г. Тюмень |
|
29 октября 2021 г. |
Дело N А67-10005/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 октября 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кокшарова А.А.
судей Буровой А.А.
Малышевой И.А.
при ведении протокола судебного заседания до перерыва помощником судьи Нигматулиной А.Ю., после перерыва помощником судьи Шороховой И.Г., рассмотрел в судебном онлайн-заседании с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" и с использованием систем видеоконференц-связи (аудиозаписи) кассационную жалобу Департамента по управлению государственной собственностью Томской области на постановление от 02.08.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Бородулина И.И., Кривошеина С.В., Павлюк Т.В.) по делу N А67-10005/2020 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Мега-Инвест" (620023, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Щербакова, дом 4, ИНН 6674092023, ОГРН 1036605188168; почтовый адрес: 620100, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Сибирский тракт, дом 12, строение 5) к Департаменту по управлению государственной собственностью Томской области (634034, Томская область, г. Томск, пр-кт Кирова, дом 20, ИНН 7017018464, ОГРН 1027000905447) о признании незаконным бездействия.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - областное государственное бюджетное специализированное учреждение "Областное имущественное казначейство" (634041, Томская область, г. Томск, пр-кт Кирова, д. 41, ИНН 7017019556, ОГРН 1027000910903), Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 8 по Томской области (634009, Томская область, г. Томск, ул. Бердская, д. 11А, ИНН 7014010065, ОГРН 1047000073757).
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Томской области (судья Чикашова О.Н. - до перерыва, судья Селиванова М.А. - после перерыва) в заседании участвовали представители:
от Департамента по управлению государственной собственностью Томской области - Байрамов Э.М.о. по доверенности от 11.01.2021.
В судебном заседании в онлайн-режиме посредством использования информационной системы "Картотека арбитражных дел" приняли участие представители:
от общества с ограниченной ответственностью "Мега-Инвест" - Потапова Ю.Д. по доверенности от 28.07.2021 N 467-21 (до перерыва), Калашников А.В. по доверенности от 10.09.2021 N 629-21 (после перерыва).
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Мега-Инвест" (далее - ООО "Мега-Инвест", Общество) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Департаменту по управлению государственной собственностью Томской области (далее - Департамент) о признании незаконным бездействия, выразившегося в невключении в Перечень объектов для целей налогообложения на 2018 год, утвержденного распоряжением от 29.11.2017 N 85-о на 2019 год, утвержденного распоряжением от 29.11.2018 N 105-о на 2020 год, утвержденного распоряжением от 29.11.2019 N 99-о, сведений об объектах недвижимого имущества с кадастровыми номерами 70:20:0000003:22786, 70:20:0000003:3336, 70:20:0000003:23972 и обязании Департамент включить нежилое здание площадью 614, 2 кв. м с кадастровым номером 70:20:0000003:22786, расположенное по адресу: Томская область, г. Стрежевой, пл. Буровиков, д. 2, в Перечни объектов для целей налогообложения на 2018, 2019, 2020 годы; нежилое здание площадью 419, 8 кв. м с кадастровым номером 70:20:0000003:23972, расположенное по адресу: Томская область, г. Стрежевой, мкр. 3-й, д. 304/1, нежилое здание площадью 430, 7 кв. м с кадастровым номером 70:20:0000003:3336, расположенное по адресу: Томская область, г. Стрежевой, ул. Строителей, д. 59/1, в перечни объектов для целей налогообложения на 2019, 2020 годы.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены областное государственное бюджетное специализированное учреждение "Областное имущественное казначейство", Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 8 по Томской области.
Решением от 26.03.2021 Арбитражного суда Томской области (Чандина Е.В.) в удовлетворении требований отказано.
Постановлением от 02.08.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции отменено. По делу принят новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Департамент, не согласившись с принятым по делу постановлением суда апелляционной инстанции, обратился с кассационной жалобой, так как считает, что оно принято с нарушением норм материального и процессуального права, при несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить постановление апелляционного суда, оставив в силе решение от 26.03.2021 Арбитражного суда Томской области.
По мнению заявителя жалобы, вывод суда апелляционной инстанции о соблюдении Обществом трехмесячного процессуального срока на подачу заявления о признании незаконным бездействия Департамента, основан на неверном толковании норм права. Департамент полагает, что спорные объекты недвижимости не могли быть включены в Перечень объектов для целей налогообложения на 2018, 2019, годы.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Мега-Инвест" просит оставить постановление суда апелляционной инстанции без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. С доводами кассационной жалобы не согласно в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Заслушав представителей сторон, изучив доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее, проверив законность судебных актов в порядке статей 284, 286 АПК РФ, исследовав материалы дела, суд кассационной инстанции считает постановление суда апелляционной инстанции подлежащим частичной отмене.
Из материалов дела следует, что Обществу на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимого имущества:
- нежилое здание площадью 419,8 кв. м с кадастровым номером 70:20:0000003:23972, поставленное на кадастровый учет 28.05.2014, назначение нежилое здание, расположенное по адресу: г. Стрежевой, мкр. 3-й, д. 304/1;
- нежилое здание площадью 614,2 кв. м с кадастровыми номером 70:20:0000003:22786, поставленное на кадастровый учет 27.01.2014, назначение - нежилое здание, расположенное по адресу: г. Стрежевой, пл. Буровиков, д. 3;
- нежилое здание площадью 430, 7 кв. м с кадастровым номером 70:20:0000003:3336, поставленное на кадастровый учет 02.11.2011, имеющее назначение: нежилое здание, расположенное по адресу: г. Стрежевой, ул. Строителей, д. 59/1.
Согласно подпункту 8.1 пункта 10 Положения о Департаменте по управлению государственной собственностью Томской области, утвержденного постановлением администрации Томской области от 11.06.2013 N 68, Департамент является уполномоченным органом на определение перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, для целей налогообложения, направление указанного перечня в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества и размещение перечня на официальном сайте Департамента по управлению государственной собственностью Томской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
В соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), Порядком определения вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения, утвержденным постановлением администрации Томской области от 03.12.2014 N 454а (далее - Порядок), распоряжениями Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 29.11.2017 N 85-о, от 29.11.2018 N 105-о, от 27.11.2019 N 99-о определены Перечни объектов недвижимого имущества для целей налогообложения на 2018, 2019, 2020 годы, соответственно, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень).
При этом спорные объекты недвижимого имущества, принадлежащие на праве собственности Обществу, в указанные Перечни не включены.
Считая данное бездействие Департамента по невключению спорных объектов недвижимости в Перечень объектов для целей налогообложения на 2018, 2019, 2020 годы не соответствующим закону и нарушающим законные права и интересы ООО "Мега-Инвест", Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции в ходе судебного разбирательства установил соответствие спорных объектов Общества критериям, предусмотренным в пунктах 4, 5 статьи 378.2 НК РФ, по фактическому назначению и использованию объектов, пришел к выводу об отсутствии у Департамента правовых оснований для невключения данных объектов в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2018, 2019 и 2020 годы.
При этом отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из пропуска срока на подачу заявления о признании незаконным бездействия Департамента, отсутствия ходатайства о восстановлении срока с обоснованием его пропуска по уважительным причинам, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции о неправомерном невключении Департаментом спорных объектов в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2018, 2019 и 2020 годы. При этом, отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя требования Общества, апелляционный суд установил, что фактически ООО "Мега-Инвест" узнало о невключении спорных объектов в Перечни на 2018-2020 годы 02.10.2020. В связи с чем сделал вывод о том, что исчисленный с 03.10.2020 по части 4 статьи 198 АПК РФ трехмесячный срок на обжалование бездействия Департамента на дату обращения в суд (17.12.2020) не истек, следовательно, Общество своевременно обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Суд кассационной инстанции считает правильными вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что спорные объекты недвижимости отвечают критериям, предусмотренным в пунктах 4, 5 статьи 378.2 НК РФ, по фактическому назначению и использованию объектов, и подпадают под категории объектов, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода, и они должны были быть включены в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018, 2019 и 2020 годы.
Формулируя данный вывод, суды правильно исходили из положений статей 375, 378.2 НК РФ, с учетом пункта 1 части 1 статьи 4.1 Закона Томской области от 27.11.2003 N 148-ОЗ "О налоге на имущество организаций", а также разъяснений, данных Министерством финансов Российской Федерации в письме от 06.08.2014 N 03-05-04-01/38983, о том, что в Перечень объектов недвижимого имущества должны быть включены объекты недвижимого имущества, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, информацией о которых располагает уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Суды правильно отметили, что функции по формированию Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, для целей налогообложения, направлению указанного перечня в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества и размещению перечня на официальном сайте Департамента по управлению государственной собственностью Томской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, осуществляются Департаментом по управлению государственной собственностью Томской области в соответствии с подпунктом 8.1 пункта 10 Положения о Департаменте по управлению государственной собственностью Томской области, утвержденного постановлением администрации Томской области от 11.06.2013 N 68.
Судами также указано на непредставление в материалы дела доказательств, свидетельствующих о том, что на момент формирования Перечня у Департамента отсутствовала информация, подтверждающая соответствие спорных объектов необходимым критериям, как и доказательств иного назначения и фактического использования объектов.
Суд округа соглашается с выводом апелляционного суда о том, что Общество своевременно обратилось в суд с заявлением в части, касающейся признания неправомерным бездействия Департамента по невключению в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, для целей налогообложения на 2020 год.
Суд апелляционной инстанции правомерно, со ссылкой на Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 02.12.2013 N 1908-О указал, что по своему буквальному смыслу положение части 4 статьи 198 АПК РФ для исчисления закрепленного им процессуального срока исходит не из презумпции разумно предполагаемой осведомленности лица о нарушении его прав и законных интересов, а из того, что начало течения этого срока определяется в каждом конкретном случае судом на основе установления момента, когда заинтересованное лицо реально узнало о соответствующем нарушении.
Апелляционный суд обоснованно указал, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что на момент обращения ООО "Мега-Инвест" в Департамент с письмом от 09.09.2020 исх.N 1132 о включении спорных объектов недвижимости, в том числе в Перечень на 2020 год, Обществу было доподлинно известно о том, что спорные объекты не включены в указанный Перечень, поскольку налоговый период еще не закончился.
Таким образом, исходя из представленных в материалы дела доказательств суд апелляционной инстанции правильно определил, что началом течения срока на обращение в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Департамента по невключению спорных объектов недвижимости в Перечень на 2020 год следует считать 03.10.2020, поскольку о том, что спорные объекты не включены в Перечень на 2020 год Общество фактически узнало только 02.10.2020 из полученного от Департамента ответа на свое заявление.
В связи с чем апелляционный суд пришел к выводу о том, что исчисленный с 03.10.2020 по части 4 статьи 198 АПК РФ трехмесячный срок на обжалование бездействия Департамента на дату обращения в суд (17.12.2020) не истек и требования в соответствующей части подлежат удовлетворению. Данные выводы апелляционного суда являются верными.
При этом суд кассационной инстанции считает постановление суда апелляционной инстанции подлежащим отмене в части удовлетворения Обществу требования, касающегося признании незаконным бездействия Департамента по невключению спорных объектов недвижимости в Перечни на 2018 и 2019 годы.
В данной части суд округа считает правильными выводы суда первой инстанции, исходя из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Пунктом 2 статьи 289 НК РФ установлено, что налогоплательщики по налогу на имущество организаций представляют налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода, при этом налоговым периодом признается календарный год, а отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
В соответствии с пунктом 4 статьи 289 НК РФ налоговые декларации по итогам налогового периода предоставляются налогоплательщиком не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Таким образом, налогоплательщик, действуя разумно и осмотрительно, прежде чем исчислять налог на имущество, по правилам статьи 378.2 НК РФ должен удостовериться в том, что принадлежащий ему объект налогообложения включен или не включен в соответствующий перечень, утвержденный на очередной налоговый период.
Как установлено судом первой инстанции, из материалов дела следует и не оспаривается ООО "Мега-Инвест", что налог на имущество Обществом в периоды 2018, 2019 годы исчислялся и уплачивался исходя из среднегодовой стоимости.
Распоряжения Департамента от 29.11.2017 N 85-о "Об определении перечня объектов для целей налогообложения на 2018 год", от 29.11.2018 N 105-о "Об определении перечня объектов для целей налогообложения на 2019 год" официально опубликованы в соответствии со статьей 6 Закона Томской области от 12.05.2000 N 19-03 "О порядке опубликования и вступления в силу законов и иных нормативных правовых актов Томской области" на официальном интернет-портале "Электронная администрация Томской области" (www.tomsk.gov.ru) в разделе документы/нормативно-правовые акты: 30.11.2017 (в отношении Перечня на 2018 год), 30.11.2018 (в отношении Перечня на 2019 год).
Учитывая соблюдение Департаментом положений указанного выше Порядка в части опубликования Перечней, указав, что Общество, являясь плательщиком налога на имущество и обладая общедоступной информацией об особенностях налогообложения отдельных объектов недвижимости, располагая полными сведениями о характеристиках своих объектов, исчисляя и уплачивая налог на имущество за соответствующие налоговые периоды на протяжении 2018, 2019 годов исходя из среднегодовой стоимости, суд первой инстанции верно указал, что Общество, действуя как добросовестный налогоплательщик, знало о том, что принадлежащие ему объекты в Перечни на соответствующие годы не включены.
В связи с чем суд первой инстанции пришел к правомерному и обоснованному выводу о том, что именно с момента возникновения обязанности произвести расчет по налогу на имущество в отношении спорных объектов за 2018, 2019 годы как наиболее позднего, свидетельствующего о необходимости получения соответствующей информации, следует исчислять срок на обращение Общества в суд с заявлением об оспаривании бездействия по невключению в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, для целей налогообложения на 2018, 2019 годы.
Суд кассационной инстанции считает, что судом первой инстанции, в указанной выше части спора, все юридически значимые для дела факты, доводы и доказательства сторон были рассмотрены. Выводы арбитражного суда первой инстанции являются правильными, соответствующими материалам дела и установленным обстоятельствам возникшего спора. Решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований в части признания незаконным бездействия Департамента по невключению объектов Общества в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, для целей налогообложения на 2018 и 2019 годы принято в соответствии со статьей 168 АПК РФ.
Тогда как апелляционный суд, удовлетворяя требования Общества в данной части, сделал неверный вывод о том, что Общество доподлинно узнало о том, что спорные объекты не включены в Перечни на 2018, 2019 годы - 02.10.2020 (дата получения Обществом ответа с указанием на то, что перечисленные им объекты будут включены на очередной налоговый период, впоследствии фактически включены были на 2021 год) и срок для обращения в суд заявлением о признании бездействия Департамента, в данном случае следует исчислять с 02.10.2020.
Таким образом, апелляционный суд неправильно применил нормы действующего налогового законодательства, фактическим дал иную оценку обстоятельствам дела, установленным судом первой инстанции, что противоречит требованиям статей 71, 271 АПК РФ.
В силу пункта 5 части 1 статьи 287 АПК РФ по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе оставить в силе одно из ранее принятых по делу решений или постановлений. Поскольку суд первой инстанции, в указанной выше части спора, принял законное и обоснованное решение, постановление апелляционного суда в этой части подлежит отмене по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 288 АПК РФ, решение суда первой инстанции надлежит оставить в силе.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление от 02.08.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А67-10005/2020 Арбитражного суда Томской области отменить в части признания незаконным бездействия Департамента по управлению государственной собственностью Томской области, выразившегося в невключении в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, утвержденные распоряжениями Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 29.11.2017 N 85-о, от 29.11.2018 N 105-о, сведений об объектах недвижимого имущества с кадастровыми номерами 70:20:0000003:22786, 70:20:0000003:3336, 70:20:0000003:23972 на 2018, 2019 годы, а также обязания Департамента по управлению государственной собственностью Томской области в тридцатидневный срок с даты вступления судебного акта в законную силу включить: нежилое здание площадью 614,2 кв.м с кадастровым номером 70:20:0000003:22786, расположенное по адресу: Томская область, г. Стрежевой, пл. Буровиков, д. 2, в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость на 2018, 2019 годы, утвержденные распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 29.11.2017 N 85-о, распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 29.11.2018 N 105-о; нежилое здание площадью 419,8 кв.м с кадастровым номером 70:20:0000003:23972, расположенное по адресу: Томская область, г. Стрежевой, мкр. 3-й, д. 304/1, нежилое здание площадью 430,7 кв.м с кадастровым номером 70:20:0000003:3336, расположенное по адресу: Томская область, г. Стрежевой, ул. Строителей, д. 59/1, в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость на 2019 год, утвержденный распоряжениями Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 29.11.2018 N 105-O; направления дополненных Перечней объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость на 2018, 2019 годы в Управление Федеральной налоговой службы по Томской области и размещения их на официальном сайте Департамента по управлению государственной собственностью Томской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
В данной части оставить в силе решение от 26.03.2021 Арбитражного суда Томской области.
В остальной части постановление от 02.08.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.А. Кокшаров |
Судьи |
А.А. Бурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Пунктом 2 статьи 289 НК РФ установлено, что налогоплательщики по налогу на имущество организаций представляют налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода, при этом налоговым периодом признается календарный год, а отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
В соответствии с пунктом 4 статьи 289 НК РФ налоговые декларации по итогам налогового периода предоставляются налогоплательщиком не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Таким образом, налогоплательщик, действуя разумно и осмотрительно, прежде чем исчислять налог на имущество, по правилам статьи 378.2 НК РФ должен удостовериться в том, что принадлежащий ему объект налогообложения включен или не включен в соответствующий перечень, утвержденный на очередной налоговый период."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29 октября 2021 г. N Ф04-6120/21 по делу N А67-10005/2020