г. Тюмень |
|
5 октября 2021 г. |
Дело N А75-20399/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 октября 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шохиревой С.Т.
судей Киричёк Ю.Н.
Шабановой Г.А.
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на решение от 02.03.2021 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Истомина Л.С.) и постановление от 08.07.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Рыжиков О.Ю., Иванова Н.Е., Шиндлер Н.А.) по делу N А75-20399/2020 по заявлению Администрации города Сургута (628408, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Сургут, улица Энгельса, дом 8, ОГРН 1028600603525, ИНН 8602020249) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (628011, Ханты-мансийский автономный округ - Югра, город Ханты-Мансийск, улица Мира, дом 27, ОГРН 1028600512093, ИНН 8601009316) об оспаривании решения в части.
Другие лица, участвующие в деле, - общество с ограниченной ответственностью "Научно-производственное объединение "Лесное озеро" (443066, Самарская область, город Самара, улица 22 партсъезда, дом 52, литера А2, офис 212, ОГРН 1146318004447, ИНН 6318242980), муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 45" (628405, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Сургут, проезд Взлетный, дом 6, ОГРН 1028600620872, ИНН 8602002867), автономная некоммерческая организация "Сургутский межрегиональный центр санитарно-эпидемиологического сервиса" (628403, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Сургут, проспект Мира, дом 34/3, этаж 2, офис 18, ОГРН 1028601678214, ИНН 8617017753).
В заседании принял участие представитель Администрации города Сургута - Рагозина Е.В. по доверенности от 30.04.2020.
Суд установил:
Администрация города Сургута (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением о признании недействительными пунктов 1, 2, 4 решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - управление, антимонопольный орган) от 28.09.2020 по делу N 086/06/31-1608/2020.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 45" (далее - школа), общество с ограниченной ответственностью Научно-производственное объединение "Лесное озеро" (далее - ООО НПО "Лесное озеро"), автономная некоммерческая организация "Сургутский межрегиональный центр санитарно-эпидемиологического сервиса" (далее - организация).
Решением от 02.03.2021 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 08.07.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное требование удовлетворено.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, управление просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и прекратить производство по делу.
По мнению подателя кассационной жалобы, требование к участнику закупки о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности установлено в аукционной документации незаконно, поскольку работы по дезинфектологии, включая дезинфекцию, дезинсекцию, дератизацию, не предусматривают проведение мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, не являются медицинскими услугами, следовательно, не подлежат лицензированию.
В отзыве на кассационную жалобу администрация просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, отзывы на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представили.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлении присутствовавшего в судебном заседании представителя администрации, суд округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) администрацией размещены извещение N 0187300006520001415 и документация о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по дезинсекции и дератизации помещений в 2020, 2021, 2022 годах; заказчик - школа; начальная (максимальная) цена контракта 202 368,00 руб.; место оказания услуг - Российская Федерация, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Сургут, проезд Взлетный, дом 6 и дом 3.
В соответствии с пунктом 4.1 Технического задания (раздел II аукционной документации) услуги должны быть оказаны на основании действующей лицензии на медицинскую деятельность с видом работ (услуг) - дезинфектология в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) и Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")" (далее - Положение о лицензировании).
Данное условие содержится также в пункте 3.3.13 проекта контракта.
На участие в электронном аукционе поступили заявки от организации и ООО НПО "Лесное озеро".
ООО НПО "Лесное озеро" в составе заявки представлена лицензия от 22.06.2015 N ЛО-63-01-003225, в которой указано место осуществления лицензируемого вида деятельности: Самарская область, город Самара, улица 22 Партсъезда, дом 52, литера А2, офис 212; город Самара, Промышленный район, Ново-Вокзальный тупик/ул. Ново-Вокзальная, дом 21/д. 36, 4 этаж, ком. NN 18, 28, 35.
Комиссия, рассмотрев вторые части заявок на участие в электронном аукционе, приняла решение о несоответствии заявки ООО НПО "Лесное озеро" требованиям пункта 1 части 6 статьи 69 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и пункта 25 раздела 1 документации об аукционе (представленная в составе заявки лицензия участника закупки на медицинскую деятельность с видом работ (услуг) - дезинфектология с указанным местом осуществления лицензируемого вида деятельности не соответствует месту оказания услуг, указанному в аукционной документации), о чем составлен протокол подведения итогов электронного аукциона от 04.09.2020.
Не согласившись с действиями уполномоченного органа при проведении электронного аукциона, ООО НПО "Лесное озеро" обратилось в антимонопольный орган с жалобой.
Решением от 28.09.2020 управления жалоба ООО НПО "Лесное озеро" признана обоснованной (пункт 1); в действиях заказчика и уполномоченного органа признано нарушение положений пункта 1 части 1 статьи 31, части 6 статьи 31, пункта 2 части 6 статьи 39 Закона N 44-ФЗ (пункт 2); уполномоченному должностному лицу управления поручено передать материалы дела для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение требований Закона N 44-ФЗ, к административной ответственности (пункт 4).
Не согласившись с решением в указанной части, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии у антимонопольного органа правовых оснований для вынесения оспариваемого решения.
Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд кассационной инстанции исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.
Согласно части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям названного Закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (часть 2 статьи 8 Закона о контрактной системе).
Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе (пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе).
В силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 данного Закона информацией должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 данного Закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 данного Закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 данного Закона.
При осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе).
Пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе предусмотрено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) названного Закона, или копии этих документов.
Аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены названной статьей (часть 2 статьи 69 Закона N 44-ФЗ).
Исходя из принципов, закрепленных в статье 41 Конституции Российской Федерации и статье 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ), гражданам гарантируются обеспечение их прав в сфере охраны здоровья, доступность и качество при оказании медицинской помощи.
В соответствии со статьей 2 Закона N 323-ФЗ под охраной здоровья граждан понимается система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера, осуществляемого в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
Отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, регулируются Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ).
В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан (пункт 1 статьи 29 Закона N 52-ФЗ).
Таким образом, проведение мероприятий санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера является составной частью комплекса мероприятий, обеспечивающих охрану здоровья граждан, и включает в себя организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные, в том числе, на предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений).
Согласно пункту 46 статьи 12 Закона N 99-ФЗ медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
В силу пункта 3 Положения о лицензировании медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются, том числе, при проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи. Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.
В перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, включены, в том числе, работы (услуги) по дезинфектологии, состоящие из работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации.
Применив указанные нормы законов, суды пришли к правильному выводу о том, что деятельность по проведению дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных работ в соответствии с Законом N 323-ФЗ должна рассматриваться как деятельность в области охраны здоровья граждан и медицинская деятельность, а также как санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия в значении, данном в Законе N 52-ФЗ, и в соответствии с Законом N 99-ФЗ подлежит лицензированию. Выво
Учитывая, что предметом закупки являлось оказание услуг по дезинсекции и дератизации помещений, суды обоснованно сочли, что требование аукционной документации о предоставлении участниками аукциона в составе заявки копии лицензии на осуществление медицинской деятельности по дезинфектологии установлено правомерно.
Выводы судов согласуются с правовой позицией, изложенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 12.01.2018 N 310-КГ17-14344, от 15.01.2018 N 309-КГ17-12073.
Принимая во внимание положения статей 15, 18 Закона N 99-ФЗ, а также учитывая, что пунктами 9, 17.3 раздела I аукционной документации к участникам закупки установлено требование об осуществлении медицинской деятельности по дезинфектологии по месту оказания услуг (город Сургут), суды верно указали, что такое единое требование ко всем участникам закупки соответствует законодательству и не нарушает прав участников закупки, в том числе ООО НПО "Лесное озеро".
С учетом изложенного суды обосновано удовлетворили заявленные учреждением требования.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, судом округа не установлено.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 02.03.2021 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 08.07.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-20399/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Т. Шохирева |
Судьи |
Ю.Н. Киричёк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.