г. Тюмень |
|
16 сентября 2021 г. |
Дело N А27-5949/2021 |
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе судьи Малышевой И.А.
рассмотрел кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Осинники Кемеровской области-Кузбасса (межрайонного) на решение от 01.06.2021 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Камышова Ю.С.) по делу N А27-5949/2021, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по заявлению государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Осинники Кемеровской области - Кузбасса (межрайонного) (ОГРН 1164205068390, ИНН 4222015870) к обществу с ограниченной ответственностью "ГК-Сибирь" (ОГРН 1154252001310, ИНН 4252010798) о взыскании штрафа в размере 10 000 руб.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, без вызова лиц, участвующих в деле.
Суд установил:
государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Осинники Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное, далее - Фонд) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "ГК-Сибирь" (далее - Общество, страхователь) о взыскании штрафа в размере 10 000 руб.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением от 01.06.2021 Арбитражного суда Кемеровской области заявленные требования удовлетворены частично, судом взыскан с Общества в доход бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации штраф в размере 1 000 руб. по требованию от 18.12.2020 N 052S01200017291. В остальной части требования оставлены без удовлетворения.
Определением от 21.07.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда апелляционная жалоба Фонда возвращена по пункту 3 части 1 статьи 264 АПК РФ.
Фонд обратился с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам, просит отменить решение суда в части отказа в удовлетворении заявленного требования о взыскании штрафа в размере 9 000 руб. и принять по делу новый судебный акт. Фонд, ссылаясь на пункт 40 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 22.04.2020 N 211н (далее - Инструкция N 211н), считает неверным вывод суда об отсутствии правовых оснований для привлечения Общества к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), поскольку дополнительные сведения за спорные периоды представлены впервые в отношении застрахованных лиц, информация о которых ранее не была представлена. Кроме того, по мнению Фонда, вывод суда о том, что Общество своевременно устранило ошибки и представило дополняющие сведения за февраль 2020 года необоснован, поскольку для освобождения от финансовых санкций необходимо одновременное соблюдение всех условий, а именно: уточнение (исправление) необходимо произвести в течение 5 рабочих дней со дня вручения Фондом уведомления об устранении имеющихся в сведениях ошибок и несоответствий, тогда как Фонд уведомлений не направлял Обществу, страхователь сведения представил впервые в дополняющих формах.
С учетом положений части 2 статьи 288.2 АПК РФ, разъяснений, приведенных в абзаце втором пункта 26 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", по общему правилу кассационные жалобы на решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются арбитражными судами округов и Судом по интеллектуальным правам судьей единолично без вызова лиц, участвующих в деле.
Проверив законность решения суда в обжалуемой части в порядке статей 284, 286, 288.2 АПК РФ, изучив доводы жалобы, суд округа не находит оснований для ее удовлетворения.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что Обществом в Фонд своевременно представлены сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (тип формы "исходная") за отчетные периоды, а именно: 02.04.2019 - за март 2019 года в отношении 4 застрахованных лиц, 14.05.2019 - за апрель 2019 года в отношении 4 застрахованных лиц, 06.06.2019 - за май 2019 года в отношении 5 застрахованных лиц, 12.07.2019 - за июнь 2019 года в отношении 5 застрахованных лиц, 13.08.2019 - за июль 2019 года в отношении 5 застрахованных лиц, 13.09.2019 - за август 2019 года в отношении 10 застрахованных лиц, 10.10.2019 - за сентябрь 2019 года в отношении 10 застрахованных лиц, 15.11.2019 - за октябрь 2019 года в отношении 10 застрахованных лиц, 03.12.2019 - за ноябрь 2019 года в отношении 11 застрахованных лиц, 13.01.2020 - за декабрь 2019 года в отношении 11 застрахованных лиц, 17.02.2020 - за январь 2020 года в отношении 9 застрахованных лиц, 12.03.2020 - за февраль 2020 года в отношении 10 застрахованных лиц (13.03.2020 - отменяющая в отношении 1 застрахованного лица), 12.03.2020 - за февраль 2020 года в отношении 10 застрахованных лиц, 14.05.2020 - за апрель 2020 года в отношении 16 застрахованных лиц; 02.03.2020 - сведения по форме СЗВ-СТАЖ (исходная) за 2019 год в отношении 12 застрахованных лиц.
21.10.2020 Обществом самостоятельно были представлены сведения по форме СЗВ-СТАЖ (тип формы "дополняющая") за 2019 год на 2 застрахованных лиц, а также сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (тип формы "дополняющая") за март 2019 года в отношении 1 застрахованного лица, за апрель 2019 года в отношении 1 застрахованного лица, за май 2019 года в отношении 1 застрахованного лица, за июнь 2019 года в отношении 1 застрахованного лица, за июль 2019 года в отношении 1 застрахованного лица, за август 2019 года в отношении 2 застрахованных лиц, за сентябрь 2019 года в отношении 1 застрахованного лица, за октябрь 2019 года в отношении 1 застрахованного лица, за ноябрь 2019 года в отношении 1 застрахованного лица, за декабрь 2019 года в отношении 1 застрахованного лица; 27.04.2020 представлены сведения по форме СЗВ-М (тип формы "дополняющая") за январь 2020 года в отношении 1 застрахованного лица и 04.06.2020 представлены сведения по форме СЗВ-М (тип формы "дополняющая") за апрель 2020 года в отношении 1 застрахованного лица.
Полагая, что сведения за указанные периоды с типом формы "дополняющая" впервые представлены с нарушением срока, Фонд составил акты и вынес решения о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ, за несвоевременное предоставление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, в виде взыскания штрафа в общем размере 10 000 руб.
В адрес Общества направлены требования об уплате суммы финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Неисполнение Обществом требований об уплате финансовых санкций в добровольном порядке послужило основанием для обращения Фонда в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Поскольку заявителем кассационной жалобы обжалуется судебный акт в части отказа в удовлетворении требований о взыскании штрафа в размере 9 000 руб. (за несвоевременное представление сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М "дополняющая" за отчетные периоды март - декабрь 2019 года, январь, февраль, апрель 2020 года), то суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения в обжалуемой части в пределах доводов кассационной жалобы согласно части 1 статьи 286 АПК РФ.
Отказывая в удовлетворении требования Фонда о взыскании с Общества штрафа в размере 9 000 руб., суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 8, 11, 15, 17 Закона N 27-ФЗ, пунктов 37, 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах (утверждена приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766 н, далее-Инструкция N 766 н), пришел к выводу об отсутствии у Фонда оснований для привлечения Общества к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Данные выводы являются верными, соответствуют обстоятельствам дела и норма материального права.
В соответствии с частью 1 статьи 212 АПК РФ дела о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей и санкций, предусмотренных законом, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, либо в порядке приказного производства по правилам, предусмотренным главой 29.1 настоящего Кодекса, с особенностями, установленными в настоящей главе.
Согласно частям 4, 6 статьи 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя. При рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
В силу пункта 1 статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) Общество является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ сведения о застрахованных лицах с указанием: страхового номера индивидуального лицевого счета; фамилии, имени и отчества; идентификационного номера налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица) представляются страхователем ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Сведения в 2020 году подавались по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Сведения о застрахованных лицах" (введено в действие с 01.04.2016, утратило силу 29.05.2021).
Согласно разделу 3 "Тип формы" - выбирают один из предлагаемых кодов: "исхд.", "доп.", "отмн.". Код "доп." (дополняющая форма) указывается, если страхователем направляется форма СЗВ-М в качестве дополнения ранее поданных в ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период.
Абзац 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ предусматривает ответственность страхователей за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений.
Вместе с тем, статья 15 Закона N 27-ФЗ предоставляет право страхователю дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Согласно пункту 37 Инструкции N 766н (действовала до 26.07.2020) при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий.
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются (пункт 39 Инструкции N 766н).
Согласно абзацу 3 пункта 39 Инструкции N 766н страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Таким образом, финансовые санкции не подлежат применению в случае исправления в течение пяти рабочих дней с момента получения уведомления Фонда об устранении ошибок и несоответствий либо самостоятельного выявления ошибки до момента ее обнаружения территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Такой подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном устранении допущенных ошибок и поддерживать более оперативную обработку сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами пенсионного фонда.
Данный правовой подход закреплен в пункте 38 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018.
Судами установлено, материалами дела подтверждено и Фондом не опровергнуто, что Общество первоначально представило отчетность по форме СЗВ-М (с типом формы "исходная") за период март - декабрь 2019 года, январь, февраль, апрель 2020 года в установленные сроки, а также самостоятельно выявило ошибку (неполноту сведений), представив 21.10.2020 отчетность по дополняющей форме СЗВ-М за период март-декабрь 2019 года, 27.04.2020 - за январь 2020 года, 04.06.2020 - за апрель 2020 года; Обществом поданы дополняющие формы отчета за указанные периоды до момента обнаружения ошибки Фондом.
Суд округа соглашается с выводом суда о том, что, самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения Фондом, страхователь реализовал свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанные периоды, откорректировав их путем представления в Фонд дополняющих сведений за эти периоды, что в силу приведенных норм права исключает применение к Обществу финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
В отношении сведений за февраль 2020 года установлено, что Фондом по итогам сверки представленных форм СЗВ-М за отчетные периоды февраль - март 2020 года было выявлено, что количество застрахованных лиц в отчетном природе за март 2020 года не совпадает с количеством застрахованных лиц в сведениях, представленных за февраль 2020 года, в связи с чем Обществу было рекомендовано проверить представленные сведения и убедиться в отсутствии ошибок (информационное сообщение от 16.04.2020).
Данное информационное сообщение было получено Обществом 23.04.2020, что не оспаривается Фондом, дополняющие формы СЗВ-М за февраль 2020 года на 1 и на 3 застрахованных лиц направлены Обществом в Фонд 27.04.2020.
Установив, что страхователь своевременно устранил выявленную Фондом ошибку и представил дополняющие сведения за указанные периоды до истечения пятидневного срока представления уточнений, суд сделал верный вывод об отсутствии у Фонда оснований для привлечения страхователя к ответственности по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в отношении представления сведений за указанный период.
Доводы Фонда о правомерном привлечении страхователя к ответственности за нарушение срока представления сведений за спорные периоды обоснованно не приняты судом как не соответствующие положениям Закона N 27-ФЗ и действовавшей в спорных периодах (до 26.07.2020) Инструкции N 766н, которые допускают возможность страхователя дополнять, уточнять и исправлять ранее переданные им сведения о застрахованных лицах.
Ссылка Фонда на положения абзаца 4 пункта 40 Инструкции N 211н, утвержденной приказом Минтруда России от 22.04.2020 и действующей с 27.07.2020, отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку дополняющие сведения представлялись за страховые периоды, истекшие до вступления в законную силу данной инструкции.
То обстоятельство, что Общество представило часть дополняющих сведений в октябре 2020 года, когда уже действовала Инструкция N 211н, не изменяет сути допущенного нарушения в ином отчетном периоде (март-декабрь 2019 года), когда действовало правовое регулирование, определяемое на даты истечения установленных законом сроков исполнения обязанности по представлению сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Более того, основания для привлечения к ответственности устанавливаются федеральным законом, при этом в статьи 15 и 17 Закона N 27-ФЗ законодателем соответствующих изменений не вносилось.
Подзаконное регулирование должно соответствовать смыслу закона, на конкретизацию положений которого оно направлено. Суть данного правила заключается в том, чтобы в целях эффективной реализации положений закона не допустить несогласованности, противоречивости норм закона и конкретизирующих его подзаконных нормативных правовых актов. Подзаконный нормативный правовой акт не может противоречить положениям закона, во исполнение которого он принят. В случае несоответствия таких норм и разъяснений норме, содержащейся в законе, указанная норма применяется в том правовом смысле, который заложен в нее законодателем.
Основания привлечения к публично-правовой ответственности, обстоятельства, при наличии которых она наступает, должны быть установлены законом, а не подзаконным правовым актом.
Следовательно, с принятием новой Инструкции N 211н не могли быть установлены новые основания для привлечения к ответственности, ранее сложившаяся судебная практика сохраняет свою актуальность.
Иное толкование Фондом положений законодательства, а также иная оценка доказательств, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права применительно к установленным по делу обстоятельствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов в порядке статьи 288 АПК РФ, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 частью 1 статьи 287, статьями 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно - Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 01.06.2021 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-5949/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и не подлежит обжалованию в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в силу части 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
И.А. Малышева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы Фонда о правомерном привлечении страхователя к ответственности за нарушение срока представления сведений за спорные периоды обоснованно не приняты судом как не соответствующие положениям Закона N 27-ФЗ и действовавшей в спорных периодах (до 26.07.2020) Инструкции N 766н, которые допускают возможность страхователя дополнять, уточнять и исправлять ранее переданные им сведения о застрахованных лицах.
Ссылка Фонда на положения абзаца 4 пункта 40 Инструкции N 211н, утвержденной приказом Минтруда России от 22.04.2020 и действующей с 27.07.2020, отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку дополняющие сведения представлялись за страховые периоды, истекшие до вступления в законную силу данной инструкции.
То обстоятельство, что Общество представило часть дополняющих сведений в октябре 2020 года, когда уже действовала Инструкция N 211н, не изменяет сути допущенного нарушения в ином отчетном периоде (март-декабрь 2019 года), когда действовало правовое регулирование, определяемое на даты истечения установленных законом сроков исполнения обязанности по представлению сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Более того, основания для привлечения к ответственности устанавливаются федеральным законом, при этом в статьи 15 и 17 Закона N 27-ФЗ законодателем соответствующих изменений не вносилось."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 сентября 2021 г. N Ф04-5336/21 по делу N А27-5949/2021