подало заявки на участие в указанном конкурсе как самостоятельно, так и совместно с иными лицами.
14.07.2020 ООО "АТП "АГАС-Транс" обратилось в управление с жалобой (уточненной 20.07.2020) на действия комиссии по рассмотрению заявок на участие в открытом конкурсе на право осуществления перевозок, в которой просило выдать комитету предписание о предоставлении участникам конкурса права на ознакомление с заявками других участников.
Решением управления от 22.07.2020 жалоба общества признана необоснованной.
Не согласившись с решением антимонопольного органа общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование, суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу о том, что в рассматриваемом случае пункт 12 Положения N 1633 во взаимосвязи со статьями 52, 66 Закона о контрактной системе предоставляют право участникам открытого конкурса знакомиться с информацией, содержащейся в заявках, в том числе и на стадии вскрытия конвертов в процессе ее оглашения конкурсной комиссией.
Между тем судами не учтено следующее.
В силу части 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции его целями являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
На основании части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции определено, что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ) названный Федеральный закон регулирует отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок.
Указанным законом предусмотрено осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам и регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.
В соответствии с частью 2 статьи 17 Закона N 220-ФЗ право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.
Согласно частям 2 и 4 статьи 19 Закона N 220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок, порядок проведения которого установлен статьями 21 - 24 названного Закона. По результатам открытого конкурса свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок выдается победителю этого конкурса.
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций установили, что приказом комитета объявлено о проведении открытого конкурса; общество в качестве претендента подало заявку на участие в конкурсе; ни Закон N 220-ФЗ, ни Положение N 1633, ни конкурсная документация не содержат описания процедуры вскрытия заявок, в связи с чем пришли к выводам, что к рассматриваемым отношениям применимы нормы Закона о контрактной системе (части 6 и 8 статьи 52, часть 15 статьи 66), и заказчик обязан обеспечить осуществление аудиозаписи вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе, а участники конкурса вправе знакомиться с информацией, содержащейся в заявках, в том числе и на стадии вскрытия конвертов в процессе её оглашения конкурсной комиссией.
Вместе с тем вопреки позиции судов о необходимости применения к спорной ситуации положений Закона о контрактной системе нормы данного закона не распространяют свое действие на отношения, регулируемые Законом N 220-ФЗ, кроме тех, которые предусмотрены статьей 14 названного закона.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 2 Закона N 220-ФЗ законодательство Российской Федерации в области организации регулярных перевозок состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, названного Федерального закона, других федеральных законов, регулирующих отношения по организации регулярных перевозок, и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Отношения по организации регулярных перевозок, не урегулированные нормативными правовыми актами, указанными в части 1 статьи 2 названного Закона, регулируются законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1.1. Положения N 1633 оно определяет порядок, условия организации и проведения открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок города Барнаула по нерегулируемым тарифам.
В силу пункта 1.3 Положения N 1633 открытый конкурс на право осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок города Барнаула по нерегулируемым тарифам проводится в целях наиболее полного обеспечения и своевременного удовлетворения потребностей населения в пассажирских перевозках по маршрутам регулярных перевозок города Барнаула, повышения безопасности дорожного движения, качества транспортного обслуживания населения, развития конкуренции среди перевозчиков и регулирования рынка транспортных услуг.
Разделом 4 Положения N 1633 предусмотрено, что вскрытие конвертов с заявками осуществляется на заседании комиссии в течение одного рабочего дня, следующего за последним днем приема заявок (пункт 4.1), а так же предусмотрено право претендентов присутствовать при вскрытии конвертов с заявками (пункт 4.2). Аналогичные положения содержатся и в конкурсной документации от 16.06.2020.
При этом отсутствие у организатора конкурса закрепленной в Положении N 1633 обязанности по ведению аудиозаписи вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и права участников конкурса на ознакомление с заявками других участников не свидетельствует о неурегулированности процедуры вскрытия конвертов с заявками.
В связи с указанным у судов отсутствовали основания для применения к рассматриваемой ситуации норм Закона о контрактной системе.
При таких обстоятельствах суды необоснованно удовлетворили заявленное обществом требование, в связи с чем решение от 26.01.2021 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 28.04.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда подлежат отмене на основании части 2 статьи 288 АПК РФ.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ суд кассационной инстанции считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 26.01.2021 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 28.04.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-15045/2020 отменить.
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "АТП "АГАС-Транс" о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 22.07.2020 отказать.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.Ф. Дружинина |
Судьи |
Ю.Н. Киричёк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций установили, что приказом комитета объявлено о проведении открытого конкурса; общество в качестве претендента подало заявку на участие в конкурсе; ни Закон N 220-ФЗ, ни Положение N 1633, ни конкурсная документация не содержат описания процедуры вскрытия заявок, в связи с чем пришли к выводам, что к рассматриваемым отношениям применимы нормы Закона о контрактной системе (части 6 и 8 статьи 52, часть 15 статьи 66), и заказчик обязан обеспечить осуществление аудиозаписи вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе, а участники конкурса вправе знакомиться с информацией, содержащейся в заявках, в том числе и на стадии вскрытия конвертов в процессе её оглашения конкурсной комиссией.
Вместе с тем вопреки позиции судов о необходимости применения к спорной ситуации положений Закона о контрактной системе нормы данного закона не распространяют свое действие на отношения, регулируемые Законом N 220-ФЗ, кроме тех, которые предусмотрены статьей 14 названного закона.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 2 Закона N 220-ФЗ законодательство Российской Федерации в области организации регулярных перевозок состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, названного Федерального закона, других федеральных законов, регулирующих отношения по организации регулярных перевозок, и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11 августа 2021 г. N Ф04-4088/21 по делу N А03-15045/2020