город Томск |
|
9 июля 2021 г. |
Дело N А03-14821/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08.07.2021.
Постановление в полном объеме изготовлено 09.07.2021.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Сухотиной В.М., |
судей |
|
Кайгородовой М.Ю., |
|
|
Марченко Н.В. |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Дубенюк А.В. с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Комунстройцентр", общества с ограниченной ответственностью "Управляющая кампания "Надежда", жилищно-строительного кооператива N 3 (N07АП-5413/2021 (1, 2, 3)) на решение от 19.04.2021 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-14821/2020 (судья Зверева В.А.) по иску Администрации города Рубцовска Алтайского края (658200, Алтайский край, город Рубцовск, проспект Ленина, дом 130, ОГРН 1022200813656, ИНН 2209011079) к обществу с ограниченной ответственностью "Комунстройцентр" (658210, Алтайский край, город Рубцовск, улица Пушкина, дом 177, ИНН 2209035320, ОГРН 1082209001456), жилищно-строительному кооперативу N 3 (658200, Алтайский край, г. Рубцовск, пер. Гражданский, 8, ИНН 2209016158, ОГРН 1022200804361), обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая кампания "Надежда" (658200, Алтайский край, г. Рубцовск, пер. Гражданский, 10, ИНН 2209036027, ОГРН 1092209000234) о признании незаконным бездействия, обязании совершить действия,
с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью "ВторГеоРесурс", Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в лице территориального отдела в г. Рубцовске, Инспекцию строительного и жилищного надзора Алтайского края,
В судебном заседании приняли участие:
от истца: Роте С.А. по доверенности от 11.01.2021 г., (паспорт), представлен диплом;
от ЖСК N 3: Усольцева А.Н. по доверенности от 11.01.2021 г.;
от иных лиц: без участия (извещены);
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Рубцовска Алтайского края обратилась в Арбитражный суд Алтайского края с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Комунстройцентр" (далее - ООО "Комунстройцентр", ответчик 1), жилищно-строительному кооперативу N 3 (далее - ЖСК N 3, ответчик 2), обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая кампания "Надежда" (далее - ООО "УК "Надежда", ответчик 3), просит признать незаконным бездействие ООО "Комунстройцентр", ООО "УК "Надежда", ЖСК-3 по неисполнению обязанности организовать и содержать место (площадку) накопления ТКО, образующихся при эксплуатации многоквартирных домов, по определению места накопления ТКО для домов пер. Гражданскому, д.26, д.28, д.30, д.36, д.38, д.40, д. 44, д.46, д. 46а, д.48, пр. Ленина, д. 137, д. 137а, д. 137б, д.139 в городе Рубцовске.
Обязать ООО "Комунстройцентр", ООО "УК "Надежда", ЖСК-3:
- провести общее собрание собственников для домов пер. Гражданский, д.26, д.28, д.30, д.36, д.38, д.40, д. 44, д.46, д. 46а, д.48, пр. Ленина, д.137, д.137а, д. 137б, д.139 в городе Рубцовске с постановкой вопроса об определении места (площадки) накопления ТКО;
- определить место (площадку) накопления ТКО для домов пер. Гражданский, д.26, д.28, д.30, д.36, д.38, д.40, д. 44, д.46, д. 46а, д.48, пр. Ленина, д.137, д.137а, д. 137б, д.139 в городе Рубцовске;
- обратиться в Администрацию города Рубцовска с заявкой о согласовании места (площадки) накопления ТКО для домов пер. Гражданский, д.26, д.28, д.30, д.36, д.38, д.40, д. 44, д.46, д. 46а, д.48, пр. Ленина, д.137, д.137а, д. 137б, д.139 в городе Рубцовске;
- в случае принятия решения об использовании контейнерной площадки, расположенной на земельном участке, находящемся в собственности Администрации города Рубцовска, обратиться в Администрацию города Рубцовска с заявлением о согласовании размещения объекта элемента благоустройства - места (площадки) накопления ТКО на земельном участке, территории, находящейся в муниципальной собственности без предоставления земельного участка и установления сервитута;
-организовать и содержать место (площадку) накопления ТКО для домов по пер. Гражданскому, д.26, д.28, д.30, д.36, д.38, д.40, д. 44, д.46, д. 46а, д.48, пр. Ленина, д.137, д.137а, д. 137б, д.139 в городе Рубцовске.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "ВторГеоРесурс" (далее - ООО "ВторГеоРесурс"), Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в лице территориального отдела в г. Рубцовске, Рубцовском, Егорьевском, Поспелихинском, Краснощековском, Курьинском, Новичихинском и Шипуновском районах, Инспекция строительного и жилищного надзора Алтайского края.
Решением от 19.04.2021 Арбитражного суда Арбитражного суда Алтайского края суд признал незаконным бездействие ООО "Комунстройцентр", ООО "УК "Надежда", ЖСК-3 по неисполнению обязанности организовать и содержать место (площадку) накопления ТКО, образующихся при эксплуатации многоквартирных домов, по определению места накопления ТКО для домов пер. Гражданскому, д.26, д.28, д.30, д.36, д.38, д.40, д. 44, д.46, д. 46а, д.48, пр. Ленина, д. 137, д. 137а, д. 137б, д.139 в городе Рубцовске. Обязал ООО "Комунстройцентр", ООО "УК "Надежда", ЖСК-3:
- провести общее собрание собственников для домов пер. Гражданский, д.26, д.28, д.30, д.36, д.38, д.40, д. 44, д.46, д. 46а, д.48, пр. Ленина, д.137, д.137а, д. 137б, д.139 в городе Рубцовске с постановкой вопроса об определении места (площадки) накопления ТКО;
- определить место (площадку) накопления ТКО для домов пер. Гражданский, д.26, д.28, д.30, д.36, д.38, д.40, д. 44, д.46, д. 46а, д.48, пр. Ленина, д.137, д.137а, д. 1376, д.139 в городе Рубцовске;
- обратиться в Администрацию города Рубцовска с заявкой о согласовании места (площадки) накопления ТКО для домов пер. Гражданский, д.26, д.28, д.30, д.36, д.38, д.40, д. 44, д.46, д. 46а, д.48, пр. Ленина, д.137, д.137а, д. 137б, д.139 в городе Рубцовске;
- в случае принятия решения об использовании контейнерной площадки, расположенной на земельном участке, находящемся в собственности Администрации города Рубцовска, обратиться в Администрацию города Рубцовска с заявлением о согласовании размещения объекта элемента благоустройства - места (площадки) накопления ТКО на земельном участке, территории, находящейся в муниципальной собственности без предоставления земельного участка и установления сервитута;
-организовать и содержать место (площадку) накопления ТКО для домов по пер. Гражданскому, д.26, д.28, д.30, д.36, д.38, д.40, д. 44, д.46, д. 46а, д.48, пр. Ленина, д.137, д.137а, д. 137б, д.139 в городе Рубцовске.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Комунстройцентр", ООО "УК "Надежда", ЖСК N 3 обратились с апелляционными жалобами.
В апелляционной жалобе ООО "Комунстройцентр", ссылаясь на незаконность и необоснованность решения, просит его отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что требования пункта 8.2.5 СанПин 2.1.4.2625-10, утратившие силу с 01.03.2021 не отменены, а лишь внесены в новый СанПин 2.1.3684-21. Создание площадок накопления ТКО и бремя их содержания возложено на органы местного самоуправления, в данном случае на Администрацию г. Рубцовска.
ООО "УК "Надежда" также не согласилось с вынесенным решением и в апелляционной жалобе просило отменить, принять новый судебный акт.
Податель жалобы ссылается на то, что обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, не входящих в состав общедомового имущества несут администрации муниципальных образований, в которых имеются такие площадки. Контейнерную площадку содержит собственник земельного участка, на котором она установлена. В данном случае контейнерные площадки, расположенные на муниципальном земельном участке находятся на балансе Администрации г. Рубцовска.
ЖСК N 3 в апелляционной жалобе просит решение отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что истцом в материалы дела не представлено доказательств расположения существующих мест накопления ТКО в границах придомовых территорий спорных МКД. Доказательства, свидетельствующие о том, что Администрация г. Рубцовска, как лицо, права которого нарушены или нарушаются, инициировала процедуру проведения собраний собственников помещений МКД с постановкой вопроса об организации на придомовых территориях мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и определения источника финансирования соответствующих мероприятий, не представлено. Поскольку спорная контейнерная площадка для накопления ТКО находится за пределами сформированного под МКД земельного участка и придомовой территории, эта контейнерная площадка не относится к общему имуществу, соответственно исключена возможность возложения на собственников помещения МКД, а также управляющую компанию бремя ее содержания. Полагает, что требования об обязании провести общее собрание собственников помещений, не исполнимы и нарушают права ответчиков и собственников помещений.
Отзыв в материалы дела не поступил.
ООО "Комунстройцентр", ООО "УК "Надежда", третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции представителей не направили.
В порядке части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц.
В судебном заседании представитель ЖСК N 3 поддержал доводы своей апелляционной жалобы, просил решение отменить, принять новый судебный акт.
Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционных жалоб, просил оставить решение без изменения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "Комунстройцентр" на основании договора управления от 01.03.2019, договора управления от 01.06.2014, осуществляет функции управляющей организации по отношению к многоквартирным домам, расположенным по адресам: г. Рубцовск, пер. Гражданский, 30, 38.
ООО "УК "Надежда" на основании договоров управления осуществляет функции управляющей организации в городе Рубцовске по отношению к многоквартирным домам, расположенным по адресам: пер. Гражданский, 26, 28, 40, 44, 46,46а, 48, пр. Ленина 137, 137а, 137б, 139.
ЖСК N 3 осуществляет функции управляющей организации по отношению к многоквартирному дому, расположенному по адресу: пер. Гражданский, 36, который с 1984 года входит в состав ЖСК N 3.
Согласно реестру мест (площадок) накопления ТКО в городе Рубцовске многоквартирные дома (пер. Гражданский, д.26, д.28, д.30, д.36, д.38, д.40, д. 44, д.46, д. 46а, д.48, пр. Ленина, д.137, д.137а, д. 137б, д.139), осуществляют складирование ТКО на контейнерную площадку, расположенную по адресу: г. Рубцовск, пер. Гражданский, 28, собственником которой является Администрация города Рубцовска Алтайского края.
Ссылаясь на указанное обстоятельство, истцом была направлена претензия N 266/П/6969 от 09.09.2020 с требованием по организации и содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов, образующихся при эксплуатации многоквартирных домов, по согласованию мест накопления ТКО, оставление претензий без исполнения послужило основанием для обращения в суд с настоящим исковым заявлением.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и пункту 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 (далее - Правила N 1039) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся, в том числе, создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (часть 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1.2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядок их оказания и выполнения (далее - Перечень N 290).
В силу пункта 26(1) Перечня N 290 в число работ и услуг по содержанию иного общего имущества в многоквартирном доме входят работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
Исходя из положений статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" и статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации земельный участок, занятый многоквартирным домом, с момента формирования и проведения его государственного кадастрового учета переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. Установленные специальными нормами земельного и жилищного законодательства особенности возникновения у собственников помещений в многоквартирном доме права общей долевой собственности на соответствующий земельный участок заключаются в том, что это право возникает вне зависимости от волеизъявления собственника земель, из которых формируется земельный участок под многоквартирным домом.
В соответствии с пунктом 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) в состав общего имущества включаются земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.
На основании подпункта "д (2)" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, среди прочего, содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями.
Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в письме от 11.10.2019 N 08-25-53/24802 "О направлении разъяснений по вопросу регулирования деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами" разъяснено, что под "организацией мест накопления" понимается создание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями. Обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, расположенных на земельных участках, входящих в общедомовое имущество, лежит на собственниках помещений жилых домов или лицах, осуществляющих управление жилыми домами. При этом плата за организацию и содержание мест накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, входит в состав платы за содержание жилого помещения, оплачиваемой собственниками помещения в многоквартирном доме.
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), определен конкретный перечень работ по содержанию жилых домов.
Согласно пункту 3.7.1 Правил N 170 организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а также обеспечить организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов.
Проанализировав приведенные выше нормы действующего законодательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что именно на управляющую организацию возложена обязанность по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов для домов, находящихся в управлении, что исключает наличие такой обязанности у Администрации.
В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (пункт 4 Правил N 1039).
На территории муниципального образования город Рубцовск Алтайского края действуют Правила благоустройства города Рубцовска, утвержденные решением Рубцовского городского Совета депутатов от 15.10.2009 N 266 (далее - Правила благоустройства). Согласно пункту 2.1 указанных Правил благоустройства физические и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм, обязаны обеспечить своевременную и качественную очистку и уборку отведенных им в установленном порядке земельных участков и прилегающих территорий в соответствии с действующим законодательством, настоящими Правилами благоустройства и муниципальными правовыми актами.
Согласно пункту 1.5 Правил благоустройства руководители организаций, должностные лица, ответственные за содержание административных и промышленных зданий, жилых домов, в том числе многоквартирных, строений, жилищно-строительных кооперативов, объектов торговли, общественного питания, учреждений культуры, частные лица и арендаторы обязаны обеспечить надлежащее санитарное состояние и текущее содержание закрепленных объектов и территорий.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что именно ответчики как управляющие организации, осуществляющие содержание общего имущества спорных многоквартирных домов, обязаны оборудовать контейнерные площадки для сбора твердых коммунальных отходов для МКД.
ООО "Комунстройцентр", ООО "УК "Надежда", ЖСК N 3, осуществляя функции управления в отношении спорных многоквартирных домов, в силу пункта 2.2 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, положений Правил N 491, отвечают за надлежащее содержание общего имущества МКД и именно на них возложена обязанность в силу вышеприведенных норм по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, а также принять меры исполнения указанной обязанности.
Ответчиками не представлено доказательств обращения в Администрацию г. Рубцовска, на территории которой планируется размещение контейнерной площадки, о согласовании места накопления ТКО, а также доказательств того, что в удовлетворении таких заявлений было отказано.
Довод апеллянтов о том, что земельный участок не входит в зону обслуживания управляющих компаний, поскольку не включен в состав общедомового имущества, отклонен судом апелляционной инстанции, так как действующее законодательство не содержит запрета на размещение объектов для сбора ТБО за границами земельного участка под МКД. В случае отсутствия возможности установить контейнерную площадку в пределах границ земельного участка под МКД ввиду сложившейся застройки, управляющая организация вправе разместить ее на ином земельном участке в рамках гражданско-правового договора. При этом нахождение контейнерной площадки за пределами земельного участка, закрепленного за МКД, не освобождает управляющую организацию от обязанности по ее содержанию.
Таким образом, поскольку обязанность по созданию и содержанию площадки накопления ТКО лежит на ответчиках, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования Администрации в полном объеме.
Доводы заявителей, изложенные в апелляционных жалобах, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Оснований, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены судебного решения арбитражного суда первой инстанции, по настоящему делу не имеется.
Расходы по оплате государственной пошлины по апелляционным жалобам в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на подателей жалоб.
В определении о принятии апелляционной жалобы к производству от 03.06.2021 апелляционный суд предлагал обществу с ограниченной ответственностью "Комунстройцентр" представить документ, подтверждающий уплату государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 3000 рублей.
Поскольку заявитель апелляционной жалобы определение суда от 03.06.2021 не исполнил, в доход федерального бюджета с него подлежит взысканию государственная пошлина в размере 3000 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 19.04.2021 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-14821/2020 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Комунстройцентр" в доход федерального бюджета 3 000 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
В.М. Сухотина |
Судьи |
М.Ю. Кайгородова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-14821/2020
Истец: Администрация г.Рубцовска.
Ответчик: Жилищно-строительный кооператив N 3, ООО "Комунстройцентр", ООО "Управляющая кампания "Надежда"
Третье лицо: Госинспекция Алтайского края, ООО "ВторГеоРесурс", Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю территориальный отдел в г. Рубцовске, Рубцовском и Егорьевском районах г. Рубцовск, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по АК