г. Тюмень |
|
4 октября 2021 г. |
Дело N А46-21856/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 октября 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Зиновьевой Т.А.,
судей Демидовой Е.Ю.,
Щанкиной А.В. -
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи помощником судьи Бабиковой Ю.Л. до отложения судебного заседания, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу департамента архитектуры и градостроительства администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 12.03.2021 (судья Кливер Е.П.), постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2021 (судьи Лотов А.Н., Иванова Н.Е., Рыжиков О.Ю.) по делу N А46-21856/2020 по заявлению публичного акционерного общества "Россети Сибирь" (660021, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Бограда, 144А, ИНН 2460069527, ОГРН 1052460054327) к департаменту архитектуры и градостроительства администрации города Омска (644099, Омская область, г. Омск, ул. Гагарина, 32, корп. 1, ИНН 5503031117, ОГРН 1025500761142) о признании незаконным отказа в подготовке и утверждении проекта межевания территории.
В заседании до отложения путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Омской области (судья Луговик С.В.) участвовали: представитель департамента архитектуры и градостроительства администрации города Омска Бусс С.А. по доверенности от 16.02.2021; представитель публичного акционерного общества "Россети Сибирь" Хирт А.В. по доверенности от 11.01.2021.
Суд установил:
публичное акционерное общество "Россети Сибирь" (далее - заявитель, ПАО "Россети Сибирь", общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к департаменту архитектуры и градостроительства администрации города Омска (далее - заинтересованное лицо, департамент, административный орган) о признании незаконным отказа департамента архитектуры и градостроительства администрации города Омска в подготовке и утверждении проекта межевания территории, выраженного в письме от 16.11.2020 N 06/10026, об обязании департамента подготовить и утвердить проект межевания территории для определения расположения распределительного пункта на 10 Кв (далее - РП-10 кВ).
Решением Арбитражного суда Омской области от 12.03.2021, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2021, заявленные требования удовлетворены, признан незаконным отказ департамента в подготовке и утверждении проекта межевания территории, выраженный в письме от 16.11.2020 N 06/10026, как не соответствующий Градостроительному кодексу Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
Указанным решением департамент обязан подготовить и утвердить проект межевания территории для определения расположения РП-10 кВ в течение месяца со дня вступления в законную силу данного судебного акта. Не согласившись с принятыми судебными актами, заинтересованное лицо обратилось в суд с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
В обоснование кассационной жалобы ее податель указывает на то, что в случае подготовки органом местного самоуправления документации по планировке территории, обязанность формировать земельные участки под трансформаторные подстанции нормами статьи 41 ГрК РФ не устанавливается, при этом в судебных актах отсутствуют ссылки на нормативные акты, возлагающие на департамент обязанность по утверждению документации по планировке территории. Департамент указывает на то, что целью подготовки проекта межевания, согласно данным заявителя, является размещение одноэтажного кирпичного распределительного пункта, однако в силу положений постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 N 1816, не требуется получение разрешения на строительство линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ включительно, а также связанных с ними трансформаторных подстанций, распределительных пунктов, соответственно, для размещения указанного объекта получение разрешения на строительство и предоставление земельного участка не требуется. Заявитель также отмечает, что доказательства обращения в администрацию Центрального административного округа города Омска за получением разрешения на использование земельных участков или отказ в получении указанного разрешения заявителем не представлены.
В отзыве на кассационную жалобу ПАО "Россети" просит оставить принятые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Участвующими в деле лицами представлены дополнительные пояснения.
Определением суда округа от 27.09.2021 в связи с болезнью судьи Сириной В.В. произведена замена в составе суда по рассмотрению кассационной жалобы департамента на судью Щанкину А.В. Рассмотрение дела начато с начала.
Изучив доводы кассационной жалобы с дополнениями и отзыва на нее также с дополнениями, выслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив в порядке статей 284, 286, 287, 288 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, а также соответствие выводов в указанных актах установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для отмены судебных актов.
Как установлено судами и следует из материалов дела,, постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2016, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17.04.2017 по делу N А46-8840/2016, признано самовольной постройкой одноэтажное кирпичное строение - здание распределительного пункта, площадью 128,6 кв.м по наружному обмеру;
на ПАО "Россети Сибирь" возложена обязанность освободить самовольно занятый земельный участок, расположенный в 38 м северо-восточнее индивидуального жилого дома, имеющего почтовый адрес: город Омск, улица Совхозная, дом 72, площадью 82,5 кв.м, вид разрешённого использования - земли общего пользования для полосы отвода автомобильной дороги местного значения, расположенный в границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:1511.
Поскольку для освобождения самовольно занятого земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:1511 необходимо определение и оформление в соответствии с действующим законодательством иного местоположения РП-10 кВ, а для долгосрочного размещения одноэтажного кирпичного здания распределительного пункта, площадью 128,6 кв.м требуется образование земельного участка и заключение договора аренды, заявителем в адрес департамента направлено обращение от 15.10.2020 N 1.5/01-05/8802-исх с просьбой предусмотреть местоположение РП-10 кВ "Красный Пахарь" и коммуникационные коридоры для питающих кабельных линий от ПС "Центральная" до РП, а также кабельных линий до ТП-8695, от которой подключен многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: город Омск, улица 9-я Северная, дом 99, корпус 1, с учетом перспективы комплексной застройки территории, а также подготовить и утвердить проект межевания территории, предусматривающий размещение РП-10 кВ.
Письмом от 16.11.2020 N 06/10026 заинтересованное лицо сообщило о том, что постановлением администрации города Омска от 18.11.2010 N 1109-п утвержден проект планировки территории, расположенной в границах: улица Орджоникидзе - улица 24-я Северная - улица Челюскинцев - улица 2-я Восточная - улица 5-я Северная - улица 7-я Северная в Центральном административном округе города Омска, разработанный в рамках муниципального контракта с акционерным обществом Территориальный проектный институт "Омскгражданпроект" (далее - АО "ТПИ "Омскгражданпроект") от 18.08.2006 N 2006-164/ТГМ на выполнение работ по разработке градостроительной документации. Проект межевания данной территории, подготовка которого предусмотрена муниципальным контрактом, не утвержден.
Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2019 по делу N А46-15916/2018 муниципальный контракт от 18.08.2006 расторгнут. Бюджетных ассигнований на разработку проекта межевания вышеназванной территории из бюджета города Омска на 2020-2021 годы не предусмотрено.
Полагая, что отказ департамента в подготовке и утверждении проекта межевания территории, выраженный в письме от 16.11.2020 N 06/10026, является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя, общество обратилось в Арбитражный суд Омской области с соответствующим заявлением.
Признавая недействительным ненормативный правовой акт, суды руководствовались положениями статей 3, 11.10, 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статями 41, 45 ГрК РФ, статьей 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), положениями постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 N 1816 "Об утверждении перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории, перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство, внесении изменений в перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - перечень N 1816), исходили из того, что обращение общества с заявлением о получении разрешения на использование земельного участка под РП-10 кВ без предоставления указанного земельного участка, не предоставляет заявителю гарантий в части сохранения капитального строения - РП-10 кВ, ввиду срочного характера разрешения на использование земельного участка без предоставления указанного земельного участка.
Суд кассационной инстанции считает, что указанные выводы сделаны судами при неправильном применении норм материального права.
На основании подпункта 4 пункта 3 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры застроенного многоквартирными жилыми домами возможно при наличии утвержденного проекта межевания.
Согласно положениям пункта 2 части 4 статьи 41 ГрК РФ проект межевания территории является одним из видов документации по планировке территории.
Согласно части 1 статьи 45 ГрК РФ решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, за исключением случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи.
В силу части 1.1 статьи 45 Кодекса решения о подготовке документации по планировке территории принимаются, в частности, самостоятельно лицами, с которыми заключены договоры о развитии застроенной территории, договоры о комплексном освоении территории, в том числе в целях строительства стандартного жилья, договоры о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления. Частью 1.2 названной статьи предусмотрено, что в случаях, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи, подготовка документации по планировке территории осуществляется указанными лицами за счет их средств самостоятельно или привлекаемыми организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Внесение изменений в документацию по планировке территории допускается путем утверждения ее отдельных частей с соблюдением требований об обязательном опубликовании такой документации в порядке, установленном законодательством. В указанном случае согласование документации по планировке территории осуществляется применительно к утверждаемым частям (часть 21 статьи 45 ГрК РФ).
Подготовка документации по планировке территории осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления самостоятельно либо привлекаемыми ими на основании государственного или муниципального контракта, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, иными лицами, за исключением случая, указанного в части 8.1 настоящей статьи. Подготовка документации по планировке территории, в том числе предусматривающей размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, может осуществляться физическими или юридическими лицами за счет их средств (часть 8 статьи 45 ГрК РФ).
Подготовка документации по планировке территории, в том числе предусматривающей размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, может осуществляться физическими или юридическими лицами за счет их средств.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 15 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относится организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
На основании анализа содержания вышеуказанных норм суды пришли к выводу, что самостоятельная подготовка документации по планировке территории за счет общества является правом самого заявителя, в то время как для органов местного самоуправления осуществление указанных действий является обязанностью.
Между тем судами не учтено следующее.
В силу положений части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01.07.1996 основаниями для принятия судом решения о признании акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту, так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Материально-правовым интересом, послужившим основанием для обращения общества в суд с настоящим иском, явилась необходимость освобождения самовольно занятого земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:1511, для чего необходимо, по мнению заявителя, определение и оформление в соответствии с действующим законодательством иного местоположения РП-10 кВ, а для долгосрочного размещения одноэтажного кирпичного здания распределительного пункта требуется образование земельного участка и заключение договора аренды, чему должны предшествовать подготовка и утверждение проекта межевания территории, предусматривающего размещение РП-10 кВ.
В соответствии с подпунктом 4 части 2 статьи 39.6 ЗК РФ, на который ссылается заявитель в обоснование своих требований, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления юридическим лицам для размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, объектов федерального, регионального или местного значения.
Согласно пункту 19 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в случае, если предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.
Главой V.6 ЗК РФ предусмотрены порядок и основания использования земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута.
Пунктами 3 и 6 части 1 статьи 39.33 ЗК РФ к таким случаям отнесены: строительство временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирование строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения; размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 ЗК РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно Перечню, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 (далее - Перечень N 1300), на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления участков и установления сервитутов могут размещаться линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, связанные с ними трансформаторные подстанции и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых разрешения на строительство не требуется (пункт 5).
Перечень случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство, утвержден на данный момент постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 N 1816 и включает линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ включительно, а также связанных с ними трансформаторных подстанций, распределительных пунктов.
В соответствии с пунктом 8 части 4 статьи 23 ЗК РФ публичный сервитут может устанавливаться для использования земельного участка в целях, предусмотренных статьёй 39.37 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 39.37 ЗК РФ в порядке, предусмотренном настоящей статьёй публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков в целях размещения объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд.
Как установлено в пункте 1.1 статьи 39.20 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не предоставляются в собственность или в аренду собственникам и иным правообладателям сооружений, которые могут размещаться на таких земельных участках на основании сервитута, публичного сервитута или в соответствии со статьей 39.36 ЗК РФ.
Данные правила были внесены в Земельный кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 03.08.2018 N 341-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов".
Совокупность приведённых норм законодательства с учётом воли законодателя, заложенной в основу данных норм при внесении соответствующих изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, позволяет суду кассационной инстанции сделать вывод, что земельными участками для размещения линейных объектов электросетевого хозяйства собственники таких объектов пользуются без их предоставления либо на основании публичного сервитута либо на основании разрешения на право пользования земельным участком без его предоставления и установления сервитута, выданного уполномоченным государственным или муниципальным органом.
Установление пунктом 1.1 статьи 39.20 ЗК РФ запрета на предоставление земельных участков правообладателям подобных объектов свидетельствует об отсутствии необходимости образования земельных участков, и, соответственно, проведения кадастровых работ и иных действий, предшествующих предоставлению земельных участков.
Учитывая, что правовой интерес общества направлен на получение им земельного участка для строительства РП-10 кВ для линий электропередач классом напряжения до 35 кВ, относящихся к объектам, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, однако, в данном порядке общество к уполномоченному органу не обращалось, департамент на законном основании отказал в удовлетворении заявления ПАО "Россети Сибирь".
Вывод судов о возможности выбора собственником линейного объекта в целях гарантированного землепользования вида права, на котором подлежит размещению подобный объект, противоречит приведенным нормам земельного законодательства.
Исполнение судебного акта о сносе самовольной постройки, принятого по делу N А46-8840/2016, в соответствии с которыми на ПАО "Россети Сибирь" возложена обязанность освободить самовольно занятый им земельный участок с кадастровым номером 55:36:000000:1511, не предоставляет обществу, допустившему нарушение закона, каких-либо преимуществ в сравнении с иными собственниками линейных объектов по выбору режима землепользования (пункт 4 статьи 1 ГК РФ). Напротив, размещение объекта в порядке главы V.6 ЗК РФ является наиболее быстрым, эффективным и наименее финансово затратным способом исполнения судебного акта, неиспользование которого может быть расценено в качестве уклонения от исполнения вступившего в законную силу решения суда.
При таких обстоятельствах общество не доказало наличие у него права на включение в проект межевания территории места размещения капитального сооружения РП-10 кВ и нарушение законодательства со стороны заинтересованного лица.
Кроме того, в силу правовой позиции, изложенной в апелляционном Определении Верховного Суда Российской Федерации от 30.01.2019 N 45-АПГ18-22, кассационном Определении Верховного Суда Российской Федерации от 05.06.2019 N 87-КА19-1, Определении Верховного Суда Российской Федерации от 19.11.2019 N 305-ЭС19-20770, Определении Верховного Суда Российской Федерации от 13.05.2015 N 307-КГ15-4283, проект планировки территории и проект межевания территории относятся к нормативным правовым актам, в связи с чем решение суда по настоящему делу об обязании департамента подготовить и утвердить проект межевания территории противоречит сложившейся судебной практике, законодательно установленным задачам правосудия и арбитражного судопроизводства, принципу разделения полномочий исполнительной и судебной власти (статья 10 Конституции Российской Федерации).
Неправильное применение норм материального права является основанием для отмены решения и постановления в силу части 1 статьи 288 АПК РФ.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что судебные акты подлежат отмене.
Поскольку суды первой и апелляционной инстанций установили фактические обстоятельства дела в полном объеме, суд кассационной инстанции полагает возможным принять новый судебный акт, не направляя дело на новое рассмотрение, об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Расходы по уплате государственной пошлины возлагаются на ПАО "Россети Сибирь".
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 12.03.2021, постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2021 по делу N А46-21856/2020 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.А. Зиновьева |
Судьи |
Е.Ю. Демидова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.