г. Тюмень |
|
10 сентября 2021 г. |
Дело N А27-24601/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 сентября 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Курындиной А.Н.,
судей Клат Е.В.,
Терентьевой Т.С.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "НеокомНК-Сервис" на решение от 26.02.2021 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Перевалова О.И.) и постановление от 26.05.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Сухотина В.М., Кайгородова М.Ю., Молокшонов Д.В.) по делу N А27-24601/2020 по иску общества с ограниченной ответственностью "Экологические технологии" (ОГРН 1104217005892, ИНН 4217127183, адрес: 654027, Кемеровская область - Кузбасс, г. Новокузнецк, проезд Коммунаров (Центральный район), д. 2) к обществу с ограниченной ответственностью "НеокомНК-Сервис" (ОГРН 1114253004843, ИНН 4253003810, адрес: 654032, Кемеровская область - Кузбасс, г. Новокузнецк, Кузнецкое шоссе (Кузнецкий район), 35) о взыскании 109 279 руб. 86 коп. долга, 12 281 руб. 86 коп. пени.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: общество с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Томск".
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Экологические технологии" (далее - ООО "ЭкоТек", истец) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "НеокомНК-Сервис" (далее - ООО "НеокомНК-Сервис", ответчик) о взыскании 109 279 руб. 86 коп. долга за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), оказанные по адресу нежилого здания: г. Новокузнецк, шоссе Кузнецкое, дом 35, корпус 5, за период с июля 2018 года по декабрь 2019 года, 12 281 руб. 86 коп. неустойки за период с 11.08.2018 по 05.04.2020.
Определением от 22.01.2021 Арбитражного суда Кемеровской области к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Томск" (далее - ООО "Газпром газораспределение Томск", третье лицо).
Решением от 26.02.2021 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 26.05.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда, исковые требования удовлетворены.
ООО "НеокомНК-Сервис", не согласившись с вынесенными судебными актами суда первой и апелляционной инстанций, обратилось с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые решение и постановление отменить полностью, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В обоснование кассационной жалобы ООО "НеокомНК-Сервис" ссылается на нарушение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела; заявитель полагает, что выписка из маршрутного журнала подтверждает лишь факт движения мусоровоза, но не факт действительного складирования ответчиком своих отходов на указанной истцом площадке; кроме того, судом установлено место складирования ответчиком отходов в контейнерной площадке по адресу: г. Новокузнецк, пр. Шахтеров, 9, тогда как в проекте типового договора указано другое место складирования - г. Новокузнецк, ул. Коммунарка, 79; типовой договор, якобы направленный истцом в адрес ответчика, не заключен; ответчик в спорный период пользовался мусорным контейнером третьего лица, на что третье лиц указывало в отзыве, однако суды не приняли во внимание отзыв третьего лица.
Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, кассационная жалоба согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассматривается в их отсутствие.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы, суд округа не находит оснований для их отмены или изменения.
Как установлено судами, ООО "ЭкоТек" осуществляет свою деятельность на территории зоны "Юг" Кемеровской области как региональный оператор на основании соглашения от 27.10.2017 с Департаментом жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области с 01.07.2018 (далее - соглашение).
В соответствии с пунктами 1.3, 1.4 соглашения региональный оператор обеспечивает осуществление деятельности по обращению с ТКО (сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение) в соответствии с территориальной схемой, комплексной региональной программой "Обращение с отходами производства и потребления, в том числе с ТКО, Кемеровской области" на 2017-2026 годы", утвержденной Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 09.08.2017 N 419, нормативными правовыми актами Российской Федерации, Кемеровской области и настоящим соглашением по регулируемым тарифам, которые устанавливает Региональная энергетическая комиссия Кемеровской области.
Согласно пункту 9 Территориальной схемы обращения с отходами производства и потребления, в том числе с ТКО, Кемеровской области, утвержденной Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 26.09.2016 N 367 к территориальной зоне "Юг" Кемеровской области относится, в том числе Новокузнецкий городской округ.
ООО "НеокомНК-Сервис" осуществляет деятельность по адресу: Кемеровская область, г. Новокузнецк, шоссе Кузнецкое, 35 корпус 5, с 2017 года, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН).
В материалы дела истец представил проект договора на оказание услуг по обращению с ТКО N 128011-2019/ТКО (далее - договор), по условиям которого ООО "ЭкоТек" (региональный оператор) обязуется принимать ТКО в объеме и в месте, которые определены в договоре, и обеспечить их сбор, транспортирование, обработку и обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а ООО "НеокомНК-Сервис" (потребитель) обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 1 договора).
В соответствии с пунктом 2 договора объем ТКО, места сбора и накопления ТКО, в том числе крупногабаритных отходов, и периодичность вывоза ТКО, а также информация в графическом виде о размещении мест сбора и накопления ТКО и подъездных путей к ним определяются согласно приложению к договору.
Согласно пункту 4 договора датой начала оказания услуг по обращению с ТКО является 23.12.2019.
По условиям пункта 5 договора оплата услуг по договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора. Информирование о едином тарифе на услугу регионального оператора путем публикации в средствах массовой информации и размещения информации на официальном сайте регионального оператора http://kuzro.ru или любым доступным способом (почтовое отправление, телеграмма, факсограмма, телефонограмма, платежный документ) в течение 15 дней с момента утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора. Стороны признают размещение информации посредством публикации в СМИ и в сети Интернет на сайте регионального оператора надлежащим уведомлением.
Непосредственный расчет ежемесячной платы по договору отражается в платежном документе (квитанция, счет на оплату - в печатном или электронном виде путем размещения в информационной системе) и личном кабинете потребителя на сайте регионального оператора. Начисление платы производится потребителю с даты начала оказания услуг, указанной в пункте 4 договора.
Акт оказанных услуг предоставляется потребителю в срок до 5 числа месяца, следующего за отчетным, путем публикации в личном кабинете потребителя. Акт оказанных услуг на бумажном носителе предоставляется потребителю по адресу места нахождения регионального оператора.
В соответствии с пунктом 6 спорного договора потребитель оплачивает услуги по обращению с ТКО до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО.
В связи с ненадлежащим исполнением договорных обязательств по внесению оплаты за оказанные услуги у ответчика сформировалась задолженность в размере 109 279 руб. 86 коп. за период с июля 2018 года по декабрь 2019 года.
В порядке досудебного урегулирования спора, истец обратился к ответчику с претензией от 17.02.2020 погасить задолженность за оказанные услуги. Отказ ответчика (письмом от 28.02.2020 N 28/02/1) добровольно исполнить требование послужил основанием для обращения ООО "ЭкоТек" с настоящим иском в суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, руководствовался нормами главы 7 АПК РФ, положениями статей 209, 210, 329, 330 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федерального закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), Правилами обращения с ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), постановлением Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 27.04.2017 N 58 "Об установлении нормативов накопления ТКО" и исходил из того, что истец приобрел статус регионального оператора по обращению с ТКО в результате заключения с Департаментом жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области соглашения от 27.10.2017, в связи с чем рассматриваемый договор является публичным и считается заключенным на условиях типового договора, порождая для ответчика обязанность по оплате услуг по вывозу ТКО.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции считает выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствующими фактическим обстоятельствам дела и основанными на правильном применении норм действующего законодательства.
Согласно пункту 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора.
В силу пункта 2 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО осуществляются в соответствии с правилами обращения с ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Пунктом 8 статьи 23 Закона N 458-ФЗ предусмотрено, что обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с ТКО и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01.01.2019.
Как следует из положений пункта 4 статьи 426 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Правила N 1156 устанавливают порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО. Разделом I (1) Правил N 1156 урегулирован порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
В частности, пунктом 8 (11) Правил N 1156 предусмотрено, что потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления двух экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО обязан их подписать и направить один экземпляр договора региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.
Согласно пункту 8 (12) раздела I (1) Правил N 1156 в случае если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с ТКО либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8 (10) Правил N 1156.
При этом под потребителем Правила N 1156 понимают собственника ТКО или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО.
Из материалов дела следует, что проект договора ответчиком не подписан, в связи с чем на основании указанных норм суды пришли к правомерному выводу, что поскольку договор на обращение с ТКО является публичным, то считается заключенным на условиях типового договора, притом, что ответчик не исполнил императивные требования Правил N 1156 об обязанности подписать и направить один экземпляр договора региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект, а само по себе отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором или соглашением, что прямо предусмотрено положениями пункта 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ и пунктами 5 и 7 Правил N 1156, как в редакции, действующей с 25.11.2016 по 01.10.2018, так и в последующих редакциях, в связи с чем у ответчика возникла обязанность по оплате оказанных услуг на указанных в договоре условиях.
В дальнейшем отношения сторон по обращению с ТКО были урегулированы двусторонне подписанным договором от 23.12.2019.
В силу статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Пунктом 1 статьи 779 ГК РФ установлено, что по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить данные услуги.
Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (статья 781 ГК РФ).
Коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем, исходя из нормативов накопления, установленных подпунктом "а" пункта 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы ТКО".
Из материалов дела следует, что тарифы устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (постановление Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 N 484 "О ценообразовании в области обращения с ТКО").
Тариф на оказание услуги по обращению с ТКО региональным оператором установлен постановлением Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 29.03.2019 N 98 "О внесении изменений в постановление региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 05.06.2018 N 100 "Об утверждении производственной программы в области обращения с ТКО и об утверждении единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с ТКО "Экологические технологии" на период с 01.07.2018 по 31.12.2018 тариф составляет 416,68 руб./м3 (с НДС (18 %) 491,68 руб./м3), на период с 01.01.2019 по 30.06.2019 тариф составляет 411,37 руб./м3 (с НДС (20 %) 493,64 руб./м3), с 01.07.2019 по 31.12.2019 тариф составляет 415,37 руб./м3 (с НДС (20 %) 498,44 руб./м3), на период с 01.01.2020 тариф составляет 498,44 руб./м3 (НДС не облагается).
На территории Кемеровской области норматив накопления ТКО установлен постановлением Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 27.04.2017 N 58 "Об установлении нормативов накопления ТКО".
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, установив наличие у истца статуса регионального оператора, осуществляющего деятельность в сфере обращения с ТКО по регулируемым тарифам, факт оказания им в период с июля 2018 года по декабрь 2019 года указанной услуги на условиях типового (публичного) договора, а также несоблюдение ООО "НеокомНК-Сервис" обязанности по ее оплате в отсутствие достаточных и бесспорных доказательств факта оказания услуги иными лицами; признав обоснованным и арифметически верным размер начисленной истцом задолженности и неустойки, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения иска.
Оснований для иных выводов у суда округа не имеется.
Доводы кассационной жалобы о том, что спорные услуги не подлежат оплате, поскольку ответчик в спорный период пользовался мусорным контейнером третьего лица согласно заключенному договору аренды от 01.06.2013, аналогичны доводам, заявленным в судах первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая оценка.
Суды установили, что согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц ответчик осуществляет деятельность код 45.2 "Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств" относится к категории потребителей "Предприятия бытовой сферы обслуживания (АЗС, автомойки, парикмахерские, косметические салоны, салоны красоты, прачечные, химчистки, ремонтные мастерские, бани, сауны, ателье и иные предприятия службы быта)", при этом местом складирования ТКО относительно помещения, которое указано в качестве юридического адреса ответчика: г. Новокузнецк, шоссе Кузнецкое, дом 35, корпус 5, является контейнерная площадка по адресу г. Новокузнецк, проспект Шахтеров, 9.
Факт оказания услуг по данному адресу подтверждается выпиской из маршрутного журнала мусоровоза, сформированной при помощи аппаратуры спутниковой навигации (ГЛОНАСС), которая в силу пункта 30 Правил N 1156 является доказательством фактического оказания услуг. Указанная выписка содержит все сведения, относящиеся к предмету доказывания.
При этом сам по себе факт аренды ответчиком помещения по другому адресу в целях размещения сотрудников не опровергает факта образования им ТКО в объекте недвижимости, расположенном по адресу г. Новокузнецк, шоссе Кузнецкое, 35, корпус 5, площадью 648,9 м, которым ООО
НеокомНК-Сервис
владеет на праве собственности с 2017 года согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, поскольку нормы действующего законодательства устанавливают обязанность потребителя, то есть фактически любого лица (учитывая презумпцию осуществления деятельности, объективно приводящей к образованию ТКО), осуществлять обращение с ТКО исключительно посредством услуг регионального оператора.
Указание в типовом договоре мета накопления ТКО по иному адресу не свидетельствует о неоказании услуг и не освобождает потребителя от их оплаты с учетом установленных при рассмотрении настоящего дела обстоятельств и презумпции осуществления деятельности, приводящей к образованию ТКО.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, оценивались судами первой и апелляционной инстанций и обоснованно отклонены ими как не свидетельствующие о допущенной по делу судебной ошибке.
Судом отклоняется довод заявителя кассационной жалобы о том, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, поскольку данный довод не нашел своего подтверждения в ходе кассационного производства.
Доводы заявителя, содержащиеся в кассационной жалобе, основаны на ошибочном толковании норм материального права и не свидетельствуют о незаконности принятых судебных актов.
Фактически доводы жалобы сводятся к переоценке установленных судами обстоятельств и исследованных доказательств, подлежат отклонению, поскольку из полномочий суда кассационной инстанции исключены действия по установлению обстоятельств, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судами, по предрешению вопросов достоверности или недостоверности доказательств, преимущества одних доказательств перед другими, а также по переоценке доказательств, которым уже была дана оценка судами первой и апелляционной инстанций (статьи 286, 287 АПК РФ).
Иное толкование заявителем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора, не свидетельствуют о неправильном применении судом норм права.
Доводов, опровергающих сделанные судами выводы, в кассационной жалобе ООО "НеокомНК-Сервис" не привело.
Само же по себе несогласие заявителя жалобы с вынесенными судами решением и постановлением, не является основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
К установленным по делу обстоятельствам суды применили соответствующие нормы материального права.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием к отмене обжалуемых решения и постановления, судом кассационной инстанции не установлено.
На основании вышеизложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе относятся на ее заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 26.02.2021 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 26.05.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-24601/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Курындина |
Судьи |
Е.В. Клат |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.