г. Тюмень |
|
11 октября 2021 г. |
Дело N А67-4504/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 октября 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Дружининой Ю.Ф.
Шохиревой С.Т.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Томскводоканал" на решение от 23.03.2021 Арбитражного суда Томской области (судья Ломиворотов Л.М.) и постановление от 22.06.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Бородулина И.И., Кривошеина С.В., Хайкина С.Н.) по делу N А67-4504/2019 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "КонсультантЪ" (634006, Томская область, город Томск, улица Пушкина, дом 73, ИНН 7020034642, ОГРН 1027000868773) к муниципальному образованию "Город Томск" в лице Департамента городского хозяйства Администрации города Томска (634050, Томская область, город Томск, улица Московский тракт, дом 19/1, ИНН 7017001911, ОГРН 1027000908440) об оспаривании бездействия.
Другие лица, участвующие в деле: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области (634003, Томская область, город Томск, улица Пушкина, дом 34/1, ИНН 7017107837, ОГРН 1047000304823), Департамент Управления муниципальной собственностью Администрации города Томска (634050, Томская область, город Томск, переулок Плеханова, дом 4, ИНН 7017002351, ОГРН 1027000856211), общество с ограниченной ответственностью "Томскводоканал" (634021, Томская область, город Томск, улица Елизаровых, дом 79/2, ИНН 7017270664, ОГРН 1107017017568).
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "КонсультантЪ" (далее - общество, ООО "КонсультантЪ") обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением о признании незаконным бездействия Департамента городского хозяйства Администрации города Томска (далее - департамент), выразившегося в непринятии мер по передаче бесхозяйных сетей на обслуживание в специализированные организации; обязании департамента организовать управление бесхозяйными сетями:
- водоснабжения (адрес расположения сети: город Томск, улица Шевченко, дом 14, стр. 4 и дом 16, стр. 3) от коллективного (общедомового) прибора учета жилых домов, расположенных по адресу: город Томск, улица Шевченко, дома 14 и 16, до централизованной сети, которая находится на обслуживании в специализированной организации;
- водоотведения (адрес расположения сети: город Томск, улица Шевченко, дом 14, стр. 5) от стены многоквартирных домов, расположенных по адресу: город Томск, улица Шевченко, дома 14 и 16, до централизованной сети, которая находится на обслуживании в специализированной организации;
- теплоснабжения (адрес расположения сети: город Томск, улица Шевченко, дом 14, стр. 3, дом 16, стр. 2) от коллективного (общедомового) прибора учета жилых домов, расположенных по адресу: город Томск, улица Шевченко, дома 14 и 16, до централизованной сети, которая находится на обслуживании в специализированной организации;
- электроснабжения (адрес расположения сети: город Томск, улица Шевченко, дом 14, стр. 6) от коллективного (общедомового) прибора учета жилого дома, расположенного по адресу: город Томск, улица Шевченко, дом 14, до подстанции, которая находится на обслуживании в специализированной организации,
- и передать их на содержание и обслуживание в специализированные (гарантирующие либо ресурсоснабжающие) организации.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области (далее - Управление Росреестра), Департамент Управления муниципальной собственностью Администрации города Томска.
Решением от 25.12.2019 Арбитражного суда Томской области, оставленным без изменения постановлением от 16.06.2020 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением от 08.09.2020 Арбитражного суда Западно-Сибирского округа указанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Томской области.
При новом рассмотрении судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) приняты к рассмотрению уточненные требования, в соответствии с которыми общество просит признать незаконным бездействие муниципального образования "Город Томск" в лице департамента, выразившееся в непринятии мер и юридических действий по передаче на содержание и обслуживание в гарантирующую (специализированную) организацию бесхозяйных сетей водоотведения, расположенных от внешней границы стены многоквартирных домов N 14 и N 16 по улице Шевченко в городе Томске (далее - многоквартирные дома) до участка канализационной сети, которая находится на содержании и обслуживании в гарантирующей (специализированной) организации.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Томскводоканал" (далее - ООО "Томскводоканал").
Решением от 23.03.2021 Арбитражного суда Томской области, оставленным без изменения постановлением от 22.06.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, ООО "Томскводоканал" просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя кассационной жалобы, актом разграничения балансовой (эксплуатационной) принадлежности от 30.01.2019 N 75 в отношении спорных сетей водоотведения определена ответственная организация - ООО "КонсультантЪ".
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными.
Иные лица, участвующие в деле, отзывы на кассационную жалобу в порядке статьи 279 АПК РФ не представили.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд округа не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, ООО "КонсультантЪ" на основании лицензии от 02.06.2015 N 070 000115 и решений общего собрания собственников помещений (протоколы от 06.05.2015 и от 20.12.2018) осуществляет управление многоквартирными домами.
Указанные дома подключены к сетям водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения и электроснабжения, имеющим признаки бесхозяйного имущества.
Общество неоднократно обращалось в департамент с заявлениями (30.03.2018, 18.06.2018 и 06.02.2019) о принятии указанных сетей в муниципальную собственность и передаче их на обслуживание соответствующим специализированным организациям.
В ответах на данные обращения департамент сообщил, что названные сети признаны бесхозяйными и после оформления указанных объектов в муниципальную собственность будут переданы на обслуживание соответствующим специализированным организациям.
Полагая, что департамент ненадлежащим образом исполняет возложенные на него обязанности, ООО "КонсультантЪ" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанции исходили из того, что оспариваемое бездействие не соответствует требованиям законодательства и нарушает права и законные интересы общества, что является основанием для признания его незаконным.
Суд округа, оставляя обжалуемые судебные акты без изменения, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств данного дела.
В силу пунктов 1 и 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся в том числе и организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 8 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 данного закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Статьей 12 Закона от N 416-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности.
Именно на гарантирующую организацию возлагается обязанность по эксплуатации и содержанию выявленных бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения. При этом действующее законодательство не предусматривает права гарантирующей организации отказаться от принятия в эксплуатацию бесхозяйного объекта.
Пунктом 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), установлено, что внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Канализационный выпуск является частью внутридомовой инженерной системы водоотведения, относящейся к общему имуществу многоквартирного дома, то есть находящейся внутри дома до внешней границы его стены (абзац 2 пункта 5 Правил N 491).
Согласно пункту 2 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), граница эксплуатационной ответственности - линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, по признаку обязанностей (ответственности) по эксплуатации (обеспечению эксплуатации) этих систем или сетей, устанавливаемая в договоре холодного водоснабжения, договоре водоотведения или едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения, договоре по транспортировке холодной воды, договоре по транспортировке сточных вод.
Вопреки позиции ООО "Томскводоканал" пункты 31(1) - 31(3) Правил N 644 не устанавливают специальных правил для разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности в отношениях между гарантирующей организацией и лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом; акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности не является правоустанавливающим документом.
Иное толкование названных норм права относительно определения границы эксплуатационной ответственности означало бы незаконное возложение бремени содержания имущества на лицо, которому это имущество не принадлежит.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суды установили, что департамент передал гарантирующей организации (ООО "Томскводоканал") для эксплуатации и содержания бесхозяйные объекты водоотведения - участок канализационной линии Д=160 мм, L=34 м от колодца К-1 до ККсущ. на канализационной линии Д=800 мм по улице Шевченко, включая колодец К-1 (акт приема-передачи объектов водопроводно-канализационного хозяйства от 04.10.2019 N 2019/10-05); однако не предпринял меры по передаче сетей водоотведения, расположенных от внешней границы стены многоквартирных домов до участка канализационной сети, которая находится на содержании и обслуживании в гарантирующей организации (специализированной организации).
В рассматриваемом случае документально не подтверждено наличие предусмотренных законодательством Российской Федерации оснований для установления границы балансовой принадлежности сетей водоотведения за пределами внешних границ стен многоквартирных домов.
С учетом изложенного арбитражные суды правомерно удовлетворили заявленные обществом требования, поскольку оспариваемое бездействие не соответствует требованиям законодательства и нарушает права и законные интересы общества.
Иное толкование ООО "Томскводоканал" положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 23.03.2021 Арбитражного суда Томской области и постановление от 22.06.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А67-4504/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.А. Шабанова |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), установлено, что внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Канализационный выпуск является частью внутридомовой инженерной системы водоотведения, относящейся к общему имуществу многоквартирного дома, то есть находящейся внутри дома до внешней границы его стены (абзац 2 пункта 5 Правил N 491).
Согласно пункту 2 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), граница эксплуатационной ответственности - линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, по признаку обязанностей (ответственности) по эксплуатации (обеспечению эксплуатации) этих систем или сетей, устанавливаемая в договоре холодного водоснабжения, договоре водоотведения или едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения, договоре по транспортировке холодной воды, договоре по транспортировке сточных вод."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11 октября 2021 г. N Ф04-3224/20 по делу N А67-4504/2019
Хронология рассмотрения дела:
11.10.2021 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3224/20
22.06.2021 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-964/20
23.03.2021 Решение Арбитражного суда Томской области N А67-4504/19
08.09.2020 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3224/20
16.06.2020 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-964/20
09.01.2020 Решение Арбитражного суда Томской области N А67-4504/19