город Тюмень |
|
23 сентября 2021 г. |
Дело N А03-10621/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 сентября 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Крюковой Л.А.,
судей Дерхо Д.С.,
Хлебникова А.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу муниципального автономного учреждения Редакции газеты "Моя Земля" Бийского района на решение от 23.03.2021 Арбитражного суда Алтайского края (судья Чайка А.А.) и постановление от 18.06.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Колупаева Л.А., Сластина Е.С., Ходырева Л.Е.) по делу N А03-10621/2020 по иску муниципального автономного учреждения Редакции газеты "Моя Земля" Бийского района (659325, Алтайский край, город Бийск, улица Ильи Мухачева, дом 98, корпус А, ОГРН 1032201640899, ИНН 2234000112) к Администрации Бийского района Алтайского края (659325, Алтайский край, город Бийск, улица Валериана Куйбышева, дом 88, ОГРН 1022200570853, ИНН 2234003346) о взыскании неосновательного обогащения.
Суд установил:
муниципальное автономное учреждение Редакция газеты "Моя Земля" Бийского района (далее - учреждение, истец) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с иском о взыскании с Администрации Бийского района Алтайского края (далее - администрация, ответчик) 320 000,75 руб. неосновательного обогащения.
Решением от 23.03.2021 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 18.06.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, учреждение обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которых просит решение и постановление отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В обоснование жалобы учреждением приведены следующие доводы: истец является автономной, социально-ориентированной некоммерческой организацией, созданной для достижения целей, указанных в разделе 2 Устава учреждения (далее - Устав), и для осуществления видов деятельности, направленных на решение социальных проблем и развитие гражданского общества; с момента утверждения действующего Устава ответчик не несет расходы на содержание здания, в котором находится истец, не выделяет необходимые субсидии для покрытия расходов, в том числе за период, в котором здание учреждению не передано; ответчик не обеспечивает истца муниципальными заданиями, в связи с чем последний вынужден осуществлять деятельность, приносящую доход, для покрытия необходимых эксплуатационных расходов; обязанность ответчика по предоставлению истцу муниципального задания закреплена в Уставе, утвержденном администрацией, не измененном и не признанном недействительным; сумма, затраченная истцом на содержание здания, является неосновательным обогащением ответчика; судами не верно применены положения статей 216, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), поскольку истец не является субъектом права оперативного управления ввиду нарушения ответчиком процедуры закрепления имущества и отсутствия государственной регистрации.
В отзыве на кассационную жалобу администрация просит суд округа оставить оспариваемые судебные акты без изменения, считая доводы учреждения необоснованными.
В канцелярию суда округа от учреждения поступили возражения на отзыв, в приобщении которых к материалам дела суд округа отказывает, поскольку допустимых доказательств их направления в адрес администрации не представлено.
Поступившее от учреждения ходатайство об отложении судебного заседания для предоставления ему возможности участвовать в судебном заседании по рассмотрению кассационной жалобы с использованием видеоконференц-связи судом округа отклонено как несоответствующее положениям статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Учитывая надлежащее извещение участвующих в деле лиц, кассационная жалоба рассматриваются в отсутствие их представителей в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 284 АПК РФ.
Суд кассационной инстанции, проверив в соответствии с положениями статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, изучив материалы дела, исходя из доводов кассационной жалобы, пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц учреждение создано до 01.07.2002.
В соответствии с Уставом учредителем истца выступает муниципальное образование Бийский район Алтайского края.
Учреждение является социально-ориентированной некоммерческой организацией, созданной для решения социальных проблем, развития гражданского общества, а также в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления Бийского района Алтайского края в информационной сфере (раздел 2 Устава).
В пункте 2.4 Устава закреплены основные виды редакционно-издательской деятельности учреждения (исчерпывающий перечень): поиск, получение, редактирование, подготовка и распространение информации, производство (полный цикл) и распространение газеты (пункт 2.4.1); обеспечение на страницах газеты официального опубликования муниципальных правовых актов Бийского района, обсуждения проектов муниципальных правовых актов Бийского района по вопросам местного значения (пункт 2.4.2); доведение до сведения жителей Бийского района официальной информации о его общественно-политическом, социально-коммерческом и культурном развитии, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации (пункт 2.4.3); обеспечение конституционного права граждан на свободу мысли и слова путем организации на страницах газеты открытого обсуждения общественно значимых проблем жизни Бийского района и его жителей, работы органов местного самоуправления (пункт 2.4.4); распространение информации, направленной на охрану окружающей среды и защиту животных (пункт 2.4.5).
Пунктом 2.5 Устава предусмотрены дополнительные виды деятельности учреждения (исчерпывающий перечень): производство и распространение в установленном порядке рекламы, в том числе социальной рекламы и объявлений (пункт 2.5.1); подготовка населения Бийского района Алтайского края к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев (пункт 2.5.2); оказание информационной помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий (пункт 2.5.3); профилактика социально-опасных форм поведения граждан (пункт 2.5.4); содействие благотворительности (пункт 2.5.5).
В безвозмездном пользовании учреждения находится здание, общей площадью 169 м2, расположенное по адресу: город Бийск, улица Мухачева, дом 98А (далее - здание), что подтверждается выпиской из реестра объектов муниципальной собственности Бийского района Алтайского края (далее - выписка).
Согласно указанной выписке здание передано в безвозмездное пользование учреждению решением Бийского районного Совета народных депутатов от 16.12.2010 N 207.
На основании постановления администрации от 11.08.2011 N 394 "О создании муниципального автономного учреждения Редакция газеты "Моя Земля" Бийского района" (путем изменения типа существующего муниципального учреждения Редакция газеты "Моя Земля" Бийского района) спорное здание закреплено за учреждением на праве оперативного управления.
Судами установлено, что на дату закрепления имущества на праве оперативного управления здание находилось в фактическом пользовании учреждения. Государственная регистрация права оперативного управления своевременно не произведена в связи с отсутствием государственного кадастрового учета объекта недвижимости. На момент рассмотрения спора здание поставлено на кадастровый учет, проведена переадресация объекта недвижимости, произведена государственная регистрация права собственности муниципального образования Бийский район Алтайского края.
Полагая, что понесенные учреждением в период с 01.08.2017 по 31.12.2019 расходы на содержание здания в сумме 320 000,75 руб. являются неосновательным обогащением администрации, не обеспечившей выдачу соответствующих муниципальных заданий, за счет которых данные расходы могли быть компенсированы, истец обратился в суд с настоящим иском.
Рассматривая спор, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались статьями 8, 123.21, 123.22, 210, 214, 296, 298, 299, 309, 310, 607, 610, 615, 621, 623, 689, 695, 1102, 1105, 1109 ГК РФ, статьями 69.2, 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон N 210-ФЗ), Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.04.2011 N 729-р "Об утверждении перечня услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), подлежащих включению в реестры государственных или муниципальных услуг и предоставляемых в электронной форме" (далее - Распоряжение N 729-р), постановлением администрации Бийского района от 04.05.2011 N 219 "Об утверждении Положения об условиях, порядке формирования и финансового обеспечения муниципального задания в отношениях муниципальных учреждений муниципального образования Бийский район Алтайского края", постановлением администрации Бийского района от 12.04.2011 N 163/1 "Об утверждении Порядка формирования и ведения реестра муниципальных услуг в муниципальном образовании Бийский район Алтайского края", постановлением администрации Бийского района от 14.03.2016 N 158 "Методические рекомендации по расчету затрат на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания муниципальными учреждениями Бийского района", постановлением администрации Бийского района Алтайского края от 02.09.2020 N 568 "Об утверждении Реестра услуг в муниципальном образовании Бийский район Алтайского края", правовой позицией, изложенной в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 (далее - постановление N 10/22), постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.01.2013 N 11524/2012, и исходили из отсутствия оснований для вывода о наличии неосновательного обогащения на стороне администрации, в связи с чем отказали в удовлетворении иска.
Поддерживая в рассматриваемом случае выводы судов первой и апелляционной инстанций, суд округа находит их соответствующими представленным в дело доказательствам, установленным на их основе обстоятельствам спора и примененному законодательству.
Согласно статье 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
В соответствии с пунктом 2 статьи 1105 ГК РФ лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
Правила, предусмотренные главой 60 ГК РФ, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Таким образом, в предмет доказывания по иску о взыскании неосновательного обогащения входит установление обстоятельств (факта) получения (сбережения) ответчиком имущества за счет истца в отсутствие предусмотренных правовыми актами или сделкой оснований для такого приобретения.
В силу пункта 7 части 1 статьи 17 Закона N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями по учреждению печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации.
Пунктом 1 статьи 123.21 ГК РФ установлено, что учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением (пункт 1 статьи 123.22 ГК РФ).
Согласно пункту 4 статьи 215 ГК РФ имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).
В силу положений статьи 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (статья 210 ГК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, в том числе в рамках исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.
В пункте 3 статьи 69.2 БК РФ установлено, что государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) федеральными учреждениями, учреждениями субъекта Российской Федерации, муниципальными учреждениями формируется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования, на срок до одного года в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и на срок до трех лет в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период (с возможным уточнением при составлении проекта бюджета).
Государственное задание формируется для бюджетных и автономных учреждений, определенных в соответствии с решением органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств.
Такое государственное задание должно формироваться с учетом нормативных затрат, определяемых учредителем, и в соответствии с основными видами деятельности бюджетного учреждения, предусмотренными уставом данного учреждения, осуществлять реализацию направлений своей деятельности на основе составленного и утвержденного его учредителем плана финансово-хозяйственной деятельности.
В пункте 2 статьи 2 Закона N 210-ФЗ дано понятие муниципальной услуги, предоставляемой органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), под которой понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных Законом N 131-ФЗ и уставами муниципальных образований.
При этом заявителем в понятиях Закона N 210-ФЗ является физическое или юридическое лицо (за исключением государственных органов и их территориальных органов, органов государственных внебюджетных фондов и их территориальных органов, органов местного самоуправления) либо их уполномоченные представители, обратившиеся в орган, предоставляющий государственные услуги, или в орган, предоставляющий муниципальные услуги, либо в организации, указанные в частях 2 и 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, либо к уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации экспертам, указанным в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, или в организации, указанные в пункте 5 настоящей статьи, с запросом о предоставлении государственной или муниципальной услуги, в том числе в порядке, установленном статьей 15.1 настоящего Федерального закона, выраженным в устной, письменной или электронной форме.
Распоряжением N 729-р утвержден перечень услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), подлежащих включению в реестры государственных или муниципальных услуг и предоставляемых в электронной форме.
Согласно части 7 статьи 11 Закона N 210-ФЗ формирование и ведение реестра муниципальных услуг осуществляются в порядке, установленном местной администрацией.
Оценив представленные в материалы судебного дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ в их совокупности и во взаимосвязи, установив, что учреждение не включено в реестр муниципальных услуг в муниципальном образовании Бийский район Алтайского края, утвержденный постановлением администрации Бийского района Алтайского края от 02.09.2020 N 568, и в реестры за ранние периоды, а выполняемый им основной вид деятельности по опубликованию муниципальных правовых актов и различной официальной информации не является деятельностью по предоставлению муниципальных услуг, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для выдачи учреждению муниципальных заданий и выделению администрацией для их реализации бюджетных средств.
Установив факт принадлежности здания в заявленном к взысканию периоде учреждению на праве оперативного управления, имеющим вещный характер, предоставляющий его субъектам не только правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагающий на них обязанности по содержанию имущества, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для взыскания с администрации неосновательного обогащения в виде компенсации расходов учреждения по содержанию здания.
При указанных обстоятельствах суд округа считает судебные акты принятыми при правильном применении норм права, содержащиеся в них выводы не противоречащими установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
В целом доводы, изложенные в кассационной жалобе, сводятся к несогласию ее заявителя с выводами судов и основаны на неправильном применении норм материального права.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов в порядке статьи 288 АПК РФ, окружным судом не установлено. На основании изложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с требованиями статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 23.03.2021 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 18.06.2021 Седьмого арбитражного апелляционного по делу N А03-10621/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Крюкова |
Судьи |
Д.С. Дерхо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 2 статьи 2 Закона N 210-ФЗ дано понятие муниципальной услуги, предоставляемой органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), под которой понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных Законом N 131-ФЗ и уставами муниципальных образований.
При этом заявителем в понятиях Закона N 210-ФЗ является физическое или юридическое лицо (за исключением государственных органов и их территориальных органов, органов государственных внебюджетных фондов и их территориальных органов, органов местного самоуправления) либо их уполномоченные представители, обратившиеся в орган, предоставляющий государственные услуги, или в орган, предоставляющий муниципальные услуги, либо в организации, указанные в частях 2 и 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, либо к уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации экспертам, указанным в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, или в организации, указанные в пункте 5 настоящей статьи, с запросом о предоставлении государственной или муниципальной услуги, в том числе в порядке, установленном статьей 15.1 настоящего Федерального закона, выраженным в устной, письменной или электронной форме.
Распоряжением N 729-р утвержден перечень услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), подлежащих включению в реестры государственных или муниципальных услуг и предоставляемых в электронной форме.
Согласно части 7 статьи 11 Закона N 210-ФЗ формирование и ведение реестра муниципальных услуг осуществляются в порядке, установленном местной администрацией."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23 сентября 2021 г. N Ф04-5639/21 по делу N А03-10621/2020
Хронология рассмотрения дела:
23.09.2021 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-5639/2021
18.06.2021 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-4675/2021
18.06.2021 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-4675/2021
23.03.2021 Решение Арбитражного суда Алтайского края N А03-10621/20