г. Тюмень |
|
5 октября 2021 г. |
Дело N А45-25609/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 октября 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Терентьевой Т.С.,
судей Лукьяненко М.Ф.,
Ткаченко Э.В.,
рассмотрел в судебном заседании в режиме онлайн с использованием средств информационной системы "Картотека арбитражных дел" при ведении протокола помощником судьи Юрковым С.И. кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Экология-Новосибирск" на решение от 23.03.2021 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Цыбина А.В.) и постановление от 18.06.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи: Колупаева Л.А., Сластина Е.С., Ходырева Л.Е.) по делу N А45-25609/2020 по иску общества с ограниченной ответственностью "Экология-Новосибирск" (630007, г. Новосибирск, ул. Советская, д. 5, эт. 7, оф. В-701, ОГРН 1125476156211, ИНН 5410772955) к товариществу собственников жилья жилой комплекс "Тимирязевский" (630082, г. Новосибирск, ул. Тимирязева, д. 93, ОГРН 1055402047690, ИНН 5402456723) о взыскании 108 456 руб. 64 коп.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: общество с ограниченной ответственностью "Ла Транс" (630005, г. Новосибирск, ул. Мичурина, д. 20, пом.88, ОГРН 1135476143087), некоммерческое партнерство "Новосибирская лига объединения домовладельцев" (630015, г. Новосибирск, проспект Дзержинского, 26А, ОГРН 1025400508671).
Путем использования систем веб-конференции в режиме онлайн в судебном заседании приняли участие:
от общества с ограниченной ответственностью "Экология-Новосибирск" Прокопьева К.Г. по доверенности от 30.12.2020 (сроком по 31.01.2022);
от товарищества собственников жилья жилой комплекс "Тимирязевский" -председатель правления Большешапова М.К. (выписка из единого государственного реестра юридических лиц);
от некоммерческого партнерства "Новосибирская лига объединения домовладельцев" Хаврат Л.Л. по доверенности от 12.02.2021 (сроком на три года).
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Экология-Новосибирск" (далее - общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с иском к товариществу собственников жилья жилой комплекс "Тимирязевский" (далее - товарищество, ответчик) о взыскании 50 000 руб. долга по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) за период с 01.01.2019 по 30.06.2020.
Определением суда от 14.10.2020 исковое заявление общества принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Определением от 30.11.2020 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Определением суда от 20.01.2021 принято увеличение размера искового требования о взыскании долга до 108 456 руб. 64 коп.; к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Ла Транс" (далее - общество "Ла Транс") и некоммерческое партнерство "Новосибирская лига объединения домовладельцев" (далее - партнерство).
Решением суда от 23.03.2021, оставленным без изменения постановлением от 18.06.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе общество просит решение и постановление отменить, иск удовлетворить, ссылаясь на неверное толкование подпункта "а" пункта 5 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505; далее - Правила N 505), пункта 148 (30) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354; далее Правила N 354), пунктов 25, 30 постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641 "Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS", пункта 24 постановления Правительства Новосибирской области от 11.05.2017 N 176-п "Об утверждении порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора) на территории Новосибирской области".
Истец считает ошибочным вывод судов о том, что договор от 01.01.2019 N 4085 не содержит условия о раздельном сборе, поскольку в соответствии с пунктом 19 договора в редакции протокола согласования разногласий стороны предусмотрели учет объема ТКО в соответствии с Правилами N 505; в дело представлены маршрутные журналы, подтверждающие объем вывезенных ТКО (в том числе раздельный сбор ТКО) с контейнерной площадки многоквартирного дома (МКД) по адресу: г. Новосибирск, ул. Тимирязева, д. 93. Истец указывает, что в дело представлены доказательства вывоза раздельно накопленных ТКО в 2019 году на основании договора с обществом "Ла Транс", в 2020 году - с обществом с ограниченной ответственностью "ТБО" (далее - общество "ТБО"). Договор от 17.12.2018 с ответчиком согласно действующему законодательству с 01.01.2019 года не имеет юридической силы, в письме от 13.07.2020 N 124ТБ общество "ТБО" подтверждает, что транспортирование раздельно накопленных ТКО из контейнеров, в том числе товарищества, с 01.01.2019 осуществляется им на основании договора с региональным оператором от 14.01.2020 N 08/03/19-18.
В отзыве на кассационную жалобу товарищество выразило несогласие с доводами заявителя, обжалуемые судебные акты считает законными и обоснованными; указывает на безосновательное завышение истцом объемов ТКО; договор от 17.12.2018 N ТБО-29/К полагает действующим.
В письменных возражениях на кассационную жалобу партнерство просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения; указывает, что между сторонами в договоре от 01.01.2019 N 4085 установлен объем принимаемых ТКО в месяц 52,8 куб. м, но не более 66 куб. м, в связи с тем, что объем одного контейнера составляет 1,1 куб. м; считает, что договор от 17.12.2018 N ТБО-29/К не противоречит требованиям Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
В судебном заседании представители поддержали свои правовые позиции.
Законность обжалуемых решения и постановления проверена судом кассационной инстанции на основании статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, истцу присвоен статус регионального оператора по обращению с ТКО на территории Новосибирской области с 25.07.2018 - даты заключения соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Новосибирской области; к исполнению обязательств региональный оператор приступил с 01.01.2019.
По договору от 01.01.2019 N 4085 с протоколом согласования разногласий от 07.10.2019 (с приложением N 1) (далее - договор) региональный оператор обязался принимать ТКО с места накопления (контейнерная площадка; количество контейнеров 2; объем/вместимость контейнера 1,1 куб. м), расположенного на территории МКД по адресу:
г. Новосибирск, ул. Тимирязева, д. 93, обеспечить их транспортирование, обработку, обезвреживание, утилизацию, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации; планируемый объем принимаемых ТКО в месяц 52,8 куб. м; планируемое количество вывозов в месяц 30-31; товарищество (исполнитель), в свою очередь, обязалось оплачивать услуги по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО составляет 466 руб. / куб. м на период с 01.01.2019 по 30.06.2019, 446 руб. 82 коп. / куб. м на период с 01.07.2019 по 31.12.2019; стоимость услуг определяется на основании акта выполненных работ.
Размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО в месяц определяется на основании объема контейнеров, вывезенных с места накопления ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО: P = V x T.
Пункт 19 договора в согласованной сторонами редакции предусматривает учет объема ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации. При раздельном накоплении твердых коммунальных отходов, а также для МКД с закрытыми дворовыми территориями, закрытыми контейнерными площадками и при наличии мусоропроводов, в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления ТКО.
Спор об оплате услуги регионального оператора в период с 01.01.2019 по 30.06.2020 возник из-за разницы в данных об объемах ТКО, вывезенных с контейнерной площадки товарищества.
Согласно пункту 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы ТКО осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Правила N 505 устанавливают порядок коммерческого учета объема и (или) массы ТКО с использованием средств измерения, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений (далее - средства измерения), или расчетным способом в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 505 коммерческому учету подлежат объем и (или) масса: а) ТКО в местах их накопления: сортированных ТКО; несортированных ТКО; крупногабаритных отходов;
б) ТКО, транспортируемых операторами по обращению с ТКО;
в) ТКО, поступающих на объекты обработки, обезвреживания и (или) захоронения ТКО и транспортируемых с таких объектов.
Пунктом 5 Правил N 505 предусмотрено, что коммерческий учет ТКО осуществляется: расчетным путем исходя из: нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления (подпункт "а"); исходя из массы ТКО, определенной с использованием средств измерения (подпункт "б").
Пунктом 6 Правил N 505 прямо установлено, что в целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет таких отходов осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 названных Правил, то есть расчетным путем.
В силу пункта 8 Правил N 505 учет твердых коммунальных отходов при раздельном накоплении ТКО осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 названных Правил, то есть исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления.
Таким образом, установленный законодательно коммерческий учет ТКО исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО может быть применен при наличии раздельного накопления ТКО.
Раздельное накопление отходов представляет собой накопление отходов путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (пункт 2 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ).
При этом организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) ТКО, а также утверждение порядка накопления ТКО (в том числе их раздельного накопления) отнесено к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами (статья 6 Закона N 89-ФЗ).
Абзацем третьим пункта 148 (30) Правил N 354 установлена возможность расчета цены за услугу по обращению с ТКО исходя из объема контейнеров, установленных в местах накопления ТКО только в случае раздельного накопления сортированных отходов.
Исходя из приведенного нормативного регулирования, раздельное накопление сортированных ТКО следует считать организованным в случае утверждения органом государственной власти субъекта Российской Федерации порядка раздельного накопления ТКО и фактического выполнения потребителями разделения ТКО по установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации видам отходов и складирование сортированных ТКО в отдельных контейнерах для соответствующих видов ТКО.
Порядок сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора) на территории Новосибирской области утвержден постановлением Правительства Новосибирской области от 11.05.2017 N 176-п.
Таким образом, расчет цены услуги по обращению с ТКО, исходя из объема контейнеров, установленных в местах накопления ТКО, возможен при фактическом соблюдении потребителями условий раздельного накопления сортированных отходов, установленных постановлением Правительства Новосибирской области от 11.05.2017 N 176-п.
Без соблюдения условий раздельного накопления ТКО, для потребителей в многоквартирных и жилых домах, применяется расчет цены услуги по обращению с ТКО исключительно на основании нормативов накопления ТКО.
Вопреки выводам судов первой и апелляционной инстанций условия договора допускают раздельное накопление ТКО.
Позиции участвующих в деле лиц аргументированы, в том числе ссылкой на заключение договора в соответствии с постановлением Правительства Новосибирской области от 11.05.2017 N 176-п "Об утверждении порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора) на территории Новосибирской области".
Содержащиеся в статье 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предписания, обязывающие арбитражный суд при принятии решения оценивать доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений, определять, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие не установлены, какие законы и иные нормативные акты следует применить по данному делу, устанавливать права и обязанности лиц, участвующих в деле, решать, подлежит ли иск удовлетворению, будучи направленными на обеспечение принятия арбитражным судом законного и обоснованного решения, являются процессуальной гарантией права на судебную защиту (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 25.06.2019 N 1522-О, от 29.09.2020 N 2274-О).
Исходя из заявленного предмета требования, в круг обстоятельств, подлежащих исследованию, входят вопросы об объеме оказанных услуг и их стоимости.
Между тем суд первой инстанции, разрешая спор, вопреки положениям статей 40, 65, 66, 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не установил обстоятельства, имеющие значение для дела, в том числе обстоятельства, связанные с определением объема и стоимости предъявленных ко взысканию услуг (какие контейнеры установлены в спорный период, их количество, объем/вместимость); не определил момент начала раздельного сбора и вывоза ТКО с контейнерной площадки товарищества; не исследовал субъектный состав операторов, осуществлявших транспортирование ТКО с контейнерной площадки товарищества в спорный период, в том числе по договору от 14.01.2020 N 08/03/19-18, заключенному в целях оказания услуг по транспортированию раздельно собранных отходов с территории ряда домов, в том числе по адресу: г. Новосибирск, ул. Тимирязева, д. 93; не исследовал надлежащим образом вопрос о составе лиц, участвующих в деле, и их процессуальном положении, правах и обязанностях.
Довод товарищества о том, что разница в объемах возникла именно за счет вывозимых обществом "ТБО" отходов, оценки не получил.
При этом оставлен без внимания довод ответчика о том, что установленным обществом "ТБО" контейнером для пластика и стекла пользуются жители других домов, в связи с чем, по мнению товарищества, большая часть объемов ТКО, собранных от соседних домов (N N 89, 91 по ул. Тимирязева), выставлена к оплате жителям дома N 93 по ул. Тимирязева.
Согласно условиям договора, двустороннему акту осмотра от 30.10.2019 на контейнерную площадку МКД по адресу г. Новосибирск, ул. Тимирязева, д. 93 установлено два контейнера для сбора ТКО объемом 1,1 куб. м.
Однако из представленных товариществом данных следует, что в спорный период с контейнерной площадки вывоз ТКО осуществлялся из более чем двух контейнеров (том 2 л. д. 44 - 77).
Вывоз из более чем двух контейнеров (от 1 до 8) объемом от 0,63 до 1,9 куб. м следует из представленных истцом выписок из отчетов операторов по транспортированию (приложение к исковому заявлению).
Кроме того, обществом "Ла Транс" представлена информация о раздельном сборе ТКО на контейнерной площадке ответчика с указанием двух контейнеров объемом 1,9 куб. м (том 2 л. д. 32 - 34).
Судами не учтено, что, устанавливая порядок оказания услуг по обращению с ТКО посредством заключения соответствующего договора с региональным оператором, законодатель в пункте 6 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" предусмотрел, что договоры, заключенные собственниками ТКО на сбор и вывоз ТКО, действуют до заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО.
При изложенных обстоятельствах, делая вывод возможности применения в рассматриваемой ситуации способа учета ТКО расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных на контейнерной площадке товарищества, суды необоснованно не учли согласованное сторонами условие о раздельном складировании при его фактической реализации; не разрешили вопрос о действительном количестве установленных на площадке контейнеров, их видах и объеме/вместимости; признавая юридическую силу договора от 17.12.2018 и продолжение его исполнения в 2019 - 2020 годах, суды оставили без внимания и оценки документально обоснованные возражения истца относительно завышения объемов, аргументированные ссылкой на пункт 23 постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" и заключенные обществом договоры на оказание услуг по транспортированию ТКО от 26.11.2018 N 0400700004118000001-1 с обществом "Ла Транс", от 23.12.2019 N 08/03/19-1 с обществом с ограниченной ответственностью "Айсберг", а также договор от 30.12.2018 N 19/1 между обществом "Ла Транс" и обществом "ТБО", выписки из отчетов операторов по транспортированию (том 1 л. д. 124-127).
Указание в статье 24.6 Закона N 89-ФЗ на обязанность регионального оператора оказывать услуги по обращению с ТКО всем потребителям, находящимся в зоне его деятельности, само по себе не исключает возможности представления потребителем доказательств неоказания или ненадлежащего оказания региональным оператором данных услуг (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), подлежащих оценке при рассмотрении спора, как и необходимость проверки судом заключения потребителем договора о вывозе ТКО с иным лицом в обход закона с целью уклонения от оплаты стоимости соответствующих услуг, размер которых определен нормативно (статья 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Потребитель может быть освобожден от внесения платы за услуги по обращению с ТКО региональному оператору при представлении доказательств, что последний транспортировку ТКО фактически не осуществлял, в связи с чем потребитель был вынужден обратиться за оказанием соответствующих услуг к иному лицу.
Учитывая изложенное, следует признать, что вывод об отсутствии на стороне ответчика обязанности по оплате истцу вывоза и утилизации ТКО сделан судом преждевременно.
Апелляционный суд не устранил допущенные судом первой инстанции недостатки.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами в условиях неполного исследования имеющихся в деле доказательств, а суд кассационной инстанции на основании статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лишен возможности устанавливать факты и оценивать доказательства по делу, допущенные нарушения могут быть устранены только при повторном рассмотрении дела в суде первой инстанции, в связи с чем, судебные акты подлежат отмене на основании статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. а дело направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела арбитражному суду следует учесть изложенное в настоящем постановлении; разрешить спор в соответствии с подлежащими применению нормами материального права, установив обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения данного спора, разрешить вопрос о необходимости привлечения к участию в деле помимо общества "Ла Транс" иных операторов, осуществлявших транспортирование ТКО с контейнерной площадки товарищества в спорный период, проверить доводы участвующих в деле лиц, в том числе проверить довод ответчика о том, что большая часть объемов ТКО, собранных от соседних домов (N N 89, 91 по ул. Тимирязева), выставлена к оплате жителям дома N 93 по ул. Тимирязева, оценить представленные в материалы дела доказательства, в том числе подтверждающие, по мнению истца, объем вывезенных ТКО, включая раздельный сбор ТКО, с контейнерной площадки МКД по адресу: г. Новосибирск, ул. Тимирязева, д. 93, доказательства вывоза раздельно накопленных ТКО в 2019 году на основании договора с обществом "Ла Транс", в 2020 году - с обществом "ТБО", по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также распределить судебные расходы.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 23.03.2021 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 18.06.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-25609/2020 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Новосибирской области.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.С. Терентьева |
Судьи |
М.Ф. Лукьяненко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.