г. Тюмень |
|
3 ноября 2021 г. |
Дело N А45-1653/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 ноября 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Алексеевой Н.А.
судей Дружининой Ю.Ф.
Шабановой Г.А.
при ведении протокола с использованием системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" помощником судьи Рязановым И.А., рассмотрел в судебном онлайн-заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сибирские ресурсосберегающие технологии" на решение от 11.05.2021 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Рубекина И.А.) и постановление от 13.07.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Павлюк Т.В., Кривошеина С.В., Хайкина С.Н.) по делу N А45-1653/2021 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сибирские ресурсосберегающие технологии" (630001, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Ельцовская, дом 6/2, офис 3, ОГРН 1025403912324, ИНН 5410134455) к Западно-Сибирскому межрегиональному управлению государственного автодорожного надзора федеральной службы по надзору в сфере транспорта (630108, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Станционная, дом 24, кабинет 7, ОГРН 1175476083254, ИНН 5404062650) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении.
В судебном онлайн-заседании путем использования системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" участвовали представители:
от общества с ограниченной ответственностью "Сибирские ресурсосберегающие технологии" - Ермакова А.В. по доверенности от 01.02.2019;
от Западно-Сибирского межрегионального управления государственного автодорожного надзора федеральной службы по надзору в сфере транспорта - Злобина Н.В. по доверенности от 23.09.2021.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Сибирские ресурсосберегающие технологии" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Западно-Сибирского межрегионального управления государственного автодорожного надзора федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - административный орган) от 11.01.2021 N 002062 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.
Решением от 11.05.2021 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 13.07.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда, оспариваемое постановление административного органа изменено, размер административного штрафа снижен до 150 000 руб.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
По мнению подателя кассационной жалобы, в рассматриваемом случае отсутствует событие административного правонарушения, поскольку общество в связи с существенным сокращением объема пассажирских перевозок, обусловленным введением ограничительных мер, воспользовалось правом на временное изменение маршрута, предоставленное перевозчику частью 1 статьи 29.1 Федерального закона Российской Федерации от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ); совпадение нескольких остановочных пунктов по маршруту не является определяющим признаком при сравнении маршрутов регулярных перевозок.
Административный орган в отзыве на кассационную жалобу ссылается на законность и обоснованность принятых судебных актов, просит оставить их без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, в ходе проведенного 17.12.2020 планового (рейдового) осмотра автобуса марки ГОЛАЗ 52911-0000011, государственный регистрационный знак О585УУ59 (далее - автобус) административным органом выявлен факт осуществления обществом регулярных перевозок пассажиров по межрегиональному маршруту "город Новосибирск - город Белово" с начальным остановочным пунктом "ЖД Вокзал "Новосибирск-Главный" в отсутствие карты маршрута регулярных перевозок, наличие которой является обязательным в силу положений пункта 3 статьи 35 Закона N 220-ФЗ.
Данное обстоятельство послужило основанием для составления административным органом в отношении общества протокола об административном правонарушении от 23.12.2020 N 002062 и вынесения постановления от 11.01.2021 N 002062 о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 11.33 КоАП РФ в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Общество, не согласившись с указанным постановлением, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Суд первой инстанции пришел к выводам о наличии в деянии общества состава вменяемого ему административного правонарушения и соблюдении процедуры привлечения к административной ответственности, при этом счел возможным в порядке частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ снизить размер назначенного обществу административного штрафа до 150 000 руб., в связи с чем изменил оспариваемое постановление административного органа.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.
Частью 4 статьи 11.33 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за использование для осуществления регулярных перевозок пассажиров автобуса при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок в случае, если наличие такой карты является обязательным.
В целях, в том числе обеспечения безопасности перевозок наземным транспортом на территории Российской Федерации был принят Закон N 220-ФЗ. В частности, одним из обязательных для осуществления перевозок документов была признана карта маршрута регулярных перевозок - документ, содержащий сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту (пункт 20 части 1 статьи 3 Закона N 220-ФЗ), а также определен порядок оформления, переоформления карты маршрута регулярных перевозок (статья 28 Закона N 220-ФЗ).
Регулярная перевозка пассажиров с использованием автобуса должна осуществляться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с требованиями Закона N 220-ФЗ.
Для целей проверки соблюдения требований Закона N 220-ФЗ в части обязательного наличия карты маршрута регулярных перевозок к полномочиям Российской Федерации отнесено осуществление государственного контроля (надзора) в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта при организации регулярных перевозок, в том числе проведение проверок наличия у водителя транспортного средства, используемого для осуществления регулярных перевозок, карты маршрута регулярных перевозок и соответствия характеристик такого транспортного средства сведениям, указанным в карте маршрута регулярных перевозок (пункт 1 части 1 статьи 35 Закона N 220-ФЗ), а для водителя транспортного средства, используемого для осуществления регулярных перевозок, предусмотрена обязанность иметь при себе и предоставлять для проверки должностным лицам органа государственного транспортного контроля карту маршрута регулярных перевозок (часть 3 статьи 35 Закона N 220-ФЗ).
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суды установили, что маршрут регулярных перевозок пассажиров, по которому 17.12.2020 следовал автобус, не соответствовал предъявленной водителем автобуса карте маршрута регулярных перевозок N 625; согласно реестру маршрутов (межрегионального сообщения), размещенному в открытом доступе в сети "Интернет" на официальном сайте Федерального бюджетного учреждения "Агентства автомобильного транспорта" и на официальном Интернет-ресурсе Министерства транспорта Российской Федерации (https://mintrans.gov.ru), маршрут N 625 "город Новосибирск - город Белово" (регистрационный номер в реестре 54.42.013) проходит по следующим улицам города Новосибирска: Красный проспект, улица Кирова, улица Никитина, Гусинобродское шоссе; отсутствуют по указанному маршруту улицы Ленина и Д.Шамшурина в городе Новосибирске; вместе с тем общество систематически осуществляло перевозку пассажиров на автобусе с непредусмотренного маршрутом N 625 начального остановочного пункта "ЖД Вокзал "Новосибирск-Главный", расположенного на улице Д.Шамшурина, 43а города Новосибирска, подъезд к которому с улицы Ленина города Новосибирска.
С учетом изложенного суды обоснованно сочли, что предъявленная водителем автобуса карта маршрута регулярных перевозок не является документом, содержащим сведения о маршруте, по которому фактически осуществлялась регулярная перевозка пассажиров обществом.
Вопреки доводам общества суды правильно признали неподлежащей применению к рассматриваемой ситуации часть 1 статьи 29.1 Закона N 220-ФЗ (введена Федеральным законом от 08.06.2020 N 166-ФЗ).
Указанная норма предоставляет право перевозчику на изменение, в том числе пути следования транспортных средств, перечня остановочных пунктов, сокращения количества выполняемых рейсов в случае, если принятие мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения повлекло ограничение использования отдельных остановочных пунктов маршрута регулярных перевозок, и (или) ограничение использования отдельных участков автомобильных дорог, по которым осуществляется движение транспортных средств по маршруту регулярных перевозок, и (или) существенное сокращение объемов перевозок по маршруту регулярных перевозок.
Исходя из буквального толкования данной нормы перевозчик вправе изменить перечень остановочных пунктов, если принятие мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения повлекло ограничение использования отдельных остановочных пунктов маршрута регулярных перевозок.
Вместе с тем остановочный пункт "Автовокзал город Новосибирск" (начальный остановочный пункт маршрута N 625) исключен из реестра остановочных пунктов 14.04.2020, а не ограничен для использования по причине принятия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Нарушение установленного порядка использования автобуса для осуществления регулярных перевозок пассажиров, в том числе использование автобуса для таких перевозок без карты маршрута по произвольному (не зарегистрированному) маршруту регулярных перевозок, нарушает безопасность дорожного движения, снижая степень защищенности участников дорожного движения от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
Поскольку в нарушение части 3 статьи 35 Закона N 220-ФЗ общество использовало автобус для осуществления регулярных перевозок пассажиров при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок, суды пришли к правильному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 11.33 КоАП РФ.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено обществу в пределах, установленных санкцией части 4 статьи 11.33 КоАП РФ.
Суды не усмотрели оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ об освобождении от административной ответственности ввиду малозначительности допущенного правонарушения.
Вместе с тем, признав избранную в отношении общества меру ответственности в виде административного штрафа в размере 300 000 руб. чрезмерной, суд первой инстанции, руководствуясь положениями частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств дела и характера совершенного правонарушения снизил размер назначенного административным органом административного штрафа до 150 000 руб.
С учетом изложенного суды правомерно изменили оспариваемое постановление административного органа в части назначения наказания.
В целом доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами нижестоящих инстанций норм права.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 11.05.2021 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 13.07.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-1653/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.А. Алексеева |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку в нарушение части 3 статьи 35 Закона N 220-ФЗ общество использовало автобус для осуществления регулярных перевозок пассажиров при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок, суды пришли к правильному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 11.33 КоАП РФ.
...
Административное наказание назначено обществу в пределах, установленных санкцией части 4 статьи 11.33 КоАП РФ.
Суды не усмотрели оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ об освобождении от административной ответственности ввиду малозначительности допущенного правонарушения.
Вместе с тем, признав избранную в отношении общества меру ответственности в виде административного штрафа в размере 300 000 руб. чрезмерной, суд первой инстанции, руководствуясь положениями частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств дела и характера совершенного правонарушения снизил размер назначенного административным органом административного штрафа до 150 000 руб."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 3 ноября 2021 г. N Ф04-6305/21 по делу N А45-1653/2021