г. Тюмень |
|
2 ноября 2021 г. |
Дело N А03-13052/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 ноября 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Аникиной Н.А.,
судей Лукьяненко М.Ф.,
Полосина А.Л.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Культспорттовары" на решение от 11.05.2021 Арбитражного суда Алтайского края (судья Прохоров В.Н.) и постановление от 05.08.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Аюшев Д.Н., Колупаева Л.А., Назаров А.В.) по делу N А03-13052/2020 по иску общества с ограниченной ответственностью "Спецобслуживание-Центральное" (659328, Алтайский край, г. Бийск, переулок Спичечный, д. 5, оф. 3, ИНН 2204076611, ОГРН 1152204003995) к обществу с ограниченной ответственностью "Культспорттовары" (659321, Алтайский край, г. Бийск, ул. Советская, д. 214, ИНН 2226003303, ОГРН 1022200558808) о взыскании денежных средств.
Третьи лица, участвующие в деле: общество с ограниченной ответственностью "Спецавтотранс" (659328, Алтайский край, г. Бийск, ул. Олега Кошевого, д. 2, ИНН 2204068000 ОГРН 1132204008090), общество с ограниченной ответственностью "Единая городская служба ТБО" (659306, Алтайский край, г. Бийск, ул. Владимира Ленина, д. 256, оф. 5, ИНН 2204068018, ОГРН 1132204008089).
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Спецобслуживание-Центральное" (далее - ООО "Спецобслуживание-Центральное", истец) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с иском, уточненным на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Культспорттовары" (далее - ООО "Культспорттовары", ответчик) о взыскании 436 980 руб. 24 коп. основного долга за период с 01.11.2018 по 30.04.2020, 54 359 руб. 55 коп. неустойки за период с 11.12.2018 по 10.09.2020.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Спецавтотранс" (далее - ООО "Спецавтотранс"), общество с ограниченной ответственностью "Единая городская служба ТБО" (далее - ООО "Единая городская служба ТБО").
Решением от 11.05.2021 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 05.08.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
ООО "Культспорттовары" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска в полном объеме.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает, что спорные услуги ответчику оказываются другими организациями по соответствующим договорам; ООО "Единая городская служба ТБО" в течении многих лет по договору с ответчиком оказывало услуги аналогичные услугам ООО "Спецобслуживание-Центральное"; между сторонами действительно заключен договор по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) по типовой форме, но услуги ООО "Спецобслуживание-Центральное" ответчику фактически не оказывало; за рассматриваемый период региональным оператором не представлены доказательства направления в его адрес актов приемки выполненных работ (оказанных услуг);
не основана на законе позиция апелляционного суда о наличии между сторонами заключенного абонентского договора. Отмечает, что в районе жилого дома отсутствуют контейнерные площадки, жильцы дома складируют ТКО в контейнеры встроенного мусоропровода в местах расположения подъездов жилого дома, к которому у ответчика отсутствует доступ; ООО "Культспорттовары" относится к субъектам малого (среднего) предпринимательства, не осуществляет самостоятельной торговой деятельности, сдает торговые площади в аренду аналогичным субъектам предпринимательской деятельности, ТКО образуются у ответчика в минимальных количествах, при этом ответчик имеет свое специализированное помещение для накапливания и вывоза ТКО, помещение является встроенно-пристроенным; плата за обращение с ТКО по договору, заключенному с ООО "Единая городская служба ТБО", составляет в среднем 2 000 - 3 000 руб. в месяц; плата региональному оператору за спорный период составляет не менее 28 000 руб. в месяц, что ставит под угрозу возможность осуществления дальнейшей хозяйственной деятельности ответчика.
Проверив законность обжалуемых судебных актов на основании статей 284, 286 АПК РФ, исходя из доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые решение и постановление не подлежат отмене или изменению.
Как установлено судами, ООО "Спецоблуживание-Центральное" является региональным оператором по обращению с ТКО в соответствии с соглашением N 390/18-ДО от 23.05.2018 об организации деятельности по обращению с ТКО в Бийской зоне Алтайского края, заключенным с Министерством строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края.
Зоной деятельности регионального оператора является территория Бийской зоны в которую входят территории следующих городских округов и муниципальных образований: Алтайский район, Бийский район, Быстроистокский район, Ельцовский район, Зональный район, Красногорский район, Петропавловский район, Смоленский район, Советский район, Солонешинский район, Солтонский район, Целинный район, городской округ г. Белокуриха, городской округ города Бийска, в которой Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО.
В соответствии с пунктом 2.3 соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО в Бийской зоне Алтайского края от 23.06.2018 региональный оператор с 01.11.2018 осуществляет деятельность по обращению с ТКО в городе Бийске и Бийской зоне, в соответствии с тарифами, утвержденными Решением управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 14.09.2018 N 119. Данный документ опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 17.09.2018 и Решения от 18.12.2018 управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов N 590 "Об установлении обществу с ограниченной ответственностью "Спецобслуживание-Центральное" единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в Бийской зоне Алтайского края на 2019-2021 годы".
ООО "Спецоблуживание-Центральное" приступило к обязанностям регионального оператора на территории города Бийска с 01.11.2018.
Согласно решению от 14.09.2018 Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов N 119 региональному оператору установлен единый тариф на услугу по обращению с ТКО в Бийской зоне Алтайского края, на период 01.07.2018 по 31.12.2018 - 298,55 руб./м.куб.
Согласно Решению от 18.12.2018 Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов N 590 региональному оператору установлен единый тариф на услугу по обращению с ТКО в Бийской зоне Алтайского края, на период с 01.01.2019 по 30.06.2019 - 303,61 руб./м.куб., на период с 01.07.2019 по 31.12.2019 - 310,69 руб./м.куб. на период с 01.01.2020 по 30.06.2020 - 310,69 руб./м.куб.
Предложение о заключении договора, а также текст типового договора размещены в средствах массовой информации: газета "Бийский рабочий" от 10.10.2018, 19.10.2018, на официальном сайте регионального оператора ООО "Спецобслуживание-Центральное" с 10.10.2018 по адресу:
http://spo-center.ru/obshhaya-informatsiya/.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) ООО "Культспорттовары" является собственником нежилых помещений, расположенных в жилом доме по адресу: ул. Советская 214, город Бийск, Алтайский край.
В соответствии с перечнем мест накопления ТКО, утвержденным и.о. зам. Главы города Бийска О.В. Гузеевым для дома, расположенного по адресу: ул. Советская 214, г. Бийск установлен адрес площадки размещения ТКО по ул. Советская 214, г. Бийск.
Согласно актам осмотра помещения, составленным сотрудником регионального оператора, по адресу: ул. Советская 214, г. Бийск, Алтайский край, располагаются продовольственный и промтоварный магазины.
ООО "Спецобслуживание-Центральное", ссылаясь на оказание услуг в период с 01.11.2018 по 30.04.2020 по обращению с ТКО и отсутствие оплаты указанных услуг ООО "Культспорттовары", направило в адрес ответчика претензию от 10.09.2020, а впоследствии обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды исходили из доказанности факта оказания спорных услуг истцом и отсутствия доказательств их оплаты ответчиком, с учетом специфики деятельности истца как регионального оператора, абонентского характера договора на вывоз ТКО, наличия оснований для взыскания неустойки.
Суд кассационной инстанции, проверив законность решения и постановления в пределах заявленных доводов, считает выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствующими представленным доказательствам, установленным фактическим обстоятельствам спора, нормам материального и процессуального права.
В соответствии со статьей 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) обращение с ТКО обеспечивается региональными операторами.
Из пункта 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ следует, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственнику ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
По договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
В соответствии с пунктом 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Закон N 458-ФЗ), обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с ТКО и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01.01.2019.
Целью изменения регулирования порядка обращения с ТКО являлось, в том числе создание экономических стимулов для прекращения загрязнения окружающей среды путем создания безальтернативного механизма размещения отходов лишь в специализированных объектах и осуществления деятельности по обращению с ТКО строго определенными и контролируемыми государством лицами (региональными операторами).
В связи с введением государственного регулирования порядка обращения с ТКО эта сфера законодательства приобрела в основном императивный характер.
Услуга регионального оператора по обращению с ТКО относится к регулируемым видам деятельности (пункты 1, 4 статьи 24.8 Закона N 89-ФЗ).
В свою очередь, образование ТКО является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека (определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.02.2016 N 309-ЭС15-13978), следовательно, по общему правилу функционирование любого субъекта гражданского оборота неизбежно вызывает формирование отходов.
Заключение конкретного договора на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором происходит по заявке (инициативе) собственника ТКО (пункты 8(4) - 8(16) Правил N 1156), и если таковая не направлена, то договор считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 8(17) Правил N 1156).
Согласно пункту 8(10) Правил N 1156, в случае если в заявке потребителя имеются все необходимые сведения и документы, предусмотренные соответственно пунктами 8(6) и 8(7) настоящих Правил, региональный оператор в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки потребителя направляет ему 2 экземпляра подписанного со своей стороны проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО любым способом, позволяющим подтвердить его получение потребителем.
При этом для эффективного вовлечения в договорные правоотношения по обращению с ТКО всех собственников данных отходов для собирания необходимой валовой выручки (далее - НВВ) регионального оператора, определенной тарифным органом, и в исключение из общего правила, установленного пунктом 2 статьи 438 ГК РФ, в пунктах 8(12), 8(15), 8(17) Правил N 1156 содержится фикция заключения конкретного договора на условиях типового договора для случаев: (1) уклонения потребителя от заключения конкретного договора; (2) неурегулирования возникших у сторон разногласий по его условиям; (3) ненаправления потребителем в установленный срок заявки на заключение конкретного договора и необходимых для этого документов.
То есть заключение договора возможно, как способами, указанными в пунктах 2, 3 статьи 434 ГК РФ, так и путем применения фикции, содержащейся в указанных пунктах Правил N 1156, когда при наступлении поименованных в них обстоятельств договор считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором на основании установленного тарифа.
Таким образом, системный анализ вышеприведенных нормативных правовых актов позволяет прийти к выводу, что правоотношение по возмездному оказанию услуг региональным оператором собственнику ТКО по обращению с этими отходами построено законодателем по модели абонентского договора (статья 429.4 ГК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 429.4 ГК РФ абонент обязан вносить платежи или предоставлять иное исполнение по абонентскому договору независимо от того, было ли затребовано им соответствующее исполнение от исполнителя, если иное не предусмотрено законом или договором.
Иными словами, абонентский договор предполагает исполнение по требованию одной из сторон (в затребованном количестве или объеме), при этом данная сторона обязана вносить платежи независимо от того, затребовала ли она исполнение у контрагента.
Отличительной особенностью абонентского договора является то, что плата заказчиком осуществляется не за фактическое оказание услуг или выполнение работ, а за предоставление ему возможности в любой момент в течение определенного периода воспользоваться согласованными услугами (работами). Подобная плата является фиксированной и может осуществляться как единовременно, так и периодическими платежами. Поэтому условие об обязанности абонента вносить платежи или предоставлять иное исполнение по такому договору независимо от того, было ли затребовано им соответствующее исполнение от исполнителя, является существенным условием абонентского договора.
Иными словами, отсутствие доказательств фактического оказания услуг региональным оператором не является препятствием к удовлетворению иска о взыскании абонентской платы, если собственник ТКО в этот период не требовал исполнения. Равным образом, невозможен возврат уплаченной абонентской платы в случае невостребования исполнения в соответствующий период, так как данная плата вносится не за услуги непосредственно, а за право их затребовать в необходимом абоненту объеме (пункт 2 статьи 429.4 ГК РФ, пункт 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора").
Вместе с тем указание в статье 24.6 Закона N 89-ФЗ о том, что региональный оператор обязан оказывать услуги по обращению с ТКО всем без исключения потребителям, находящимся в зоне его деятельности, само по себе не исключает возможности представления потребителем доказательств неоказания или ненадлежащего оказания региональным оператором данных услуг (статья 65 АПК РФ), подлежащих оценке при рассмотрении спора, как и необходимость проверки судом заключения потребителем договора о вывозе ТКО с иным лицом в обход закона с целью уклонения от оплаты стоимости соответствующих услуг, размер которых определен нормативно (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 14.09.2021 N 306-ЭС21-8811 по делу N А57-4118/2020).
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ в их совокупности и взаимосвязи, установив факт оказания спорных услуг истцом и отсутствие доказательств их оплаты ответчиком, учитывая специфику деятельности истца как регионального оператора, абонентский характер договора на вывоз ТКО, признав недоказанным оказание услуг иными лицами, суды пришли к выводу о наличии оснований для взыскания задолженности, неустойки.
Доводы кассационной жалобы, в том числе о том, что спорные услуги ответчику оказываются другими организациями по соответствующим договорам; спорные услуги ООО "Спецобслуживание-Центральное" фактически не оказывало; возражения против абонентского характера договора на обслуживание ТКО с истцом; об отсутствии в районе жилого дома контейнерных площадок; том, что ООО "Культспорттовары" относится к субъектам малого (среднего) предпринимательства, не осуществляет самостоятельной торговой деятельности, сдает торговые площади в аренду аналогичным субъектам предпринимательской деятельности, ТКО образуются у ответчика в минимальных количествах, при этом ответчик имеет свое специализированное помещение для накапливания и вывоза ТКО, помещение является встроенно-пристроенным по существу направлены на переоценку установленных судами обстоятельств и исследованных доказательств.
Между тем из полномочий суда кассационной инстанции исключены действия по установлению обстоятельств, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судами, по предрешению вопросов достоверности или недостоверности доказательств, преимущества одних доказательств перед другими, а также по переоценке доказательств, которым уже была дана оценка судами первой и апелляционной инстанций (статьи 286, 287 АПК РФ, пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции").
Судами не установлено явного уклонения регионального оператора от оказания услуг ответчику, наличия признаков злоупотребления правом региональным оператором, принято во внимание отсутствие доказательств некачественности оказанных услуг, оказания данных услуг иными лицами ответчику в спорный период.
Иное толкование заявителем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Учитывая изложенное, суды правомерно удовлетворили иск.
В обжалуемых судебных актах суды в полной мере исполнили процессуальные требования, изложенные в части 1 статьи 168, пункте 2 части 4 статьи 170 и пункте 12 части 2 статьи 271 АПК РФ, указав выводы, на основании которых суды удовлетворили заявленные требования, а также мотивы, по которым суды отвергли те или иные доказательства.
Отсутствие в мотивировочной части судебных актов выводов, касающихся оценки каждого представленного в материалы дела доказательства и доводов, заявленных сторонами в отзывах, письменных пояснениях, дополнениях и т.п., не свидетельствует о том, что оно не оценивалось судом; само по себе не является основанием для отмены вынесенных решения и постановления. Все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями главы 7 АПК РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права, в том числе являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебных актов, арбитражными судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела не допущено. Решение и постановление отмене не подлежат.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы относятся на заявителя в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 11.05.2021 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 05.08.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-13052/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.А. Аникина |
Судьи |
М.Ф. Лукьяненко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы кассационной жалобы, в том числе о том, что спорные услуги ответчику оказываются другими организациями по соответствующим договорам; спорные услуги ООО "Спецобслуживание-Центральное" фактически не оказывало; возражения против абонентского характера договора на обслуживание ТКО с истцом; об отсутствии в районе жилого дома контейнерных площадок; том, что ООО "Культспорттовары" относится к субъектам малого (среднего) предпринимательства, не осуществляет самостоятельной торговой деятельности, сдает торговые площади в аренду аналогичным субъектам предпринимательской деятельности, ТКО образуются у ответчика в минимальных количествах, при этом ответчик имеет свое специализированное помещение для накапливания и вывоза ТКО, помещение является встроенно-пристроенным по существу направлены на переоценку установленных судами обстоятельств и исследованных доказательств.
Между тем из полномочий суда кассационной инстанции исключены действия по установлению обстоятельств, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судами, по предрешению вопросов достоверности или недостоверности доказательств, преимущества одних доказательств перед другими, а также по переоценке доказательств, которым уже была дана оценка судами первой и апелляционной инстанций (статьи 286, 287 АПК РФ, пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции")."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 2 ноября 2021 г. N Ф04-6384/21 по делу N А03-13052/2020
Хронология рассмотрения дела:
20.01.2022 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-6081/2021
02.11.2021 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-6384/2021
05.08.2021 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-6081/2021
11.05.2021 Решение Арбитражного суда Алтайского края N А03-13052/20