г. Тюмень |
|
15 ноября 2021 г. |
Дело N А67-4593/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 ноября 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Черноусовой О.Ю.
судей Дружининой Ю.Ф.
Киричёк Ю.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Сибирская Аграрная Группа" на решение от 30.06.2021 Арбитражного суда Томской области (судья Сулимская Ю.М.) и постановление от 31.08.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Бородулина И.И., Зайцева О.О., Хайкина С.Н.) по делу N А67-4593/2021 по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области (634021, Томская область, город Томск, проспект Фрунзе, дом 103а, ИНН 7017113608, ОГРН 1057000120100) к акционерному обществу "Сибирская Аграрная Группа" (634537, Томская область, Томский район, улица 12 км (тракт Томск-Итатка тер.), дом 2, ИНН 7017012254, ОГРН 1027000764647) о привлечении к административной ответственности.
Суд установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области (далее - управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением о привлечении акционерного общества "Сибирская Аграрная Группа" (далее - общество, АО "Сибагро") к административной ответственности, предусмотренной частью 15 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 30.06.2021 Арбитражного суда Томской области, оставленным без изменения постановлением от 31.08.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда, АО "Сибагро" привлечено к административной ответственности по части 15 статьи 19.5 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 150 000 руб.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и направить дело на новое рассмотрение.
По мнению подателя кассационной жалобы, в его действиях отсутствует состав вменяемого правонарушения; спорное производственное помещение оборудовано естественной и механической вентиляциями, в нем осуществляется сбор коробок из гофрокартона, а не их изготовление, в связи с чем не имеется оснований для оборудования иной вентиляцией.
В отзыве на кассационную жалобу административный орган просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, АО "Сибагро" осуществляет деятельность по производству, переработке и реализации мяса птицы, мясных полуфабрикатов и прочей пищевой продукции; предписанием управления от 20.03.2020 N 87 в целях устранения нарушений требований статей 3, 14 Технического регламента ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 (далее - Технический регламент 021/2011), статей 11, 24 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пункта 5.2 ГОСТ 9142-2014 "Ящики из гофрированного картона. Общие технические условия", введенного в действие приказом Росстандарта от 20.05.2015 N 386-ст (далее - ГОСТ 9142-2014), на общество возложена обязанность в срок до 01.04.2021 оборудовать помещение сборки гофротары цеха убоя и переработки птицы местной и общеобменной приточно-вытяжной вентиляциями.
Невыполнение в указанный срок данного предписания (акт проверки от 21.05.2021) послужило основанием для составления управлением в отношении общества протокола об административном правонарушении от 21.05.2021 и обращения в арбитражный суд с заявлением о привлечении его к административной ответственности, предусмотренной частью 15 статьи 19.5 КоАП РФ.
Суд первой инстанции признал доказанным факт невыполнения обществом в установленный срок законного предписания управления, в связи с чем привлек его к административной ответственности по части 15 статьи 19.5 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Выводы суда первой инстанции о наличии в действиях АО "Сибагро" состава вменяемого административного правонарушения и отсутствии процессуальных нарушений при привлечении его к административной ответственности были поддержаны апелляционным судом.
Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд кассационной инстанции исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.
Частью 15 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена ответственность за невыполнение изготовителем (исполнителем, продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), органом по сертификации или испытательной лабораторией (центром) в установленный срок законного решения, предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов к продукции, в том числе к зданиям и сооружениям, либо к продукции (впервые выпускаемой в обращение продукции) и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации или утилизации.
В силу статьи 10 Технического регламента 021/2011 изготовители, продавцы и лица, выполняющие функции иностранных изготовителей пищевой продукции, обязаны осуществлять процессы ее производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования) и реализации таким образом, чтобы такая продукция соответствовала требованиям, установленным к ней названным техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции (часть 1).
Для обеспечения безопасности пищевой продукции в процессе ее производства (изготовления) должны разрабатываться, внедряться и поддерживаться следующие процедуры: содержание производственных помещений, технологического оборудования и инвентаря, используемых в процессе производства (изготовления) пищевой продукции, в состоянии, исключающем загрязнение пищевой продукции (пункт 8 части 3).
Пунктом 1 части 2 статьи 14 ТР ТС 021/2011 предусмотрено, что производственные помещения, в которых осуществляется производство (изготовление) пищевой продукции, должны быть оборудованы: средствами естественной и механической вентиляции, количество и (или) мощность, конструкция и исполнение которых позволяют избежать загрязнения пищевой продукции, а также обеспечивают доступ к фильтрам и другим частям указанных систем, требующим чистки или замены.
Согласно пунктам 5.2, 5.3 ГОСТ 9142-2014 при изготовлении ящиков из гофрированного картона выделяется бумажная пыль; ящики следует изготовлять в помещениях, оборудованных местной и общеобменной приточно-вытяжной вентиляциями.
В рассматриваемом случае в принадлежащем обществу цехе убоя и переработки птицы (Томский район, село Малиновка, площадка Птицефабрики "Томская", строения 41 и 57) осуществлялась сборка гофротары для последующей упаковки мяса птицы; при этом помещение не было оборудовано местной и общеобменной приточно-вытяжной вентиляциями.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", пунктами 1, 4, 5.1, 5.9 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322, пунктами 1, 8.1, 8.18, 8.34.1 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 09.07.2012 N 690, управление - территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - является уполномоченным органом на проведение государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка, а также технических регламентов, и вправе выдавать юридическим лицам предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их исполнения.
Суды установили, что уполномоченным должностным лицом управления в целях устранения допущенных обществом нарушений требований Технического регламента 021/2011, ГОСТ 9142-2014 при изготовлении пищевой продукции выдано предписание от 20.03.2020 N 87. Данное предписание отвечает требованиям определенности и законности, содержит конкретные указания о необходимости принятия мер по устранению вышеназванных нарушений.
Материалами дела подтверждается и АО "Сибагро" не оспаривается факт осуществления в апреле 2021 года деятельности по изготовлению пищевой продукции и сборке гофротары для упаковки в помещении, не оборудованном местной и общеобменной приточно-вытяжной вентиляциями.
Ссылка общества на устройство вентилятора в оконном проеме помещения не свидетельствует о выполнении вышеназванного предписания управления.
Поскольку АО "Сибагро" не представлены доказательства наличия каких-либо препятствий для исполнения выданного административным органом предписания, суды пришли к верному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 15 статьи 19.5 КоАП РФ.
Судами установлено, что протокол об административном правонарушении от 21.05.2021 вынесен управлением с соблюдением положений статьи 28.2 КоАП РФ, направленных на защиту прав лица, привлекаемого к ответственности.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание в виде штрафа назначено обществу по правилам статьи 4.1 КоАП РФ с учетом требований частей 3.2, 3.3 данной статьи в размере 150 000 руб. (половина минимального размера штрафа, предусмотренного санкцией части 15 статьи 19.5 КоАП РФ).
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает правомерным привлечение АО "Сибагро" к административной ответственности.
Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций и получили надлежащую правовую оценку. Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого спора не свидетельствуют о неправильном применении судами первой и апелляционной инстанций норм права.
Суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 30.06.2021 Арбитражного суда Томской области и постановление от 31.08.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А67-4593/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Ю. Черноусова |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды установили, что уполномоченным должностным лицом управления в целях устранения допущенных обществом нарушений требований Технического регламента 021/2011, ГОСТ 9142-2014 при изготовлении пищевой продукции выдано предписание от 20.03.2020 N 87. Данное предписание отвечает требованиям определенности и законности, содержит конкретные указания о необходимости принятия мер по устранению вышеназванных нарушений.
...
Поскольку АО "Сибагро" не представлены доказательства наличия каких-либо препятствий для исполнения выданного административным органом предписания, суды пришли к верному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 15 статьи 19.5 КоАП РФ.
Судами установлено, что протокол об административном правонарушении от 21.05.2021 вынесен управлением с соблюдением положений статьи 28.2 КоАП РФ, направленных на защиту прав лица, привлекаемого к ответственности.
...
Административное наказание в виде штрафа назначено обществу по правилам статьи 4.1 КоАП РФ с учетом требований частей 3.2, 3.3 данной статьи в размере 150 000 руб. (половина минимального размера штрафа, предусмотренного санкцией части 15 статьи 19.5 КоАП РФ)."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15 ноября 2021 г. N Ф04-6335/21 по делу N А67-4593/2021