г. Тюмень |
|
30 сентября 2021 г. |
Дело N А75-18772/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 сентября 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Чапаевой Г.В.
судей Буровой А.А.
Кокшарова А.А.
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу Департамента финансов администрации Сургутского района на решение от 16.02.2021 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (судья Голубева Е.А.) и постановление от 23.07.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Шиндлер Н.А., Иванова Н.Е., Рыжиков О.Ю.) по делу N А75-18772/2020 по заявлению Администрации сельского поселения Нижнесортымский (ОГРН 1058603874042, ИНН 8617022016, 628447, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Сургутский район, п. Нижнесортымский, пер. Таежный, 2) к Департаменту финансов администрации Сургутского района (ОГРН 1028601680656, ИНН 8617011381, 628433, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Сургутский район, п.г.т. Белый яр, ул. Маяковского, 1А) о взыскании дотации.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Департамент финансов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (ОГРН 1028600516053, ИНН 8601009620; 628006, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Мира, 5, офис 325).
В заседании приняли участие представители:
от администрации сельского поселения Нижнесортымский - Конькова Ю.В. по доверенности от 30.08.2021, Павлова Я.С. по доверенности от 11.12.2020;
от Департамента финансов администрации Сургутского района - Сабельфельд Е.В. по доверенности от 18.01.2021, Дю Т.Ю. по доверенности от 24.09.2021.
Суд установил:
администрация сельского поселения Нижнесортымский (далее - Администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с иском к Департаменту финансов администрации Сургутского района (далее - Департамент района, ответчик), при участии в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Департамента финансов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о взыскании дотации в размере 13 095 898,18 руб., не выплаченной истцу за 2019 год из бюджета Сургутского района.
Решением от 16.02.2021 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, оставленным без изменения постановлением от 23.07.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Департамент района, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит принятые по делу судебные акты отменить, вынести новое решение.
Администрация возражает против удовлетворения кассационной жалобы согласно отзыву.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, если иное не предусмотрено АПК РФ.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва, заслушав представителей сторон, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Судами установлено и материалами дела подтверждено следующее.
На основании решения Думы Сургутского района от 12.17.2018 N 590-нпа "О бюджете Сургутского района на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" бюджету сельского поселения Нижнесортымский предусмотрена дотация на обеспечение сбалансированности бюджета в размере 14 868 790,18 руб.
При планировании бюджета поселения истец руководствовался письмом Департамента финансов от 30.10.2018, согласно которому до Администрации были доведены уточненные объемы межбюджетных трансфертов и указано на необходимость учесть соответствующие объемы в проекте решения Совета депутатов о бюджете поселения на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов.
В марте 2019 года выплаты дотаций бюджету сельского поселения Нижнесортымский, предусмотренные решением Думы Сургутского района от 12.17.2018 N 590-нпа, были приостановлены на основании приказа Департамента района от 26.04.2019 N 13-п, о чем было сообщено истцу в письме от 30.04.2019 N 30-01-21-810 "О приостановлении межбюджетных трансфертов".
Не согласившись с указанными действиями Департамента района и изданным приказом от 26.04.2019, Администрация обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в рамках дела N А75-14742/2019.
Вступившим в законную силу решением от 27.12.2019 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по делу N А75-14742/2019 заявленные требования Администрации удовлетворены, действия по приостановлению выплаты дотаций из бюджета района бюджету поселения признаны незаконными.
До принятия решения суда по делу N А75-14742/2019 приказом Департамента района от 25.11.2019 N 67-п ранее изданный приказ от 26.04.2019 N 13-п отменен. Из бюджета Сургутского района бюджету поселения перечислена дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности, предусмотренная бюджетом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, в размере 15 089 900 руб.
В свою очередь дотации на обеспечение сбалансированности бюджета сельского поселения Нижнесортымский в оставшейся сумме 13 095 898,18 руб., предусмотренные как решением о бюджете муниципального района, так и решением о бюджете сельского поселения, в адрес истца не поступили.
Администрация неоднократно обращалась в адрес Департамента района с требованием о выплате оставшейся суммы дотаций, что подтверждается письмами от 18.08.2020, от 21.09.2020.
В ответ на обращения Администрации Департамент района сообщил об отмене приказа от 26.04.2019 N 13-п, что, по его мнению, повлекло восстановление прав и законных интересов Администрации.
Администрация, посчитав, что лишена возможности надлежаще исполнить возложенные на нее задачи по решению местных вопросов в связи с неполучением суммы дотаций на обеспечение сбалансированности бюджета поселения за 2019 год, обратилась в арбитражный суд.
Суды, удовлетворяя заявленные требования, руководствуясь, в том числе положениями статей 33, 41, 265, 267.1, 269.2, 306.2, 306.4-306.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), Порядком предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Сургутского района, утвержденным решением Думы Сургутского района от 01.10.2013 N 389, пришли к обоснованному выводу о незаконности приостановления Департаментом района перечислений дотаций на обеспечение сбалансированности бюджета сельского поселения Нижнесортымский и, как следствие, об отсутствии правовых оснований для невыполнения принятых на себя бюджетных обязательств за 2019 год в отношении истца.
Кассационная инстанция поддерживает выводы судов, что исходя из положений статьи 69 АПК РФ судебный акт по делу N А75-18618/2017 имеет преюдициальное значение при рассмотрении настоящего спора.
В рамках названного дела суды установили, что в письме Департамента района от 30.04.2019 указывается на применение к бюджету поселения мер бюджетного принуждения в виде приостановления предоставления из бюджета района дотации на обеспечение сбалансированности и дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности: - до организации исполнения обязанности по решению вопросов местного значения по организации водоотведения, установленной пунктом 4 части 1 статьи 14 Закона N 131-ФЗ; - до устранения выявленных нарушений путем назначения эксплуатирующей организации при проведении пробной эксплуатации и гидравлических испытаний трубопроводов и емкостных сооружений на объекте "Реконструкция и расширение КОС800 с.п. Нижнесортымский". В обоснование принятого решения Департамент района указал на неисполнение Администрацией вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по делу N А75-18618/2017.
Как уже отмечалось, вступившим в законную силу решением от 27.12.2019 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по делу N А75-14742/2019 признаны незаконными действия Департамента района по приостановлению предоставления из бюджета района межбюджетных трансфертов бюджету сельского поселения Нижнесортымский на обеспечение сбалансированности и на выравнивание бюджетной обеспеченности и решение о приостановлении межбюджетных трансфертов, изложенное в письме от 30.04.2019; на Департамент района возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных интересов сельского поселения Нижнесортымский.
Судами при рассмотрении настоящего дела также установлено, что, отменив приказом от 25.11.2019 приказ от 26.04.2019 N 13-п о приостановлении дотаций бюджету сельского поселения Нижнесортымский, Департамент района в этот же день (25.11.2019) издал приказ N 68-п о приостановлении предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Сургутского района бюджету сельского поселения Нижнесортымский. При этом основанием для приостановления дотаций явились те же обстоятельства, что и при вынесении приказа от 26.04.2019 N 13-п.
Кассационная инстанция поддерживает выводы судов о незаконности приказа Департамента района от 25.11.2019 N 68-п, которые учли, что Департаментом района не было установлено нарушений бюджетного законодательства со стороны Администрации; органы местного самоуправления муниципальных районов не отнесены бюджетным законодательством к числу органов, уполномоченных на осуществление контроля и надзора за осуществлением действий по решению органами местного самоуправления сельских поселений вопросов местного значения; довод Департамента района о неисполнении Администрацией судебных актов не может рассматриваться в качестве бюджетного правонарушения.
Кроме того, судами установлено, что Администрация в полном объеме исполнила решение суда по делу N А75-18618/2017, в связи с чем соответствующие доводы ответчика были признаны несостоятельными.
Таким образом, судами верно указано, что установленные обстоятельства позволяют сделать вывод о недобросовестном поведении ответчика при исполнении им полномочий в сфере бюджетных правоотношений, вопреки вступившим в законную силу судебным актам, которыми действия Департамента района признаны противоречащими бюджетному законодательству.
Доводы кассатора о том, что бюджет поселения был сбалансирован и средств бюджета было достаточно для исполнения соответствующих полномочий истца, получили правовую оценку судов и обоснованно были отклонены. Судами установлено (с учетом данных отчетности), что вследствие непоступления дотаций на обеспечение сбалансированности бюджета за 2019 год Администрация не смогла в полном объеме исполнить свои расходные обязательства (в частности перечислить необходимые денежные средства в адрес муниципальных бюджетных учреждений).
Суды правомерно отклонили доводы Департамента района о том, что средства межбюджетных трансфертов, запланированные в бюджете Сургутского района на 2019 год в виде дотаций на обеспечение сбалансированности бюджета поселения, не могут быть перечислены в 2021 году, в том числе с учетом статьи 242 БК РФ, а также правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 18.07.2018 N 33-П, согласно которой завершение финансового года и прекращение действия бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования текущего финансового года само по себе не является основанием для прекращения принятых на себя расходных обязательств и не может служить поводом для отказа в обеспечении их принудительного исполнения в рамках существующих судебных процедур.
В целом доводы кассатора относительно того, что непоступление из бюджета района в бюджет поселения дотаций никак не повлияло на исполнение Администрацией полномочий по решению вопросов местного значения, не повлекло никаких убытков, ущерба, иных отрицательных последствий, получили надлежащую оценку суда, не опровергают вывод судов о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных Администрацией требований.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 16.02.2021 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и постановление от 23.07.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-18772/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.В. Чапаева |
Судьи |
А.А. Бурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.