г. Тюмень |
|
16 сентября 2021 г. |
Дело N А45-12548/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 сентября 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шохиревой С.Т.
судей Алексеевой Н.А.
Киричёк Ю.Н.
при ведении протокола помощником судьи Серковой Л.А.,
рассмотрел в судебном онлайн-заседании с использованием веб-конференции информационной системы "Мой арбитр" кассационную жалобу акционерного общества "Строй-Инверсия" в лице конкурсного управляющего Тюрина Антона Евгеньевича на решение от 08.12.2020 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Пахомова Ю.А.) и постановление от 14.04.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Логачев К.Д., Павлюк Т.В., Хайкина С.Н.) по делу N А45-12548/2020 по заявлению акционерного общества "Строй-Инверсия" (630073, Новосибирская область, город Новосибирск, проспект Карла Маркса, дом 53а, кабинет 606, ОГРН 1155476107225, ИНН 5404020717) в лице конкурсного управляющего Тюрина Антона Евгеньевича к Инспекции государственного строительного надзора Новосибирской области (630007, Новосибирская область, город Новосибирск, проспект Красный, дом 18/404, ОГРН 1035402505643, ИНН 5406261796) об оспаривании предписаний.
Другие лица, участвующие в деле: закрытое акционерное общество "Зенон Эстейт" (630117, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Арбузова, дом 1/1, офис 228, ОГРН 1127747249486, ИНН 7710928903); представитель собрания кредиторов акционерного общества "Строй-Инверсия" Волков Павел Вячеславович (город Новосибирск).
В судебном заседании в онлайн-режиме посредством использования веб-конференции информационной системы "Мой арбитр" приняли участие: конкурсный управляющий Тюрин А.Е., паспорт; представитель Инспекции государственного строительного надзора Новосибирской области - Колмогорова Е.К. по доверенности от 11.01.2021 N 7, представитель собрания кредиторов акционерного общества "Строй-Инверсия" - Волков П.В., паспорт.
Суд установил:
акционерное общество "Строй-Инверсия" в лице конкурсного управляющего Тюрина Антона Евгеньевича (далее - АО "Строй-Инверсия", общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании недействительными предписаний Инспекции государственного строительного надзора Новосибирской области (далее - инспекция) от 22.01.2020 N 1-16/50, от 08.05.2020 N 1-17/502.
Решением от 08.12.2020 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 14.04.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество, ссылаясь на нарушение норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемые судебные акты и удовлетворить заявленные требования.
По мнению подателя кассационной жалобы, судами не учтено, что в установленные предписаниями сроки выполнить мероприятия по консервации объекта, а также иные работы в условиях процедуры банкротства не представлялось возможным, в связи с чем предписания не отвечают критерию исполнимости; работы по консервации объекта были выполнены, что подтверждается актом проверки от 24.07.2020 N 18/1035; вложение денежных средств на устранение выявленных нарушений в объект, который подлежит реализации, не отвечает целям конкурсного производства; у общества отсутствует реальная возможность исполнить требования инспекции.
В отзыве на кассационную жалобу административный орган просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Иные лица отзывы на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представили.
Проверив в порядке статей 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее и в выступлениях в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, решением от 16.07.2018 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-21246/2017 АО "Строй-Инверсия" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Тюрин Антон Евгеньевич.
АО "Строй-Инверсия" является застройщиком объекта капитального строительства - Книжный магазин с офисными помещениями и кафе, расположенного по адресу: Новосибирская область, город Новосибирск, Ленинский район, улица Покрышкина, строение 3 (далее - спорный объект, здание магазина); в отношении здания магазина как объекта незавершенного строительства (кадастровый номер 54:35:064225:973) произведена государственная регистрация права собственности общества, о чем в Единый государственный реестр недвижимости внесена запись от 10.09.2018 N 54:35:064225:973-54/011/2018-1.
Инспекция, рассмотрев обращение администрации Ленинского района города Новосибирска о нарушении обществом требований градостроительного законодательства при строительстве спорного объекта капитального строительства, провела в отношении общества выездную и документарную проверку (приказ от 10.01.2020 N 8-ю), согласовав ее проведение с прокуратурой Новосибирской области (решение 13.01.2020 N 7-10-70-2020), в ходе которой выявила, что на момент проведения проверки работы на объекте не велись, демонтировано ограждение строительной площадки со стороны фасадов вдоль улицы Покрышкина, не предотвращен доступ посторонних лиц на строительную площадку, не обеспечена безопасность объекта капитального строительства; обществом не исполнено предписание от 03.08.2018 N 1-15/1831 со сроком исполнения до 26.10.2018.
По результатам проверки инспекцией составлен акт от 22.01.2020 N 16/50 и выдано предписание от 22.01.2020 N 16/50, в соответствии с которым обществу предписано: устранить нарушение требований части 4 статьи 52 Градостроительного кодекса российской Федерации (далее - ГрК РФ), разработать и выполнить мероприятия по консервации объекта капитального строительства, а именно: согласно требованиям подпунктов 8, 9, 10 Правил проведения консервации объекта капитального строительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2011 N 802 (далее - Правила N 802), подготовить техническую документацию на консервацию объекта, исключить обрушение элементов навесного вентилируемого фасада объекта, исключить несанкционированный доступ на территорию строительной площадки, установить ограждение строительной площадки, уведомить инспекцию о принятых решениях и предоставить техническую документацию на консервацию объекта (пункт 1); устранить нарушение проектной документации лист 13, 14и, 15, 16 шифр 6767-КР, а именно опирание косоуров лестничных маршей на подкосоурные балки выполнить через неравнополочные уголки, с опиранием на всю длину верхних полок подкосоурных балок (пункт 2); устранить нарушение проектной документации лист 50и шифр 6767- КР, а именно по наружным кирпичным стенам и внутренним перегородкам из сибита в осях 8-14/А-В выполнить деформационный шов (пункт 3); устранить нарушение требований подпунктов 7.4.13, 9.3.1 СП 70.133302012 "Несущие и ограждающие конструкции", а именно: заменить минераловатные плиты утеплителя в конструкции навесной фасадной системы по оси А/3-21, 1/А-К, 23/А-К, находившиеся из-за приостановления строительства с 28.01.2017 долгое время в открытом состояние под прямым воздействием атмосферных осадков, исключить зазоры между плитами утеплителя, восстановить ветрозащитную мембрану, выполнить перехлест полотнищ (пункт 4); устранить нарушение требований части 4 статьи 52 ГрК РФ, пункта 13 части 2 Правил N 802 и пункта 4.2 СП 13-102-2003 "Правила обследования несущих строительных конструкции зданий и сооружений", пункта 6.4.18 ГОСТ 31937-2011 "Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния", а именно выполнить техническое обследование несущих конструкций железобетонного каркаса здания и конструкций фундаментов в связи с тем, что строительство объекта не велось более шести месяцев с 28.01.2017 и мероприятия по консервации объекта не выполнялись, фундаменты здания были затоплены под воздействием атмосферных осадков и на поверхности перекрытий этажей в местах опирания плит на полки железобетонных сборных ригелей и перегородок, опирающихся на перекрытия в этих местах, выявлены силовые трещины, которые могут снизить прочностные, деформативные характеристики конструкций и ухудшить эксплуатационное состояние здания в целом (пункт 5); устранить нарушение проектной документации, а именно марши в лестничных клетках в осях 1-2/А-Г и 22-23/А-Г выполнить с шириной не менее 1,2 м (пункт 6);
в связи с необходимостью ремонта и усиления отдельных плит перекрытий, диафрагм жесткости и кирпичных стен, имеющих дефекты и повреждения после пробивки отверстий более 30 см, с нарушением целостности бетона и арматуры, для пропуска инженерных коммуникаций в соответствии с проектной документацией шифр 27-2017-КР, разработанной обществом с ограниченной ответственностью "ТЭЗИС" и приложением заключения по результатам обследования строительных конструкций от 23.03.2018 N 52-2018, восстановить эксплуатационную пригодность данных конструкций и привести их в нормативное состояние в соответствии с требованиями СП 13-102-2003* "Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений" (пункт 7); выполнить анкеровку плит перекрытий, установить соединительные элементы по связевым плитам, смонтированным поэтажно по оси Д, увеличить опирание связевой плиты перекрытия второго этажа по оси 3/Д со стороны оси 2 на полку ригеля до проектного в соответствии с приложением заключения по результатам обследования строительных конструкций от 23.03.2018 N 52-2018 (пункт 8), срок исполнения - 16.03.2020.
На основании приказа инспекции от 31.03.2020 N 21 проведение назначенной проверки выполнения ранее выданного предписания (приказ от 16.03.2020 N 98-ип) было приостановлено до 01.05.2020.
Приказом от 28.04.2020 N 112-ип инспекция возобновила проведение проверки по приказу от 16.03.2020 N 98-ип при строительстве объекта капитального строительства и в период с 06.05.2020 по 08.08.2020 провела проверку выполнения обществом предписания от 22.01.2020 N 1-16/50, в ходе которой выявлено, что пункт 1 предписания не исполнен; срок исполнения пунктов 2-8 предписания от 22.01.2020 N 16/50 продлен до 01.12.2020 в соответствии с письмом инспекции от 03.04.2020 исх. N 510-18/47.
По результатам проверки управлением составлен акт от 08.05.2020 N 17/502 и выдано предписание от 08.05.2020 N 1-17/502, в соответствии с которым обществу предписано в срок до 15.06.2020 устранить нарушения, указанные в пункте 1 предписания от 22.01.2020 N 1-16/50.
Общество, не согласившись с предписаниями инспекции от 22.01.2020 N 1-16/50, от 08.05.2020 N 1-17/502, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что оспариваемые предписания являются законными и не нарушают права и законные интересы общества.
Оставляя принятые по делу судебные акты без изменения, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
В соответствии с пунктом 10 статьи 1 ГрК РФ объектом капитального строительства является здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием на проектирование, проектной документацией и (или) информационной моделью, требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия (часть 6 статьи 52 ГрК РФ).
В силу пункта 1 части 1 статьи 54 ГрК РФ государственный строительный надзор осуществляется при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 указанного Кодекса либо является типовой проектной документацией или ее модификацией.
Инспекция в соответствии со статьей 54 ГрК РФ и пунктом 1 Положения об инспекции государственного строительного надзора Новосибирской области, утвержденного постановлением Правительства Новосибирской области от 18.10.2016 N 342-п, является исполнительным органом государственной власти Новосибирской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного строительного надзора в случаях, предусмотренных ГрК РФ, иными федеральными законами.
Государственный строительный надзор осуществляется в форме проверок (пункты 9 и 10 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54).
Пунктом 3 части 5 статьи 54 ГрК РФ предусмотрено, что основанием для проведения проверки помимо основания, указанного в пункте 1 названной части, является, в том числе, истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем выданного органом государственного строительного надзора предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований.
В соответствии с положениями части 6 статьи 54 ГрК РФ по результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений.
Как установлено частью 4 статьи 52 ГрК РФ при необходимости прекращения работ или их приостановления более чем на шесть месяцев застройщик или технический заказчик должен обеспечить консервацию объекта капитального строительства.
В силу Правил N 802 решение о консервации объекта принимается в случае прекращения его строительства (реконструкции) или в случае необходимости приостановления строительства (реконструкции) объекта на срок более 6 месяцев с перспективой его возобновления в будущем (пункт 2); в случаях, указанных в пункте 2, застройщик (заказчик) обеспечивает приведение объекта и территории, используемой для его возведения, в состояние, обеспечивающее прочность, устойчивость и сохранность конструкций, оборудования и материалов, а также безопасность объекта и строительной площадки для населения и окружающей среды (пункт 3); решение о консервации объекта (за исключением объекта государственной собственности) и об источнике средств на оплату расходов, связанных с консервацией объекта, принимает застройщик (пункт 4).
Согласно пункту 9 Правил N 802 в состав работ по консервации объекта входят, в том числе выполнение конструкций, принимающих проектные нагрузки; монтаж оборудования, дополнительно закрепляющего неустойчивые конструкции и элементы, или демонтаж таких конструкций и элементов; принятие необходимых мер, препятствующих несанкционированному доступу внутрь объекта и на территорию строительной площадки.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суды установили, что АО "Строй-Инверсия" является застройщиком и собственником незавершенного строительством объекта, ввиду чего именно на него в силу норм градостроительного законодательства возлагается обязанность обеспечения соблюдения требований действующего законодательства при строительстве, реконструкции и консервации объекта; строительные работы на объекте не ведутся с 2017 года; проверка, оформленная актом от 22.01.2020 N 16/50, показала, что обществом меры по консервации объекта не приняты, не исполнено ранее выданное предписание от 03.08.2018 N 1-15/1831; проверка, оформленная актом от 08.05.2020 N 17/502, показала неисполнение обществом пункта 1 ранее выданного предписания от 22.01.2020 N 1-16/50, при этом по заявлению конкурсного управляющего срок исполнения пунктов 2-8 указанного предписания продлен инспекцией до 01.12.2020.
При таких обстоятельствах суды обеих инстанций обоснованно признали оспариваемые предписания инспекции отвечающими критериям законности.
С учетом изложенных выше обстоятельств доводы общества о том, что им исполнено предписание от 08.05.2020 N 1-17/502 (акт проверки от 24.07.2020 N 18/1035) не имеют правового значения и не свидетельствуют о незаконности оспариваемых предписаний, равно как и доводы о невозможности реализации мероприятий, указанных в предписаниях, со ссылкой на отсутствие у общества денежных средств на эти цели.
Отклоняя довод конкурсного управляющего о неисполнимости предписаний со ссылкой на нахождение общества в стадии банкротства, суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из того, что данное обстоятельство не предусмотрено действующим законодательством в качестве обстоятельства, освобождающего лицо от исполнения требований градостроительного законодательства и предписаний уполномоченного органа.
Принимая во внимание, что доказательств соблюдения обществом всех требований градостроительного законодательства не представлено, суды пришли к обоснованному выводу о наличии у инспекции законных оснований для вынесения оспариваемых предписаний и правомерно отказали в удовлетворении заявленных обществом требований.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении нижестоящими судами норм права.
Суд округа не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Поскольку определением суда кассационной инстанции от 23.06.2021 обществу была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины, с учетом результатов рассмотрения кассационной жалобы на основании статьи 110 АПК РФ с общества в доход федерального бюджета подлежит взысканию 1 500 руб. государственной пошлины по кассационной жалобе.
В силу части 2 статьи 319 АПК РФ исполнительный лист на основании судебного акта, принятого арбитражным судом кассационной инстанции, выдается арбитражным судом, рассматривавшим дело в первой инстанции.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 08.12.2020 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 14.04.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-12548/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с акционерного общества "Строй-Инверсия" в доход федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Т. Шохирева |
Судьи |
Н.А. Алексеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с положениями части 6 статьи 54 ГрК РФ по результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений.
Как установлено частью 4 статьи 52 ГрК РФ при необходимости прекращения работ или их приостановления более чем на шесть месяцев застройщик или технический заказчик должен обеспечить консервацию объекта капитального строительства.
...
Согласно пункту 9 Правил N 802 в состав работ по консервации объекта входят, в том числе выполнение конструкций, принимающих проектные нагрузки; монтаж оборудования, дополнительно закрепляющего неустойчивые конструкции и элементы, или демонтаж таких конструкций и элементов; принятие необходимых мер, препятствующих несанкционированному доступу внутрь объекта и на территорию строительной площадки."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 сентября 2021 г. N Ф04-4165/21 по делу N А45-12548/2020