г. Тюмень |
|
7 октября 2021 г. |
Дело N А27-23189/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 октября 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Киричёк Ю.Н.
судей Шабановой Г.А.
Шохиревой С.Т.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищник" на решение от 11.03.2021 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Власов В.В.) и постановление от 06.07.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Павлюк Т.В., Кривошеина С.В., Хайкина С.Н.) по делу N А27-23189/2020 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищник" (650056, город Кемерово, улица Волгоградская, дом 45А, ИНН 4205214593, ОГРН 1114205000733) к Государственной жилищной инспекции Кузбасса (650991, город Кемерово, проспект Советский, дом 60, кабинет 229, ИНН 4207052789, ОГРН 1024200719828) о признании незаконными действий.
Иные лица, участвующие в деле: общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Спектр Услуг" (650033, город Кемерово, улица Аллейная, дом 9, квартира 127, ИНН 4205300605, ОГРН 1144205030969); собственники жилых помещений по адресу: город Кемерово, проспект Ленинградский, дом 23.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищник" (далее - общество, ООО "УК Жилищник") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Государственной жилищной инспекции Кузбасса (далее - инспекция, административный орган) о признании незаконными решения от 31.07.2020 N 754/2020-МКД и действий по внесению изменений в реестр лицензий Кемеровской области путем исключения с 31.07.2020 многоквартирного дома, расположенного по адресу: город Кемерово, проспект Ленинградский, 23, из перечня домов, деятельность по управлению которыми осуществляет общество, и включения указанного дома в перечень домов, деятельность по управлению которыми осуществляет общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Спектр Услуг" (далее - ООО "УК Спектр Услуг", третье лицо).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "УК "Спектр Услуг" и собственники жилых помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: город Кемерово, проспект Ленинградский, 23.
Решением от 11.03.2021 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 06.07.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, ООО "УК "Жилищник" просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять по делу новый судебный акт.
По мнению подателя жалобы, судами не учтено, что инспекцией при вынесении решения от 31.07.2020 N 754/2020-МКД и совершении оспариваемых действий нарушены требования части 3 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
В отзыве на кассационную жалобу инспекция просит принятые по делу судебные акты оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, отзывы на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представили.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд округа не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в соответствии с протоколом от 23.06.2020 собственниками помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: город Кемерово, проспект Ленинградский, 23, приняты решения о расторжении с 30.06.2020 всех ранее заключенных договоров управления многоквартирным домом, о выборе управляющей организации ООО "УК Спектр Услуг", заключении с ней договора управления многоквартирным домом с 01.07.2020 (вопросы 4, 5 повестки дня).
29.06.2020 ООО "УК Спектр Услуг" обратилось в инспекцию с заявлением о внесении в реестр лицензий сведений об управлении многоквартирным домом данной организацией.
В ходе рассмотрения данного заявления инспекцией выявлено противоречие сведений, представленных третьим лицом, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям (спорный многоквартирный дом находится в реестре лицензии иной управляющей компании, заявление об исключении не поступало).
На основании указанных обстоятельств административный орган, руководствуясь подпунктами "а" и "в" пункта 10 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок N 398/пр), принял решение от 10.07.2020, которым приостановил рассмотрение заявления на срок проведения мероприятий, указанных в пункте 15 Порядка N 398/пр, но не более чем на 30 рабочих дней; в адрес ООО "УК "Жилищник" и ООО "УК Спектр Услуг" направлены запросы о предоставлении информации.
По результатам данной проверки инспекция приняла решение от 31.07.2020 N 754/2020-МКД, которым исключила спорный многоквартирный дом из реестра лицензий общества и включила в реестр лицензий третьего лица с 31.07.2020.
Не согласившись с указанными действиями и решением административного органа, общество обратилось в суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из отсутствия правовых оснований для признания незаконным оспариваемых действий и решения административного органа.
Суд округа, оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
Согласно статье 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией (часть 2).
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3).
Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией (часть 9).
В соответствии с частью 8.2 статьи 162 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.
В силу положений части 1 статьи 192, пункта 1 части 1, части 2 статьи 195 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, сведения об адресе многоквартирного дома, деятельность по управлению которым осуществляет лицензиат, содержатся в реестре лицензий субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 198 ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора (часть 2). Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 названной статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 3).
Согласно пунктам 2-4 Порядка N 398/пр изменения в реестр вносятся по решению органа государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации в течение десяти рабочих дней с даты поступления соответствующих сведений.
По результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений: а) о внесении изменений в реестр; б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления; в) о приостановлении рассмотрения заявления (пункт 7 Порядка N 938/пр).
Согласно пункту 10 Порядка N 938/пр основанием для принятия решения о приостановлении рассмотрения заявления являются:
а) несоответствие заявления и документов условиям, установленным подпунктами "б", "в" пункта 5 настоящего Порядка; б) поступление в орган государственного жилищного надзора в течение срока, указанного в пункте 4 настоящего Порядка, заявления от другого лицензиата, содержащего сведения в отношении того же многоквартирного дома; в) поступление в орган государственного жилищного надзора заявления о внесении изменений в реестр в связи с заключением договора управления многоквартирным домом или изменением способа управления многоквартирным домом при отсутствии заявления о прекращении, расторжении договора управления данным многоквартирным домом от иного заявителя.
При приостановлении рассмотрения заявления в случае наличия в реестре сведений об управлении многоквартирным домом, указанным в заявлении, другим лицензиатом орган государственного жилищного надзора запрашивает необходимые материалы и информацию у обоих лицензиатов (подпункт "а" пункта 15 Порядка N 938/пр) и проводит проверку полученного заявления и документов, указанных в пункте 3 названного Порядка (подпункт "в" пункта 15 Порядка N 938/пр).
При этом в силу пункта 9 Порядка N 938/пр основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов являются:
а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "а", "г" - "е" пункта 5 названного Порядка; б) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "б" и "в" пункта 5 названного Порядка, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 названного Порядка.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что инспекцией для устранения выявленных противоречий между сведениями, содержащимися в реестре лицензий и представленными ООО "УК Спектр Услуг", рассмотрение заявления было приостановлено, в адрес обоих лицензиатов направлены запросы; ООО "УК Спектр Услуг" представило в административный орган запрошенные документы (письмо от 28.07.2020 N 234); от ООО "УК "Жилищник" какой-либо информации в ответ на запрос не поступило; обо всех действиях как жильцов и вновь избранной управляющей компании, так и инспекции ООО "УК "Жилищник" уведомлялось надлежащим образом; сведения, представленные ООО "УК Спектр Услуг", размещены в соответствующих информационных ресурсах; по результатам рассмотрения полученных документов инспекцией установлено соответствие заявления и документов ООО "УК Спектр Услуг" положениям пунктов 2 и 3 Порядка N 938/пр; в ходе проверки заявления от 28.07.2020 о внесении изменений в реестр лицензий и документов, поступивших от ООО "УК "Жилищник", в том числе протокола от 24.07.2020, в соответствии с которым собственники помещений в многоквартирном доме приняли решение о расторжении договора управления с любой другой управляющей организацией и выбрали в качестве управляющей организации ООО "УК "Жилищник", инспекцией было выявлено несоответствие их подпункту "е" пункта 5 Порядка N 938/пр; решением Ленинского районного суда города Кемерово суда по делу N 2-1366/2020 протокол от 24.07.2020 собрания собственников спорного многоквартирного дома признан недействительным.
Таким образом, суды пришли к правильному выводу о том, что в рассматриваемом случае у инспекции отсутствовали основания для отказа ООО "УК Спектр Услуг" во внесении изменений в реестр лицензий.
Отклоняя доводы общества о нарушении инспекцией положений Закона N 294-ФЗ, суды обосновано указали, что ситуация, указанная в части 3 статьи 198 ЖК РФ, не относится к основаниям для проведения проверки в соответствии с правилами Закона N 294-ФЗ, поскольку последовательность действий, как и сами действия государственного органа при внесении изменений в реестр лицензий установлены именно Порядком N 938/пр, а сами проверочные мероприятия представляют из себя оценку заявления и представленных с ним документов в рамках осуществления процедуры приостановления рассмотрения заявлений.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемые действия и решение инспекции о внесении изменений в реестр лицензий соответствуют действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.
С учетом изложенного суды правомерно отказали ООО "УК "Жилищник" в удовлетворении заявленных требований.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Судом округа не установлено предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 11.03.2021 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 06.07.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-23189/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.Н. Киричёк |
Судьи |
Г.А. Шабанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что инспекцией для устранения выявленных противоречий между сведениями, содержащимися в реестре лицензий и представленными ООО "УК Спектр Услуг", рассмотрение заявления было приостановлено, в адрес обоих лицензиатов направлены запросы; ООО "УК Спектр Услуг" представило в административный орган запрошенные документы (письмо от 28.07.2020 N 234); от ООО "УК "Жилищник" какой-либо информации в ответ на запрос не поступило; обо всех действиях как жильцов и вновь избранной управляющей компании, так и инспекции ООО "УК "Жилищник" уведомлялось надлежащим образом; сведения, представленные ООО "УК Спектр Услуг", размещены в соответствующих информационных ресурсах; по результатам рассмотрения полученных документов инспекцией установлено соответствие заявления и документов ООО "УК Спектр Услуг" положениям пунктов 2 и 3 Порядка N 938/пр; в ходе проверки заявления от 28.07.2020 о внесении изменений в реестр лицензий и документов, поступивших от ООО "УК "Жилищник", в том числе протокола от 24.07.2020, в соответствии с которым собственники помещений в многоквартирном доме приняли решение о расторжении договора управления с любой другой управляющей организацией и выбрали в качестве управляющей организации ООО "УК "Жилищник", инспекцией было выявлено несоответствие их подпункту "е" пункта 5 Порядка N 938/пр; решением Ленинского районного суда города Кемерово суда по делу N 2-1366/2020 протокол от 24.07.2020 собрания собственников спорного многоквартирного дома признан недействительным.
Таким образом, суды пришли к правильному выводу о том, что в рассматриваемом случае у инспекции отсутствовали основания для отказа ООО "УК Спектр Услуг" во внесении изменений в реестр лицензий.
Отклоняя доводы общества о нарушении инспекцией положений Закона N 294-ФЗ, суды обосновано указали, что ситуация, указанная в части 3 статьи 198 ЖК РФ, не относится к основаниям для проведения проверки в соответствии с правилами Закона N 294-ФЗ, поскольку последовательность действий, как и сами действия государственного органа при внесении изменений в реестр лицензий установлены именно Порядком N 938/пр, а сами проверочные мероприятия представляют из себя оценку заявления и представленных с ним документов в рамках осуществления процедуры приостановления рассмотрения заявлений."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 7 октября 2021 г. N Ф04-6089/21 по делу N А27-23189/2020