г. Тюмень |
|
15 октября 2021 г. |
Дело N А46-1716/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 октября 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Щанкиной А.В.,
судей Зиновьевой Т.А.,
Тихомирова В.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение от 13.04.2021 Арбитражного суда Омской области (судья Луговик С.В.) и постановление от 09.07.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи: Шиндлер Н.А., Иванова Н.Е., Рыжиков О.Ю.) по делу N А46-1716/2021 по иску администрации города Омска (644099, г. Омск, ул. Гагарина, д. 34, ОГРН 1025500757259, ИНН 5503047244) к Министерству финансов Российской Федерации (109097, г. Москва, ул. Ильинка, д. 9, стр. 1, ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360) о взыскании убытков.
Суд установил:
Администрация города Омска (далее - Администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к Министерству финансов Российской Федерации (далее - Министерство, ответчик) о взыскании за счет казны Российской Федерации 240 630 руб. 50 коп. убытков, понесенных в связи с приобретением жилого помещения Шевцову Станиславу Валерьевичу (далее - Шевцов С.В.).
Решением от 13.04.2021 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 09.07.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда, исковые требования удовлетворены: с Министерства за счет казны Российской Федерации в пользу Администрации взыскано 240 630 руб. 50 коп. убытков.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Министерство обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование кассационной жалобы приведены следующие доводы: Министерство не согласно с выводами судов о невыполнении обязанности по финансированию обеспечения жилым помещением инвалидов; убытки возникли в результате бездействия субъекта Российской Федерации, не направившего заявки на выделение средств в спорный период; судами не учтено, что объем субвенций Омской области, выделенных на плановый период 2020 и 2021 годов являлся достаточным для обеспечения лиц, нуждающихся в жилых помещениях, по договорам социального найма; к межбюджетным отношениям не применим порядок возмещения убытков, фактические убытки у Администрации не возникли, поскольку средства истребованы заранее.
Отзыв на кассационную жалобу в материалы дела не поступил.
Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, кассационная жалоба рассматривается в отсутствие представителей в порядке части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Проверив судебные акты в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании постановления Администрации города Омска от 30.10.2017 N 1179-п Шевцов С.В. был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
При обращении с заявлением о принятии на учет Шевцовым С.В. представлена справка врачебной комиссии от 31.08.2017 N 165/2286 о том, что он страдает хроническим заболеванием, входящим в Перечень заболеваний, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире".
Шевцов С.В. состоял на учете составом семьи 1 человек.
В связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.2017 N 859 "О признании утратившим силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", с 01.01.2018 постановление правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378 и постановление правительства Российской Федерации от 21.12.2004 N 817 признаны утратившими силу.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29.11.2012 N 987н утвержден новый Перечень заболеваний, входящих в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, дающий право на внеочередное предоставление жилое помещение.
В соответствии с письмом казенного учреждения здравоохранения Омской области "Клинический противотуберкулезный диспансер" от 07.05.2018 N 659 заболевание Шевцова С.В. (фиброзно-кавернозный туберкулез легких двухсторонний, фаза инфильтрации, МВТ (-)) не входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при котором невозможно совместное проживание в одной квартире, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29.11.2012 N 987н.
В связи с вышеуказанными обстоятельствами Шевцов С.В. был исключен из списка граждан, состоящих на учете вне очереди.
В соответствии с выпиской из протокола заседания комиссии по жилищным вопросам Департамента жилищной политики Администрации города Омка от 19.04.2019 N 14 Шевцов С.В. восстановлен во внеочередном списке по категории "граждане, страдающие тяжелой формой хронических заболеваний".
Заочным решением от 31.08.2020 Центрального районного суда города Омска на Администрацию возложена обязанность предоставить Шевцову С.В. 12.08.1981 года рождения благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке на условиях договора социального найма по норме предоставления, не ниже установленных социальных норм в соответствии со статьей 57 Жилищного Кодекса Российской Федерации, с учетом права Шевцова С.В. на 1/2 доли в праве собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: город Омск, улица 22 Апреля, дом 10 В, секция 9, комната 42, общей площадью 16,7 кв. м.
Вышеуказанное решение суда от 31.08.2020 вступило в законную силу 10.11.2020, до настоящего времени не исполнено.
Исходя из средней цены одного квадратного метра квартир среднего качества (типовых) на рынке жилья Омской области в третьем квартале 2020 года по данным выборочного обследования организаций, осуществляющих продажу квартир, представленной на официальном Интернет-сайте Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области цена одного квадратного метра указанных квартир составляет 43 751 руб., в соответствии с постановлением мэра города Омска от 06.05.2005 N 251-п "Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма", согласно которому норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма установлена в размере 18 кв. м, Администрацией рассчитаны расходы на предоставление жилого помещения во исполнение судебного решения в размере 240 630 руб. 50 коп.
Администрация города Омска, ссылаясь на то, что обеспечение Шевцова С.В. жилым помещением относится к расходным обязательствам Российской Федерации, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском о взыскании за счет казны Российской Федерации убытков в размере рыночной стоимости жилого помещения, которое необходимо предоставить по решению суда.
Руководствуясь статьями 7, 39 Конституции Российской Федерации, Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 09.04.2002 N 68-О, Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 24.12.2013 N 30-П, Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 15.01.2015 N 2-О-Р, статьями 49, 51, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), статьей 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ), Федеральным законом от 18.06.2001 N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" (далее - Закон N 77-ФЗ), приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29.11.2012 N 987н "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире", приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.11.2012 N 991н "Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь", исходя из того, что льгота по предоставлению жилой площади лицам, страдающим заразными формами туберкулеза, предусмотрена федеральным законодательством, а также из того, что порядок компенсации предоставленных льгот на федеральном уровне не установлен и компенсация расходов на обеспечение жильем лиц, страдающих заразными формами туберкулеза, не предусмотрена за счет средств субъекта Российской Федерации, суды пришли к выводу о том, что финансирование расходов по предоставлению жилых помещений должно осуществляться за счет средств федерального бюджета, не установив доказательств реализации указанных мер, учитывая, что расходы Администрации с учетом вступившего в законную силу решения суда являются неизбежными, признали исковые требования подлежащими удовлетворению.
Кассационная инстанция, проверив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, считает выводы судов первой и апелляционной инстанции соответствующими фактическим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального и процессуального права.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 5 статьи 14 Закона N 77-ФЗ в редакции, действующей с 13.05.2015, больным заразными формами туберкулеза предоставляются жилые помещения по договорам социального найма в соответствии с ЖК РФ.
Частью 3 статьи 49 ЖК РФ предусмотрена возможность установления федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации отдельных категорий граждан, которым предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма.
Согласно пункту 4 статьи 49 ЖК РФ категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
На основании пункта 4 части 1 статьи 51, пунктом 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ, приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29.11.2012 N 987н "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире", лица, страдающие активной формой туберкулеза, отнесены к числу лиц, которым жилые помещения из государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются вне очереди.
В подпункте 24 части 2 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ закреплено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Меры социальной поддержки лицам, находящимся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом, и больных туберкулезом не указаны в пункте 2 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ.
Действовавшим в спорный период законодательством субъекта Омской области и действующим в настоящее время финансирование мер социальной поддержки лицам, находящимся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом, и больных туберкулезом не отнесено к расходным обязательствам Омской области.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, учитывая, что льгота по предоставлению жилой площади лицам, страдающим заразными формами туберкулеза, предусмотрена федеральным законодательством, а порядок компенсации предоставленных льгот на федеральном уровне не установлен и компенсация расходов на обеспечение жильем лиц, страдающих заразными формами туберкулеза, не предусмотрена за счет средств субъекта Российской Федерации, финансирование расходов по предоставлению жилых помещений таким лицам должно осуществляться за счет средств федерального бюджета.
На основании указанного нормативного регулирования суды первой и апелляционной инстанций сделали верный вывод о том, что финансирование расходов по предоставлению Администрацией Шевцову С.В. жилого помещения должно осуществляться за счет средств федерального бюджета.
Поскольку, как установлено судами и подтверждено материалами дела, каких-либо денежных средств на приобретение жилого помещения для Шевцова в бюджет города Омска из бюджета Российской Федерации не поступало, то есть федеральный орган государственной власти встречную обязанность не исполнил, расходы истца не компенсировал, то убытки Администрации подлежат взысканию с Российской Федерации в лице Министерства за счет казны Российской Федерации.
В связи с тем, что на основании статей 15, 1069 ГК РФ, пункта 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности, с учетом всех обстоятельств дела исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению; взыскиваются как причиненные, так и подлежащие несению убытки в полном объеме; размер убытков рассчитан Администрацией исходя из средней цены 1 кв. м квартир среднего качества (типовых) на вторичном рынке жилья Омской области в третьем квартале 2020 года, представленной на официальном интернет-сайте Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области (43 751 руб.), исходя из нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 18 кв. м., установленной постановлением мэра города Омска от 06.05.2005 N 251-п "Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма", проверен судами и признан верным, ответчиком не оспорен.
При таких обстоятельствах суд округа считает, что обжалуемые судебные акты приняты судами с правильным применением норм материального права, выводы судов соответствуют обстоятельствам дела.
Довод Министерства о том, что объем субвенций Омской области, выделенных на плановый период 2020 и 2021 годов являлся достаточным для обеспечения лиц, нуждающихся в жилых помещениях, по договорам социального найма, о том, что к межбюджетным отношениям не применим порядок возмещения убытков, подлежат отклонению как основанные на неверном толковании норм материального права.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств по правилам статьи 71 АПК РФ, а выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено, решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Вопрос о распределении судебных расходов по оплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы судом не рассматривается, поскольку заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 13.04.2021 Арбитражного суда Омской области и постановление от 09.07.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-1716/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Щанкина |
Судьи |
Т.А. Зиновьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В связи с тем, что на основании статей 15, 1069 ГК РФ, пункта 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности, с учетом всех обстоятельств дела исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению; взыскиваются как причиненные, так и подлежащие несению убытки в полном объеме; размер убытков рассчитан Администрацией исходя из средней цены 1 кв. м квартир среднего качества (типовых) на вторичном рынке жилья Омской области в третьем квартале 2020 года, представленной на официальном интернет-сайте Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области (43 751 руб.), исходя из нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 18 кв. м., установленной постановлением мэра города Омска от 06.05.2005 N 251-п "Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма", проверен судами и признан верным, ответчиком не оспорен."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15 октября 2021 г. N Ф04-5955/21 по делу N А46-1716/2021