г. Тюмень |
|
30 августа 2021 г. |
Дело N А27-24744/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 августа 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Чапаевой Г.В.
судей Кокшарова А.А.
Малышевой И.А.
при протоколировании помощником судьи Шимпф Е.В. рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Еремеева Андрея Федоровича на решение от 12.02.2021 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Перевалова О.И.) и постановление от 06.05.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Марченко Н.В., Молокшонов Д.В., Сухотина В.М.) по делу N А27-24744/2020 по заявлению индивидуального предпринимателя Еремеева Андрея Федоровича (г. Минусинск) к Министерству социальной защиты населения Кузбасса (650000, Кемеровская область-Кузбасс, г. Кемерово, проспект Кузнецкий, 19, корпус А, ОГРН 1024200699500, ИНН 4207012190), государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу (650000, Кемеровская область-Кузбасс, г. Кемерово, проспект Советский, 74, ОГРН 1024200702360, ИНН 4207010740) о солидарном взыскании компенсации за установку памятника.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Прокопьев Александр Константинович (г. Мариинск).
Суд установил:
индивидуальный предприниматель Еремеев Андрей Федорович (далее - Предприниматель, истец) обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Министерству социальной защиты населения Кузбасса (далее - Министерство, ответчик), государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу (далее - Фонд, ответчик), при участии в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Прокопьева Александра Константиновича, об обязании ответчиков произвести истцу выплату денежной компенсации за установку памятника Герою Социалистического Труда Прокопьеву К.Н. в сумме 393 210 руб. в срок до 31.12.2021 (заявленные требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ).
Решением от 12.02.2021 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 06.05.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Предприниматель, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит принятые по делу судебные акты отменить, удовлетворить заявленные требования.
В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, если иное не предусмотрено АПК РФ.
Судами установлено и материалами дела подтверждено следующее.
Прокопьев Александр Константинович является сыном Прокопьева Константина Николаевича, что подтверждается свидетельством о рождении от 12.02.1961 N Ц-ФИ N151189.
Согласно свидетельству о смерти Прокопьев К.Н. умер 22.08.1967.
Из справки от 14.10.2019 N 177 администрации Николаевского сельского поселения следует, что Прокопьев К.Н. захоронен на кладбище с. Рубино, установка надгробного памятника постоянного образца не производилась.
Согласно архивной справке от 20.11.2019 N 15183-С Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17.09.1966 Прокопьеву К.Н., 1927 года рождения, присвоено звание Героя Социалистического Труда и вручены орден Ленина и золотая медаль "Серп и Молот".
Таким образом, Прокопьев А.К. является сыном Героя Социалистического Труда и вправе претендовать на социальные гарантии, предоставленные государством Героям Социалистического Труда и иным лицам, имеющим право на возмещение льгот.
01.06.2020 между Предпринимателем (исполнитель) и Прокопьевым А.К. (заказчик) заключен договор, согласно которому исполнитель принял на себя обязательство выполнить в соответствии со сметой (являющейся неотъемлемой частью договора) работы и услуги по установке надгробия на могиле умершего Героя Социалистического Труда, подлежащие компенсации за счет средств федерального бюджета, а заказчик обязался принять оказанные услуги и выполненные работы (пункт 1.1. договора).
01.06.2020 согласована смета, определяющая наименование работ и услуг, их стоимость.
Пунктом 1.2 и 1.3 договора определено, что установка надгробия на могиле умершего осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2006 N 740 "О надгробии, сооружаемом на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического Труда, Героя Труда Российской Федерации и полного кавалера ордена Трудовой Славы за счет средств федерального бюджета" (далее - Постановление N 740) в срок до 30.11.2020. Надгробие устанавливается на могиле умершего на кладбище с. Рубино Николаевского сельского поселения Мариинского муниципального района Кемеровской области (пункт 1.4 договора). Стоимость работ и услуг по договору составляет 393 210 руб. (пункт 3.1 договора) и подлежит оплате в рублях Министерством в срок до 31.12.2021 при поступлении денежных средств из федерального бюджета на эти цели (пункт 3.3. договора).
Из пункта 2.3 договора следует, что заказчик передает исполнителю право требования оплаты вышеуказанного надгробия в отношениях с госорганами в рамках программы установки надгробных памятников Героям Социалистического Труда в соответствии с частью 2 статьи 6.1 Федерального закона от 09.01.1997 N 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам Ордена Трудовой Славы" (далее - Закон N 5-ФЗ).
06.07.2020 между истцом и третьим лицом подписан акт приемки выполненных работ по изготовлению и установке надгробия умершего, в соответствии с которым заказчик не имеет претензий к срокам и качеству надгробного памятника и комплектующих, надгробный памятник выполнен согласно всем условиям договора.
Полагая, что вправе претендовать на возмещение понесенных расходов на установку надгробного памятника на могиле Героя Социалистического Труда, Предприниматель обратился в Министерство с требованием о возмещении 393 210 руб.
Письмом от 20.08.2020 Министерство отказало истцу в возмещении затрат на установление надгробия в соответствии с представленным договором от 01.06.2020 в связи с нарушением Порядка предоставления льгот и возмещения расходов на предоставление льгот Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и полным кавалерам ордена Славы, Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы, утвержденного постановлением от 06.02.2009 N 43 Коллегии администрации Кемеровской области.
Отказ в выплате послужил основанием для обращения Предпринимателя в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из доказанности несоответствия установленного надгробия положениям Постановления N 740 и, как следствие, отсутствия оснований для возмещения Предпринимателю расходов на его изготовление за счет средств федерального бюджета.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, полагает, что принятые по настоящему делу судебные акты подлежат отмене, поскольку выводы судов об отсутствии оснований для возмещения истцу понесенных расходов на установку надгробного памятника на могиле Героя Социалистического Труда фактически противоречат установленным по делу обстоятельствам.
В соответствии со статьей 6.1 Закона N 5-ФЗ сооружение на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического Труда и полного кавалера ордена Трудовой Славы надгробия установленного уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти образца производится за счет средств федерального бюджета. Дополнительные расходы, связанные с изменением установленного уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти образца надгробия, оплачиваются семьей умершего (погибшего) или организацией-спонсором.
В соответствии с частями 1-3 статьи 7 Закона N 5-ФЗ расходы, связанные с реализацией статьи 6.1 настоящего закона, финансируются за счет предусмотренных на эти цели средств федерального бюджета на соответствующий год, передаваемых Пенсионному фонду Российской Федерации.
Средства федерального бюджета, передаваемые для финансирования указанных расходов, зачисляются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и перечисляются Пенсионным фондом Российской Федерации через свои территориальные органы в бюджеты субъектов Российской Федерации: 1) в январе - феврале текущего года - в порядке авансирования в размере одной шестой части годовых назначений, установленных бюджетом Пенсионного фонда Российской Федерации; 2) с 1 марта текущего года - после представления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в Пенсионный фонд Российской Федерации до 20-го числа каждого месяца заявок и отчетов о фактически произведенных расходах по видам льгот, с учетом оставшихся неиспользованными средств.
Пенсионный фонд Российской Федерации представляет в Министерство финансов Российской Федерации не позднее 25-го числа каждого месяца данные о фактически произведенных расходах, связанных с реализацией Закона N 5-ФЗ, и потребности в средствах на следующий месяц.
В развитие Закона N 5-ФЗ Правительством Российской Федерации принято Постановление N 740, которым определены образец надгробия, сооружаемого на могиле умершего (погибшего) Героя, и уполномоченный орган исполнительной власти, осуществляющий компенсацию затрат на изготовление и установку таких надгробий. Согласно пункту 2 Постановления N 740 финансирование расходов, связанных с изготовлением и установкой надгробия, производится органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации за счет предусмотренных на эти цели средств федерального бюджета на соответствующий год, передаваемых Пенсионному фонду Российской Федерации.
Средства федерального бюджета, передаваемые на финансирование расходов, связанных с сооружением надгробия, зачисляются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и перечисляются Пенсионным фондом Российской Федерации через его территориальные органы в бюджеты субъектов Российской Федерации в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 7 Закона N 5-ФЗ.
Указанные средства зачисляются в бюджеты субъектов Российской Федерации на счета органов Федерального казначейства, открытые для кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации.
Таким образом, уполномоченными органами по компенсационным выплатам в данном случае являются территориальные органы Пенсионного Фонда Российской Федерации как получатели средств федерального бюджета, выделяемых для реализации задач, переданных субъекту Российской Федерации (финансирование расходов, связанных с изготовлением и установкой надгробия).
Из названных нормативных положений следует, что выплата спорной компенсации возможна лишь в результате соответствующих согласованных действий Министерства и Фонда, в связи с чем они являются надлежащими ответчиками по настоящему делу.
Нормы Закона N 5-ФЗ не связывают право на возмещение расходов по изготовлению и установке памятников с обязательным наличием у обратившихся за их возмещением лиц родственных отношений с погибшим (умершим) или статуса заказчика по гражданско-правовому договору подряда на установку памятника.
Кассационная инстанция поддерживает вывод суда о том, что законодатель не ограничивает уступку права соответствующего требования (в частности, возмещение расходов на изготовление и установку надгробия) непосредственно лицом, имеющим право на соответствующую льготу.
Судом верно отмечено, что право на льготу у Прокопьева А.К. подтверждено документально и ответчиками не оспаривается, при этом право требования компенсации за изготовление и установку памятника в силу положений пункта 2.3 договора от 01.06.2020 передано Прокопьевым А.К. в пользу Предпринимателя, что не противоречит Закону N 5-ФЗ и в силу статей 382-384 Гражданского кодекса Российской Федерации свидетельствует о приобретении истцом права требования с уполномоченного органа компенсации расходов за изготовление и установку надгробия в том объеме и на тех условиях, которые существовали у Прокопьева А.К. как сына Героя Социалистического Труда.
При этом указанными нормативными положениями, как верно указал суд, не предусмотрены ограничения по выбору заказчиком изготовителя надгробного памятника. Единственным требованием, предъявляемым законодателем к исполнителю, является то, что изготовление надгробия осуществляется специализированными предприятиями. Суды обосновано отклонили ссылку ответчиков на нарушение Прокопьевым А.К. процедуры, установленной постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 06.02.2009 N 43, как основание для отказа в возмещении соответствующих расходов.
Как установлено судом, согласно сведениям, размещенном в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности истца является организация похорон и предоставление связанных с ними услуг (код ОКВЭД 96.03), в качестве дополнительного - резка, обработка и отделка камня для памятников (код ОКВЭД 23.70.2), что соответствует специализированной деятельности по изготовлению надгробия.
Довод Министерства о необходимости применения к рассматриваемым правоотношениям положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" обоснованно отклонен судами, поскольку в рассматриваемом случае речь идет не о работах или услугах для государственных или муниципальных нужд, а о компенсационных выплатах, регулируемых специальными актами.
Предприниматель, принявший на себя обязательство по изготовлению и установке надгробного памятника по поручению родственника умершего Героя в силу указанных выше нормативных актов признается уполномоченным лицом на совершение этих действий и может быть заявителем на возмещение понесенных им расходов.
Таким образом, оплата расходов на изготовление и установку надгробных памятников, заказываемых для увековечивания памяти Героев, носит компенсационный характер; при наличии доказательств несения расходов и подтверждения условий, при которых на стороне истца возникает право на возмещение таких расходов, заявление следует удовлетворить.
Суды, исследовав представленные в материалы дела смету от 01.06.2020, акт приемки выполненных работ от 06.07.2020, фотографии, пришли к выводу о том, что установленное надгробие в части некоторых его фактически выполненных элементов явно не соответствует Постановлению N 740. Суды установили, что в соответствии со сметой вертикальная плита изготовлена размером 180 х 90 х 12 сантиметров из гранита, в то время как Постановление N 740 устанавливает требование к вертикальной плите размером 200 х 90 х 25 сантиметров; по смете размер цоколя - 100 х 30 х 25 сантиметров, по Постановлению N 740 - 100 х 40 х 30 сантиметров; размер цветника по смете - 120 х 90 х 10 сантиметров, по Постановлению N 740 - 150 х 90 х 25 сантиметров. Кроме того, на вертикальную плиту помимо звания, фамилии, имени, отчества и дат жизни нанесены фотография и крест, в то время как обязательным должно быть только указание на звание, фамилию, имя, отчество и даты жизни.
Суд кассационной инстанции полагает неверными в рассматриваемом случае выводы судов о несоответствии размера установленного надгробия размерам, определенным действующим законодательством, как основании для отказа в удовлетворении требований, поскольку изготовление и установка надгробия, параметры которого не превышают установленные законом размеры, не противоречит целям Закона N 5-ФЗ, Постановлению N 740 (обратное в рассматриваемом случае не доказано).
Из содержания сметы на работы и услуги от 01.06.2020, согласованной сторонами, следует, что возмещение затрат за изготовление на вертикальной плите надгробия фотографии Героя и креста в рамках настоящего дела не предъявляется к оплате за счет средств федерального бюджета. Обратное не доказано. Суд округа считает, что размещение на вертикальной плите надгробия фотографии Героя и креста не противоречит целям Закона N 5-ФЗ, направленным на признание особых заслуг перед государством граждан Российской Федерации, удостоенных звания Героя Социалистического Труда.
С учетом изложенного подлежит возмещению также стоимость расходов по полировке лицевых и торцевых плоскостей вертикальной плиты, цоколя и цветника, а также стоимость бетонирования основания и установки, поскольку указанные виды работ совершены в отношении обязательных элементов надгробия и предусмотрены Постановлением N 740.
Арбитражный суд также поддержал правомерность возражений Министерства об отсутствии обязанности последнего по возмещению транспортных расходов.
Признавая указанный вывод суда ошибочным, суд округа исходит из того, что нормативными актами в состав подлежащих компенсации затрат включены расходы по изготовлению и установке надгробий. Процесс установки надгробий на могилах "автоматически" предполагает факт перемещения изготовленного памятника от места изготовления до места установки, равно как и процесс погрузки/выгрузки надгробного памятника значительного веса с сохранением полировки. Без указанных расходов установка надгробия невозможна.
Таким образом, у судов отсутствовали правовые основания для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку материалами дела (в том числе смета от 01.06.2020, счет от 06.07.2020, акты от 06.07.2020) подтверждаются факт несения Предпринимателем расходов по изготовлению и установке надгробия, размеры которого не превышают установленные Постановлением N 740, а также сумма понесенным им затрат. Доказательств, опровергающих факт изготовления и установки надгробия, а также несения соответствующих затрат, не представлено.
Возражений относительно материалов, из которых изготовлены элементы надгробия, не заявлено.
Как указывалось выше, установка надгробного памятника постоянного образца Прокопьеву К.Н. ранее не производилась (справка от 14.10.2019 Администрации Николаевского сельского поселения). Обратное не доказано. Выпиской из Единого государственного реестра предпринимателей подтверждено, что основным видом деятельности Предпринимателя является организация похорон и предоставление связанных с ними услуг.
Сооружение на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического Труда надгробия установленного образца за счет средств федерального бюджета является гарантируемой государством льготой, следовательно, в силу перечисленных выше нормативных правовых актов у уполномоченных органов была обязанность компенсировать Предпринимателю расходы по изготовлению и установке памятника в установленном законом порядке.
С учетом изложенного, суд округа считает, что оспариваемые решение и постановление судов подлежат отмене на основании пункта 2 части 1 статьи 287, части 1 статьи 288 АПК РФ как принятые при несоответствии выводов судов указанным выше установленным по делу обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам.
Поскольку обстоятельства спора установлены судами верно, но выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, суд округа считает возможным, не отправляя дело на новое рассмотрение, отменить судебные акты и принять новый судебный акт: обязать Министерство и Фонд произвести выплату компенсации Предпринимателю за установку памятника Герою Социалистического Труда Прокопьеву К.Н. в сумме 393 210 руб.
При рассмотрении дела истцом понесены расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций в общем размере 16 864 руб., которые подлежат взысканию с ответчиков в равных долях.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 12.02.2021 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 06.05.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-24744/2020 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Обязать Министерство социальной защиты населения Кузбасса и государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области произвести выплату компенсации индивидуальному предпринимателю Еремееву Андрею Федоровичу за установку памятника Герою Социалистического Труда Прокопьеву К.Н. в сумме 393 210 руб.
Взыскать с Министерства социальной защиты населения Кузбасса в пользу индивидуального предпринимателя Еремеева Андрея Федоровича судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 8 432 руб.
Взыскать с государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области в пользу индивидуального предпринимателя Еремеева Андрея Федоровича судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 8 432 руб.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.В. Чапаева |
Судьи |
А.А. Кокшаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.