г. Тюмень |
|
16 августа 2021 г. |
Дело N А27-2806/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 августа 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Тихомирова В.В.
судей Севастьяновой М.А.
Щанкиной А.В.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи помощником судьи Рыбкиной Н.Г., рассмотрел кассационные жалобы комитета по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального округа, Мартыновой Оксаны Юрьевны на решение от 22.12.2020 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Фуртуна Н.К.) и постановление от 29.04.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Стасюк Т.Е., Киреева О.Ю., Фертиков М.А.) по делу N А27-2806/2020 по иску Федерального агентства лесного хозяйства (113184, город Москва, улица Пятницкая, 59/19, ОГРН 1047796366298, ИНН 7705598840) к администрации Кемеровского муниципального округа (650032, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, улица Совхозная, 1-А, ОГРН 1024202052049, ИНН 4234002138), комитету по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального округа (650025, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, проспект Ленина, дом 5, ОГРН 1084205006951, ИНН 4205153887) о признании отсутствующим права собственности на земельные участки.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Ханаев Николай Михайлович, Мищенко Михаил Николаевич, Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Кемеровской области - Кузбассу, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях, Департамент лесного комплекса Кузбасса.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Кемеровской области (судья Плискина Е.А.) в заседании участвовали представители:
от комитета по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального округа - Тупикова М.А. по доверенности от 11.01.2021;
от Мартыновой Оксаны Юрьевны - Курзанцев О.О. по доверенности от 21.01.2021.
Суд установил:
Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - Рослесхоз, истец) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к администрации Кемеровского муниципального округа (далее - администрация), комитету по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального округа (далее - комитет) о признании отсутствующим права собственности Кемеровского муниципального округа Кемеровской области - Кузбасса на земельные участки с кадастровым номером 42:04:0211003:1078, площадью 5681 кв.м;
с кадастровым номером 42:04:0211003:1076, площадью 1136 кв.м;
с кадастровым номером 42:04:0211003:84 в части пересечения с землями лесного фонда квартал 19 часть выделов 5,6,19, площадь пересечения 12302 кв.м, согласно заключения N 3 ФГБУ "Рослесинфорг" расположенный по адресу относительно ориентира за пределами участка (ориентир деревня), примерно в 1200 м от ориентира по направлению на северо-восток, почтовый адрес ориентира - Кемеровская область, Кемеровский район, деревня Жургавань, категория земель - земли особо охраняемых территорий и объектов, площадь 12302 кв.м, входящего в состав земельного участка Кемеровского лесничества Елыкаевского участкового лесничества, урочище Елыкаевское, квартал 19, часть выделов 5,6,19, имеющего соответствующий каталог поворотных точек, обозначенных в исковом заявлении;
об исключении сведений из Единого государственного реестра недвижимости о земельных участках с кадастровым номером 42:04:0211003:84, с кадастровым номером 42:04:0211003:1078, с кадастровым номером 42:04:0211003:1076.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Ханаев Николай Михайлович, Мищенко Михаил Николаевич, Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Кемеровской области - Кузбассу, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях, Департамент лесного комплекса Кузбасса.
Определением от 03.09.2020 произведена замена ненадлежащего ответчика - Администрации Елыкаевского сельского поселения на администрацию, к участию в деле в качестве соответчика привлечен комитет, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях.
Решением от 22.12.2020 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 29.04.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда, иск удовлетворен в части исключения из Единого государственного реестра недвижимости сведения о земельных участках с кадастровыми номерами 42:04:0211003:84, 42:04:0211003:1078, 42:04:0211003:1076; в остальной части в удовлетворении требований отказано. Производство по апелляционным жалобам Мартыновой Оксаны Юрьевны и Угловой Елены Александровны прекращено.
В кассационной жалобе комитет просит обжалуемые решение и постановление отменить в части удовлетворенных требований, принять в этой части новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
Ссылается на то, что суд ошибочно приравнял земли особо охраняемых природных территорий и объектов к понятию особо охраняемые природные территории, при этом доказательств того, что земельные участки с кадастровыми номерами 42:04:0211003:84, 42:04:0211003:1078, 42:04:0211003:1076 в установленном законом порядке были включены в состав особо охраняемых природных территорий, не представлено; суд неверно применил положения главы 17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьи 14 Закона РФ N 172-ФЗ от 21.12.2004 "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
Мартынова Оксана Юрьевна в своей кассационной жалобе просит решение суда отменить полностью и направить дело в суд первой инстанции на новое рассмотрение в ином составе суда.
Считает, что данным судебным актом непосредственно затрагиваются
ее права как собственника доли жилого дома с кадастровым номером 42:04:022720:33:1949, расположенного в пределах земельного участка
с кадастровым номером 42:04:0211003:84. Полагает, что судом апелляционной инстанции неверно истолкован закон, так как решением созданы препятствия в реализации ее права
на приобретение земельного участка, на котором расположен жилой дом. При этом суд необоснованно усомнился в компетенции кадастрового инженера Азарова А.В.
В судебном заседании представители комитета и Мартыновой О.Ю. поддержали соответствующие доводы жалоб.
Проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, кассационная инстанция не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела следует, что на территории Кемеровского муниципального округа Кемеровской области располагаются земельные участки с кадастровыми номерами 42:04:0211003:1078, 42:04:0211003:1076, 42:04:0211003:84.
Земельный участок с кадастровым номером 42:04:0211003:84 поставлен на кадастровый учет 31.10.2005, обладает площадью 19527 +/- 1223 кв.м, категория земель - земли особо охраняемых территорий и объектов, с видом разрешенного использования - профилакторий Журавли (выписка из ЕГРН от 28.01.2020).
Земельный участок с кадастровым номером 42:04:0211003:1078 поставлен на кадастровый учет 24.05.2014, обладает площадью 5681 +/- 18 кв.м, категория земель - земли особо охраняемых территорий и объектов, вид разрешенного использования - профилакторий Журавли (выписка из ЕГРН от 28.01.2020).
Земельный участок с кадастровым номером 42:04:0211003:1076 поставлен на кадастровый учет 24.05.2014, обладает площадью 1136 +/- 8 кв.м, категория земель - земли особо охраняемых территорий и объектов, вид разрешенного использования - профилакторий Журавли (выписка из ЕГРН от 29.01.2020).
При этом из материалов дела следует, что администрация Елыкаевского сельского поселения предпринимала попытки зарегистрировать право собственности муниципального образования на земельный участок с кадастровым номером 42:04:0211003:1078.
В отношении земельных участков с кадастровыми номерами 42:04:0211003:1076, 42:04:0211003:84 заявления о государственной регистрации права собственности муниципального образования, либо документы, подтверждающие возникновение права собственности муниципального образования на указанные земельные участки, в материалы дела не представлены.
Истец, обращаясь с заявленными требованиями в суд, ссылался на пересечение границ вышеуказанных земельных участков с землями лесного фонда в связи с чем, полагает, что способом защиты нарушенного права является признание права муниципальной собственности на спорные земельные участки отсутствующим, а также исключение сведений о них из реестра.
Удовлетворяя иск частично, суды, руководствуясь статьями 4, 133, 168 АПК РФ, статьями 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 3.3 Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статьей 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ), пунктом 5 статьи 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", правовыми позициями, сформулированными в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2012 N 12576/11, разъяснениями, изложенными в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", в пункте 53 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в пунктах 1 и 12 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.01.2013 N 153 "Обзор судебной практики по некоторым вопросам защиты прав собственника от нарушений, не связанных с лишением владения", в пункте 3 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04.07.2018, отметив, что муниципальное образование не обладает правом собственности на спорные земельные участки, а обладает специальными полномочиями по предоставлению земельных участков, пришли к выводам о том, что удовлетворение требований лица, не владеющего спорным имуществом, не способно повлечь реальное восстановление его прав, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требования о признании права отсутствующим, в части требований об исключении сведений о земельных участках из реестра исходили из недопустимости проведения кадастровых работ в отношении лесоустроенных участков без учета лесоустроительной документации, в том числе в отношении лесных участков, границы которых не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Обозначенные выводы в обжалуемой части являются правомерными.
При рассмотрении спора было установлено, что в отношении земельных участков с кадастровым номером 42:04:0211003:1078, 42:04:0211003:1076, 42:04:0211003:84 право собственности муниципального образования не зарегистрировано. Требований об установлении границ земельного участка не заявлено, несмотря на разъяснения суда первой инстанции о возможных способах защиты права.
В силу статьи 14 Закона N 172-ФЗ, если права правообладателей на земельный участок возникли до 01.01.2016 и в соответствии со сведениями, содержащимися в ГЛР, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а по сведениям ЕГРН правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН.
Закон N 280-ФЗ, которым были внесены изменения в часть 3 статьи 14 Закона N 172-ФЗ, принят в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров, установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель, для преодоления противоречивого толкования положений законодательства в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков, если их права или права предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01.01.2016.
По смыслу правовой позиции, изложенной в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 13.06.2019 N 307-ЭС19-2293 по делу N А05-1395/2018, единственным основанием для неприменения положений Закона N 280-ФЗ в ситуации, когда спорный участок не только учтен в ГЛР, но и права на него зарегистрированы за Российской Федерацией в ЕГРН, вопреки доводам истца, является возникновение на него прав иных лиц после 01.01.2016.
В соответствии с выпиской из ЕГРН от 09.06.2020 в пределах границ земельного участка с кадастровым номером 42:04:0211003:84 располагаются следующие объекты недвижимости: нежилое здание с кадастровым номером 42:04:0211003:1080, принадлежащее на праве собственности Ханаеву Николаю Михайловичу (собственность от 07.07.2014); нежилое здание с кадастровым номером 42:04:0211003:425, принадлежащее на праве собственности Ханаеву Николаю Михайловичу (собственность от 10.12.2014); нежилое здание с кадастровым номером 42:04:0312001:646, принадлежащее на праве собственности Мищенко Михаилу Николаевичу (собственность от 22.12.2000).
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, суды, установив факт отсутствия зарегистрированных прав на земельные участки с кадастровыми номерами 42:04:0211003:1078, 42:04:0211003:1076; 42:04:0211003:84, учитывая, что не допускается внесение в ЕГРН сведений о ранее учтенных лесных участках, если их границы имеют пересечения с границами иных лесных и (или) земельных участков, отсутствие доказательств обратного, пришли к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований в части.
Было учтено, что сведения о земельных участках с кадастровыми номерами 42:04:0211003:1078 и 42:04:0211003:1076 имеют статус временные, срок истечения временного статуса 25.05.2019, в связи с чем с учетом части 7 статьи 72 Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" могут быть исключены из Единого государственного реестра недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости.
Относительно земельного участка с кадастровым номером 42:04:0211003:84, имеющего статус "ранее учтенный", отмечено, что в отсутствие иска об установлении границ лесного участка, суд считает возможным удовлетворить требования истца об исключении из единого государственного реестра недвижимости сведений о данном земельном участке, поскольку права на формирование данного участка, как и земельных участков с кадастровыми номерами 42:04:0211003:1078 и 42:04:0211003:1076, отсутствовали.
Таким образом, поскольку неправомерное формирование и постановка на кадастровый учет неуполномоченным субъектом спорных участков, при наличии не опровергнутых данных о пересечении их с участками лесного фонда, влечет невозможность внесения в кадастр соответствующих сведений об участках лесного фонда и необходимость удовлетворения соответствующей части требований.
Доводы комитета не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Доводы кассационной жалобы Мартыновой Оксаны Юрьевны об отсутствии оснований для прекращения производства по делу и отмене решения подлежат отклонению, как необоснованные. В материалах дела нет сведений о нахождении соответствующего объекта недвижимости в границах одного из спорных участков.
Окружной суд полагает, что выводы суда апелляционной инстанций в части прекращения производства по апелляционной жалобе Мартыновой Оксаны Юрьевны, поданной как лицом о правах и обязанностях которой принят судебный акт, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на положениях действующего законодательства, в связи с чем оснований для иных выводов нет.
В целом приведенные в жалобах доводы получили надлежащую правовую оценку судов обеих инстанций, не опровергают их выводы и не являются основаниями для отмены обжалуемых судебных актов.
Поскольку нормы материального права применены арбитражными судами верно и ими не допущено процессуальных нарушений, в том числе влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов в силу части 4 статьи 288 АПК РФ, кассационные жалобы комитета и Мартыновой Оксаны Юрьевны подлежат отклонению.
При подаче кассационной жалобы по требованию имущественного характера заявителем уплачена государственная пошлина в размере 300 руб. по чеку-ордеру от 26.07.2021. Размер государственной пошлины при подаче кассационной жалобы по указанному требованию составляет 3000 руб. (пункт 4 и 12 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации). Таким образом, по итогам рассмотрения кассационной жалобы в соответствии с положениями статьи 110 АПК РФ с заявителя необходимо довзыскать государственную пошлину в размере 2 700 руб. в доход федерального бюджета.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 22.12.2020 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 29.04.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-2806/2020 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Взыскать с Мартыновой Оксаны Юрьевны государственную пошлину в доход федерального бюджета в сумме 2 700 рублей за рассмотрение кассационной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.В. Тихомиров |
Судьи |
М.А. Севастьянова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.