город Омск |
|
08 июля 2021 г. |
Дело N А75-20399/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июля 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Ивановой Н.Е., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4413/2021) Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02.03.2021 по делу N А75-20399/2020 (судья Истомина Л.С.), принятое по заявлению Администрации города Сургута (ИНН 8602020249, ОГРН 1028600603525, 628408, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, ул. Энгельса, 8) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (ИНН 8601009316, ОГРН 1028600512093, 628011, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Мира, 27) при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - общества с ограниченной ответственностью Научно-производственное объединение "Лесное озеро", муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа N 45, автономной некоммерческой организации "Сургутский межрегиональный центр санитарно-эпидемиологического сервиса", об оспаривании решения в части,
при участии в судебном заседании представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре Темиргалиева В.А. по доверенности от 09.01.2021 N 3;
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Сургута (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - заинтересованное лицо, Ханты-Мансийское УФАС России, антимонопольный орган) о признании незаконными и отмене пунктов 1, 2, 4 решения от 28.09.2020 N 086/06/31-1608/2020.
Определениями суда от 24.12.2020, 26.01.2021 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 45" (далее МБОУ "СОШ N 45"), общество с ограниченной ответственностью Научно-производственное объединение "Лесное озеро" (далее - ООО НПО "Лесное озеро"), автономная некоммерческая организация "Сургутский межрегиональный центр санитарно-эпидемиологического сервиса" (далее АНО "Сургутский МЦСЭС").
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02.03.2021 по делу N А75-20399/2020 заявленные требования удовлетворены, решение Ханты-Мансийского УФАС России от 28.09.2020 N 086/06/31-1608/2020 признано недействительным в части пунктов 1, 2, 4.
Не согласившись с принятым судебным актом, Ханты-Мансийское УФАС России обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что требование к участнику закупки о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности установлено в аукционной документации незаконно, поскольку при осуществлении дезинфекционной деятельности в целях обеспечения дезинфекции, дезинсекции, дератизации, не предусматривающих проведение мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, и не являющихся медицинскими услугами, необходимость получения лицензии на осуществление медицинской деятельности отсутствует.
Администрацией представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором она не согласилась с доводами подателя апелляционной жалобы и просила оставить решение суда первой инстанции без изменении, апелляционную жалобу антимонопольного органа - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Ханты-Мансийского УФАС России поддержал доводы апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили.
На основании части 1 статьи 266, статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав представителя антимонопольного органа, установил следующие обстоятельства.
20.08.2020 на официальном сайте zakupki.gov.ru размещено извещение N 0187300006520001415 о проведении электронного аукциона на право заключения контракта по оказанию услуг по дезинсекции и дератизации помещений в 2020, 2021, 2022 годах (т. 1 л.д. 53-58).
Согласно документации об аукционе электронный аукцион проводится в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ). Заказчиком услуг является МБОУ "СОШ N 45", уполномоченным органом -управление муниципальных закупок Администрации города Сургута.
Дата начала подачи заявок 20.08.2020.
Дата окончания подачи заявок 31.08.2020.
Дата рассмотрения первых частей заявок участников 01.09.2020.
Дата проведения аукциона 02.09.2020.
Дата подведения итогов аукциона 04.09.2020.
Пунктом 9 раздела 1 документации об электронном аукционе местом оказания услуг определено: г. Сургут, проезд Взлетный, дом 6 и дом 3 (т. 1 л.д. 59-92).
На участие в электронном аукционе поступило 2 заявки от участников - ООО НПО "Лесное озеро" и АНО "Сургутский МЦСЭС".
ООО НПО "Лесное озеро" в составе заявки предоставлена лицензия от 22.06.2015 N ЛО-63-01-003225, в которой указаны адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности: г. Самара, ул. 22 Партсъезда, д. 52, литера А2, офис 212; г. Самара, Промышленный район, Ново-Вокзальный тупик/ул. Ново-Вокзальная, д. 21/д. 36, 4 этаж, ком. NN 18, 28, 35 (т. 1 л.д. 100-102).
04.09.2020 межотраслевая комиссия по осуществлению закупок рассмотрела вторые части заявок на участие в электронном аукционе и приняла решение о несоответствии заявки ООО НПО "Лесное озеро" требованиям пункта 1 части 6 статьи 69 Федерального закона N 44-ФЗ, пункту 25 раздела 1 документации об аукционе (предоставленная в составе заявки лицензия участника закупки на медицинскую деятельность с видом работ (услуг) - Дезинфектология с указанным местом осуществления лицензируемого вида деятельности не соответствует месту оказания услуг, указанному в аукционной документации), о чем составлен протокол подведения итогов электронного аукциона от 04.09.2020 (т. 1 л.д. 103-105).
Не согласившись с действиями уполномоченного органа при проведении электронного аукциона, ООО НПО "Лесное озеро" обратилось в антимонопольный орган с жалобой от 08.08.2020 исх. N 225 (зарегистрирована 17.09.2020 за N 1862-ж) (т. 1 л.д. 41-44).
Решением от 28.09.2020 N 086/06/31-1608/2020 Ханты-Мансийское УФАС России признало жалобу обоснованной (пункт 1). В действиях заказчика и уполномоченного органа признано нарушение положений пункта 1 части 1 статьи 31, части 6 статьи 31, пункта 2 части 6 статьи 39 Закона о контрактной системе (пункт 2). Уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России поручено передать материалы дела для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе, к административной ответственности (пункт 4) (т. 1 л.д. 34-38).
Не согласившись с пунктами 1, 2, 4 решения антимонопольного органа от 28.09.2020 N 086/06/31-1608/2020 полагая, что оно в указанной части не отвечает требованиям закона и нарушает права и законные интересы Администрации, последняя обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, регулируются Законом N 44-ФЗ, которым, в том числе, установлен единый порядок размещения заказов в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (часть 2 статьи 24 Закона N 44-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона N 44-ФЗ и инструкцию по ее заполнению.
Согласно части 3 статьи 64 Закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Порядок подачи заявок на участие в электронном аукционе установлен статьей 66 Закона N 44-ФЗ.
Согласно части 2 статьи 66 Закона N 44-ФЗ заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.
Вторая часть заявки помимо прочего должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 Закона N 44-ФЗ (при наличии таких требований) данного Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 названного Федерального закона (пункт 2 части 5 статьи 66 Закона N 44-ФЗ).
Таким образом, действующим законодательством прямо предусмотрено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) данного Федерального закона, или копии этих документов.
В силу пункта 6 части 5 статьи 63 Закона N 44-ФЗ в извещении о проведении электронного аукциона указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (часть 5 статьи 31 Закона N 44-ФЗ).
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона N 44-ФЗ заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований названного Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 указанного Закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены названной статьей (часть 2 статьи 69 Закона N 44-ФЗ).
Частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе определено, что заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи
31 Федерального закона N 44-ФЗ;
3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Федерального закона N 44-ФЗ.
В силу части 7 статьи 69 Федерального закона N 44-ФЗ принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 названной статьи, не допускается. Заявка на участие в электронном аукционе не может быть признана не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в связи с отсутствием в ней информации и электронных документов, предусмотренных пунктом 5 части 5 статьи 66 Закона N 44-ФЗ, а также пунктом 6 части 5 статьи 66 Закона N 44-ФЗ, за исключением случая закупки товаров, работ, услуг, в отношении которых установлен запрет, предусмотренный статьей 14 Федерального закона N 44-ФЗ.
Как следует из оспариваемого решения, Ханты-Мансийское УФАС России при рассмотрении жалобы ООО НПО "Лесное озеро" пришло к выводу о том, что требования к участникам закупки о наличии лицензии на медицинскую деятельность с видом работ (услуг) - Дезинфектология установлены в аукционной документации в нарушение требований действующего законодательства, так как данный вид работ (услуг) не является медицинскими услугами и не подлежит лицензированию.
Указанные выводы антимонопольного органа признаны судом первой инстанции ошибочными, при этом суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Основным актом федерального законодательства, закрепляющим как общие принципы правового регулирования отношений в сфере охраны здоровья граждан, так и особые права отдельных категорий граждан в данной сфере является Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ).
Согласно принципам, закрепленных в статье 41 Конституции Российской Федерации и статье 4 Закона N 323-ФЗ, гражданам гарантируются обеспечение их прав в сфере охраны здоровья, доступность и качество при оказании медицинской помощи.
В соответствии со статьей 2 Закона N 323-ФЗ под охраной здоровья граждан понимается система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера, осуществляемого в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
Отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, регулируются Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ).
В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан (пункт 1 статьи 29 Закона N 52-ФЗ.
Данные мероприятия выполняются как в рамках осуществления медицинской деятельности, так и в рамках иных мероприятий, не относящихся к медицинской деятельности, таких как санитарная охрана территорий, ограничительные мероприятия (карантин), производственный контроль, гигиеническое воспитание и обучение.
Таким образом, проведение мероприятий санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера является составной частью комплекса мероприятий, обеспечивающих охрану здоровья граждан, и включает в себя организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные, в том числе, на предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений).
Согласно пункту 46 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
В силу пункта 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 (далее - Положение о лицензировании), медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются, том числе, при проведении санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи. Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.
В перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, включены, в том числе, работы (услуги) по дезинфектологии, состоящие из работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации.
В соответствии с общепринятой терминологией дезинфекция включает в себя работы по удалению или уничтожению возбудителей инфекционных (паразитарных) болезней в (на) объектах окружающей среды; дезинсекция - уничтожение членистоногих и клещей, являющихся переносчиками возбудителей инфекционных (паразитарных) болезней, а также других насекомых, мешающих труду и отдыху людей, а дератизация -уничтожение грызунов, носителей возбудителей инфекционных (паразитарных) болезней в (на) объектах окружающей среды.
Следовательно, указанные понятия рассматриваются как один из способов предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и составляют терминологическую основу Санитарно-эпидемиологических Правил СП 3.5.1378-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности" СП 3.5.1378-03, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.06.2003 N 131 (далее -СП 3.5.1378-03) и отнесенных к группе 3.5 "Дезинфектология".
Согласно пункту 3.1 СП 3.5.1378-03 дезинфекционная деятельность включает хранение, транспортировку, фасовку, упаковку, приготовление рабочих растворов, приманок и других форм применения, импрегнацию одежды, камерное обеззараживание вещей, санитарную обработку людей, обработку объектов (помещений, транспорта, оборудования), открытых территорий в целях обеспечения дезинфекции, дезинсекции и дератизации, а также дезинфекцию и стерилизацию изделий медицинского назначения и другие мероприятия.
При этом дезинфекция определена как работы по обеззараживанию помещений, транспорта, оборудования, мебели, посуды, белья, игрушек, изделий медицинского назначения, предметов ухода за больными, пищевых продуктов, остатков пищи, выделений, технологического оборудования по переработке сырья и продуктов, санитарно-технического оборудования, посуды из-под выделений, одежды, обуви, книг, постельных принадлежностей, питьевых и сточных вод, открытых территорий (пункт 3.6.1 СП 3.5.1378-03); дезинсекция определена как уничтожение членистоногих и клещей, являющихся переносчиками возбудителей инфекционных (паразитарных) болезней, а также других насекомых, мешающих труду и отдыху людей (пункт 3.8.1 СП 3.5.1378-03).
Иными словами, указанные понятия определяют способы предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Приказом Минздравсоцразвития России от 08.10.2015 N 707н к специалистам, осуществляющим деятельность по специальности "Дезинфектология" установлены следующие квалификационные требования: уровень профессионального образования - высшее образование по специальности "Медико-профилактическое дело", подготовка в ординатуре по специальности "Дезинфектология"; дополнительное профессиональное образование - профессиональная переподготовка по специальности "Дезинфектология" при наличии подготовки в интернатуре/ординатуре по специальности "Эпидемиология".
Ранее аналогичные квалификационные требования к работникам по специальности "Дезинфектология" устанавливались приказом Минздравсоцразвития России от 07.07.2009 N 415н.
Кроме того, приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 N 541н установлены требования к квалификации "Инструкторов дезинфекторов" и "Медицинских дезинфекторов".
Таким образом, Дезинфекционная деятельность осуществляется специально обученным персоналом организации, осуществляющей дезинфекционную деятельность, в строгом соответствии с требованиями, установленными СП 3.5.1378-03 и предусматривающими соблюдение условий хранения, транспортировки, приготовления рабочих растворов, химических и биологических средств, допущенных к применению и не оказывающих неблагоприятного воздействия на человека.
Суд апелляционной инстанции не принимает довод антимонопольного органа о том, что СанПиНом 3.5.2.1376-03 не установлены требования к исполнителям мероприятий по акарицидной обработке о наличии лицензии, поскольку СанПиН 3.5.2.1376-03 признаны утратившими силу с 08.10.2017 постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.06.2017 N 83.
В связи с тем, что дезинфекционные, дезинсекционные, дератизационные работы (в комплексе или отдельности) не выполняются по отношению к пациенту, они не являются медицинским вмешательством, и, соответственно, медицинской услугой и медицинской помощью, но являясь санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями, включены в понятие "медицинская деятельность".
Изложенное выше свидетельствует о том, что в соответствии с действующим законодательством для осуществления дезинфекционной деятельности юридические лица независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, должны иметь лицензию на медицинскую деятельность по "дезинфектологии" и иметь в своем штате специалистов с необходимым медицинским образованием.
При таких обстоятельствах позиция антимонопольного органа, сводящаяся к тому, что работы (услуги) по дезинфектологии подлежат лицензированию только в случае их организации и выполнения при оказании медицинской помощи, правомерно признана судом первой инстанции ошибочной.
В соответствии со статьей 2 Закона N 323-ФЗ медицинская помощь - это комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и предоставление медицинских услуг, который должен рассматриваться в системной связи с проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий; медицинская услуга - это медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение, а профилактика - комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя в том числе выявление причин и условий возникновения и развития заболеваний, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания.
На основании изложенного апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что дезинфекционные, дезинсекционные, дератизационные работы (в комплексе или отдельности) не выполняются по отношению к пациенту, поэтому они не являются медицинским вмешательством или медицинской услугой, но в то же время относятся к числу санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, в связи с чем включены в понятие "медицинская деятельность".
Следовательно, вопреки утверждениям антимонопольного органа, деятельность по проведению дезинфекционных, дезинсекционных, дератизационных работ в соответствии с Законом N 323-ФЗ должна рассматриваться как деятельность в области охраны здоровья граждан и медицинская деятельность, а так же как санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия в значении, определенном Законом N 52-ФЗ, в связи с чем подлежит лицензированию в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 " 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Как следствие, поскольку в рассматриваемом случае объектом закупки являлось оказание услуг по дезинсекции и дератизации помещений, то требование о предоставлении участниками аукциона в составе заявки копии лицензии на осуществление медицинской деятельности по дезинфектологии правомерно включено заказчиком в документацию об электронном аукционе.
Сформулированные выше выводы согласуются с правовой позицией, отраженной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 12.01.2018 N 310-КГ17-14344 по делу N А23-840/2016, от 15.01.2018 N 309-КГ17-12073, 18.06.2018 N 114-ПЭК18 по делу N А60-27966/2016, от 06.06.2018 N 104-ПЭК18 по делу N А23-840/2016.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона о лицензировании в приказ (распоряжение) лицензирующего органа о предоставлении лицензии включаются сведения об адресах места осуществления лицензируемого вида деятельности (за исключением деятельности по перевозкам грузов, пассажиров или иных лиц).
Частью 1 статьи 18 Закона о лицензировании предусмотрена возможность переоформления лицензии в случае изменения адреса места осуществления лицензиатом лицензируемого вида деятельности.
Между тем, Законом о лицензировании установлено условие о том, что до переоформления лицензии лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности, за исключением его осуществления по адресу, не указанному в лицензии (часть 2 статьи 18 Закона о лицензировании).
В соответствии с частью 7 статьи 18 Закона о лицензировании при намерении лицензиата осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, в заявлении о переоформлении лицензии указываются этот адрес и сведения, подтверждающие соответствие лицензиата лицензионным требованиям при осуществлении лицензируемого вида деятельности по этому адресу. Перечень таких сведений устанавливается Положением
о лицензировании.
Исходя из приведенных положений Закона о лицензировании следует, что законодатель установил запрет на осуществление лицензируемого вида деятельности по адресу, не указанному в лицензии, до того момента как будет переоформлена лицензия.
Право на осуществление лицензируемого вида деятельности предоставляется лицу исключительно в отношении адресов, указанных в лицензии в качестве места осуществления соответствующего вида деятельности.
Вышеприведенная правовая позиция изложена в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 10.08.2018 N 301-КГ18-2640, от 19.03.2020 N 303-ЭС20-1984, от 23.07.2020 N 303-ЭС20-10260.
Пунктами 9, 17.3 раздела 1 документации об электронном аукционе к участникам закупки установлено требование на осуществление медицинской деятельности по дезинфектологии по месту осуществления в г. Сургуте.
Такое единое требование ко всем участникам закупки соответствует законодательству и не нарушает прав участников закупки, в том числе ООО НПО "Лесное озеро".
При таких обстоятельствах отклонение второй части заявки ООО НПО "Лесное озеро" являлось правомерным и оснований для признания его жалобы обоснованной у Ханты-Мансийского УФАС России не имелось.
Суд апелляционной инстанции не принимает ссылки антимонопольного органа на письма Минздрава России от 13.05.2014 N 24-1-2036856, от 27.02.2018 N 27-3/3008543-81.
Так, в письме Минздрава России от 13.05.2014 N 24-1-2036856 прямо указано, что деятельность по проведению дезинфекционных работ, в том числе предоставление услуг по дезинфекции, может рассматриваться как деятельность в области охраны здоровья граждан и медицинская деятельность в понятиях Закона N 323-ФЗ и в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", является лицензируемой (без указания на специфику мест проведения дезинфекционной обработки).
В письме Минздрава России от 27.02.2018 N 27-3/3008543-81 не учтены положения Закона N 52-ФЗ, а также сложившаяся на тот момент судебная практика (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 12.01.2018 N 310-КГ17-14344 по делу N А23-840/2016).
Кроме того, согласно пункту 6.6 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 N 608, Минздрав России уполномочен давать разъяснения только по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности Министерства, в части оказания государственных услуг и управления государственным имуществом (вопрос лицензирования к таким вопросам не относится). Соответственно, вышеуказанные письма Минздрава России не относятся к применяемым при рассмотрении дел нормативным правовым актам, предусмотренным статьей 13 АПК РФ, и не могут быть применены в рассматриваемом деле.
Таким образом, судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФк отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не распределяются, поскольку антимонопольный орган при подаче апелляционной жалобы государственную пошлину не платил и согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02.03.2021 по делу N А75-20399/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-20399/2020
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СУРГУТА, Восьмой Арбитражный Апелляционный суд
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМУ АВТОНОМНОМУ ОКРУГУ - ЮГРЕ
Третье лицо: АНО "Сургутский межрегиональный центр санитарно- эпидемиологоческого сервиса", МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА N 45, ООО "НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ "ЛЕСНОЕ ОЗЕРО"