г. Тюмень |
|
24 сентября 2021 г. |
Дело N А27-23072/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 сентября 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Киричёк Ю.Н.
Шохиревой С.Т.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищник" на решение от 29.03.2021 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Гатауллина Н.Н.) и постановление от 18.06.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Бородулина И.И., Кривошеина С.В., Логачев К.Д.) по делу N А27-23072/2020 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищник" (650056, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, улица Волгоградская, дом 45А, ОГРН 1114205000733, ИНН 4205214593) к Государственной жилищной инспекции Кузбасса (650991, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, проспект Советский, дом 60, 229, ОГРН 1024200719828, ИНН 4207052789) об оспаривании решения от 31.07.2020.
Другое лицо, участвующее в деле - общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Спектр услуг" (650033, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, улица Аллейная, дом 9, квартира 127, ОГРН 1144205030969, ИНН 4205300605).
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищник" (далее - общество, ООО "УК "Жилищник") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительным решения Государственной жилищной инспекции Кузбасса (далее - инспекция, ГЖИ) от 31.07.2020 N 756/2020-МКД о внесении изменений в реестр лицензий Кемеровской области - Кузбасса путем включения с 01.08.2020 сведений о многоквартирном доме по адресу: город Кемерово, улица Волгоградская, 18 (далее - МКД), в перечень домов, деятельность по управлению которыми осуществляет общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания спектр услуг" (далее - ООО "УК "Спектр услуг"), и об исключении с 31.07.2020 данного дома из перечня домов, деятельность по управлению которыми осуществляет ООО "УК "Жилищник".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "УК "Спектр услуг".
Решением от 29.03.2021 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 18.06.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, ООО "УК "Жилищник" просит указанные судебные акты отменить и удовлетворить заявленное им требование.
По мнению подателя жалобы, судами не учтено, что инспекцией нарушены положений части 3 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ); не дана оценка протоколу общего собрания собственников помещений МКД о выборе в качестве управляющей организации ООО "УК "Жилищник", представленному в ГЖИ 31.07.2020.
В отзыве на кассационную жалобу ГЖИ просит принятые по делу судебные акты оставить без изменения.
ООО "УК "Спектр услуг" отзыв на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представило.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд округа не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, ООО "УК "Спектр Услуг" предоставлена лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 30.11.2018 N 483-01.
В соответствии с протоколом внеочередного общего собрания собственников помещений в МКД от 26.06.2020 N 2 собственниками приняты решения о расторжении с 30.06.2020 всех ранее заключенных договоров с организациями, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирным домом, в том числе с ООО "УК "Жилищник", о выборе с 01.07.2020 управляющей организации ООО "УК "Спектр Услуг" и заключении с ней договора управления многоквартирным домом.
ООО "УК "Спектр Услуг" подписало представленный собственниками помещений в многоквартирном доме проект договора управления, соответствующую информацию разместило на сайте Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (https://dom.gosuslugi.ru/) и направило в инспекцию заявление о внесении изменений в реестр лицензий в части включения сведений об управлении многоквартирным домом.
Выявив противоречие полученных от лицензиата сведений информации, содержащейся в реестре, а также отсутствие заявления общества об исключении МКД из реестра, инспекция приняла решение от 10.07.2020 N 756/2020-МКД о приостановлении рассмотрения поступившего пакета документов и направила в адрес ООО "УК Спектр услуг", ООО "УК "Жилищник" запросы (от 17.07.2020 N 1242-ЛО и N 1243-ЛО соответственно) о предоставлении необходимых материалов и информации.
По результатам рассмотрения поступивших документов и заявления инспекцией принято решение от 31.07.2020 N 756/2020-МКД "О внесении изменений в реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в Кемеровской области - Кузбассе", а именно об исключении с 31.07.2020 из реестра сведений о том, что ООО "УК "Жилищник" осуществляет деятельность по управлению МКД, а также о включении в реестр информации об осуществлении деятельности по управлению им ООО "УК "Спектр услуг" с 01.08.2020.
Не согласившись с указанным решением инспекции, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из отсутствия правовых оснований для признания незаконным оспариваемого решения ГЖИ.
Суд округа, оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
Согласно статье 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией (часть 2).
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3).
Собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом (часть 8.2).
Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией (часть 9).
В силу положений части 1 статьи 192, пункта 1 части 1, части 2 статьи 195 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, сведения об адресе многоквартирного дома, деятельность по управлению которым осуществляет лицензиат, содержатся в реестре лицензий субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 198 ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора (часть 2). Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 названной статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 3).
Согласно пунктам 2-4 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок N 398/пр), изменения в реестр вносятся по решению органа государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации в течение десяти рабочих дней с даты поступления соответствующих сведений.
По результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений: а) о внесении изменений в реестр; б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления; в) о приостановлении рассмотрения заявления (пункт 7 Порядка N 938/пр).
Согласно пункту 10 Порядка N 938/пр основанием для принятия решения о приостановлении рассмотрения заявления являются:
а) несоответствие заявления и документов условиям, установленным подпунктами "б", "в" пункта 5 настоящего Порядка; б) поступление в орган государственного жилищного надзора в течение срока, указанного в пункте 4 настоящего Порядка, заявления от другого лицензиата, содержащего сведения в отношении того же многоквартирного дома; в) поступление в орган государственного жилищного надзора заявления о внесении изменений в реестр в связи с заключением договора управления многоквартирным домом или изменением способа управления многоквартирным домом при отсутствии заявления о прекращении, расторжении договора управления данным многоквартирным домом от иного заявителя.
При приостановлении рассмотрения заявления в случае наличия в реестре сведений об управлении многоквартирным домом, указанным в заявлении, другим лицензиатом орган государственного жилищного надзора запрашивает необходимые материалы и информацию у обоих лицензиатов (подпункт "а" пункта 15 Порядка N 938/пр) и проводит проверку полученного заявления и документов, указанных в пункте 3 названного Порядка (подпункт "в" пункта 15 Порядка N 938/пр).
При этом в силу пункта 9 Порядка N 938/пр основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов являются:
а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "а", "г" - "е" пункта 5 названного Порядка; б) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "б" и "в" пункта 5 названного Порядка, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 названного Порядка.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что инспекцией для устранения выявленных противоречий между сведениями, содержащимися в реестре лицензий и представленными ООО "УК "Спектр услуг", рассмотрение заявления было приостановлено, в адрес обоих лицензиатов направлены запросы; ООО "УК "Спектр услуг" представило в ГЖИ запрошенные документы (письмо от 28.07.2020 N 237); от ООО "УК "Жилищник" какой-либо информации в ответ на запрос не поступило; обо всех действиях как жильцов и вновь избранной управляющей компании, так и инспекции ООО "УК "Жилищник" уведомлялось надлежащим образом; сведения, представленные ООО "УК "Спектр услуг", размещены в соответствующих информационных ресурсах; по результатам рассмотрения полученных документов инспекцией установлено соответствие заявления и документов ООО "УК "Спектр услуг" положениям пунктов 2 и 3 Порядка N 938/пр (заключение от 31.07.2020); в ходе проверки заявления от 31.07.2020 о внесении изменений в реестр лицензий и документов, поступивших от ООО "УК "Жилищник", в том числе протокола от 30.07.2020, в соответствии с которым собственники МКД приняли решение о расторжении договора управления с любой другой управляющей организацией и выбрали в качестве управляющей организации ООО "УК "Жилищник", инспекцией было выявлено несоответствие их подпункту "г" пункта 5 Порядка N 938/пр (обществом не выполнены требования, предусмотренные частью 2 статьи 198 ЖК РФ).
Таким образом, суды пришли к правильному выводу о том, что в рассматриваемом случае у инспекции отсутствовали основания для отказа ООО "УК "Спектр услуг" во внесении изменений в реестр лицензий.
Отклоняя доводы общества о нарушении инспекцией положений Закона N 294-ФЗ, суды обосновано указали, что ситуация, указанная в части 3 статьи 198 ЖК РФ, не относится к основаниям для проведения проверки в соответствии с правилами Закона N 294-ФЗ; в случае получения сведений о заключении договора управления МКД от "новой" управляющей организации и не предоставления сведений о прекращении (расторжении) договора управления МКД от "старой" управляющей организации достаточным для внесения изменений в реестр лицензий является проведение проверки таких сведений в соответствии с Порядком N 938/пр.
Невключение в реестр лицензий сведений о новой управляющей организации из-за того, что другой лицензиат не подает уведомление о расторжении с ним договора управления, не соответствует нормам действующего законодательства, нарушает права вновь избранной общим собранием собственников помещений организации по управлению МКД в сфере предпринимательской деятельности.
Кроме того, суды обосновано отметили, что в случае подтверждения полномочий "новой" управляющей организации по управлению МКД включение соответствующих сведений в реестр лицензий без проведения проверки в отношении "старой" управляющей компании не может нарушать права и законные интересы последней.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемое решение инспекции о внесении изменений в реестр лицензий соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.
С учетом изложенного суды правомерно отказали ООО "УК "Жилищник" в удовлетворении заявленного требования.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Судом округа не установлено предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 29.03.2021 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 18.06.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-23072/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.А. Шабанова |
Судьи |
Ю.Н. Киричёк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что инспекцией для устранения выявленных противоречий между сведениями, содержащимися в реестре лицензий и представленными ООО "УК "Спектр услуг", рассмотрение заявления было приостановлено, в адрес обоих лицензиатов направлены запросы; ООО "УК "Спектр услуг" представило в ГЖИ запрошенные документы (письмо от 28.07.2020 N 237); от ООО "УК "Жилищник" какой-либо информации в ответ на запрос не поступило; обо всех действиях как жильцов и вновь избранной управляющей компании, так и инспекции ООО "УК "Жилищник" уведомлялось надлежащим образом; сведения, представленные ООО "УК "Спектр услуг", размещены в соответствующих информационных ресурсах; по результатам рассмотрения полученных документов инспекцией установлено соответствие заявления и документов ООО "УК "Спектр услуг" положениям пунктов 2 и 3 Порядка N 938/пр (заключение от 31.07.2020); в ходе проверки заявления от 31.07.2020 о внесении изменений в реестр лицензий и документов, поступивших от ООО "УК "Жилищник", в том числе протокола от 30.07.2020, в соответствии с которым собственники МКД приняли решение о расторжении договора управления с любой другой управляющей организацией и выбрали в качестве управляющей организации ООО "УК "Жилищник", инспекцией было выявлено несоответствие их подпункту "г" пункта 5 Порядка N 938/пр (обществом не выполнены требования, предусмотренные частью 2 статьи 198 ЖК РФ).
Таким образом, суды пришли к правильному выводу о том, что в рассматриваемом случае у инспекции отсутствовали основания для отказа ООО "УК "Спектр услуг" во внесении изменений в реестр лицензий.
Отклоняя доводы общества о нарушении инспекцией положений Закона N 294-ФЗ, суды обосновано указали, что ситуация, указанная в части 3 статьи 198 ЖК РФ, не относится к основаниям для проведения проверки в соответствии с правилами Закона N 294-ФЗ; в случае получения сведений о заключении договора управления МКД от "новой" управляющей организации и не предоставления сведений о прекращении (расторжении) договора управления МКД от "старой" управляющей организации достаточным для внесения изменений в реестр лицензий является проведение проверки таких сведений в соответствии с Порядком N 938/пр."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24 сентября 2021 г. N Ф04-5443/21 по делу N А27-23072/2020