г. Тюмень |
|
14 октября 2021 г. |
Дело N А03-14821/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 октября 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Лукьяненко М.Ф.,
судей Аникиной Н.А.,
Ткаченко Э.В.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи помощником судьи Романовой И.А., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая кампания "Надежда" на решение от 19.04.2021 Арбитражного суда Алтайского края (судья Зверева В.А.) и постановление от 09.07.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи: Сухотина В.М., Кайгородова М.Ю., Марченко Н.В.) по делу N А03-14821/2020 по иску администрации города Рубцовска Алтайского края (658200, Алтайский край, г. Рубцовск, пр-кт Ленина, д. 130, ИНН 2209011079, ОГРН 1022200813656) к обществу с ограниченной ответственностью "Комунстройцентр" (658210, Алтайский край, г. Рубцовск, ул. Пушкина, д. 177, ИНН 2209035320, ОГРН 1082209001456), жилищно-строительному кооперативу N 3 (658200, Алтайский край, г. Рубцовск, пер. Гражданский, 8, ИНН 2209016158, ОГРН 1022200804361), обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая кампания "Надежда" (658200, Алтайский край, г. Рубцовск, пер. Гражданский, 10, ИНН 2209036027, ОГРН 1092209000234) о признании незаконным бездействия, обязании совершить действия
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: общество с ограниченной ответственностью "ВторГеоРесурс" (658930, Алтайский край, Волчихинский р-он, с. Волчиха, ул. Матросова, 18, ИНН 2238005111, ОГРН 1112235000206), Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в лице территориального отдела в г. Рубцовске (656056, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Максима Горького, 28, ИНН 2225068178, ОГРН 1052202281537), Инспекция строительного и жилищного надзора Алтайского края (656043, Алтайский край, г. Барнаул, пр-кт Ленина, д. 7, ИНН 2225135610, ОГРН 1122225019070).
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Алтайского края (судья Захарова Я.В.) в заседании участвовал представитель администрации города Рубцовска Алтайского края - Роте С.А. по доверенности от 11.01.2021 (срок действия до 31.12.2021), паспорт, диплом.
Суд установил:
администрация города Рубцовска Алтайского края (далее - администрация, истец) обратилась в арбитражный суд Алтайского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Комунстройцентр" (далее - ООО "Комунстройцентр", ответчик 1), жилищно-строительному кооперативу N 3 (далее - ЖСК N 3, ответчик 2), обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая кампания "Надежда" (далее - ООО "УК "Надежда", ответчик 3), просит признать незаконным бездействие ООО "Комунстройцентр", ООО "УК "Надежда", ЖСК-3 по неисполнению обязанности организовать и содержать место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), образующихся при эксплуатации многоквартирных домов, по определению места накопления ТКО для домов пер. Гражданскому, д. 26, д. 28, д. 30, д. 36, д. 38, д. 40, д. 44, д. 46, д. 46 а, д. 48, пр. Ленина, д. 137, д. 137а, д. 137 б, д. 139 в городе Рубцовске.
Обязать ООО "Комунстройцентр", ООО "УК "Надежда", ЖСК-3:
- провести общее собрание собственников для домов пер. Гражданский, д. 26, д. 28, д. 30, д. 36, д. 38, д. 40, д. 44, д. 46, д. 46 а, д. 48, пр. Ленина, д. 137, д. 137 а, д. 137 б, д. 139 в городе Рубцовске с постановкой вопроса об определении места (площадки) накопления ТКО;
- определить место (площадку) накопления ТКО для домов пер. Гражданский, д. 26, д. 28, д. 30, д. 36, д. 38, д. 40, д. 44, д. 46, д. 46 а, д. 48, пр. Ленина, д. 137, д. 137 а, д. 137 б, д. 139 в городе Рубцовске;
- обратиться в администрацию с заявкой о согласовании места (площадки) накопления ТКО для домов пер. Гражданский, д. 26, д. 28, д. 30, д. 36, д. 38, д. 40, д. 44, д. 46, д. 46 а, д. 48, пр. Ленина, д. 137, д. 137а, д. 137б, д. 139 в городе Рубцовске;
- в случае принятия решения об использовании контейнерной площадки, расположенной на земельном участке, находящемся в собственности администрации, обратиться в администрацию с заявлением о согласовании размещения объекта элемента благоустройства - места (площадки) накопления ТКО на земельном участке, территории, находящейся в муниципальной собственности без предоставления земельного участка и установления сервитута;
- организовать и содержать место (площадку) накопления ТКО для домов по пер. Гражданскому, д. 26, д. 28, д. 30, д. 36, д. 38, д. 40, д. 44, д. 46, д. 46 а, д. 48, пр. Ленина, д. 137, д. 137 а, д. 137 б, д. 139 в городе Рубцовске.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "ВторГеоРесурс" (далее - ООО "ВторГеоРесурс"), Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в лице территориального отдела в г. Рубцовске, Рубцовском, Егорьевском, Поспелихинском, Краснощековском, Курьинском, Новичихинском и Шипуновском районах, Инспекция строительного и жилищного надзора Алтайского края.
Решением от 19.04.2021 Арбитражного суда Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 09.07.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ООО "УК "Надежда" обратилась с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает на то, что обязанность создания и содержания мест (площадок) накопления ТКО относится к обязанности органов местного самоуправления, а не управляющей компании; ссылается на решение от 13.06.2019 Рубцовского городского суда по делу N 2-78/19, а также на судебные акты арбитражных судов.
В отзыве на кассационную жалобу ЖСК N 3 просит кассационную жалобу удовлетворить, указывает на то, что контейнерная площадка располагается на муниципальной территории; считает, что вопрос относительно спорной контейнерной площадки разрешен в судебном порядке (решение от 13.06.2019 Рубцовского городского суда по делу N 2-78/19).
В судебном заедании представитель администрации просил принятые по делу судебные акты оставить без изменения как законные и обоснованные, указал на то, что по настоящему делу заявлены требования в отношении места накопления ТКО для домов пер. Гражданский, д. 26, д. 28, д. 30, д. 36, д. 38, д. 40, д. 44, д. 46, д. 46 а, д. 48, пр. Ленина, д. 137, д. 137 а, д. 137 б, д. 139, в то время решение от 13.06.2019 Рубцовского городского суда по делу N 2-78/19 принято в отношении дома по пер. Гражданский, д.28.
Проверив в порядке статей 286, 288 АПК РФ законность судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО "Комунстройцентр" на основании договора управления от 01.03.2019, договора управления от 01.06.2014, осуществляет функции управляющей организации по отношению к многоквартирным домам, расположенным по адресам: г. Рубцовск, пер. Гражданский, 30, 38; ООО "УК "Надежда" на основании договоров управления осуществляет функции управляющей организации в городе Рубцовске по отношению к многоквартирным домам, расположенным по адресам: пер. Гражданский, 26, 28, 40, 44, 46, 46 а, 48, пр. Ленина 137, 137 а, 137 б, 139; ЖСК N 3 осуществляет функции управляющей организации по отношению к многоквартирному дому, расположенному по адресу: пер. Гражданский, 36, который с 1984 года входит в состав ЖСК N 3.
Согласно реестру мест (площадок) накопления ТКО в городе Рубцовске многоквартирные дома (пер. Гражданский, д. 26, д. 28, д. 30, д. 36, д. 38, д. 40, д. 44, д. 46, д. 46 а, д. 48, пр. Ленина, д. 137, д. 137 а, д. 137 б, д. 139), осуществляют складирование ТКО на контейнерную площадку, расположенную по адресу: г. Рубцовск, пер. Гражданский, 28, собственником которой является администрация.
Ссылаясь на указанное обстоятельство, администрацией была направлена претензия N 266/П/6969 от 09.09.2020 с требованием по организации и содержанию мест накопления ТКО, образующихся при эксплуатации многоквартирных домов, по согласованию мест накопления ТКО.
Так как претензия оставлена без удовлетворения, истец обратился в суд с настоящим иском.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с ТКО относятся, в том числе, создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В силу пункта 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039, места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
На основании части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг.
Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (часть 1.1 статьи 161 ЖК РФ).
Частью 1.2 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядок их оказания и выполнения (далее - Перечень N 290).
В силу пункта 26(1) Перечня N 290 в число работ и услуг по содержанию иного общего имущества в многоквартирном доме входят работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
На основании подпункта "д(2)" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, среди прочего, содержание мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями.
Согласно пункту 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 27.09.2003 N 170, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а также обеспечить организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов.
На территории муниципального образования город Рубцовск Алтайского края действуют Правила благоустройства города Рубцовска, утвержденные решением Рубцовского городского Совета депутатов от 15.10.2009 N 266 (далее - Правила благоустройства).
Согласно пункту 2.1 Правил благоустройства физические и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм, обязаны обеспечить своевременную и качественную очистку и уборку отведенных им в установленном порядке земельных участков и прилегающих территорий в соответствии с действующим законодательством, настоящими Правилами благоустройства и муниципальными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 1.5 Правил благоустройства руководители организаций, должностные лица, ответственные за содержание административных и промышленных зданий, жилых домов, в том числе многоквартирных, строений, жилищно-строительных кооперативов, объектов торговли, общественного питания, учреждений культуры, частные лица и арендаторы обязаны обеспечить надлежащее санитарное состояние и текущее содержание закрепленных объектов и территорий.
При разрешении спора судами также принято во внимание письмо Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11.10.2019 N 08-25-53/24802 "О направлении разъяснений по вопросу регулирования деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами", в котором разъяснено, что обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, расположенных на земельных участках, входящих в общедомовое имущество, лежит на собственниках помещений жилых домов или лицах, осуществляющих управление жилыми домами.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные по делу доказательства, руководствуясь вышеуказанными нормами права, суды пришли к правомерному выводу о наличии у управляющей компании обязанности по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, установив наличие нарушений со стороны ответчиков (контейнерные площадки для сбора ТКО не оборудованы), принимая во внимание отсутствие действий по согласованию мест накопления с администрацией, правомерно удовлетворили требования и обязали ответчиков принять меры по исполнению указанной обязанности.
Довод кассационной жалобы о наличии обязанности по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО у администрации подлежит отклонению, поскольку основан на неверном толковании норм права. Согласно положениям статей 161, 162 ЖК РФ, Правилами N 170, Правилами N 491, Перечнем N 290, Правилами N 1039, обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО для домов, закреплена за управляющей компанией, в управлении которой они находятся.
Ссылка заявителя на иную судебную практику не принимается во внимание, поскольку названные судебные акты приняты по делам, обстоятельства которых не идентичны обстоятельствам, установленным в рамках настоящего дела.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьей 288 АПК РФ.
Обжалуя судебные акты, заявитель жалобы документально не опроверг правильность выводов судов.
Иная оценка заявителем жалобы установленных судом обстоятельств, а также иное толкование закона, не свидетельствует о судебной ошибке и не могут служить основанием для отмены судебных актов.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 19.04.2021 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 09.07.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-14821/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.Ф. Лукьяненко |
Судьи |
Н.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.