г. Тюмень |
|
18 октября 2021 г. |
Дело N А45-37154/2020 |
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе судьи Шабановой Г.А.
рассмотрел кассационную жалобу акционерного общества "Международный аэропорт Иркутск" на решение от 12.04.2021 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Пахомова Ю.А.) и постановление от 01.07.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судья Бородулина И.И.) по делу N А45-37154/2020, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по заявлению акционерного общество "Международный аэропорт Иркутск" (664009, Иркутская область, город Иркутск, улица Ширямова, дом 13, ИНН 3811146038, ОГРН 1113850006676) к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (630091, Новосибирская область, город Новосибирск, проспект Красный, дом 44, ИНН 5406553541, ОГРН 1095406039860) об оспаривании постановления от 08.12.2020 по делу об административном правонарушении и представления от 08.12.2020.
Суд установил:
акционерное общество "Международный аэропорт Иркутск" (далее - общество, АО "Международный Аэропорт Иркутск") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 08.12.2020 N 7205559260-05 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 11.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и признании недействительным представления от 08.12.2020 N 7205559260-05 об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения.
Решением от 12.04.2021 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 01.07.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, АО "Международный Аэропорт Иркутск" просит отменить указанные судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По мнению подателя жалобы, административным органом не доказано наличие в действиях общества состава вменяемого правонарушения; суды не учли, что сотрудник подразделения досмотра не имел возможности произвести проверку билета, поскольку он был электронным (хранится в базе данных перевозчика), а пассажиры не обязаны иметь при себе перевозочные документы в распечатанном виде; именно агент по обслуживанию VIP-пассажиров не осуществила сверку документов, удостоверяющих личность пассажира, с указанными в билете данными, однако производство по делу об административном правонарушении в отношении нее прекращено; действия общества должны быть квалифицированы по части 1 статьи 11.3.1 КоАП РФ; суды необоснованно отказали в привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, акционерного общества "Авиакомпания "Сибирь" и в рассмотрении дела по общим правилам.
В отзыве на кассационную жалобу административный орган просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в порядке статей 284, 286, 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд округа не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, основанием для составления протокола об административном правонарушении, вынесения оспариваемых постановления о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 11.15.2 КоАП РФ и представления об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, послужил факт несоблюдения АО "Международный Аэропорт Иркутск" требований пунктов 9, 11, 12, 14, 63, 69, 72, 93 Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 23.07.2015 N 227 (далее - Правила N 227), что привело к допуску в перевозочный сектор зоны транспортной безопасности аэропорта и вылет пассажира, не имеющего на это правовых оснований.
Частью 1 статьи 11.15.2 КоАП РФ установлена административная ответственность, в том числе за нарушение правил проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности, совершенное по неосторожности.
Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий (статья 29.13 КоАП РФ).
Согласно пункту 10 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закон N 16-ФЗ) транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
В силу положений пункта 9 статьи 1 и части 1 статьи 4 Закона N 16-ФЗ обязанность по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возложена на субъектов транспортной инфраструктуры, к которым относятся юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
К объектам транспортной инфраструктуры относятся аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств (пункт "ж" части 5 статьи 1 Закона N 16-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 105 Воздушного кодекса Российской Федерации к перевозочным документам относятся: билет, багажная квитанция, грузовая накладная, почтовая накладная, иные документы, используемые при оказании услуг по воздушной перевозке пассажиров, багажа, груза, почты и предусмотренные нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта.
Согласно пунктам 9, 11 и 12 Правил N 227 в ходе досмотра проводится установление личности по документам, удостоверяющим личность, включая их сверку с информацией, указанной в перевозочных документах, в целях выявления лиц, не имеющих правовых оснований для прохода в зону транспортной безопасности или ее часть.
Основаниями для пересечения объектами досмотра - физическими лицами границ перевозочного сектора зоны транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры или транспортных средств, а также их нахождения на территории данной части зоны транспортной безопасности, являются: наличие у таких лиц постоянных пропусков или разовых пропусков и документов, удостоверяющих личность или документов, удостоверяющих личность и перевозочных (проездных) документов, посадочных талонов (если они необходимы), оформленных в установленном порядке (в том числе в электронном виде), действующих на момент проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра (пункт 14 Правил N 227).
Пунктом 63 Правил N 227 предусмотрено, что работники досмотра не должны допускать в перевозочный сектор зоны транспортной безопасности объекты досмотра, у которых в ходе проверки документов и сверки данных, указанных в перевозочных документах, выявлены несоответствия, не позволяющие распознать объект досмотра.
Аналогичные требования по осуществлению досмотра содержатся в пунктах 69, 72 и 93 Правил N 227.
В соответствии с пунктом 45 Правил проведения предполетного и послеполетного досмотров, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 25.07.2007 N 104, в аэропортах, где имеется весь комплекс технических и специальных средств, специалист группы досмотра N 1 при входе пассажиров в пункт досмотра проверяет билеты и/или посадочные талоны, оформленные в установленном порядке, сканирует содержащийся в посадочном талоне штриховой код (при его наличии) сверяет документы, удостоверяющие личность, с личностью пассажира и данными билета и посадочного талона, содержащимися, в том числе, в штриховом коде.
Согласно пунктам 6.6.1, 6.6.2, 6.6.7 Технологии организации и проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра пассажиров и багажа, в том числе, вещей, находящихся при пассажирах, членов экипажей гражданских воздушных судов, авиационного персонала в аэровокзале внутренних воздушных линий АО "Международный Аэропорт Иркутск" (СТО ИСМ ТХ 4.1.2.4.07.04-20 от 17.03.2020) работники досмотра (инспектор по досмотру N 1) принимают решение о допуске пассажира к предполетному досмотру по результатам проверки документов, удостоверяющих личность, перевозочных документов (авиабилетов, посадочных талонов) и собеседования.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суды двух инстанций установили, что общество является собственником объекта транспортной инфраструктуры - аэропорта в городе Иркутск; 10.10.2020 гражданин Трухин Павел Михайлович 1955 года рождения, не приобретавший перевозочный документ (билет), был допущен в перевозочный сектор зоны транспортной безопасности АО "Международный Аэропорт Иркутск" и вылетел рейсом N 3018 по маршруту "Иркутск-Москва"; перевозочный документ на данный рейс был приобретен гражданином Трухиным Павлом Викторовичем 1996 года рождения (иные паспортные данные) и им же была пройдена онлайн-регистрация по своим документам; агент по ВИП обслуживанию пассажиров и инспектор по досмотру службы авиационной безопасности не осуществили сверку предъявленного пассажиром документа, удостоверяющего личность, с данными перевозочного документа; по данным МУ МВД России "Иркутское" гражданин Трухин П.В. разыскивался за совершение преступления, предусмотренного частью 2 статьи 126 Уголовного кодекса Российской Федерации (розыскное дело от 15.09.2020 N 20230001250, мера пресечения - подписка о невыезде).
Поскольку обществом не представлены доказательства, подтверждающие принятие им всех зависящих от него мер по соблюдению требований по обеспечению транспортной безопасности, а также невозможности их выполнения в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.2 КоАП РФ.
Вопреки позиции подателя жалобы его действия правомерно квалифицированы по части 1 статьи 11.15.2 КоАП РФ.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено обществу в виде штрафа в пределах, установленных санкцией части 1 статьи 11.15.2 КоАП РФ. Судами не установлены основания для применения положений статей 2.9 КоАП РФ об освобождении от административной ответственности ввиду малозначительности допущенного правонарушения.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных обществом требований о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления административного органа и недействительным представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Доводы подателя кассационной жалобы были предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Суд кассационной инстанции не усматривает наличия существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Руководствуясь пунктом 1 частью 1 статьи 287, статьями 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 12.04.2021 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 01.07.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-37154/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и не подлежит обжалованию в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в силу части 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Судья |
Г.А. Шабанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суды двух инстанций установили, что общество является собственником объекта транспортной инфраструктуры - аэропорта в городе Иркутск; 10.10.2020 гражданин Трухин Павел Михайлович 1955 года рождения, не приобретавший перевозочный документ (билет), был допущен в перевозочный сектор зоны транспортной безопасности АО "Международный Аэропорт Иркутск" и вылетел рейсом N 3018 по маршруту "Иркутск-Москва"; перевозочный документ на данный рейс был приобретен гражданином Трухиным Павлом Викторовичем 1996 года рождения (иные паспортные данные) и им же была пройдена онлайн-регистрация по своим документам; агент по ВИП обслуживанию пассажиров и инспектор по досмотру службы авиационной безопасности не осуществили сверку предъявленного пассажиром документа, удостоверяющего личность, с данными перевозочного документа; по данным МУ МВД России "Иркутское" гражданин Трухин П.В. разыскивался за совершение преступления, предусмотренного частью 2 статьи 126 Уголовного кодекса Российской Федерации (розыскное дело от 15.09.2020 N 20230001250, мера пресечения - подписка о невыезде).
Поскольку обществом не представлены доказательства, подтверждающие принятие им всех зависящих от него мер по соблюдению требований по обеспечению транспортной безопасности, а также невозможности их выполнения в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.2 КоАП РФ.
Вопреки позиции подателя жалобы его действия правомерно квалифицированы по части 1 статьи 11.15.2 КоАП РФ.
...
Административное наказание назначено обществу в виде штрафа в пределах, установленных санкцией части 1 статьи 11.15.2 КоАП РФ. Судами не установлены основания для применения положений статей 2.9 КоАП РФ об освобождении от административной ответственности ввиду малозначительности допущенного правонарушения."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18 октября 2021 г. N Ф04-6107/21 по делу N А45-37154/2020