г. Тюмень |
|
26 октября 2021 г. |
Дело N А03-5302/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 октября 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Дружининой Ю.Ф.
Шохиревой С.Т.
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу профессиональной образовательной автономной некоммерческой организации "Алейский учебный центр" регионального отделения общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" Алтайского края на решение от 02.06.2021 Арбитражного суда Алтайского края (судья Музюкин Д.В.) и постановление от 28.07.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кривошеина С.В., Зайцева О.О., Павлюк Т.В.) по делу N А03-5302/2021 по заявлению Военной прокуратуры Барнаульского гарнизона (620026, Свердловская область. город Екатеринбург, улица Луначарского, 215, корпус А, ИНН 6685018110, ОГРН 1126685025279; 658130, Алтайский край, город Алейск, улица имени В.Олешко, 60а) к профессиональной образовательной автономной некоммерческой организации "Алейский учебный центр" регионального отделения общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" Алтайского края (658130, Алтайский край, город Алейск, улица Ширшова, 2д, ИНН 2201010443, ОГРН 1192225013529) о привлечении к административной ответственности.
В заседании принял участие представитель Военной прокуратуры Барнаульского гарнизона - Паргоненко С.Г. по доверенности от 18.10.2021.
Суд установил:
Военная прокуратура Барнаульского гарнизона (далее - прокуратура, административный орган) обратилась в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о привлечении профессиональной образовательной автономной некоммерческой организации "Алейский учебный центр" регионального отделения общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" Алтайского края (далее - ПО АНО "Алейский учебный центр", организация) к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 02.06.2021 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 28.07.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда, организация привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 50 000 руб.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, ПО АНО "Алейский учебный центр" просит отменить принятые по делу судебные акты и заменить наказание в виде штрафа на предупреждение на основании статьи 4.1.1 КоАП РФ.
По мнению подателя жалобы, судами не учтено, что организация не осуществляет обучение лиц с ограниченными возможностями; доказательств наступления последствий, предусмотренных частью 11 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ), в материалы дела не представлено; выявленные в процессе проверки нарушения были устранены в досудебном порядке.
В отзыве на кассационную жалобу административный орган просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствующего в заседании представителя административного органа, суд округа не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, ПО АНО "Алейский учебный центр" осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии от 27.12.2019 N 069.
В ходе проверки исполнения законодательства о лицензировании прокуратурой установлено, что в помещении по адресу: Алтайский край, город Алейск, улица Ширшова, дом 2Д, в котором организация осуществляет образовательную деятельность, отсутствуют пандус, соответствующий установленным государственным требованиям, а также информационная, тактильная и тактильно-звуковая мнемосхемы, отображающие информацию о помещениях в здании; наружное устройство, обеспечивающее возможность вызова персонала маломобильными гражданами, находилось в неисправном состоянии.
Указанное обстоятельство послужило основанием для вынесения в отношении организации постановления от 06.04.2021 о возбуждении дела об административном правонарушении и направления в суд заявления о привлечении ее к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Суд первой инстанции, установив факт грубого нарушения ПО АНО "Алейский учебный центр" лицензионных требований, удовлетворил заявленное требование и привлек ее к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом.
Оставляя обжалуемые судебные акты без изменения, суд кассационной инстанции исходит из следующего.
Согласно подпункту 40 пункта 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
В соответствии с частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от 100 000 руб. до 200 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
При этом в примечании 1 к данной статье указано, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Частью 11 статьи 19 Закона N 99-ФЗ предусмотрено, что исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой: 1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера; 2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций 6 техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
Согласно пункту 9 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 N 1490 (далее - Положение N 1490), к грубым нарушениям лицензионных требований относятся нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "ж" пункта 7 и подпунктами "б", "д" и "е" пункта 8 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Закона N 99-ФЗ.
В силу подпункта "е" пункта 7 Положения N 1490 одним из лицензионных требований к лицензиату является наличие у профессиональной образовательной организации, образовательной организации высшего образования, организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с частями 1, 3, 8, 10 и 11 статьи 79 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".
Согласно части 10 статьи 79 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273-ФЗ) организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (часть 3 статьи 79 Закона N 273-ФЗ).
Приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 N 1309 утвержден Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи (далее - Порядок).
Согласно пункту 3 названного Порядка руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами: а) возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них; б) возможность самостоятельного передвижения по территории объекта в целях доступа к месту предоставления услуги, в том числе с помощью работников объекта, предоставляющих услуги, ассистивных и вспомогательных технологий, а также сменного кресла-коляски.
В силу пункта 5.1.14 СП 59.13330.2016. Свод правил "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001", утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 14.11.2016 N 798/пр (далее - СП 59.13330.2016), лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами. Длина непрерывного марша пандуса не должна превышать 9,0 м, а уклон не круче 1:20 (5%). При расчетном перепаде высоты в 3,0 м и более на пути движения вместо пандуса следует применять подъемные устройства - подъемные платформы или лифты, доступные для инвалидов на кресле-коляске и других маломобильных групп населения (далее - МГН).
В общественном или производственном здании (сооружении) должен быть минимум один вход, доступный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием. Наружные вызывные устройства или средства связи с персоналом при входах в общественные здания следует применять, с учетом принятой организации обслуживания посетителей, по заданию на проектирование (пункт 6.1.1 СП 59.13330.2016).
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суды двух инстанций установили, что на момент проверки в помещении учебного центра по адресу: Алтайский край, город Алейск, улица Ширшова, дом 2Д, отсутствовал надлежащим образом обустроенный пандус; наружное вызывное устройство находилось в неисправном состоянии, что исключает возможность его использования по предназначению.
При этом суды обоснованно сочли, что необеспечение лицам с ограниченными возможностями беспрепятственного доступа в здание создает угрозу причинения вреда их жизни и здоровью.
Поскольку организацией не представлено доказательств, подтверждающих принятие всех необходимых и достаточных мер для соблюдения лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности, арбитражные суды пришли к верному выводу о наличии в ее деянии состава вменяемого правонарушения.
Вопреки позиции подателя жалобы последующее устранение нарушений не может служить основанием для освобождения от административной ответственности.
Нарушений требований КоАП РФ в ходе производства по делу об административном правонарушении не выявлено; срок давности и процедура привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено в соответствии с требованиями статей 3.1, 4.1 КоАП РФ. Оснований для квалификации совершенного учреждением правонарушения в качестве малозначительного и применения статьи 2.9 КоАП РФ суды не усмотрели. При этом суды, руководствуясь правовыми позициями, сформулированными в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, частями 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, сочли возможным снизить размер административного штрафа до 50 000 руб.
Доводы ПО АНО "Алейский учебный центр" о необоснованном неприменении судами положений статьи 4.1.1 КоАП РФ с целью замены назначенного административного штрафа на предупреждение подлежат отклонению судом кассационной инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ предупреждение как мера административного наказания в случаях, если оно не предусмотрено соответствующей статьей раздела II названного Кодекса, назначается взамен административного штрафа при наличии совокупности обстоятельств, установленных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, при наличии у организации статуса субъекта малого и среднего предпринимательства. Доводы о том, что обществом представлялись в суды доказательства, подтверждающие указанную совокупность обстоятельств исходя из обстоятельств совершения правонарушения, в том числе применительно к части 2 статьи 3.4 КоАП РФ, в кассационной жалобе не приведены и из материалов дела не усматриваются.
Кроме того, вопрос о замене вида наказания связан с установлением обстоятельств и оценкой доказательств по делу, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции исходя из предусмотренных статьей 286 АПК РФ пределов его компетенции.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции считает правомерным привлечение ПО АНО "Алейский учебный центр" к административной ответственности.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении апелляционным судом норм права.
Суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 02.06.2021 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 28.07.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-5302/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.А. Шабанова |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.