г. Тюмень |
|
20 сентября 2021 г. |
Дело N А27-23504/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 сентября 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шохиревой С.Т.
судей Киричёк Ю.Н.
Шабановой Г.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Кузбасса на решение от 14.04.2021 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Сарафанникова М.А.) и постановление от 18.06.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Зайцева О.О., Фролова Н.Н., Кудряшева Е.В.) по делу N А27-23504/2020 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "На проспекте Ленина" (650066, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, проспект Ленина, дом 58, кабинет 4, ОГРН 1144205009750, ИНН 4205289535) к Государственной жилищной инспекции Кузбасса (650991, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, проспект Советский, дом 60/229, ОГРН 1024200719828, ИНН 4207052789) об оспаривании решения от 27.10.2020.
Другое лицо, участвующее в деле, - общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Рассвет" (650066, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, бульвар Пионерский, дом 12, помещение 47, ОГРН 1204200005910, ИНН 4205388938).
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "На проспекте Ленина" (далее - ООО "УК "На проспекте Ленина", общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительным решения Государственной жилищной инспекции Кузбасса (далее - инспекция) от 27.10.2020 N 1347/2020-МКД об исключении многоквартирного дома, расположенного по адресу: город Кемерово, улица Спортивная, дом 20 (далее - многоквартирный дом), из реестра лицензий ООО "УК "На проспекте Ленина" и включении данного многоквартирного дома в реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами Кемеровской области - Кузбасса, деятельность по управлению которыми осуществляет общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Рассвет" (далее - ООО "УК "Рассвет"), принятого по заявлению ООО "УК "Рассвет", и обязании инспекции внести изменения в реестр лицензий, включив многоквартирный дом в перечень многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет ООО "УК "На проспекте Ленина".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "УК "Рассвет".
Решением от 14.04.2021 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 18.06.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда, оспариваемое решение признано недействительным, на инспекцию возложена обязанность по повторному рассмотрению заявления ООО "УК "Рассвет".
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, инспекция просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя кассационной жалобы, оснований для отказа ООО "УК "Рассвет" во внесении изменений в реестр лицензий не имелось;
у инспекции отсутствовала обязанность по приостановлению рассмотрения заявления на основании пункта 10 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок N 938/пр).
Лица, участвующие в деле, отзывы на кассационную жалобу в порядке статьи 279 АПК РФ не представили.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО "УК "На проспекте Ленина" предоставлена лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 22.05.2015 N 042000284; многоквартирный дом находился под управлением общества на основании договора управления от 01.05.2015.
В соответствии с протоколом внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 10.08.2020 N 01 собственниками приняты решения о расторжении всех ранее заключенных договоров управления многоквартирным домом с обществом с 14.08.2020, о выборе управляющей организации ООО "УК Рассвет", заключении с ней договора управления многоквартирным домом с 15.08.2020 (вопросы 4, 5, 6 повестки дня).
14.10.2020 ООО "УК Рассвет" обратилось в инспекцию с заявлением о внесении в реестр лицензий сведений об управлении многоквартирным домом данной организацией.
Решением от 27.10.2020 N 1347/2020-МКД инспекция исключила многоквартирный дом из реестра лицензий ООО "УК "На проспекте Ленина" и включила в реестр лицензий ООО "УК "Рассвет" с 01.11.2020.
Не согласившись с указанным решением инспекции, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из несоответствия оспариваемого решения инспекции требованиям действующего законодательства и нарушении прав и законных интересов ООО "УК "На проспекте Ленина".
Суд округа, оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
Согласно статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией (часть 2).
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3).
Собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом (часть 8.2).
Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией (часть 9).
Согласно части 1 статьи 192, пункта 1 части 1, части 2 статьи 195 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, сведения об адресе многоквартирного дома, деятельность по управлению которым осуществляет лицензиат, содержатся в реестре лицензий субъекта Российской Федерации.
В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора (часть 2 статьи 198 ЖК РФ).
При этом частью 3 статьи 198 ЖК РФ установлено, что в случае непредставления лицензиатом указанных в части 2 названной статьи сведений о прекращении, расторжении договора управления многоквартирным домом в порядке и в сроки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации о включении сведений о многоквартирном доме в данный реестр и (или) об исключении из данного реестра таких сведений по результатам внеплановой проверки, основанием для проведения которой является поступление сведений от иного лицензиата в связи с прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом и заключением такого договора управления с иным лицензиатом.
Согласно пунктам 2-4 Порядка N 938/пр изменения в реестр вносятся по решению органа государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации в течение десяти рабочих дней с даты поступления соответствующих сведений.
Пунктом 10 Порядка N 938/пр предусмотрено, что орган государственного жилищного надзора приостанавливает рассмотрение заявления при поступлении заявления о внесении изменений в реестр в связи с заключением договора управления многоквартирным домом или изменением способа управления многоквартирным домом при отсутствии заявления о прекращении, расторжении договора управления данным многоквартирным домом от иного заявителя (подпункт "в").
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что 14.10.2020 в адрес инспекции от ООО "УК Рассвет" поступило заявление о внесении изменений в реестр лицензий в части включения сведений об управлении многоквартирным домом; при этом соответствующего заявления от ООО "УК "На проспекте Ленина", осуществляющего управление многоквартирным домом, в адрес инспекции не поступало.
Учитывая положения части 3 статьи 198 ЖК РФ и требования пунктов 10, 15, 17 Порядка N 938/пр такие обстоятельства являлись основанием для приостановления рассмотрения заявления ООО "УК Рассвет" о внесении изменений в реестр лицензий и проведения проверки.
Судами установлено и инспекцией не оспаривается, что указанные действия выполнены не были.
Кроме того, суды обоснованно отметили, что уведомление о расторжении договора управления многоквартирным домом с обществом поступило в его адрес 18.08.2020, тогда как с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий ООО "УК "Рассвет" обратилось в инспекцию только 14.10.2020 и весь указанный период времени до 31.10.2020 многоквартирный дом оставался в управлении ООО "УК "На проспекте Ленина", которое было лишено возможности узнать в отсутствие процедуры приостановления рассмотрения заявления о том, приступила ли новая управляющая компания фактически к исполнению договора управления многоквартирным домом.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемое решение инспекции не соответствует действующему законодательству и нарушает права и охраняемые законом интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.
С учетом изложенного суды правомерно удовлетворили заявленное требование, признав недействительным оспариваемое решение и возложив на инспекцию в порядке пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ обязанность по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов общества путем повторного рассмотрения заявления ООО "УК Рассвет".
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены или изменения обжалуемых судебных актов судом округа не установлено.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 14.04.2021 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 18.06.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-23504/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Т. Шохирева |
Судьи |
Ю.Н. Киричёк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора (часть 2 статьи 198 ЖК РФ).
При этом частью 3 статьи 198 ЖК РФ установлено, что в случае непредставления лицензиатом указанных в части 2 названной статьи сведений о прекращении, расторжении договора управления многоквартирным домом в порядке и в сроки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации о включении сведений о многоквартирном доме в данный реестр и (или) об исключении из данного реестра таких сведений по результатам внеплановой проверки, основанием для проведения которой является поступление сведений от иного лицензиата в связи с прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом и заключением такого договора управления с иным лицензиатом.
Согласно пунктам 2-4 Порядка N 938/пр изменения в реестр вносятся по решению органа государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации в течение десяти рабочих дней с даты поступления соответствующих сведений.
Пунктом 10 Порядка N 938/пр предусмотрено, что орган государственного жилищного надзора приостанавливает рассмотрение заявления при поступлении заявления о внесении изменений в реестр в связи с заключением договора управления многоквартирным домом или изменением способа управления многоквартирным домом при отсутствии заявления о прекращении, расторжении договора управления данным многоквартирным домом от иного заявителя (подпункт "в").
...
Учитывая положения части 3 статьи 198 ЖК РФ и требования пунктов 10, 15, 17 Порядка N 938/пр такие обстоятельства являлись основанием для приостановления рассмотрения заявления ООО "УК Рассвет" о внесении изменений в реестр лицензий и проведения проверки."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20 сентября 2021 г. N Ф04-5561/21 по делу N А27-23504/2020