г. Тюмень |
|
16 сентября 2021 г. |
Дело N А67-5670/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 сентября 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Мальцева С.Д.,
судей Крюковой Л.А.,
Куприной Н.А.,
при протоколировании судебного заседания с использованием системы веб-конференции помощником судьи Берсенёвой М.С., рассмотрел кассационную жалобу акционерного общества "Северский водоканал" на решение от 11.02.2021 Арбитражного суда Томской области (судья Дигель Е.Б.) и постановление от 27.05.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судья Аюшев Д.Н., Назаров А.В., Ходырева Л.Е.) по делу N А67-5670/2020 по иску акционерного общества "Северский водоканал" (636071, Томская область, город Северск, улица Лесная, 12А, ИНН 7024024853, ОГРН 1067024010547) к индивидуальному предпринимателю Ильину Юрию Владимировичу (ИНН 702436008794, ОГРНИП 304702407700135) о взыскании денежных средств.
Посредством использования системы веб-конференции (в режиме онлайн) в судебном заседании приняли участие представители: индивидуального предпринимателя Ильина Юрия Владимировича - Каряк С.В. по доверенности от 02.09.2020; акционерного общества "Северский водоканал" - Макаркин И.К. по доверенности от 15.01.2021 N 06/21.
Суд установил:
акционерное общество "Северский водоканал" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Томской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к индивидуальному предпринимателю Ильину Юрию Владимировичу (далее - предприниматель) о взыскании 419 788 руб. 75 коп. задолженности в виде платы за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения (далее - ЦСВ) по единому договору холодного водоснабжения и водоотведения от 01.03.2019 N 08/318 (далее - договор) за период с февраля по апрель 2020 года.
Решением от 11.02.2021 Арбитражного суда Томской области, оставленным без изменения постановлением от 27.05.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда, иск удовлетворен частично.
С предпринимателя в пользу общества взыскано 13 052 руб. 24 коп.
В удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, общество обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает на необоснованность выводов судов о необходимости применения в рассматриваемом случае пункта 123(4) Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), полагая, что основанием для начисления платы за негативное воздействие на ЦСВ в данном случае являются результаты инспекционного контроля сточных вод, которыми установлено превышение норм допустимых концентраций и превышение нормативных показателей вредных веществ, с учетом чего произведенный истцом в соответствии с пунктом 123 Правил N 644 расчет задолженности является правомерным. По мнению общества, применив к спорным правоотношениям нормы права, предусмотренные пунктом 123(4) Правил N 644 суд освободил ответчика от законной обязанности соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод.
В отзыве на кассационную жалобу, приобщенном судом округа к материалам дела в порядке статьи 279 АПК РФ, предприниматель возразил против изложенных в ней доводов.
В судебном заседании представители общества и предпринимателя поддержали позиции, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Рассмотрев кассационную жалобу в пределах ее доводов, которыми ограничивается рассмотрение дела судом кассационной инстанции (часть 1 статьи 286 АПК РФ, определение Верховного Суда Российской Федерации от 05.12.2016 N 302-ЭС15-17338), суд округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Судами установлено и следует из материалов дела, что по условиям заключенного между обществом (организация водопроводно-канализационного хозяйства, далее - организация ВКХ) и предпринимателем (абонент) договора организация ВКХ обязалась подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду, а абонент обязался оплачивать холодную (питьевую) воду установленного качества в объеме, определенном договором (пункт 1 договора).
Организация ВКХ обязалась также осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязался соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему сточных вод и нормативы водоотведения по составу сточных вод, нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (в случаях, когда такие нормативы установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации), требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения; абонент обязался оплачивать принятую холодную воду и водоотведение в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены договором, соблюдать в соответствии с договором режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета.
В силу пункта 7 договора оплата по договору осуществляется абонентом по тарифам на питьевую воду (холодное водоснабжение) и водоотведение, установленным приказом департамента тарифного регулирования Томской области.
Расчетный период равен одному календарному месяцу; оплата за фактически поданную в истекшем месяце холодную воду и оказанные услуги водоотведения с учетом средств, ранее внесенных абонентом в качестве оплаты за холодную воду и водоотведение в расчетном периоде, осуществляется до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата на основании следующих документов: универсального передаточного документа, расшифровки оказанных услуг, выставляемых к оплате организацией водопроводно-канализационного хозяйства не позднее 5-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем (пункт 8 договора).
Пунктом 11 договора определен расчет размера платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также размер оплаты сточных вод в связи с нарушением абонентом нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод рассчитываются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Для абонентов, являющихся предприятиями общественного питания, или осуществляющих производство готовых пищевых продуктов и блюд, стирку или химическую чистку изделий из ткани, в случае, если объем отводимых (принимаемых) сточных вод с объектов абонента составляет менее 30 куб. метров в сутки суммарно по всем канализационным выпускам, расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения определяется по формуле: П = К x Т x Qпр1, где: К - коэффициент компенсации, равный 0,5; Т - тариф на водоотведение, действующий для абонента, без учета налога на добавленную стоимость (руб./куб. метр); Qпр1 - объем сточных вод, сброшенных абонентом, определенный по показаниям прибора учета сточных вод либо в соответствии с балансом водопотребления и водоотведения или иными способами, предусмотренными Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 776.
Согласно пункту 14 договора абонент принял на себя обязательства обеспечивать эксплуатацию водопроводных и канализационных сетей в соответствии с требованиями нормативно-технических документов; обеспечивать учет получаемой холодной воды и отводимых сточных вод; осуществлению контроля за составом и свойствами сбрасываемых в систему канализации сточных вод; соблюдению установленных ему режимов водопотребления и сброса сточных вод и загрязняющих веществ, своевременной оплате истцу за полученную питьевую воду, сброшенные сточные воды и загрязняющие вещества; обеспечению беспрепятственного доступа представителей организации ВКХ на узлы учета абонента, а также к контрольным канализационным колодцам для отбора проб.
Приложениями N 1/2 и N 1/3 к договору согласованы границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.
Приложением N 3 к договору определено расположение узлов учета, приборов учета холодной воды, сточных вод и местах отбора проб воды, сточных вод: улица Лесная, дом 1а, строение 1/1; улица Мира, дом 33, строение 3/1; улица Калинина, дом 11.
В течение спорного периода истец осуществлял подачу питьевой воды на объекты ответчика и принимал сточные воды.
В соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 N 525, сотрудниками общества 20.01.2020 осуществлены отборы проб сточных вод на границе эксплуатационной ответственности по сетям водоотведения с абонентом (предпринимателем), по результатам которых составлен акт отбора проб сточных вод от 20.01.2020 N 1- 11.
По результатам проведенных исследований составлены сведения о составе и свойствах сточных вод абонента, выявлено превышение норм допустимых концентраций и превышение нормативных показателей.
На основании проведенных исследований обществом произведен расчет платы за негативное воздействие на работу ЦСВ в соответствии с пунктом 123 Правил N 644, согласно которому за февраль 2020 года начислено 141 543 руб. 65 коп., за март 2020 года - 150 090 руб. 72 коп., за апрель 2020 года - 128 154 руб. 38 коп. На уплату указанных сумм ответчику выставлены расчетные документы.
Претензиями от 24.04.2020 N 108/п, от 21.05.2020 N 123/п общество потребовало от предпринимателя оплатить имеющуюся задолженность по оплате за негативное воздействие на работу ЦСВ.
Неисполнение изложенных в претензии требований послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд с иском.
Рассматривая спор, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 309, 310, 539, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 7, 14 Федерального закона Российской Федерации от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), пунктами 25, 35, 36, 111, 114, 118, 123, 123 (4) Правил N 644.
Принимая во внимание, что предприниматель относится к категории абонентов, для которых порядок расчета платы за негативное воздействие на работу ЦСВ осуществляется в соответствии с пунктом 123(4) Правил N 644, суд исходил из установленной презумпции превышения содержания загрязняющих веществ и негативного воздействия на ЦСВ, с учетом чего метод расчета, предусмотренный пунктом 123 Правил N 644 не подлежит применению и, проверив произведенный ответчиком расчет, признав его верным, удовлетворил заявленные требования частично.
Поддерживая выводы суда первой инстанции, Седьмой арбитражный апелляционный суд указал, что приоритет результатов анализов отобранных проб сточных вод и декларации о составе и свойствах сточных вод и начисления платы за негативное воздействие на работу ЦСВ в соответствии с пунктами 120 и 123 Правил N 644 над расчетом платы за негативное воздействие на работу ЦСВ по формуле, закрепленной пунктом 123(4) Правил N 644, предусмотрен указанными правилами в редакции, которая начала действовать с 03.06.2020. Редакция, действовавшая в спорный период, исключала возможность применения иного порядка расчета платы в условиях соответствия абонента требованиям в части вида деятельности и объема стоков.
Выводы судов соответствуют обстоятельствам дела и примененным нормам права.
В силу пункта 25 Правил N 644 организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в ЦСВ и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные Законом N 416-ФЗ, законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и настоящими Правилами, нормативы по объему и составу отводимых в ЦСВ сточных вод, а также производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в порядке, размере и сроки, которые определены в договоре водоотведения.
Пунктом 111 Правил N 644 предусмотрено, что абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в ЦСВ, установленные Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу ЦСВ.
Согласно пункту 114 Правил N 644 и пункту 1 приложения N 2 к ним состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в ЦСВ, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в ЦСВ, предусмотренным приложением N 3.
В соответствии с частью 10 статьи 7 Закона N 416-ФЗ и пунктом 118 Правил N 644 в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в ЦСВ, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу ЦСВ, в размере и порядке, которые установлены Правилами N 644.
Пунктом 123 Правил N 644 (здесь и далее в редакции, действовавшей в юридически значимый период) предусмотрена формула расчета платы за негативное воздействие на работу ЦСВ в случае сброса абонентом сточных вод с превышением максимальных допустимых значений показателей и концентраций.
Кратность превышения фактической концентрации i-го загрязняющего вещества или фактического показателя свойств сточных вод абонента над максимальным допустимым значением концентрации i-го загрязняющего вещества или показателя свойств сточных вод определяется по формуле, содержащейся в пункте 123(1) Правил N 644.
На основании пункта 123(4) Правил N 644 для абонентов, являющихся предприятиями общественного питания, или осуществляющих производство готовых пищевых продуктов и блюд, производство строительных керамических материалов, изделий из бетона для использования в строительстве, керамических изделий, стекла и изделий из стекла (включая стекловолокно), производство химических веществ и химических продуктов, обработку поверхностей, предметов или продукции с использованием органических растворителей и красителей, производство кожи, меха и изделий из них, в том числе дубление, выделку и крашение шкур и кожи, выделку и крашение меха, производство гальванических элементов или изделий с гальваническим покрытием, или осуществляющих мойку транспортных средств, переработку или консервирование рыбы или иных водных биологических ресурсов, переработку или консервирование молока, мяса или иной пищевой продукции, стирку или химическую чистку изделий из ткани и меха, предоставляющих услуги парикмахерских и салонов красоты, в случае, если объем отводимых (принимаемых) сточных вод с объектов абонента составляет менее 30 куб. м в сутки суммарно по всем канализационным выпускам, или в случае отсутствия технической возможности осуществить отбор проб сточных вод абонента, относящегося к указанным отраслям (осуществляющего указанное производство), в отдельном контрольном канализационном колодце без учета сточных вод иных абонентов, в том числе если объект абонента расположен во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения или абонентом осуществляется сброс сточных вод через один канализационный выпуск и (или) в один контрольный канализационный колодец совместно с иными абонентами, расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения определяется по указанной в этом пункте формуле.
Из пункта 123(4) Правил N 644 следует, что законодатель предусмотрел упрощенный порядок определения платы за негативное воздействие на работу централизованных систем водоотведения для тех абонентов, чья основная хозяйственная деятельность независимо от объема сбросов в централизованную канализационную систему является заведомо опасной в связи с концентрацией в данных сбросах химических веществ и соединений, потенциально превышающих установленные нормативы и неблагоприятно воздействующих на систему канализационных сетей.
По смыслу нормативного регулирования, законодатель устанавливает презумпцию превышения содержания загрязняющих веществ и негативного воздействия на работу системы водоотведения, поскольку с учетом основной хозяйственной деятельности (которая всегда сопровождается сбросом вредных веществ) основной объем стоков такого абонента образуется именно от этой деятельности.
Таким образом, для осуществления расчетов по приведенной в данном пункте формуле абонент (ответчик) должен одновременно соответствовать нескольким критериям, а именно: осуществлять хотя бы один из перечисленных в названном пункте видов производственной деятельности; объем отводимых (принимаемых) сточных вод с объектов такого абонента должен составлять менее 30 куб. м в сутки суммарно по всем канализационным выпускам, либо на объекте данного абонента должно быть зафиксировано отсутствие технической возможности отбора проб сточных вод абонента (осуществляющего указанное производство) без учета сточных вод иных абонентов.
Толкование приведенных норм права в их взаимной связи указывает на то, что в спорный период расчет платы за негативное воздействие на работу ЦСВ для четко определенной категории абонентов определяется расчетным методом без осуществления контроля и применения результатов анализов контрольных проб сточных вод.
Следовательно, при наличии факта соответствия абонента вышеуказанным требованиям, расчет платы производится на основании положений пункта 123(4) Правил N 644 и исключает возможность применения формулы, предусмотренной пунктом 123 Правил N 644.
В рассматриваемом случае суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, установив, что основным видом деятельности ответчика является деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания (код ОКВЭД 56.10), деятельность ресторанов и кафе с полным ресторанным обслуживанием, кафетериев, ресторанов быстрого питания и самообслуживания (код ОКВЭД 56.10.1), деятельность ресторанов и баров по обеспечению питанием в железнодорожных вагонах ресторанах и на судах код ОКВЭД 56.10.3); по показаниям приборов учета абонента сброс сточных вод в календарном месяце по всем выпускам не превышает 30 куб. м в сутки, пришли к обоснованным выводам о соответствии ответчика критериям для применения упрощенного порядка определения платы за негативное воздействие на ЦСВ, в связи с чем удовлетворили заявленные требования частично.
Доводы заявителя о необходимости применения пункта 123 Правил N 644 основаны на неверном толковании норм права, получили надлежащую оценку апелляционного суда и отклоняются судом округа, поскольку редакция Пункта 123(4) Правил N 644, действовавшая в спорный период, не предусматривала применение пунктов 120 и 123 данных правил в отношении объектов абонентов, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее 30 куб. м.
Иное установлено только последующим правовым регулированием, а именно изменениями, внесенными в Правила N 644 постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 N 728, которым пункт 123 (4) дополнен абзацем, устанавливающим правило о том, что в случае если организацией, осуществляющей водоотведение, произведен отбор проб сточных вод абонентов, указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта (в новой редакции), расчет платы за негативное воздействие на работу ЦСВ в отношении указанных объектов абонентов определяется в соответствии с пунктами 120 и 123 Правил N 644.
Поскольку в исковой период аналогичное нормативное правило отсутствовало, к отношениям сторон в силу статьи 422 ГК РФ оно неприменимо.
Изложенное согласуется с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 07.09.2021 N 304-ЭС21-14415.
При этом, ссылаясь на необходимость применения пункта 123 Правил N 644, общество не реализовало возложенное на него бремя доказывания обстоятельств существенного превышения концентрации загрязняющих веществ применительно к осуществляемой ответчиком видом деятельности, доказательства, безусловно свидетельствующие о факте допущенного предпринимателем негативного воздействия на систему ЦСВ, заведомо не соответствующего ординарным последствиям осуществляемой абонентом деятельности, не представлены (статья 9, 65 АПК РФ).
С учетом изложенного, принятые судами первой и апелляционной инстанций судебные акты основаны на должной оценке доказательств согласно главе 7 АПК РФ.
Оснований для иных выводов у суда округа не имеется (статья 286 АПК РФ).
Приведенные в кассационной жалобе доводы являлись предметом исследования и получили должную правовую оценку нижестоящих судов применительно к установленным фактическим обстоятельствам дела, а потому судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права (статья 286 АПК РФ).
Несогласие ответчика с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не свидетельствует о допущенной при рассмотрении дела судебной ошибке и не является основанием для отмены судебных актов судом кассационной инстанции.
Судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела; выводы судов соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела; обжалуемые судебные акты содержат мотивированное обоснование отклонения доводов истца.
При таких обстоятельствах кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Согласно положениям статьи 110 АПК РФ государственная пошлина за рассмотрение кассационной жалобы относится на ее подателя.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 11.02.2021 Арбитражного суда Томской области и постановление от 27.05.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А67-5670/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Д. Мальцев |
Судьи |
Л.А. Крюкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы заявителя о необходимости применения пункта 123 Правил N 644 основаны на неверном толковании норм права, получили надлежащую оценку апелляционного суда и отклоняются судом округа, поскольку редакция Пункта 123(4) Правил N 644, действовавшая в спорный период, не предусматривала применение пунктов 120 и 123 данных правил в отношении объектов абонентов, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее 30 куб. м.
Иное установлено только последующим правовым регулированием, а именно изменениями, внесенными в Правила N 644 постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 N 728, которым пункт 123 (4) дополнен абзацем, устанавливающим правило о том, что в случае если организацией, осуществляющей водоотведение, произведен отбор проб сточных вод абонентов, указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта (в новой редакции), расчет платы за негативное воздействие на работу ЦСВ в отношении указанных объектов абонентов определяется в соответствии с пунктами 120 и 123 Правил N 644.
Поскольку в исковой период аналогичное нормативное правило отсутствовало, к отношениям сторон в силу статьи 422 ГК РФ оно неприменимо.
Изложенное согласуется с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 07.09.2021 N 304-ЭС21-14415."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 сентября 2021 г. N Ф04-4937/21 по делу N А67-5670/2020
Хронология рассмотрения дела:
16.09.2021 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-4937/2021
27.05.2021 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-2897/2021
11.02.2021 Решение Арбитражного суда Томской области N А67-5670/20
04.02.2021 Решение Арбитражного суда Томской области N А67-5670/20