г. Тюмень |
|
27 августа 2021 г. |
Дело N А45-3266/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 августа 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Черноусовой О.Ю.
судей Киричёк Ю.Н.
Шохиревой С.Т.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СибАвто" на решение от 31.03.2021 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Попова И.В.) и постановление от 08.06.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Логачев К.Д., Бородулина И.И., Кривошеина С.В.) по делу N А45-3266/2021 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СибАвто" (630123, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Аэропорт, дом 2/9, офис 2, ОГРН 1125476091487, ИНН 5407476579) к Западно-Сибирскому межрегиональному управлению государственного автодорожного надзора федеральной службы по надзору в сфере транспорта (630108, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Станционная, дом 24, кабинет 7, ОГРН 1175476083254, ИНН 5404062650) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "СибАвто" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Западно-Сибирского межрегионального управления государственного автодорожного надзора федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - административный орган) от 25.01.2021 N 002195 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Решением от 31.03.2021 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 08.06.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда, оспариваемое постановление административного органа признано незаконным и изменено в части назначения административного наказания, обществу определена мера ответственности в виде административного штрафа в размере 150 000 руб.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и удовлетворить заявленное требование.
По мнению подателя кассационной жалобы, в его деянии отсутствует состав вменяемого административного правонарушения, поскольку им осуществлялись не регулярные, а заказные перевозки на основе договоров фрахтования.
В отзыве на кассационную жалобу административный орган просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, общество осуществляет деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами на основании лицензии от 14.06.2019 N АК-54-000764.
В ходе проведенных в декабре 2020 года проверочных мероприятий административным органом выявлен факт осуществления на принадлежащем обществу автобусе регулярной перевозки пассажиров (под видом перевозок пассажиров по заказу) по межрегиональному регулярному маршруту "Новосибирск-Междуреченск" при отсутствии у водителя карты маршрута регулярных перевозок, наличие которой является обязательным в силу положений пункта 3 статьи 35 Федерального закона Российской Федерации от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ).
Данное обстоятельство послужило основанием для составления административным органом в отношении общества протокола об административном правонарушении от 15.01.2021 N 002195 и вынесения постановления от 25.01.2021 N 002195 о привлечении его к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 11.33 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением административного органа, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам о наличии в деянии общества состава вменяемого административного правонарушения и соблюдении процедуры привлечения его к административной ответственности. При этом суды не усмотрели оснований для применения положений статей 2.9, 4.1.1 КоАП РФ, вместе с тем сочли возможным в порядке частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ снизить размер назначенного обществу административного штрафа до 150 000 руб., в связи с чем изменили оспариваемое постановление управления.
Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
Частью 4 статьи 11.33 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за использование для осуществления регулярных перевозок пассажиров автобуса, трамвая или троллейбуса при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок в случае, если наличие такой карты является обязательным.
В целях в том числе обеспечения безопасности перевозок наземным транспортом на территории Российской Федерации был принят Закон N 220-ФЗ, в частности, одним из обязательных для осуществления перевозок документов была признана карта маршрута регулярных перевозок - документ, содержащий сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту (пункт 20 части 1 статьи 3), а также определен порядок оформления, переоформления карты маршрута регулярных перевозок (статья 28).
Регулярная перевозка пассажиров с использованием автобуса должна осуществляться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с требованиями Закона N 220-ФЗ.
Для целей проверки соблюдения требований Закона N 220-ФЗ в части обязательного наличия карты маршрута регулярных перевозок к полномочиям Российской Федерации отнесено осуществление государственного контроля (надзора) в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта при организации регулярных перевозок, в том числе проведение проверок наличия у водителя транспортного средства, используемого для осуществления регулярных перевозок, карты маршрута регулярных перевозок и соответствия характеристик такого транспортного средства сведениям, указанным в карте маршрута регулярных перевозок (пункт 1 части 1 статьи 35), а для водителя транспортного средства, используемого для осуществления регулярных перевозок, предусмотрена обязанность иметь при себе и предоставлять для проверки должностным лицам органа государственного транспортного контроля карту маршрута регулярных перевозок (часть 3 статьи 35 этого же Закона).
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что в период 19.12.2020 по 11.01.2021 общество на принадлежащем ему автобусе в одно и тоже время (12-00 час) через день осуществляло перевозки пассажиров и багажа по маршруту "Новосибирск - Междуреченск" (включен в реестр межрегиональных маршрутов региональных перевозок под N 636) с использованием инфраструктуры автовокзала, в том числе диспетчерского обслуживания; на сайте общества с ограниченной ответственностью "Автовокзал - Главный" размещены сведения об осуществлении обществом регулярных перевозок по указанному маршруту (расписание), о цене билета; сведения о продаже билетов также размещены на кассово-диспетчерском пункте железнодорожного вокзала; автобус оборудован указателем маршрута регулярных перевозок; посадка пассажиров осуществлялась по электронным билетам и кассовым чекам, реквизиты которых соответствуют реквизитам билетов.
С учетом изложенного, принимая во внимание публичный характер данных перевозок пассажиров, определение маршрута перевозчиком и систематичность оказания этих услуг в определенное время, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно указали на фактическое использовании обществом автобуса в целях регулярной перевозки пассажиров (под видом перевозок пассажиров по заказу) по межрегиональному регулярному маршруту.
Поскольку обществом не представлены доказательства наличия карты маршрута у водителя, осуществляющего 25.12.2020 перевозку пассажиров на автобусе по вышеназванному маршруту, принятия перевозчиком всех зависящих от него мер по соблюдению требований Закона N 220-ФЗ, суды пришли к верному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 11.33 КоАП РФ.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено обществу в пределах, установленных санкцией части 4 статьи 11.33 КоАП РФ. Суды не усмотрели оснований для применения положений статей 2.9, 4.1.1 КоАП РФ об освобождении от административной ответственности ввиду малозначительности допущенного правонарушения, о замене наказания в виде административного штрафа предупреждением.
Вместе с тем, признав избранную в отношении общества меру ответственности в виде штрафа в размере 300 000 руб. чрезмерной, суд первой инстанции, руководствуясь положениями частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств дела и характера совершенного правонарушения снизил размер назначенного административным органом штрафа до 150 000 руб.
При таких обстоятельствах суды правомерно признали незаконным и изменили оспариваемое постановление административного органа в части назначения наказания.
Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, об осуществлении предпринимателем перевозки пассажиров на основании договора фрахтования были предметом рассмотрения судов первой, апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку применительно к установленным ими фактическим обстоятельствам на основании представленных доказательств.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого спора не свидетельствуют о неправильном применении норм права судами нижестоящих инстанций.
Суд округа не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
С учетом изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 31.03.2021 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 08.06.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-3266/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Ю. Черноусова |
Судьи |
Ю.Н. Киричёк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку обществом не представлены доказательства наличия карты маршрута у водителя, осуществляющего 25.12.2020 перевозку пассажиров на автобусе по вышеназванному маршруту, принятия перевозчиком всех зависящих от него мер по соблюдению требований Закона N 220-ФЗ, суды пришли к верному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 11.33 КоАП РФ.
...
Административное наказание назначено обществу в пределах, установленных санкцией части 4 статьи 11.33 КоАП РФ. Суды не усмотрели оснований для применения положений статей 2.9, 4.1.1 КоАП РФ об освобождении от административной ответственности ввиду малозначительности допущенного правонарушения, о замене наказания в виде административного штрафа предупреждением.
Вместе с тем, признав избранную в отношении общества меру ответственности в виде штрафа в размере 300 000 руб. чрезмерной, суд первой инстанции, руководствуясь положениями частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств дела и характера совершенного правонарушения снизил размер назначенного административным органом штрафа до 150 000 руб."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27 августа 2021 г. N Ф04-4533/21 по делу N А45-3266/2021